Если вы следите за современным развитием боевой техники, а в частности, артиллерии. То, может сложиться впечатление что время буксируемой артиллерии уже ушло их целиком и полностью заменили САУ. Отчасти это так. И действительно САУ практически во всё превосходят буксируемые пушки. Кроме одного аспекта, но, пожалуй, решающего – цены. Буксируемые пушки и гаубицы в разы если не на порядок дешевле любой САУ. И, видимо, из-за этого САУ ни когда не смогут полностью заменить буксируемую артиллерию.
В настоящее время часть ствольной артиллерии сухопутных войск зарубежных стран состоит из буксируемых и самоходных орудий, называемых «гаубицами», так как их основным назначением является навесная стрельба с закрытых огневых позиций (ОП). В то же время многие современные гаубицы могут вести огонь и прямой наводкой на дальность до 2000 м в зависимости от конструктивных особенностей. Длина ствола зарубежных гаубиц превышает значение, определенное в отечественной классификации для понятия «гаубица» при делении орудий на пушки и гаубицы.
Коррекция в терминологии вызвана, в первую очередь, развитием артиллерийских орудий, разрабатываемых с учетом возможных изменений условий боевых действий. При быстротечности современного боя полевая артиллерия должна соответствовать уровню мобильности и возможностям развертывания поддерживаемых ею общевойсковых подразделений. Основную задачу огневой поддержки артиллерийские части и подразделения могут выполнить лишь при высокой точности стрельбы, а также с малым временем на подготовку к ведению боя и свертыванию ОП после выполнения огневых задач с тем, чтобы избежать воздействия контрбатарейного огня.
С учетом вышеизложенного самоходные гаубицы (СГ) могли бы теоретически обеспечить решение поставленных задач наилучшим способом, но, несмотря на многие преимущества, самоходная артиллерия имеет ряд недостатков и слабых мест, например, значительно большую массу самоходных систем по сравнению с буксируемыми орудиями.
Кроме того, последние достижения в области технологий изготовления стволов длиной 52 калибра (клб) обеспечивают ведение огня на дальности свыше 40 км. Это позволяет артиллерийским подразделениям развертывать ОП намного дальше от переднего края, что снижает опасность поражения от боеприпасов стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов противника и, соответственно, уменьшает потребность в броневой защите личного состава артиллерийских подразделений. В пользу буксируемых гаубиц (БГ) говорит и тот факт, что с начала 80-х годов многие из них оснащаются вспомогательными движителями для перемещения на поле боя на короткие расстояния без помощи тягачей.
Буксируемая артиллерия получила широкое распространение во всем мире, поэтому актуальным является решение вопроса об ее значении и дальнейшем развитии. Зарубежные военные специалисты, проводя сравнение буксируемой и самоходной артиллерии, рассматривают как боевые возможности систем, так и материальные затраты на вооружение и военную технику (В и ВТ) артиллерийских подразделений, а также на экипировку и содержание личного состава.
Стоимость вооружения и военной техники. Для объективной оценки этого фактора необходимо рассмотреть стоимость всех основных элементов вооружения артиллерийского подразделения: орудий, тягачей для буксируемой артиллерии, командно-штабных машин (КШМ), ремонтно-восстановительных (эвакуационных) машин и машин подвоза боеприпасов. Средние цены и типовой состав вооружения 155-мм артиллерийских батарей представлены в таблице 1. Для сравнения обычно применяются не абсолютные, а относительные показатели, поэтому использовались данные середины 90-х годов. В батарее буксируемых гаубиц КШМ и тягачи представляют собой колесные бронированные машины (колесная формула 6 х 6), а машины подвоза боеприпасов – автомобили повышенной проходимости, а вся техника самоходных батарей, как правило, гусеничные машины.
Сравниваемые батареи используют боеприпасы одних типов, а живучесть стволов орудий составляет в среднем 1000 выстрелов. Стоимость выстрела оценивается в 700 долларов, а суммарная стоимость боеприпасов батареи шестиорудийного состава равняется 4,2 млн. долларов (700 х 6 х 1000).
