БТР на экспорт – Laffly W15VBD
Парижская фирма Laffly, основанная в 1859 году, начинала с паровых двигателей и дорожных катков. К началу первой мировой войны уже дети Мориса Лаффли сделали ставку на автомобильную продукцию и не прогадали. В 1920-30-е годы компания выпускала самые разнообразные автомобили – от броневиков и тяжелых армейских тягачей до пожарных и коммунальных машин. Гамма грузовиков включала в себя двухосные модели грузоподъемностью 3-7 тонн, которые первыми во Франции получили двухтактные дизели с двумя противоположно движущимися поршнями в каждом цилиндре.
Автомобили Laffly отличались надежностью, экономичностью и хорошими характеристиками проходимости. Одна из моделей – 5-тонный грузовик «Сахара» образца 1930 года успешно совершил в 1933 году пробег в 13 тысяч километров от Парижа до африканской территории Чад и обратно, расходуя всего 18 л топлива на 100 км. В те же годы у «Лаффли» завязывается плодотворное сотрудничество с другой французской фирмой схожего профиля – «Гочкисс» (Hotchkiss), двигатели разработки которой стали устанавливаться на машины обеих компаний. В свою очередь, многие машины «Лаффли» выпускались на предприятиях партнера под именем «Гочкисс».
В преддверии войны Laffly приступила к созданию специальной серии универсальных армейских автомобилей повышенной проходимости. Планировалось выпускать целую серию вездеходов: небольшие V10/V15 (4х4), среднеразмерные S15/W15 (6х6) и S20/S25 (6х6) и тяжелые S35/S45 (6х6). Мощность моторов этих машин колебалась в диапазоне от 38 до 110 л.с., а в основе конструкции лежала бортовая схема трансмиссии, впервые выдвинутая и реализованная на армейских автомобилях фирмой «Панар». В ней, после коробки передач, была предусмотрена раздаточная коробка с единственным (межбортовым) блокируемым дифференциалом. Главная передача каждого колеса имела свой понижающий редуктор, свой карданный вал с двумя шарнирами каждый. Трансмиссия получалась очень сложной, но все ее механизмы сосредотачивались вдоль бортов, и в кузове с низким полом было достаточно места для пассажиров или вооружения. Дифференциал же существовал в единственном числе, чем удешевлялось производство и ремонт.
Кузов вездеходов Laffly был простым, технологичным в производстве и обслуживании, мог иметь как традиционные двери, так и упрощенные вырезы вместо них. Все шесть колес были односкатными, а еще по два пневматика (катки небольшого диаметра) монтировались на вытянутом передке и под средней частью кузова для облегчения преодоления рвов и окоп. Различные модели «Лаффли» стали поступать в войска с 1936 года, преимущественно в кавалерийские части, которые в это время как раз активно переформировывались в моторизованные.
Одним из самых массовых вариантов «Лаффли» должен был стать трехосный артиллерийский тягач Laffly/Hotchkiss W15T (6х6). Эта модель отличалась низким силуэтом, что было немаловажным преимуществом для роли тягача противотанковой артиллерии, действующего поблизости от переднего края (обычно буксировалась 47-мм пушка SA Mle.1937). При длине в 4,5 метров и ширине 1,9 метров, высота вездехода составляла всего 1,3 метра (фактически, вместе с бортами и ящиками для инструментов – до 1,7 метров). Масса снаряженная – 3300 кг, полная – 4500 кг (грузоподъемность 1,2 т. + возможность тянуть прицеп весом 1,8 т.). Кроме водителя в машине могли свободно разместиться 5 человек, а также довольно вместительные емкости-рундуки для боезапаса буксируемого орудия, инструментов и другого военного имущества по бортам кузова.
Laffly W15Т
В качестве силового агрегата на Laffly W15Т использовался рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель Hotchkiss 486 рабочим объемом 2,3 л и мощностью 65 л.с. Он обеспечивал тягачу 51 км/ч максимальной и 45 км/ч «крейсерской» скорости. Диаметр разворота составлял 10,7 м. Шесть односкатных ведущих колес дополняли две пары пневматиков: одна крепилась на передней оконечности рамы, а другая – под днищем в средней части машины. Первая пара помогала взбираться на крутые склоны, тогда как вторая – перебираться через вертикальные препятствия. Еще одним штатным приспособлением, предназначенным для повышения проходимости, являлись три пары крючков на внешних и внутренних сторонах колесных дисков, служащих для быстрого закрепления цепей. Вооружение включало один 7,5-мм пулемет FM 24/29, брони не предусматривалось.
