Броня на византийских гусеницах. Боевые бронетрактора первой линии. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

2

 

Это ДО войны умельцы не слишком больших, но очень хорошо оснащённых Механических Мастерских Ларисы, называемых в просторечье просто «Транспортным Арсеналом», неспешно и очень качественно собирали тяжёлые арттягачи — сперва паровые, а потом и с двигателями внутреннего сгорания. Работы у арсенала хватало всегда. Именно здесь строили и ремонтировали практически весь наличный тяжёлый тракторный парк византийской армии – благо, он был не так уж велик. Но с началом ПМВ всё изменилось!

Византийская Империя спешно мобилизовывалась и разворачивала свои армии и корпуса, придавая им отдельные дивизионы тяжёлой артиллерии, для буксировки которой требовались мощные трактора.

Если раньше для этого использовались громоздкие и неуклюжие локомобили на огромных колёсах, развивавшие неплохую тягу, но никаких особенных требований по проходимости к ним не предъявляли, то теперь, с появлением и внедрением в армии тракторов, проходимость стала фактором не менее важным, чем банальная тяга.

Вроде совсем недавно на гусеничные трактора смотрели как на странную диковинку – «Транспортный Арсенал» с 1909 года строил большие и мощные (до 1911 года полугусеничные) машины стапельным методом едва не штучно – смешно сказать, для каждого дивизиона тяжёлой либо осадной артиллерии «Арсенал» собирал строго необходимое количество тракторов по спецзаказу и едва не по спецпроекту! Мирное время… Лепота!

Теперь же, изменилось решительно всё! «Механические мастерские Ларисы» получили баснословные (по мирному времени!) деньги на расширение производства, на оборудование, на найм квалифицированных рабочих – благо на персонал «Арсенала» распространялась столь желанная для многих бронь от призыва в армию…

За все эти пряники, от «Арсенала» требовалось только одно – ТРАКТОРА! Выступая перед персоналом «Арсенала», присланный из Константинополя толстопузый, без конца вытирающий носовым платком пот на лбу и залысинах, генерал, не жалея красок расписывал невыносимые страдания 12 лошадей-тяжеловозов в упряжке, которые, выбиваясь из сил, тащили «по горам по долам» РАЗОБРАННЫЕ на две части (ствол и лафет отдельно!) тяжёлые орудия, и как героическая имперская пехота легионами гибнет под огнём коварного врага, не имея мощной артиллерийской поддержки по причине… нехватки тракторов!

Народ неистово хлопал столичному генералу, торжественно водружал его на почётное место за банкетным столом, кормил и поил от пуза – как изголодавшегося окопника, а тот сытопьяно рыгал проглоченной наспех «Метаксой» и спешил на соседнюю пороховую фабрику, чтоб в красках рассказать тамошним рабочим и служащим, как героическая имперская пехота легионами гибнет под огнём коварного врага, не имея достаточно патронов и снарядов по причине… нехватки пороха…

Согласно привезённому бравым генералом распоряжению Имперского Генштаба и Мобилизационного управления, «Транспортному Арсеналу» предписывалось сосредоточиться на массовом производстве своего самого удачного гусеничного трактора (напомню – едва не для каждого дивизиона тяжёлой артиллерии, за последние 5 лет, Арсенал разрабатывал и строил трактора по индивидуальному проекту и это были машины штучной выделки и эксклюзивной сборки!) тягой на крюке не менее 5 тонн, и выйти на объём выпуска 30 машин в месяц не позже начала зимы.

Для усиления кадров, на разворачиваемый в большой полноценный завод «Арсенал» прибыли несколько инженеров с Афинского машиностроительного предприятия «Луканис» (самого близкого к Ларисе государственного машиностроительного предприятия), где уже вовсю производили бронеавтомобили и даже начали разработку первого пушечного бронеавтомобиля (будущий «Арес-1»).

Именно эти, «продвинутые» в бронетехнике инженера впервые выдвинули идею создания самоходного орудия на шасси трактора ММЛ-9 («Механические Мастерские Ларисы»), выпускаемого «Арсеналом».

Это, оформленное соответствующе витиевато и подобострастно, обращение в Главное инженерное управление и Бронеуправление армии возымело немедленный эффект. На предприятие приехал лично заместитель начальника Бронеуправления в звании бригадного генерала, представитель от Главного артиллерийского управления и инженер-полковник Главного инженерного управления.

Собрав инициаторов обращения и директорат «Арсенала», эта компания принялась думать, что именно нужно армии и что может сделать «Арсенал». Заседали, спорили и шумели несколько дней, точнее вечеров и ночей (днём все ИТРы «Арсенала» пахали как проклятые, а господа генералы, предварительно отоспавшись, осматривали достопримечательности древней Ларисы и наносили визиты своим знакомым – преимущественно вдовушкам сослуживцев, павших в прошлых военных кампаниях). Наконец, на свет Божий появился странный документ, который с быстротой самого шустрого курьера улетел в Константинополь на утверждение.

