Броня на византийских гусеницах. Артиллерийские бронетрактора. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

2

 

Помимо «самодвижущегося минифорта», Механическому арсеналу Ларисы предписывалась разработка самоходного орудия на шасси всё того же гусеничного трактора ММЛ-9.

В предписании указывалось, что это должно быть:

«Самодвижущееся орудие, в виде установленного на шасси трактора орудия большого калибра (до 155 мм гаубицы – «чем больше – тем лучше»). Двигатель, ходовую часть, прислугу и боекомплект, по возможности, желательно укрыть щитами из брони, не пробиваемой винтовочными пулями, осколками снарядов и шрапнелью. Скорость машины не менее 4,5 км/ч».

Как и в случае с «самодвижущимся фортом», на предприятии прошёл закрытый конкурс на лучшую компоновку, однако на него было представлено всего три проекта.

Первый (как, впрочем, и все проекты бронетракторов) предусматривал удлинение шасси под развитую кормовую платформу, на которую было бы возможно закатывать прямо на штатном колёсном лафете практически любое полевое орудие от 75-мм пушки до 155-мм гаубицы включительно!

Для въезда предусматривались откидные аппарели, а для фиксации лафета специальный крепёж.

Второй проект представлял из себя переделанный для установки пушечного вооружения «самодвижущийся форт». Отделение управления и спонсоны на этой машине объединялись в одну бронекоробку (каковыми в принципе и являлись), но без крыши. Внутри этой коробки, на прочной тумбовой установке должна была монтироваться качающаяся часть либо дивизионной 75-мм пушки, либо лёгкой 115-мм гаубицы.

Третий проект был самым сложным. Это была машина с корпусом как у предыдущей модели, но с крышей, да ещё и усиленной поперечными бимсами, на которых монтировался погон для большой вращающейся башни с 75-мм пушкой. В качестве альтернативного варианта, также предлагалась установка в той же башне 57-мм морской пушки или 35-мм автоматической.

Пулемётное вооружение изначально не предусматривалось ни на одном из проектов. В качестве оружия самообороны предполагалось вооружить расчёт орудия кавалерийскими карабинами, водителя револьвером, а командира полуавтоматическим пистолетом «Маузер».

Пожилой и не обладающий слишком развитой фантазией представитель от сухопутной армии, ознакомившись с проектами, впал в лёгкую прострацию, понятия не имея, что с ними делать, как и что тут улучшать и что в конечном итоге выбрать. Но война шла, время поджимало и, получив информацию о положении дел с похожими разработками на других предприятиях, представитель заказчика в лице Имперского Минобороны волевым решением отложил на неопределённый срок как требующий больше времени и затрат третий – наиболее интересный (а заодно наиболее сложный и дорогой проект), дав «зелёный свет» двум первым.

Причём в первом случае, предписывалось предусмотреть возможность «закатывания» на платформу орудий корпусной артиллерии — либо мощной 115-мм пушки, либо тяжёлой 155-мм гаубицы. Во втором же проекте, на тумбе также надо было предусмотреть возможность размещения либо 75-мм дивизионной пушки, либо 115-мм лёгкой гаубицы.

На том и порешили.

Но, как водится, жизнь внесла свои коррективы в оба, принятых к спешной реализации проекта, оказавшихся слишком оптимистичными.

Начнём с варианта, который сами военные считали первоочередным и наиболее простым. Взяв уже отработанный бронетрактор «Аякс-1» и увеличив в длину бронекузов (толщина брони вкруговую 8 мм), сразу за кабиной водителя прифигачили тумбу, на которой предполагалось устанавливать на выбор либо 75-мм дивизионную пушку, либо лёгкую 115-мм гаубицу за 8-мм бронещитом коробчатой формы.

Испытания возкой прошли успешно, но первые же пробные стрельбы показали, что стрельба из этих артсистем без введения специальных упоров, разгружающих подвеску, крайне нежелательна – машина получала столь сильный импульс на корму, что последняя тележка подвески быстро выходила из строя. Доставалось и предпоследней.

Осмотрев повреждения опытной машины, хмурый и по всему самый умный из столичных вояк, представитель Имперского Артиллерийского Управления подошёл к удручённым инженерам и, вдруг, полностью поменял их настроение с минуса на плюс.

Оказывается, данная артиллерийская боевая машина была нужна армии исключительно для непосредственной поддержки пехоты на поле боя, а также артсопровождения пулемётных броневиков и бронетракторов. А это означает, что дальнобойность дивизионной пушки и лёгкой гаубицы тут в принципе не актуальна. Вполне достаточно будет короткой 75-мм горной либо противоштурмовой пушки, или 115-мм лёгкой мортиры. А поскольку 115-мм мортира ещё только значилась в списке перспективных образцов, на новый артиллерийский бронетрактор установили короткую 75-мм пушку. Да ещё и заряд в патроне уменьшили на добрую треть!