По планам, к концу 1940 года кавалерия должны была получить 1222 Laffly W15T, но к завершению весенне-летней кампании Hotchkiss успела выпустить всего около 75-80 машин. Помимо этого, производством W15T с 1940 года занялась Citroen, причем машина выпускалась для перевозки 25-мм зенитных пушек Hotchkiss CA Mle.1938 и CA Mle.1939. От базовой модели Laffly W15T такие тягачи отличались кузовом с более высокими бортами, кроме того, на них устанавливался двигатель Citroen объемом 1,9 литра и мощностью 55 л.с. Общее число выпущенных Citroen машин неизвестно и варьируется от 50 до 100 штук.
В моторизованных частях Laffly W15T должен был заменить полугусеничные тягачи Citroen-Kegresse P17E. Заказы на эти машины были переданы «дружественной» компании Hotchkiss. В дальнейшем именно Laffly W15T станут базой для колесных истребителей танков Laffly W15TCC, вооруженных все той же 47-мм противотанковой пушкой APX SA Mle.1937. Новый вездеход обладал поразительными качествами проходимости, практически недоступные своим современникам. Казалось бы избыточные для европейского театра военных действий внедорожные возможности предназначались для перемещения противотанковой пушки по переднему краю – мертвой земле, изрытой воронками и траншеями до состояния «лунной поверхности». Причем за счет небольшой высоты, открытая трехосная машина почти сливалась с окружающим пейзажем.
Впрочем, выдающиеся качества вездеходов Laffly, как и все другие «технические изыски», не помогли французам выиграть войну, которая закончилась сначала Перемирием, а затем тяжелым миром. Немцы, кроме всего прочего, захватили довольно большое количество «Лаффли», в том числе и Laffly W 15T (W15 Tracteur). И в 1940-м году, и в следующем, новые владельцы использовали тягачи по прямому назначению, постепенно прейдя к выводу, что отличные характеристики «Лаффли» необходимо использовать по максимуму. Было решено попробовать создать на базе вездехода легкую бронемашину. Озадачили такой идеей небезызвестную Baukommando Becker, которая занималась ремонтом и переделкой трофейной французской техники. До лета 1942 года Беккер успех изготовить 24 экземпляра БТР: честь в варианте 6х6, а часть – в 4х4. Для изготовления бронекорпуса использовались части немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.251, тогда как основные узлы и агрегаты получились унифицированными с «донором» – Laffly W15T. В целом вышла вполне удачная боевая машина, но в запасах трофейного имущества подходящих к переоборудованию машин больше не было.
Переделанный Baukommando Becker в штабную машину трофейный «Лаффли»
Тем временем сами французы продолжили производство Laffly W15T небольшими партиями. Обладая отличными специалистами, фирма «Лаффли» могла обеспечить великолепное качество сборки своих вездеходов, но их сложность не позволяла наладить массовый выпуск. Постепенно довели количество спускаемых с конвейера тягачей до 40 в месяц, при том, что одновременно выпускались также «драгунские» Laffly S20 и тяжелые трехосные машины типа S45. Компания Hotchkiss добавляла к этому еще 30-40 Laffly W15T, что в целом было вполне достаточно для пока еще небольшой сухопутной армии французов. Одновременно в конструкцию линейки «Лаффли» был внесен ряд изменений, направленных на упрощение ее производства и адаптацию этой техники к среднесерийному производству.
Внимательно присматривались французы и к немецких экспериментам – их привлекали как консультантов к работам Baukommando Becker. Когда стало понятно, что у немцев скоро закончатся «подопытные» Laffly W15T, руководство компании пошло на неординарный шаг. С благословления Парижа было решено создать свой БРТ, практически точную копию поделок Беккера, и предложить его немцам как уже серийный колесный бронетранспортер – плод нетривиального французского ума.
И перспективы закупок были! Немцы с большим удовольствием пользовались Laffly W15T, а также другими трофейными вездеходами фирмы «Лаффли» и в Африке, и на Восточном фронте. Захваченных в 1940 году машин вскоре оказалось совершенно не достаточно и с лета 1941 года «Вермахт» стал в небольших количествах закупать вездеходные автомобили Laffly для оснащения ими спецподразделений в Африке, Сирии и Ираке. Там они участвовали в разведке и рейдах в тыл противника, при этом тягачи обычно использовались не по назначению, а в качестве «боевых машин»: по итальянскому и британскому образцу они вооружались пулеметами, противотанковыми и легкими зенитными пушками. Очень скоро переняли эту тактику и французские подразделения. Опыт использования Laffly W15T в роли «боевого автомобиля» оказался успешным: машина обладала низким силуэтом, отличной проходимостью, достаточной скоростью и являлась очень удобной оружейной платформой. Практически все переделанные в БТР «Лаффли» также попали на Ближний Восток, где и они показали себя очень хорошо. В общем, французы знали, что предлагать немцам.