Таблица 1
СРЕДНЯЯ ОЦЕНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ БАТАРЕИ (в ценах 1995 года, млн. долларов)
Содержание личного состава. Этот аспект оценки охватывает не только денежное довольствие, но и затраты на обмундирование, обучение, а также дополнительные выплаты, связанные с условиями службы. Материальные затраты на содержание личного состава зависят от уровня развития страны, а также от условий укомплектования личным составом (по контракту или набор по призыву).
Для наиболее полного учета затрат обычно анализируется продолжительный период, например 10 лет. При расчетах учитывается, что в батарее самоходных гаубиц служит 40, а в буксируемой батарее – 75 человек. Результаты расчетов по материальным затратам на личный состав приведены в табл. 2.
В ходе анализа этой таблицы можно сделать выводы, что в странах группы I затраты на содержание личного состава являются значительными. Это объясняет причину, по которой некоторые высокоразвитые страны Западной Европы с профессиональной армией постоянно ищут пути сокращения численности персонала. Наиболее приемлемый вариант артиллерийских подразделений данной группы стран – батарея СГ, содержание которой обходится дороже, чем содержание БГ всего лишь на 16 проц, во второй группе стран затраты на содержание личного состава значительно меньше, чем стоимость материальной части (так как денежное содержание призывников значительно ниже зарплаты служащих по контракту). Таким образом, с точки зрения экономии денежных средств три батареи БГ, укомплектованные призывниками, обходятся немного дороже одной батареи СГ с военнослужащими-контрактниками.
Таблица 2
ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА (тыс. долларов)
Оценка по критерию «стоимость/эффективность». Для группы стран с высоким уровнем развития очевидно, что предпочтительно иметь на вооружении самоходные подразделения. Для другой группы однозначного ответа дать нельзя. Следует принимать во внимание следующие оперативные требования, предъявляемые к артиллерийским подразделениям: способность обеспечить непрерывную огневую поддержку на большие расстояния; обеспечение выполнения своих функций в течение всего боя; возможность быстрой смены огневых позиций.
С учетом всего перечисленного специалисты отмечают, что при определенных условиях буксируемая артиллерия имеет некоторое преимущество перед самоходной. Дивизион СГ, например, может обеспечить ведение непрерывного огня, если несколько орудий (например, одно на батарею) ведут огонь в то время, как остальные установки еще находятся в движении. В то же время два – четыре дивизиона БГ способны обеспечить даже более эффективный непрерывный огонь, если один или более дивизионов еще в движении, а другие готовы к ведению огня.
Эффективность огня зависит от типа применяемых боеприпасов, причем самоходные и буксируемые дивизионы используют одни и те же типы боеприпасов. Однако два – четыре дивизиона БГ (в сравнении с одним дивизионом СГ) могут произвести больший эффект вследствие наличия большего числа орудий, а следовательно, и большего количества произведенных выстрелов.
Возможность по ведению огня в глубину считается равной, так как рассматриваются орудия со стволом длиной 52 клб, а также с идентичными системами управления огнем.
Второе требование – сохранение боеспособности, то есть живучести, в течение всех этапов боя. Два – четыре дивизиона БГ представляют более сложную цель для подавления со стороны противника, чем один дивизион СГ. Кроме этого, ОП, занимаемая подразделениями буксируемой артиллерии, менее уязвима в сравнении с ОП самоходных подразделений. Самоходные орудия защищены (броней) от осколков, боеприпасов стрелкового оружия и кумулятивно-осколочных боевых элементов (БЭ) кассетных артиллерийских снарядов. Но они в большей степени подвержены поражению от БЭ точного прицеливания и ракет класса «воздух – земля». Самоходные гаубицы легче, чем буксируемые орудия, обнаруживаются наземными электронными средствами разведки.
Если в качестве тягача БГ используются бронированные колесные машины (6 х 6), то они обеспечивают надежную защиту расчета от пуль и осколков, хотя с большими расходами. Кроме того, если тягач поврежден, то его можно заменить другим транспортным средством.
