Быстрые британские танки. Часть 4. Medium Mark A “Whippet”. В режиме «турбо»

12

Автор: Remont1969 aka Zbignev Lidskiy

История попытки создания сверхбыстрой модификации среднего танка Medium Mark A “Whippet”

Оказавшись немного отодвинутым от разработки новых модификация тяжёлых танков типа Марк фирма William Foster & Co и её генеральный конструктор предложили военным «скоростной» или «кавалерийский» танк, который должен был вводится в прорыв линии обороны вместе с кавалерией. Итогом работы стала серия в 200 машин нового типа танков — Medium Mark A “Whippet”. Сохранив от классических танков типа «ромб» трансмиссию без подвески танк был оснащен двумя двигателями Тейлор, выдававшими 90 л.с. на двоих, и мог передвигаться со скоростью 12,9 км/час. Как говорили военные, «Уиппет» был первым танком, который мог самостоятельно вернуться назад. Тем не менее подвижность и маневренность танка не устраивали и во Франции полковник Филип Джонсон (Colonel Philip Johnson) построил «турбированный» образец танка «Уиппет».

Классический вариант Medium Mark A “Whippet” с жесткой подвеской мощностью 90 л.с.

Классический вариант Medium Mark A “Whippet” с жесткой подвеской мощностью 90 л.с.

Medium Mark A “Whippet” — Johnson’s Whippet/Средний танк тип А «Уиппет» модернизированный Джонсоном

Страна: Великобритания

Производитель: William Foster & Co

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 14,25 тн

Экипаж: 3 чел

Размеры: 6040х2620х2730 мм

Бронирование: 13-14 мм

Вооружение: 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909

Двигатель: Rolls Royce Eagle VIII (V12), 300 л.с.

Преодолеваемый ров: 259 мм

Полковник Джонсон был неофициальным главой центральных танковых мастерских Танкового корпуса во Франции и хорошо знал все недостатки британских танков, по большому счёту только с поломками и недостатками он и имел дело, в том числе и танков Уиппет. Звездный час Джонсона начнётся немного позже, когда станет мегапопулярной его тросовая подвеска и тросовая система гусениц, которую попробуют поставить даже на Марк V. А в 1918-м году Филип Джонсон всего лишь попробовал ускорить серийный «Уиппет». Скорость танка лимитировалась безрессорной подвеской, трансмиссией и мощностью двигателя. Для начала Джонсон основательно переделал ходовую.

Johnson’s Whippet вид спереди, хорошо видны переделки движителя

Johnson’s Whippet вид спереди, хорошо видны переделки движителя

Главным изменением была трансформация неподрессоренного танка в машину с подвеской. Первоначальный вариант, у которого по каждому борту 12 опорных катков были без амортизации установлены в гусеничных корпусах, причем центральные шесть по каждому борту устанавливались с роликовыми подшипниками Skefco, был модифицирован путем подрессоривания этих катков на пружинных амортизаторах. Основательно были переделаны гусеничные корпуса. Джонсон использовал снятый авиационный V-образный двенадцатицилиндровый Rolls Royce Eagle VIII мощностью 300 л.с. Для согласования трансмиссии и двигателя на танк была установлена планетарная трансмиссия от Mk.V, спроектированная конкурентом Триттона — Уолтером Вилсоном. В итоге радикально увеличился моторный отсек, была поднята верхняя ветвь гусеницы, нижняя ветвь была сделана существенно более плоской. Задняя часть гусеничного хода вместе с трансмиссией Вилсона судя по всему была полностью взята от Марк V.

V12 Rolls Royce Eagle двигатель. ~300hp на 1800 rpm

V12 Rolls Royce Eagle двигатель. ~300hp на 1800 rpm

Модификации подвергся танк с серийным номером А214, который был поврежден в ходе боев в Брее. Сначала у него модернизировали подвеску, а затем взамен вышедшей из строя спарки двигателей, после того, как простая установка пружинной подвески не дала результата, установили сверхмощный двигатель. Считается, что благодаря новой пружинной подвеске и существенно более мощному двигателю максимальная скорость станка увеличилась в три раза до 30 миль в час (48 км/ч). Джонсон тем не менее остался недоволен проектом. Можно предположить, что отвратительно себя вели гусеничные ленты, не рассчитанные на такие скорости, согласование высокооборотистого авиационного двигателя с танковой низкоскоростной трансмиссией наверняка было не на высоте, да и форма гусеничного обвода не обеспечивала комфортного движения.

Johnson’s Whippet вид сборку, хорошо видны переделки движителя и новая задняя часть

Johnson’s Whippet вид сборку, хорошо видны переделки движителя и новая задняя часть

Можно предположить, что все опыты Джонсона над Уиппетом с авиационным двигателем и пружинной подвеской ограничились «забегами» по прямой, так как практически не один конструктивный элемент танка — двигатель, трансмиссия, гусеницы и их подвеска не был согласован друг с другом. Триттон и Вилсон устроили между собой гонку с преследованием создавая новые средние танки Medium Mark C и Medium Mark B, у которых была возвращена ромбовидная форма корпуса, и которые стали явным шагом назад по сравнению с «Уиппетом». Сам же Филип Джонсон едва не стал главным специалистом по средним танкам разработав новую систему гусеничного хода и подвески и «продав» военным свой Medium Mark D, на который в 1919-м году возлагались особые надежды.

Источники:

David Fletcher. Osprey — New Vanguard 207 — Medium Mark A Whippet.

Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.

http://www.landships.info/landships/tank_articles/whippet.html

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/British_medium_Mark-A_whippet.php

https://tankmuseum.org/tank-nuts/tank-collection/whippet

https://warspot.ru/7044-amerikanskiy-naslednik-angliyskogo-tankostroeniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account