Обратно документ вернулся уже с грифом «Совершенно секретно» в опломбированном портфеле, пристёгнутом наручником к высокопоставленному контрразведчику и в сопровождении целого штата всевозможных «секретчиков», устроивших суровую проверку на допуск тем, кто собственно этот документ сочинял!

В документе, завизированном самим императором (!), Ларисским Механическим Мастерским военного ведомства предлагалось со всей возможной спешкой разработать и представить на испытания два образца военной техники на шасси гусеничного трактора ММЛ-9:

1. Самодвижущееся орудие непосредственной поддержки пехоты, в виде установленного на шасси трактора орудия большого калибра (до 150 мм – «чем больше – тем лучше»); двигатель, ходовая часть, прислуга и боекомплект, по возможности, желательно укрыть щитами из брони, не пробиваемой винтовочными пулями, осколками снарядов и шрапнелью. Скорость полностью снаряжённой машины, исходя из возможностей тракторного шасси, но не менее 4,5 км/ч.

2. Самодвижущийся минифорт, способный передвигаться по изрытому воронками полю боя, прорывать заграждения и уничтожая противника непосредственно в огневом контакте, в тесном взаимодействии с пехотой, обеспечивать прорыв его обороны. Для чего машина должна иметь полностью и надёжно забронированный корпус и вооружение, способное обеспечить выполнение такой задачи и скорость, соответствующую скорости передвижения атакующей пехоты (т. е. не менее 6 км/ч).

Используемый в качестве базы, наиболее мощный и совершенный на сей день гусеничный трактор ММЛ-9 при 6-циллиндровом карбюраторном, работающем на низкооктановом бензине двигателе мощностью 75 л.с. (разработанном когда-то для прогулочных вельботов) без нагрузки развивал скорость до 7 км/ч, а с полной «паспортной нагрузкой» до 4 км/ч (хотя он мог двигаться и с двукратным перегрузом – правда, скорость при этом не превышала 2,5 км/ч).

В конструкцию трактора при этом внесли несколько усовершенствований.

Двигатель перевели на высокооктановое топливо, увеличив степень сжатия в цилиндрах и усилив клапана, за счёт чего мощность сразу возросла почти до 90 л.с. при некотором снижении гарантийного ресурса мотора. Эффективность системы охлаждения двигателя удвоили.

Ходовую часть удлинили на одну трёхкатошную тележку подвески, а пружины подвески очень серьёзно усилили. Агрегаты трансмиссии также перепроектировали в сторону упрочнения и повышения ресурса.

Учитывая нагрузку, которую стало способно выдержать такое усиленное шасси, толщину бронирования «самодвижущегося форта» рассчитали в 12 мм с передней проекции, 10 мм всё прочее вертикальное бронирование и 6 мм горизонтальное. У самодвижущегося орудия, всё бронирование предполагалось выполнить из 10-6 мм брони.

Компоновку машин определили в ходе специального закрытого конкурса, на который было подано шесть вариантов «подвижного форта» и три варианта самодвижущегося орудия.

Лучшие варианты детально проработали и представили на утверждение военным. Те, сопоставив ТТХ, боевые возможности машин и их приблизительную себестоимость, отказались утверждать эти проекты, потребовав либо снизить на четверть цену машин, либо (что предпочтительнее) существенно увеличить боевые возможности бронетракторов.

Теперь, к сути претензий и тому, что было принято и начало выпускаться в итоге.

Эта часть посвящается сугубо «самодвижущемуся форту».

«Самодвижущийся форт» вызвал неудовольствие своим вооружением. Оно состояло из четырёх станковых пулемётов, расположенных попарно в бортовых спонсонах (один впереди и один сзади в каждом спонсоне). Между спонсонами располагалось отделение управления – причём сдвоенное – водитель мог вести машину вперёд как обычный трактор, но при необходимости имел возможность, развернувшись на своём сиденье назад, вести бронетрактор обратно задним ходом, используя точно такой же комплект оборудования, что и при движении вперёд. Между боевыми отделениями и отделением управления не было никаких внутренних перегородок – что так же ставилось в минус. Для посадки в машину служили две большие бортовые двери в серединках обоих спонсонов.

Учитывая, что спонсоны получились довольно низкими, пяти членам экипажа в машине было довольно тесно и не комфортно  – пулемётчики были вынуждены работать либо стоя на коленях, либо сидя прямо на полу боевого отделения. К тому же, было совершенно непонятно, кто должен командовать бронетрактором – то ли водитель, то ли один из пулемётчиков.