Современные 155-мм орудия с длиной ствола 52 клб оборудованы вспомогательным движителем, который обеспечивает самостоятельное передвижение орудия на дистанции до 500 м. В данном радиусе подразделение буксируемых гаубиц может без привлечения тягачей сменить огневую позицию и избежать поражения в контрбатарейной борьбе. Два – четыре дивизиона БГ могут постоянно находиться в движении с постоянной готовностью вести огонь, что значительно повышает живучесть орудий.
Третье требование – обеспечение возможности быстрой смены огневых позиций. Два – четыре дивизиона БГ могут выполнить это требование более эффективно, чем один дивизион СГ, благодаря большему числу подразделений, что обеспечивает более высокую их гибкость на тактическом уровне (исключение составляют дивизионы СГ PzH 2000).
С оперативной точки зрения буксируемая артиллерия имеет большую стратегическую мобильность. Поэтому она в большей степени соответствует уровню дивизии и армейского корпуса. Конечно, СГ отличаются тактической мобильностью, но для перемещения на расстояние свыше 200 км необходимы более тяжелые и дорогостоящие средства. Хотя для упрощения расчетов их стоимость не учитывается.
Таким образом, в основе сравнения самоходной и буксируемой артиллерии лежит принцип учета материальных затрат на В и ВТ батареи. Для простоты и краткости расчетов не учитывалась стоимость обслуживания самоходных установок и продолжительность сроков службы. Хотя эти факторы были бы в пользу буксируемых орудий. Однако общие затраты на обслуживание нескольких буксируемых дивизионов сравнимы с затратами на обслуживание одного самоходного, и преимущество буксируемой артиллерии снижается. Далее в статье будут рассматриваться основные направления развития буксируемых орудий.
Направления развития зарубежных буксируемых гаубиц. За рубежом наибольшее распространение получили 105-мм и 155-мм орудия. В начале 1990-х годов сложилось мнение, что 105-мм БГ достигли пика своего развития и подлежат замене 155-мм орудиями. Однако 155-мм БГ не вполне отвечают всем современным оперативным требованиям. Кроме того, новые технологии в области создания легких прочных материалов, средств транспортировки и т. п. позволяют ликвидировать ряд недостатков (низкая огневая мощь) и расширить преимущества 105-мм артиллерийских систем.
Основное преимущество 105-мм систем заключается в значительно более низких массогабаритных характеристиках не только орудия, но и боеприпасов. Вследствие того, что масса орудия и метательного заряда 105-мм выстрела меньше, чем у 155-мм образцов, 105-мм орудия характеризуются значительно меньшей силой отката и более высокой скорострельностью.
Относительно небольшая масса 105-мм снарядов дает следующее преимущество – с ним легче обращаться, чем с 155-мм аналогами. Важно заметить, что масса боеприпасов играет важную роль при перевозке, особенно в специфических условиях (труднодоступных районах, ограничении на средства перевозки и т. д.). Кроме того, на самых ранних этапах развертывания в районе боевых действий войск эффективнее будет использование большего количества легких боеприпасов, чем меньшего числа снарядов среднего калибра.
Рис. 1. 105-мм буксируемая гаубица L118A1 (Великобритания)
Отмечая достоинства 105-мм буксируемых систем, западные эксперты указывают, что в первую очередь они будут по-прежнему использоваться при ведении боевых действий в горах, обеспечении немедленного реагирования сил быстрого развертывания; огневой поддержки операций, проводимых парашютными, десантными и воздушно-штурмовыми подразделениями.
Для расширения боевых возможностей 105-мм БГ за рубежом проводятся мероприятия по трем основным направлениям: увеличение дальности стрельбы, повышение точности стрельбы, сокращение времени готовности. В качестве примера можно сослаться на три зарубежных образца БГ: французской LG1 Mk2, английской L118A1 (рис. 1) и южноафриканской G7 (рис. 2).
