БТР-44 (ЗиС Б-3). СССР
Новый взгляд на РИ БТР ЗиС Б-3, из старого материала от 11.10.2011 https://alternathistory.ru/bronya-i-mobilnost-motostrelkov-zis-b-3-1944g-polugusichnyi-btr-po-sovetski
Бронетранспортер Б-3 был разработан в КБ автозавода им. Сталина в 1944 г. В том же году заводом был изготовлен опытный образец бронетранспортера, который не выдержал полигонных испытаний на НИБТ полигоне и поэтому на вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял.
Альтернатива
Наступающей армии требовались БТРы, ленд-лизовские Half-Track Personnel Carrier M3 были хороши, но их было не много и завесить от американских поставок и запчастей, СССР уже не хотел.
Выводы по факту испытаний прототипа ЗиС Б-3 сделанные специалистами НКТП были однозначными, при общей удачной и перспективной конструкции БТРа, мощность двигателя ЗиС-16, не может обеспечить удовлетворительную скорость и подвижность БТР Б-3.
Распоряжением ГКО от 1 апреля 1944 г. НКТП и НКВ предписывалось изготовить и предоставить на испытания к 30 апреля опытные образцы двух боевых машин с двигателями ЯАЗ-204 (120 л.с.) и ЯАЗ-206 (160 л.с.), которым присвоили условный индекс БТР-44.
Машины были представлены на испытания и успешно прошли их.
Кроме нового двигателя и трансмиссии БТР-44, получил радиостанцию, в бортах десантного отсека проделаны лючки для ведения огня из личного оружия десанта (аналогичные таковым на Су-76М).
В таком виде машина была принята на вооружение и с лета 1944 года, начала во всевозрастающих количествах поступать на вооружение гвардейских мотострелковых и танковых дивизий.
Находился на вооружении СА до 1960 года. На вооружении армий СВД и союзников до 70-х годов прошлого века.
Модификации:
АТ-44 (тягач) – оснащенный 160-и сильным двигателем ЯМЗ-206, тягач и транспортер расчетов 100-мм ПТО БС-3 и 85-мм зенитных орудий;
СМ-44 – самоходный 160-мм миномет;
ЗСУ-44 – 37-мм зенитная установка на шасси БТР-44;
БТР-44 РС – платформа для различных систем РСЗО;
БРЭМ-44;
КШМ-44;
БМАН-44.
Рисунки Сергей Сыч.
|
ЗиС БТР-44 |
Sd. Kfz. 251/1 Ausf. А |
Half—Track Personnel Carrier M3 |
Боевая масса, т |
7 600 |
9 000 |
9 060 |
Экипаж, чел. |
2+10 |
2+12 |
2+10 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
длина |
6530 мм |
5800 мм |
6163 мм |
ширина |
2350 мм |
2100 мм |
2200 мм |
высота |
2400 мм |
1750 мм |
2300 мм |
клиренс |
330 мм |
320 мм |
280 мм |
Бронирование, мм |
|
|
|
лоб, борта, |
15 мм |
14, 5 мм |
12,1 мм |
корма |
6 мм |
8 мм |
6,3 мм |
крыша и днище |
6 мм |
8 мм |
6,3 мм |
Вооружение: |
1 х 12,7 мм ДШК |
1-2 х 7,92 мм MG |
1 х 12,7 мм и/или 1х 7,62 мм |
Двигатель |
ЯАЗ-204 |
"Майбах" HL62Р |
"Интернационал" |
мощность |
120 л.с. |
100 л.с. |
127л.с. |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
|
|
по шоссе |
60 км/ч. |
50 км/ч. |
68 км/ч. |
по проселку |
|
… |
|
Запас хода, км. |
220 км |
300 км |
136 км |