Bureau of Standards ASM-N-2 Bat: летучая мышка с тяжелым характером
При словах «управляемое оружие Второй Мировой» обычно вспоминаются сразу же немецкие управляемые противокорабельные бомбы FRITZ-X и аналоги.
Мало кому известно, что в 1944 году у США в арсенале было оружие, одним фактом своего появления превратившее германские «новинки» в анахронизм. Имя ему — ASM-N-2 Bat, первая в истории самонаводящаяся планирующая бомба.
Содержание:
Предисловие
Работы над управляемым оружием США начали еще в 1941 году. Уровень развития электроники США (на тот момент, высочайший в мире) и огромные мощности промышленности позволили развернуть программу разработки в широком масштабе. С 19 января 1941 года шла работа над серией образцов управляемого оружия SWOD — разрабатываемыми совместно Radio Corporation of America и National Bureau of Standards управляемыми бомбами.
Там, где немцы выбрали из множества самый простой, радиокомандный способ наведения с оптической детекцией аппарата, американцы попросту начали работать сразу во всех направлениях. Уже в 1942 году опыты увенчались относительным успехом в виде появления управляемой бомбы «Пеликан» с полуактивным радарным наведением.
Наводящийся по отраженному сигналу радара с носителя, «Пеликан» предназначался для уничтожения субмарин в надводном положении патрульными самолетами. Поражение подводной лодки в такой ситуации было известной проблемой — германские ПЛ, завидев патрульный самолет, ныряли быстро, а PB4Y были далеко не пикировщиками и сбросить бомбу сравнительно точно не могли.
Самонаводящийся «Пеликан» был хорошим выходом из положения. Опыты с эксплуатацией бомбы шли с 1942 по 1944 год и были прерваны не потому, что бомба показала себя плохо — просто в умах конструкторов уже была более эффективная идея.
В 1942 году, после успеха «Пеликана», у инженеров Бюро Стандартов родилась новая идея. Облучение цели радаром представляло известную проблему для самолета-носителя. Поэтому инженеры предложили сделать бомбу полностью независимой от носителя — т.е. самонаводящейся.
Так родилась «Bat»
В основе ее конструкции лежал все тот же корпус «Пеликана», с его крыльями, кормовым T-образным оперением. Боевой частью являлась стандартная 450-кг бронебойная бомба.
Главным преимуществом «Bat» была ее система наведения. Под радиопрозрачным обтекателем в носовой части крепилась антенна компактного авиационного радара. Посылаемый им луч отражался от цели и, принимаемый антеннами бомбы, удерживал ее на таком курсе, на котором импульсы становились максимально мощными — т.е. прямо на цель. В действие электроника бомбы приводилась компактным турбогенератором. На курсе бомбу поддерживал автопилот, созданный фирмой «Bendix Aviation»
Первые сбросы «Bat» состоялись осенью 1944 года и увенчались полным успехом — бомба поразила цель в 2-х из 4-х случаев! Адмирал Нимиц, хотя и не особо внимательно относившийся к подобным техническим новинкам, был впечатлен возможностями «Bat» и рекомендовал ее к развертыванию на патрульных самолетах PB4Y.
Развертывание бомбы «Bat» началось с января 1945 года в частях патрульной авиации на Тихом Океане. Разумеется, изначально бомбу планировали применить в Атлантике, но к январю 1945 в немецком флоте попросту уже не оставалось ничего, сколь-нибудь заслуживающего ее внимания.
До самого конца войны бомба использовалась патрульными самолетами в операциях против японского судоходства с неплохими успехами. Хотя потопление мелких суденышек вряд ли можно было считать значительной победой, на счету бомбы был и военный корабль — эскортный корабль «Aguni», атакованный и тяжело поврежденный управляемой бомбой в мае 1945.
Радиус эффективного применения «Bat» составлял 32 километра. Это позволяло самолету-носителю оставаться вне любой существующей на тот момент ПВО корабля-цели. Сбить саму бомбу — маленькую, почти незаметную — тоже было нелегкой задачей, а ночью абсолютно нереальной для зенитных орудий.
Помимо противокорабельного применения, по крайней мере несколько «Bat» были модернизированы для атаки хорошо защищенных мостов в Бирме.
Эксплуатация «Bat» выявила ряд проблем. Ее радар все же был очень слабым и легко «терял» цель при действиях вблизи побережья. Применение над сушей было почти исключено из-за того, что бомба легко принимала неровности рельефа за цели.
Около 3000 бомб «Bat» было произведено за время войны. Большая часть из них к августу 1945 еще оставалась непримененной — не из-за неэффективности, но попросту из-за отсутствия у Японии сколь-нибудь достойных целей.
После войны бомба оставалась на вооружении американского флота до начала 1950-ых. Было предпринято несколько испытаний, которые продемонстрировали, что, оставаясь техническим шедевром, «Bat» была очень уязвима к непрерывно улучшающимся средствам постановки помех. Бомба «Bat» также легко сбивалась лучами радаров цели и других кораблей, забивавших слабый сигнал ее РЛС. Планы применить бомбу в Корее натолкнулись на отсутствие у КНДР каких-либо кораблей, по которым ее можно было наводить. В 1955 году «Bat» была тихо снята с вооружения.