Рис. 2. 105-мм буксируемая гаубица G7 со стволом длиной 57 клб (ЮАР)
Увеличение дальности стрельбы БГ LG1 Mk2 планируется осуществить за счет принятия на вооружение новых 105-мм активно-реактивных снарядов (АРС). В частности, руководство ВС Канады проводит испытания боеприпасов с донным газогенератором (ГГ). Он состоит из двух стартовых зарядов, которые обеспечивают начальную скорость в 555 м/сек на одном заряде и 710 м/сек на обоих. Максимальная дальность стрельбы новым снарядом – 18,3 км, в то время как на прежнем однозарядном ГГ максимальная дальность достигала 17,5 км.
Модернизацию артиллерийской части БГ LG1 Mk2 проводит фирма-разработчик «Жиат». С целью сокращения времени перевода из походного положения в боевое и обратно была изменена конструкция сошников, что позволило облегчить перевод станин. Для дальнейшего сокращения времени на подготовку данных к стрельбе и числа их ошибок, благодаря чему повышается точность стрельбы, планируется использовать автоматическую систему наведения (АСН) LINAPS (Laser Inertial Automatic Pointing System) английской фирмы «БАе системз».
Рис. 3. Приемник КРНС NAVSTAR FIN 3110L (Великобритания)
LINAPS разработана для замены оптических прицелов легкой гаубицы L118 LG (Light Gun, в переводе с английского «легкая пушка», критерий «легкий» подразумевает возможность транспортировки на внешней подвеске вертолетов средней грузоподъемности), состоящей на вооружении СВ Великобритании. Эта система обеспечивает автоматическое определение координат орудия в движении, что сокращает время на подготовку к первому выстрелу. Основными измерительными элементами АСН являются кольцевой лазерный гироскоп, приемник КРНС NAVSTAR FIN 3110L (рис. 3) и прибор измерения пройденного расстояния. Измеренные данные отображаются на дисплее наводчика, установленном слева от казенной части (рис. 4) и дисплее, расположенном в кабине тягача.
Рис. 4. Дисплей наводчика системы наведения LINAPS (Великобритания)
На дисплее наводчика отображаются углы наведения ствола. При придании орудию заданного положения цвет изображения меняется. Кроме того, на дисплее отображается температура воздуха и начальная скорость снаряда, определяемая баллистической станцией. Во время испытаний была достигнута точность определения координат, равная 0,7 проц. пройденного расстояния.
Как отмечают западные эксперты, дальнейшая автоматизация процессов подготовки к стрельбе будет реализована с помощью приборов по измерению состояния ствола, температуры метательных зарядов, а также системы автоматического учета снарядов и зарядов путем специального кодирования, программного обеспечения для моделирования траекторий полета снарядов с целью расчета углов вертикального и горизонтального наведения. Данные расчеты необходимы для выполнения «псевдозалпа». Необходимо учитывать, что 105-мм орудия благодаря большей скорострельности будут эффективно осуществлять одновременный налет несколькими снарядами из одного орудия, чем относительно «медленные» 155-мм гаубицы.
Для увеличения максимальной дальности стрельбы до 19 км из БГ L118 ведутся НИОКР по созданию метательных зарядов и газогенераторов для снарядов. По заявлению разработчиков, несмотря на то что часть объема снаряда занимает ГГ, новый осколочно-фугасный снаряд (ОФС) M1 позволяет формировать на 25 проц. больше осколков, чем прежний – L31. В ряде стран, закупивших английскую БГ, также разрабатываются 105-мм боеприпасы с целью доведения дальности стрельбы до 20 км и больше. При этом длина снарядов или остается прежней, или увеличивается незначительно. При увеличении мощности заряда возрастает сила отдачи, поэтому для обеспечения большей устойчивости орудия при стрельбе новыми метательными зарядами разрабатываются более эффективные, но меньших размеров противооткатные устройства, а также дульный тормоз.
