Была ли в 17 веке единая проторелигия?

0

В своей статье «Что же за надпись на шлеме Ивана Грозного?», я высказал робкое предположение — о наличии в не таком далёком прошлом единой проторелигии, которая объединяла в себе православие и мусульманство. В статье «Так было ли православие и ислам единой религией?» Иван Ермаков подбросил дополнительных доказательств возможности существования подобной религии. И вот в ЖЖ amigooo коллега провёл своё исследование (оригиналы статей и комментарии вы можете прочесть здесь) которое ещё раз доказывает подобное предположение. Похоже, если основываться на всех собранных фактах то от предположений можно переходить к утверждению – РАНЕЕ 17 ВЕКА СОВРЕМЕННЫЙ ВОСТОК И РОССИЯ БЫЛИ ОБЪЕДИНЕНЫ ЕДИНОЙ РЕЛИГИЕЙ. Остается только гадать, почему о ней не дошло ни каких письменных упоминаний. Вероятно, тут дело в том, что с этого периода времени до нас вообще ни чего не дошло, я имею ввиду, не вообще книги, а письменные исторические источники (об этом факте вы можете прочитать в статье «Есть ли по истории средневековой Руси источники старше 17 века?»). Ну и естественно, мы сейчас не знаем, ни какова была иерархия древней «протоцеркви» ни каковы были взаимоотношения стран исповедующих эту религию.

Далее текст коллеги amigooo:

Была ли в 17 веке единая проторелигия?

 

 

 

Нам кажется, что мы знаем об истории нашей страны достаточно много, аж еще со времен основания Руси в IX веке. Однако это не так. Не то, что бы древняя история, которая является выдумкой довольно позднего времени, а даже история пятисотлетней давности нам совсем неизвестна. Многочисленные факты противоречат той картине прошлого, которую нам навязывают со школьных учебников. Взять хотя бы факты наличия в нашей культуре традиционно восточных, нерусских и даже — боже упаси — исламских элементов, особенно там, где их быть никак не может. Это — совсем другая история, другая Русь.

Полумесяцы на куполах православных храмов

На многих православных церквях на куполах помещен не просто крест, а крест с полумесяцем. Кажется странным, что символ другой веры венчает верх христианских храмов. Какие же объяснения этому даются?

Оказывается, что интерпретаций полумесяцу, помещенному под крестом много. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что полумесяц это:
— купель, в которой крестилась Церковь;
— люлька Вифлеемская, в которой находился младенец Христос;
— чаша Евхаристическая, в которой находится тело Христово;
— чаша Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа;
— церковный корабль, ведомый кормщиком Христом;
— образуемый вместе с крестом якорь, удерживающий корабль-храм в Царстве Небесном;
— якорь надежды, крестный дар Христа;
— древний змий, враг Божий, попираемый Крестом и ногами Христа;
— время, над которым возвышается Крест – символ вечности;
— поверженный ислам, память военной победы христиан над мусульманами.

Что мы здесь видим? Во-первых, то, что однозначного ответа, чем же является полумесяц под крестом, нет. Во-вторых, они неправдоподобны. Очевидно, что все эти люльки и купели вместе с якорями являются поэтическим отображением самого факта, красивой лирикой, воспевающей Божественное. Жизнь всегда проще, и появление стойкой символики всегда более прозаично.

Что же касается остального, то не может полумесяц изображать ни попираемых христианством врагов, ни, тем более, собственно сам полумесяц – символ ислама. Считается, что он якобы появился на православных куполах после покорения Иваном Грозным Казани. Однако невозможно представить, чтобы главные символы врага возносили на самый верх, пусть даже и с такой интерпретацией. Могла ли оказаться, например, фашистская свастика среди государственных символов Советского Союза, пускай и расположенная под звездой? Конечно же, нет! Даже изображение, не имеющее отношение к этой свастике и лишь отдаленно напоминающее ее, третируется властями, так как вызывает ассоциации с фашизмом.

В-третьих, большая часть вышеприведенных объяснений православного полумесяца дается самой Православной Церковью. И само их количество говорит о том, что ей, кому этот вопрос должен быть понятен лучше, чем кому-либо, ничего, на самом деле, неизвестно. Так откуда же взялся полумесяц?

Была ли в 17 веке единая проторелигия?
Полумесяц на вершине главного христианского собора страны – храма Христа Спасителя в Москве.