За основу французы взяли уже обкатанный Laffly W15T 6х6, сохранив практически все технические особенности автомобиля. Конструктивно это выглядело следующим образом. Несущая система — лонжеронная рама лестничного типа, с дополнительной продольной балкой, проходящую по центру хвостовой части (к ней крепились опоры задних полуосей). Главных пар нет, вместо них бортовые передачи — конические пары, встроенные непосредственно в каждый рычаг. Крутящий момент от четырехступенчатой коробки передач подводится карданными валами от двухступенчатой раздаточной коробки, образуя так называемую бортовую схему трансмиссии. Задние колеса приводятся дополнительными карданными валами от проходных бортовых передач среднего моста.
Основной «движущей силой» являлись задние колеса, а в тяжелых условиях жестко подключались средние и передние (каждое — к валу своего борта, причем по необходимости можно было задействовать каждое из них отдельно). Принципиальным отличием бортовой схемы от мостовой является то, что она в ряде случаев позволяет обойтись одним межбортовым дифференциалом — при преодолении диагональных неровностей вывешивание колес не приводит к остановке машины. Вторым достоинством бортовой схемы является то, что угловые передачи в ней получаются более компактными, позволяя увеличить клиренс машины или уменьшить ее высоту. Зато в итоге трансмиссия получилась неоправданно сложной, что негативно сказалось на серийном производстве до войны.
Но то, что было слишком сложным для довольно массового артиллерийского тягача, было в целом приемлемо для разведывательно-дозорной бронированной машины повышенной проходимости. Зато технические характеристики в комплексе: независимая подвеска всех колес, качающиеся полуоси, балансирная рессорная схема сзади и пружинная спереди, обеспечили великолепные внедорожные качества боевой машины. При этом, если серийные Laffly W15T уже во многом упростили, БТР на их основе получил «все по высшему разряду». Например, радиатор системы охлаждения был выполнен в виде 12 независимых блоков, которые в случае их повреждения могли быть индивидуально отключены от системы. Результатом использования такой схемы стала повышенная живучесть машины на поле боя, при некоторой дополнительной сложности.
Двигатель, трансмиссия, практически все узлы ходовой и подвески «перешли» на новый БТР с тягача Laffly W15T и были полностью взаимозаменяемые. Удалось сохранить практически все динамические и вездеходные характеристики машины-прототипа, в том числе максимальную и среднюю скорость. Запас хода по топливу (два бака по 48 л под сиденьями водителя и командира) составлял 378 км. Общий вес машины приблизился к 5 тоннам (4,7 т.), что было вполне допустимо при первоначальной полной массе в 4500 кг. Экипаж включал водителя, командира и до 8 десантников.
Открытый сверху корпус машины имел 12-мм лобовую, 8-мм бортовую и кормовую наклонную броню, обеспечивавшую защиту от пуль ружейного калибра и мелких осколков снарядов. Бортовых дверей не было – экипаж и десант мог покинуть машину через задние двери или через борта открытого ДО. Броневые плиты, закрывающие моторное отделение и часть других броневых деталей, соответствовали по форме аналогичным бронелистам бронетранспортера Sd.Kfz.251, что вводило некоторую степень унификации между этими двумя машинами.
Бронетранспортер, как правило, вооружался 7,92-мм пулеметом MG 42, установленным за бронированным щитком в передней части машины, а также 1-2-мя такими же пулеметами, установленными на бортах. Боекомплект состоял из 8000 патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем.
Laffly W15VBD
Новый БТР получился отлично управляемым даже на сложных скоростных или горных участках. Laffly W15VBD (Véhicule Blindé de Découverte) без труда держал «крейсерскую» скорость без потери курсовой устойчивости. Для уменьшения нагрузки на руль был установлен усилитель. На пересеченной местности БТР легко преодолевал противотанковые рвы, крутые придорожные кюветы, окопы, уклоны до 50 градусов, уверенно двигался по болотистой местности и размытой колее. Сравнительно маломощный мотор обладал большим крутящим моментом на низких оборотах и в сочетании с пониженной передачей вытягивал машину из, казалось бы, безнадежных ситуаций. В целом Laffly W15VBD показал удивительную сбалансированность массы и крутящего момента.