В отличие от Франции и Великобритании южноафриканская компания «Денел» разрабатывает 105-мм БГ G7 со стволом длиной 57 клб, включая пятикалиберный дульный тормоз типа «перечница», имеющий нарезы на внутренней поверхности. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом составляет 30 км, а осколочно-фугасным – 24 км. На дальности 75 проц. максимальной рассеивание снарядов составляет 0,3 проц. по дальности и 0,5 деления угломера (приблизительно 1 мрад) по направлению. Одновременно фирма «Сомхем» разрабатывает модульные метательные заряды. Заряд включает пять модулей одного состава. Благодаря этому максимальная начальная скорость достигает 950 – 1050 м/с. Для стрельбы прямой наводкой могут применяться 105-мм бронебойно-подкалиберные (танковые) снаряды, имеющие максимальную начальную скоростью 1300 м/с. Таким образом, максимальная дальность стрельбы АРС из большинства 105-мм БГ не превышает 20 км, а из перспективной гаубицы (создан только экспериментальный образец) G7 – 30 км (см. табл. 3).
Таблица 3
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 105-мм ЗАРУБЕЖНЫХ БУКСИРУЕМЫХ ГАУБИЦ
Новое поколение легких 155-мм пушек/гаубиц. Недостаточная максимальная дальность стрельбы, составляющая 20 км, ограничивает применение легких орудий, несмотря на их преимущества. Кроме того, воздействие по цели 105-мм боеприпасов далеко не всегда соответствует требованиям боевой обстановки. Этот недостаток обусловлен линейными размерами боеприпасов и, соответственно, их объемом. Увеличение калибра со 105 до 155 мм позволяет увеличить мощность заряда боевой части в 4 раза.
Западные эксперты считают, что идеальное орудие должно иметь боевую массу, аналогичную массе 105-мм орудий, а по огневой мощи и дальности стрельбы быть сопоставимым со 155-мм образцами. Достижения современных технологий в области металлургии, в частности алюминиевых и титановых сплавов, по их мнению, может сделать реальным данное предположение.
Однако в большинстве стран осуществляется модернизация существующих 155-мм тяжелых БГ, которые не могут перевозиться на внешней подвеске транспортных вертолетов. Основные усилия разработчиков направлены на увеличение дальности и повышение точности стрельбы, сокращение времени на подготовку (время готовности) к ней и достижение частичной автономности. В каждом государстве в зависимости от взглядов командования сухопутных войск на использование полевой артиллерии, состояния научно-технической базы и финансирования программы модернизации отличаются объемом выполняемых работ.
Республика Корея в результате модификации американской 155-мм БГ М114А1 разработала БГ КН179 (рис. 5), при этом максимальная дальность стрельбы ОФС увеличена с 14 600 до 22 000 м, а АРС – до 30 000 м. Но, как отмечают западные специалисты, АРС практически не используются для стрельбы из данного орудия. Увеличение дальности стрельбы обеспечено благодаря новому стволу длиной 39 клб.
Шведская фирма «Бофорс» для снижения нагрузки на членов расчета 155-мм БГ FH-77B со стволом длиной 39 клб разработала кран для подъема боеприпасов. Он устанавливается справа от казенной части орудия (рис. 6). Кроме того, гаубица отличается тем, что стрельба из нее ведется без подъема колес. Как и у гаубицы КН179, при стрельбе не используются активно-реактивные снаряды.
Рис. 5. 155-мм буксируемая гаубица КН179 (Республика Корея) на огневой позиции
Снаряды с донным газогенератором обеспечивают большую на 25 – 30 проц. дальность стрельбы по сравнению с ОФС, поэтому чем больше максимальная дальность стрельбы последними, тем больше она увеличивается у первых. В связи с этим с целью увеличения дальности полета снарядов были созданы стволы длиной 45 и 52 клб.