Заметим, что речь идет только о православных храмах. На католических и протестантских церквях полумесяц ни в каком виде не помещается (поэтому все эти люльки явно надуманы). И это многое объясняет.

Хорошо известно, что православие по ряду своих аспектов ближе к мусульманству, чем к остальному христианству. Об этом даже свидетельствует сходство названий – православие и правоверие, — свойственное только этим религиям. Еще больше эта близость заметна у староверов, то есть древнее православие имело много общих черт с исламом. Это может говорить о том, что раньше, причем не так давно, это была единая религия. Возможно, что ее главным символом был полумесяц со звездой или солнцем. Позже, при расколе, религиозная символика претерпела изменения: у мусульман остался полумесяц, а у православных полумесяц с крестом. Ведь известно, что крест является также и упрощенным символом солнца.

Нечто похожее мы можем встретить в исторических источниках. В них упоминается, что полумесяц являлся символом, принятым в христианском Константинополе. Турки, захватив его в XV веке, переняли у византийцев этот знак, якобы добавив к нему звезду. Другие источники говорят, что полумесяц со звездой уже был символом древнего Византия. Ясно, что здесь какая-то хронологическая путаница, но, при этом, понятно, что полумесяц не является сугубо мусульманским знаком, а изначально существовал в Константинополе.

Но могли ли мусульмане-турки, победив в войне христиан-греков, перенять у них знак полумесяца? Вряд ли победители не имели собственной религиозной символики, да к тому же не придумали ничего лучше, как взять ее у побежденных. Скорее всего, мусульмане и православные не сильно тогда отличались и имели общий религиозный символ, включающий в себя изображение полумесяца. Эта форма правоверного христианства вместе с полумесяцем была тогда и на Руси.

Гербы ряда городов Российской империи включали в себя не только полумесяц, но и полумесяц с крестом, к тому же расположенных точно так же, как и на куполах церквей. Из чего понятно, что крест, охваченный снизу полумесяцем, представлял собой цельный и распространенный символ. Многие гербы остались таковыми и поныне.

Была ли в 17 веке единая проторелигия?
Примеры гербов, содержащих изображение креста и полумесяца. Слева направо: герб Конотопа, герб Белозерска и герб Зенькова.

Была ли в 17 веке единая проторелигия?
Фрагмент шлема Ивана Грозного.

О том, что мусульманский мир был намного ближе к древней Руси, чем это принято считать, свидетельствуют некоторые материальные памятники. Так, на шлеме Ивана Грозного надпись на старославянском сочетается с арабской вязью. Причем по-арабски написано ни много, ни мало, как "Аллах Мухаммед".

На монете того же Ивана Грозного на одной стороне можно прочесть слова «Иван великий князь», а на другой – уже по-арабски — «Москов ахчасы будыр». Собственно арабы к монете отношения не имеют, их алфавитом пользовались тюрки (татары, турки), не имевшие собственной письменности. Данная фраза переводится с тюркского языка как «Деньга Москвы». Этот пример двуязычия касательно монет не единственный. Русские и тюркские слова на русских деньгах говорят только об одном – эти культуры были более чем просто родственные.

На известном шлеме, называемом шлемом Александра Невского, выгравированы арабские надписи. На самом деле шлем был сделан только в 1621 году для царя Михаила Романова. Однако это ничего не меняет: невозможно понять, зачем русский мастер Никита Давыдов нанес на него суры из Корана. И получил при этом от благодарного царя щедрую награду.

Была ли в 17 веке единая проторелигия?
Так называемый шлем Александра Невского и выгравированный на нем 13-й стих 61-ой суры Корана: «Помошь от Бога и близкая победа, и возвести это благо верным».

Арабские надписи можно узреть и на саккосе — церемониальном одеянии — митрополита Петра. Как и должно быть в данном случае, они имеют религиозное содержание. А на малом саккосе митрополита Фотия вообще написано «Аллах акбар»! Что же это было за христианство? Стоит вспомнить тогда и путешествие Афанасия Никитина, который в своем «Хождении за три моря» неоднократно обращается к Аллаху.

Скорее всего, ранние православие и мусульманство различались незначительно, так же как и русская и тюркская культуры. Потом, при изменении политического климата, историю отредактировали, удлинив к тому же хронологию, и наше прошлое стало выглядеть совсем иначе.
 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account