Нишей нового БТР должна была стать дозорная служба, ведение разведки и доставка разведывательных партий, боевое охранение и буксировка артиллерийских систем близ переднего края. При несколько ограниченной скорости по дороге, Laffly W15VBD имел практически не ограниченную подвижность на пересеченной местности, что было принципиально важным для обслуживания разведгрупп, моторизованных саперных частей, спецподразделений в горных, пустынных и других сложных природных условиях.
Работы над прототипом были закончены очень быстро – при наличии практически неизменяемой базы сделать фактически оставалось только бронекорпус. В июне 1942 года, то есть за два месяца после начала сборки первого образца, машина была выпущена на приемочные испытания. В полевых условиях были подтверждены все запланированные технические характеристики Laffly W15VBD, после чего БТР передали для пробной эксплуатации во 2-й Полк французской гвардии (моторизованный). Машина очень понравилась военным, а подводя итоги испытаний, комиссия положительно охарактеризовала Laffly W15VBD, правда указав на ряд незначительных замечаний.
Тем временем компания «Лаффли» заканчивала еще два прототипа: один в качестве командирской машины, а второй в варианте боевой машины разведки (БМР). Первая модификация не имела бронещитка с пулеметом, зато оснащалась двумя рациями (КВ и УКВ) в кузове, перископом, дополнительными аккумуляторами и зарядным агрегатом, плоским сейфом для документов и откидывающимися сидениями для удобства проведения совещаний. Экипаж: водитель, два офицера и два радиста – всего 5 человек. Модификация Laffly W15VBD в виде БМР имела возможность транспортировать группу из 7-ми разведчиков (при необходимости – 9-ти) и могла «постоять за себя» используя смонтированный в передней части кузова 13,2-мм пулемет на поворотной турели. Еще пара 7,5-мм пулеметов десанта могла быть установлена на специальных держателях в задней части бронекорпуса. Предусмотрены места для укладки 2 пистолетов-пулеметов (без учета оружия десанта), 15 ручных гранат, 6 противопехотных или 4 противотанковых мин и сигнального пистолета. Оба эти прототипа оснащались новым, более мощным, 2,5-литровым двигателем Hotchkiss 488 мощностью 82 л.с. С ним максимальная скорость БТР возросла до 60 км/ч.
Сразу после окончания сборки и обкатки оба эти экземпляра отправились в «рекламный тур» в составе автоколонны, составленной из вездеходных машин фирмы «Лаффли». Среди них были два тягача Laffly W15Т с прицепами, тягач Laffly V15Т, два «драгунских» Laffly W20TL, колесная САУ Laffly W15TCC модели 1941 года, 120-мм миномет на базе Laffly W15Т, бронемашина Laffly W15TOE и, как уже было сказано выше, два Laffly W15VBD. Все это великолепие сопровождала подвижная автомастерская Laffly S35. Французы хотели продемонстрировать унифицированную линейку полноприводных автомобилей, которые для подвижного соединения (например, моторизованной дивизии) закрывали бы все позиции по колесному транспорту: транспортеры пехоты, артиллерийские тягачи, штабные автомобили, специальный транспорт, БТР и даже носители тяжелого оружия. Первоначально планировали проехать из южной Франции в Италию, оттуда в Мюнхен и дальше в Париж, но немцы не разрешили двигаться по своей территории и окончательный маршрут выглядел как Лион-Турин-Лион-Париж.
Итальянцам вполне понравились представленные им машины. Сразу о начале закупок речь конечно же не шла, но к колонне был прикомандирован итальянский наблюдатель для непосредственной оценки характеристик вездеходов «Лаффли» в полевых условиях. Такой ход только подогрел интерес немцев к проекту и поэтому, когда пробег завершился в Париже на базе Baukommando Becker колонну встретили довольно тепло. Специальная комиссия из Берлина пришла к выводу, что вполне целесообразно будет закупать несколько видов вездеходных автомобилей, а также БТР на их базе, для оснащения моторизованных дивизий, действующих на сложных ТВД: горах Ирана и Кавказа, песках Судана и Аравии, джунглях Индии, в конце концов. Конкретно Laffly W15VBD хотели видеть в вариантах командирской машины, «скаута» разведкоманд и тягача ПТА «поля боя». В Вермахте бронетранспортер получил незамысловатый индекс Leichter Schützpanzerwagen Laffly W15(f). 6-Rad (leSPW Laf W 15 (f)) и уже к октябрю 1942 года французы были готовы отгрузить первые экземпляры.
Конец первой части.
(в работе очень помогла статья «Старый французский солдат» в журнале Off-road drive № 12 за 2007 год. Фото «подноготной» взял из него)