Никаких изменений в шасси в принципе не потребовалось! Испытания прошли на «ура». Более того. Поскольку это была машина поля боя, конструктора умудрились сохранить две пулемётные установки в передних частях спонсонов.

Правда, в серийных машинах (за исключением первой, установочной партии) станковых пулемётов в этих установках не было – шла война и станковые пулемёты посчитали слишком большой роскошью, чтоб ставить их на «бронетрактора второй линии». Вместо двух станкачей, на каждый артбронетрактор поля боя выделялся только один пулемёт – и тот ручной. А уж в правую бойницу его воткнуть или в левую – обстоятельства подскажут! Были бы бойницы! Тем более что протиснуться к пулемётным установкам было отнюдь не просто! Путь к ней проходил на карачках, под щитом орудия, между тумбой и бортом! Впрочем, и водителю проникнуть на своё рабочее место можно было исключительно тем же малопочтенным путём.

Поскольку экипаж машины состоял из 4 человек – водителя и трёх артиллеристов: командира (он же замковой), наводчика и заряжающего, выделенного пулемётчика в принципе не было и при необходимости, из того самого ручника шмалял тот, кого отряжал на это дело командир машины – благо специальную стрелково-пулемётную подготовку проходили все без исключения. Неизвестно какому умнику в Имперском министерстве обороны пришла в голову мысль назвать машину «Кентавр-1». Что у них общего?!

Броня на византийских гусеницах. Артиллерийские бронетрактора. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Артиллерийский бронетрактор «второй линии» «Кентавр-1» обр. 1915 г.)

Столь же сложно проходило сотворение и второй, более тяжёлой, но, как первоначально и очень даже ошибочно казалось, более простой машины, заточенной под вроде бы банальнейшее закатывание на боевую платформу пушек-гаубиц на стандартных лафетах.

На самом деле, для того чтоб её скомпоновать, пришлось место водителя перенести аж в переднюю часть левого спонсона, а всю среднюю часть и правый спонсон превратить в полностью открытую сзади площадку, куда согласно требованию военных могла закатываться обычная полевая артсистема на штатном полевом же лафете.

И уж конечно, после испытаний возкой и стрельбами первого арттрактора («Кентавра-1»), никто не решился хоть разок бабахнуть из кое-как водружённой и едва-едва втиснутой в боевое отделение тяжёлой пушки (полная ширина 115-мм корпусной пушки византийской армии едва не 2 метра!). Всем заранее было ясно – один такой «бабах» и машине кирдык. Возможно даже с человеческими жертвами!

Поэтому, бегло осмотрев едва вписавшуюся в габариты БО тяжёлую пушку, умница-мужик от Артуправления (тот самый, с добрым славянским лицом, что выручил КБ с «короткой» пушкой), лишь коротко скомандовал:

– Выгружайте её на хер. Будем ставить лёгкую гаубицу.

Лёгкая-то она конечно лёгкая и встала изюмительно настолько, что в довесок к стандартному углу ГН её качалки на однобрусном лафете, даже можно было добавить ещё столько же поворотом этого самого лафета внутри БО (полная ширина орудия не более 1,5 м).

Вот только стрельб с шасси машина не выдержала даже минимальным зарядом. После первого же выстрела из лёгкой 115-мм гаубицы машину качнуло назад так, что весь расчёт повалился с ног, а последняя тележка подвески, печально сказав «хрясь», просто рассыпалась.

«Артиллерист» вопреки ожиданиям инженеров «Арсенала» укреплять шасси даже не предложил. Лишь мрачно закурил и с чисто русским фатализмом бросил:

– Будем присобачивать к вашей таратайке сошник.

Благодарные инженера «Арсенала» тоже нашли что улучшить – гусеничный движитель сместили насколько можно назад, чтоб удлинённая платформа, да ещё и с присобаченным сошником не создали перекоса по нагрузке на шасси. А высоту подвески изменили так, что кормовое направляющее колесо практически легло на грунт, увеличивая опорную поверхность и беря на себя часть нагрузки подвески при выстреле.

Сошник сделали откидным, прочным и, соответственно, довольно тяжёлым. Прибыв на место, его опускали простейшим винтовым механизмом – тупо срисованным с арматуры задвижек на трубопроводах и фиксировали специальными мощными штифтами в совпавшие отверстия, целый ряд которых имелся на платформе – ради подгонки под рельеф местности.