Неудовольствие военных вызвали также ограниченные углы наведения пулемётов – фактически, вся огневая мощь, которую бронетрактор мог обрушить на какую-либо расположенную впереди конкретную цель – это один-единственный пулемёт с соответствующего бортового спонсона.

Броня на византийских гусеницах. Боевые бронетрактора первой линии. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Опытный бронетрактор «Самодвижущийся форт»)

Армия, постановив, что это никуда не годится, тем не менее дала добро на изготовление опытной машины для испытаний шасси, отработки технологии сборки и практической доработки компоновки. Кроме того, от конструкторов потребовали увеличить сектора обстрела пулемётов и усилить вооружение с тем, чтоб на наиболее важных ракурсах бронетрактор мог обрушить на цель огонь из двух стволов. А ещё высказывалось пожелание обеспечить возможность преодоления широких траншей и разрушения проволочных заграждений.

Сказано – сделано! Испытав опытное шасси и устранив все его технические недостатки, конструктора перекомпоновали боевое отделение, ликвидировав пулемётные установки в задней части спонсонов, а заодно и бортовые двери, введя вместо них одну дверь в корме корпуса. Зато на крышах спонсонов теперь появились пулемётные башенки со станкачами, а передние огневые точки спонсонов модифицировали с тем, чтоб в них можно было устанавливать не только пулемёты, но и даже малокалиберные 35-мм морские пушечки! В передней части машины появилось приспособление для разрушения проволочных заграждений, а сзади «удлинитель» для преодоления широких рвов. То, что за такой дополнительный груз пришлось заплатить снижением бортовой и кормовой бронезащиты с 10 до 8 мм, а горизонтальной защиты с 6 до 4 мм, военные, скрипя зубами, приняли.

Именно в таком виде бронетрактор «самодвижущийся форт» начали выпускать серийно, с темпом до 10 машин в месяц. По распоряжению министерства обороны машина получила маркировку «Аякс-1».

Броня на византийских гусеницах. Боевые бронетрактора первой линии. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Бронетрактор «Аякс-1» обр. 1915 г.)

Такие «самодвижущиеся форты», называемые ещё «боевыми бронетракторами первой линии», «Арсенал» выпускал в течение двух лет, постепенно внося в них различные улучшения, касавшиеся главным образом шасси.

Самым сложным было что-то изменить в компоновке. Дело в том, что и водитель и башнёры располагались на своих местах сидя – стоять в достаточно низкой машине было в принципе невозможно. А каково было канонирам в спонсонах?! Им приходилось  обслуживать пулемёт или пушку (ставили то, что в данный момент имелось на заводе!) стоя на коленках, а отдыхать и пережидать длительные марши неторопливых бронетракторов сидя на полу. И то и другое было неудобно. К тому же, в движении вести прицельный огонь из установленного в спонсонах вооружения было совершенно невозможно. Да и на остановках, если бронетрактор открывал огонь сразу из всех своих 4 пулемётов или двух пулемётов и двух пушек, с загазованностью не справлялась никакая вентиляция, хотя колпаки стояли над каждым рабочим местом!

Так и не удалось официально определить, где именно должен был находиться командир машины.

Выход нашли во фронтовых частях чрезвычайно простой. Командовал танком старший по званию – какую бы специальность он не имел – хоть пулемётчик, хоть водитель. В спонсонах устанавливали только 35-мм малокалиберные пушки, и стреляли из них только те же башнёры и только тогда, когда это было действительно необходимо – чтоб расковырять какое-то не поддающееся пулемёту укрепление или подвернувшийся броневик противника. Когда эта задача бывала решена, башнёр оставлял ненужное больше орудие и возвращался к своей основной работе в более комфортной башне.

Две, таким образом, вроде сэкономленные вакансии танкистов в экипаже, преобразовали в должности находящегося вне машины, но отвечающего за её исправность вместе с водителем, механика и располагающегося в машине позади водителя «многостаночника», на которого возлагалась ответственность за корректировку курса при движении бронетрактора задним ходом (у водителя сектор обзора между башен был небольшой), за связь – это вообще ноу-хау! Теперь, каждый бронетрактор нёс на себе здоровенную катушку с полевым телефонным кабелем, и по ходу движения с этого барабана сматывался кабель-полёвка. «Многостаночник» обслуживал телефонную линию, передавая сообщения остальным членам экипажа. Кроме того, он же был бортовым санитаром с аптечкой и даже канониром, который мог вести огонь из пушки любого спонсона, если башнёр конкретного данного борта имел много «работы» и не мог оставить свой пулемёт ради орудия.