По мере увеличения длины ствола возрастет и масса гаубицы, что следует из данных, представленных в таблице 4. Самая тяжелая из 155-мм БГ – южноафриканская гаубица G5 Mk3 со стволом длиной 45 клб. Ее масса около 14 т. Дальность стрельбы АРС достигает 39 км. Лафет БГ G5 позволяет устанавливать стволы длиной 39 и 52 клб. Как и южноафриканскую систему, БГ TIG 2000 (Израиль), GH (Финляндия) и GHN (Австрия, Бельгия, Канада) при необходимости можно оснащать стволами разной длины. Увеличение массы качающейся части привело к повышению нагрузки на расчет орудия при стрельбе и переводе из походного положения в боевое и обратно. С целью облегчения процесса обслуживания современные БГ со стволом длиной 45 и 52 клб оборудуются вспомогательным движителем (ВД), который приводит в движение приводы наведения орудия и механизмы заряжания (подачи) снарядов и зарядов. Кроме того, ВД позволяет перемещать орудие на ограниченное расстояние. На рис. 7-10 представлены 155-мм зарубежные БГ с ВД. Скорость движения по шоссе 15-18 км/ч, а по пересеченной местности 8-10 км/ч. Некоторые образцы, например GH N-45, производятся и без вспомогательного движителя. Данная гаубица отличается также тем, что для передвижения по мягкому грунту колеса могут покрываться гусеничными лентами.
Рис. 6. 155-мм буксируемая гаубица FH-77B (Швеция) на огневой позиции.
Таблица 4
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 155-ММ ЗАРУБЕЖНЫХ БУКСИРУЕМЫХ ГАУБИЦ
Частичная автономность БГ при оснащении вспомогательным двигателем постепенно увеличивается благодаря развитию автоматических систем управления огнем (СУО). Так, южноафриканская фирма «Денел» разрабатывает и проводит испытания СУО на базе лазерного кольцевого гироскопа для 155-мм БГ G5 Mk3. Эта система позволяет произвести первый выстрел по прибытии на огневую позицию в течение 2,5 мин. Точность наведения ствола составляет 1 деление угломера (ДУ). Но тем не менее она имеет недостаток, характерный для всех тяжелых БГ, – ограниченные возможности транспортировки по воздуху.
Рис. 7. 155-мм буксируемая гаубица G5 (ЮАР) на огневой позиции
Работы по созданию буксируемых артиллерийских систем нового поколения наиболее активно ведутся только в США и Великобритании. Командования морской пехоты и сухопутных войск (СВ) с 1994 года сотрудничают в области разработки 155-мм легкой буксируемой гаубицы (ЛБГ) для замены устаревшей 155-мм БГ M198. В соответствии с предъявленными требованиями новое орудие должно иметь ствол длиной 39 клб, обеспечивающий максимальную дальность стрельбы стандартным ОФС 30 км, а АРС до 40 км, практическую скорострельность 5-8 выстр./мин, время перевода из походного положения в боевое и обратно 2-3 мин. Сокращение времени готовности орудия и повышение скорострельности будут реализованы благодаря новой СУО на базе ЭВМ, включающей АСН и автомат заряжания. К числу основных требований к ЛБГ относится транспортабельность на внешней подвеске вертолетом средней грузоподъемности.
Рис. 8. 155-мм буксируемая гаубица TIG2000 (Израиль) при самодвижении
В результате проведенного конкурса в первом квартале 1998 года для создания нового орудия в качестве базовой была выбрана 155-мм гаубица UFH британской фирмы «Виккерс», а опытный образец получил обозначение ХМ777. По сравнению с тяжелыми 155-мм БГ масса ХМ777 снижена более чем в два раза и доведена до 3,7 т, благодаря использованию алюминиевых и титановых сплавов. Общая компоновка перспективного орудия принципиально отличатся от всех существующих, например, высота цапф составляет всего 650 мм, что обеспечивает ее устойчивость при стрельбе на максимальных зарядах путем передачи части энергии отката на грунт. Дополнительная стабилизация гаубицы во время ведения огня обеспечивается двумя передними и двумя задними станинами с сошниками. При стрельбе колеса подняты на гидравлических домкратах. Ушко для буксирования прикреплено непосредственно к дульному тормозу.