Зато теперь, если не жадничать и ограничиться всё той же лёгкой 115-мм гаубицей, выбирай любой угол возвышения и стреляй любым зарядом – прочный сошник принимал на себя достаточную часть нагрузки, чтоб не беспокоиться о состоянии подвески.

Вот только масса всего этого счастья потребовала практически «раздеть» бронетрактор. Вся его защита (и та прежде была только с трёх сторон) теперь была ограничена 6-мм вертикальной бронёй «прожиточного минимума». Горизонтальная бронезащита отделения управления и боевого отделения отсутствовала вообще.

Броня на византийских гусеницах. Артиллерийские бронетрактора. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Тяжёлый артиллерийский бронетрактор «второй линии» «Кентавр-2» обр. 1916 г. Вооружён лёгкой 115-мм гаубицей (на рисунке внизу))

Оба артиллерийских бронетрактора «Арсенал» начал выпускать в 1915-16-ом годах. Причём в поисках наиболее оптимального места в боевых порядках для такой, не слишком многочисленной и довольно дорогой техники, была создана целая теория тактики боевого применения бронетракторов.

Суть её заключалась в следующем. Дивизион бронетракторов «первой линии» выдвигался на поле боя, имея построение в виде трёх «клиньев» — машина командира отделения впереди и два ведомых бронетрактора чуть позади по флангам от командира. Три таких клина стояли тоже не в ряд, а опять-таки, средний был выдвинут чуть вперёд. Всего, таким образом, в атаке участвовало 9 бронетракторов «первой линии» с мощным пехотным сопровождением.

«Вторая линия» состояла из шести артиллерийских бронетракторов поля боя «Кентавр-1», которые парами поддерживали огнём каждый клин. Непосредственно за ними двигалась вторая волна пехотных цепей.

Наконец в бою участвовали ещё 4 тяжёлых артиллерийских бронетрактора со 115-мм гаубицами, которые вели огонь через головы атакующих с исходных для атаки позиций и координировали его по приказам бронетракторов первой линии, либо командиров сопровождающей бронетракторы пехоты. Также по их распоряжениям они выдвигались вперёд, вслед за броне­тракторами и пехотой, чтобы быть всегда под рукой – благо замена тяжёлых орудий на лёгкую гаубицу имела и такой положительный аспект, как значительно больший возимый БК. Сопровождали эти САУ пехотинцы резерва.

Немаловажной была и возможность в любой момент выкатить гаубицу на грунт – при неисправности либо бронетрактора, либо орудия, армия уже не теряла две боевые единицы зараз.

Таким образом, сама собой сложилась и структура бронетракторных дивизионов. Всего в дивизионе, соответственно, было 10 (один командирский – он же запасной) бронетракторов «первой линии», 6 артиллерийских бронетракторов поля боя с 75-мм пушками и 4 гаубичных бронетрактора огневой поддержки.

Также в бронетракторный дивизион входили 3 обычных стандартных трактора ММЛ-9, используемых и как транспортные средства и как эвакуаторы.

Хотя в сумме получалось, что в бронетракторном дивизионе числилось 10 бронетракторов «танков» и 10 бронетракторов САУ, «Арсенал» выпускал «танков» вдвое больше – поскольку они шли впереди и несли значительно большие потери, которые требовалось своевременно восполнять.

Но КБ «Арсенала» вовсе не «почивало на лаврах», а едва обе артиллерийские машины были запущены в небольшую, но серию (примерно 5 машин в месяц), оно вернулось к разработке башенного артиллерийского бронетрактора. Хотя до завершения войны запустить в серию новую машину так и не удалось, она послужила базой для создания в 1921 году пехотного танка «Аякс-3», вооружённого спаркой 35-мм автоматической пушки и пулемёта. В дополнение к нему, практически параллельно был создан пехотный «артиллерийский танк» «Кентавр-3», отличающийся лишь увеличенной высотой башни, в которой устанавливалась спарка 75-мм пушки и пулемёта.

Броня на византийских гусеницах. Артиллерийские бронетрактора. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

(Артиллерийский танк "Кентавр-3" обр. 1921 г.)

На всякий случай – полная линейка бронетехники от «Механического Арсенала Ларисы».

Броня на византийских гусеницах. Артиллерийские бронетрактора. (Мир Византийской Империи от коллеги Arturpraetor)

Вот такую «Ларису Ивановну хочу!» — в смысле, жаль, что скажем, российская промышленность на какунить подобную технику для армии так и не разродилась.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account