Таким образом, экипаж «боевого бронетрактора первой линии» за год боёв «устаканился» на четверых «мазутах» в коробке и одного вне её.

 

Единственная в ходе ПМВ модернизация бронетрактора «Аякс-1» состоялась уже в 1918 году, когда оружейникам империи удалось скопировать и запустить в серию немецкий 13 мм крупнокалиберный противотанково-противоаэропланный пулемёт MG-18 (увеличенная версия «Максима»).

Бронетрактор «Аякс-2» имел усиленную трансмиссию и подвеску, форсированный до 100 л.с. мотор, бронезащиту в 15 мм лоб, 10 мм борт, 8 мм корма, 6 мм крыша. В специально увеличенной, но по-прежнему одноместной башне «Аякса-2» стояла спарка 13-мм крупнокалиберного пулемёта и танковой версии ручного пулемёта. Понятно, что на каждом бронетракторе таких башен по-прежнему стояло две!

Поскольку крупнокалиберные пулемёты чрезвычайно эффективно могли решать все те задачи, которые прежде возлагались на малокалиберные 35-мм пушчёнки в спонсонах, от них с лёгким сердцем отказались, что позволило выдвинуть башни немного вперёд – дабы увеличить сектора их обстрела. При этом, установки для размещения вооружения в спонсонах сохранили, лишь существенно уменьшив в размере – на тот случай, если заклинит башню, её маску или башню вообще разобьют на фиг. Тогда, башнёр (дай Бог ему здоровья!) мог изъять ручной пулемёт из башенной спарки и использовать по прямому назначению из установки в передней части спонсона. На такой же «всякий случай» в кормовой двери появилось шаровое яблоко для всё того же ручного пулемёта.

Броня на византийских гусеницах. Боевые бронетрактора первой линии. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Бронетрактор «Аякс-2» обр. 1918 г.)

Бронетрактора «Аякс-1» и «Аякс-2» поступали в армию в неожиданно довольно приличных количествах (при объёме выпуска до 10 машин в месяц!). Всего с 1915 по 1919 г.г.  армия получила ок. 350 «Аякс-1» и 200 «Аякс-2». Но, поскольку эти «эрзац-танки» существенно уступали быстро прогрессирующим танкам изначально спецразработки в подвижности, эргономичности и вооружении, их начали переводить в учебные части уже в 1920-ом.

Тем не менее, на полях сражений, когда армия хваталась за любую годную для боя бронетехнику, «Аяксы» показали себя достаточно эффективными, вполне надёжными, неприхотливыми в обслуживании, удовлетворительно защищёнными и вооружёнными машинами.

Когда на «Аяксах» армейское руководство решило, наконец поставить крест, в качестве дальнейшего развития их конструкции, «Арсенал» подготовил проект танка «Аякс-3», выставив его на конкурс, объявленный Министрством обороны на новый танк, который должен был заменить все те разношёрстные и устаревшие отечественные и импортные машины, что состояли на вооружении армии со времён войны. Проект понравился и «Арсенал» получил добро на сборку опытного экземпляра, который успешно прошёл испытания. Тем не менее надо признать, что шансы у «Аякса-3», в сравнении с новейшими образцами танков специализированных танкостроительных фирм, были призрачные… По крайней мере, если рассчитывать на заказы от собственно византийской армии. Но, вполне вероятно, в мире найдутся желающие прикупить такой танк – благо сделанный на серийном тракторном шасси он сравнительно недорогой и, как танк, вполне себе мощный. В министерстве обороны заверили директорат «Арсенала», что даже если «Аякс-3» вчистую проиграет конкурс, именно эта машина совершенно безальтернативно станет числиться в качестве мобилизационного танка на случай новой большой войны.

Плюсами «Аякс-3» были: корпус чрезвычайно простой и технологичной формы без всяких тяжеленных и громоздких спонсонов, недорогая и хорошо освоенная тракторная подвеска, более компактный 120-сильный двигатель и новая «скоростная» трансмиссия (с которыми танк, классифицируемый как «пехотный», развивал скорость до 20 км/ч). Бронезащита немного превосходила таковую у предыдущей модели («Аякс-2»): 15 мм лоб корпуса и башни, 12 мм борт, 10 мм корма, 6 мм горизонтальная броня. Вместо двух одноместных башен со спарками крупнокалиберного и обычного пулемётов, «Аякс-3» имел одну двухместную башню, схожую с разрабатываемой для колёсного бронеавтомобиля «Арес-3» – но полностью закрытой конструкции с вооружением в виде спарки 35-мм автоматической пушки и пулемёта.

Броня на византийских гусеницах. Боевые бронетрактора первой линии. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Опытный пехотный танк «Аякс-3» обр. 1921 г.)

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account