Руководство СВ США в 1998 году свело к минимуму свое участие в совместной разработке, но при этом объявило о необходимости создания для артиллерийских подразделений легких дивизий и сил быстрого развертывания буксируемой гаубицы, удовлетворяющей более жестким требованиям. По мнению военных экспертов, данная артсистема должна обеспечивать эффективное выполнение задач непосредственной огневой поддержки подразделений сухопутных войск, имея при этом боевую массу не более 2 300 кг.
Рис. 9. 155-мм буксируемая гаубица GH52 (Финляндия)
Научно-исследовательский центр вооружений и научно-исследовательская лаборатория СВ США, ответственные за разработку нового орудия, представили его концепцию, согласно которой 155-мм орудие с длиной всего 26 клб будет установлено на трехстанинном лафете, подобном лафету 122-мм гаубицы Д-30 российского производства. Наиболее значительным технологическим новшеством является использование в противооткатных устройствах электрореологической жидкости, содержащей частицы металла. Ее вязкость может меняться в течение сотых долей секунды, что позволяет осуществлять управление откатом, снижая при этом нагрузку на цапфы и станины. Исследования в области изучения состава и физических свойств жидкости проводятся американской фирмой «Дженерал атомикс».
Для повышения точности стрельбы и скорострельности, а также снижения нагрузки на личный состав гаубица будет оснащена автоматизированной системой управления огнем на базе ЭВМ. СУО состоит из навигационной системы, использующей данные КРНС NAVSTAR, встроенной баллистической станции, лазерной системы воспламенения заряда, принципиально новой системы прицеливания и ориентирования орудия.
Принимая участие в совместной с США разработке ЛБГ, английская фирма «БАе системз» планирует на базе ХМ777 создать семейство легких орудий с целью решения широкого спектра задач огневого поражения, в том числе артиллерией кавалерийских и горных подразделений. Для непосредственной огневой поддержки намечается разработать ЛБГ со стволом длиной 26 или 30 клб и максимальной дальностью стрельбы 22 км, а массой не более 3,1 т. Для осуществления общей огневой поддержки предполагается создать артсистемы со стволом длиной 45, 47 или 52 клб и максимальной дальностью стрельбы 40 км, при этом масса не должна превышать 4,5 т. Одновременно семейство ЛБГ планируется оборудовать механизмами, облегчающими обслуживание во время стрельбы. Это могут быть двигатель для механизма подачи боеприпасов, приводы для вертикального и горизонтального наведения ствола. Запланировано оснастить ЛБГ СУО, включающей инерциальную навигационную систему, баллистическую станцию, устройство распределения мощности, цифровой прибор наблюдения для стрельбы прямой наводкой, средства связи, дисплеи для командира орудия, наводчика и его помощника.
Рис. 10. 155-мм буксируемая гаубица SBT-1 (Испания) готова к стрельбе
Таким образом, в развитии буксируемых артиллерийских орудий прослеживаются две основные тенденции: первая касается снижения массы систем, вторая – увеличения точности стрельбы. Боевая масса оказывает непосредственное влияние на возможность оперативной транспортировки орудий, в том числе на большие расстояния. Зарубежные специалисты в области создания артиллерийских систем уделяют достаточное внимание экономическому аспекту проблемы. При уменьшении боевой массы сокращаются расходы на транспортировку единицы вооружения.
Повышение точности стрельбы из всех видов оружия – это обязательное требование, предъявляемое к СВР, что необходимо для быстрого нанесения удара и своевременного отвода войск. Чем выше точность стрельбы, тем меньше требуется боеприпасов. Сокращение расхода боеприпасов, в свою очередь, уменьшает нагрузку на органы тылового обеспечения и повышает оперативность развертывания артиллерийских подразделений, а возможность нанесения точного удара необходима при выполнении огневых задач в операциях по поддержанию мира при действиях на значительном удалении от основных сил.
Источник — http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-art/buksiruemye-gaubicy/