Бронированные коллекторы. Броненосные крейсера «Карло Альберто». Италия
Выход Италии, как и Японии чуть позже, в великие морские державы был связан с целенаправленной политикой Великобритании по выращиванию мощных конкурентов своим заклятым друзьям-соответственно Франции и России. С помощью британских инвестиций и технологий итальянцы приступили к созданию современного флота . Также ,как и у японцев, он изначально был ориентирован на прилегающую акваторию, в данном случае Средиземноморье. За 20 лет после позорнейшего поражения при Лиссе в 1866 году итальянцы вышли на третье место в рейтинге морских держав. Другое дело, что «ученики» потом доставили самому учителю немало неприятных минут.
Итальянцы творчески отнеслись к полученным возможностям, создав самобытную конструкторскую школу и, действительно, заставили Францию распылить свои силы и уйти с битвы за господство на море.
Необычный подход итальянцев проявлялся даже в классификации- все свои основные корабли они классифицировали как «боевые суда» 1-го, 2-го или 3-го класса исключительно по размерам, не разделяя их на броненосцы и крейсера.
Доведенная до абсурда универсальность. Итальянский боевой корабль должен был быть готов и защищать свои коммуникации и охотиться за рейдерами и участвовать в генеральном сражении. Соответственно , значительное внимание уделялось при этом скоростным характеристикам-если что то пойдет не так-надо было вовремя уйти по-английски.
Второй эльсвикский крейсер, служивший в итальянском флоте под именем «Джованни Бусан«, родоначальник второго поколения эльсвикцев «Пьемонт», дали итальянской конструкторской мысли толчок в сторону создания сравнительно небольших, быстроходных,хорошо вооруженных и защищенных универсальныхбоевых кораблей. Увеличенный «Пьемонт» с броневым поясом стал первым броненосным итальянским крейсером «Марко Поло»,а ,увеличив на пару тысяч тонн его водоизмещение, в ходе устранения выявленных недостатков, итальянцы получили следующий,еще более удачный, проект .
Проект создал главный конструктор флота, генерал-лейтенант Эдуардо Масдеа. Для итальянцев это были «боевые суда 2-го класса»(от 6 до 9 тысяч тонн водоизмещения). Масдеа увеличил площадь бронирования бортов, а толщина поясов достигла 150 мм. Корабль стал шире на 3,5 метра, а скорость, хоть и не была рекордной, но вполне соответствовала задачам-около 19 узлов. Вооружение осталось только скорострельными орудиями до 152 мм. Отсутствие крупнокалиберной артиллерии специалисты считали недостатком( и он был ликвидирован на последующей серии),но и в этом варианте соперников по огневой мощи среди крейсеров у итальянца было немного.
Всего по проекту было построено два броненосных крейсера (Incrociatori corazzati) —«Карло Альберто» и «Веттор Пизани».Иногда их относят к типу «Vettor Pisani». Имена присвоены в честь выдающихся деятелей итальянской истории.
Карло Альберто ( Карло Альберто I ; 2 октября 1798 — 28 июля 1849) был королем Сардинии с 27 апреля 1831 года по 23 марта 1849 года. Его имя связано с первой итальянской конституцией, Альбертинским статутом , и с Первым Итальянская война за независимость (1848–1849).
Витторио Пизани (Vettor Pisani; 1324, Венеция — 13 августа 1380, Манфредония) — венецианский адмирал, командующий венецианским флотом во время войны Кьоджи.
«Карло Альберто» RN «Carlo Alberto»(с 4 апреля 1918 «Zenson») заложен «Arsenale di La Spezia» в Специи 1 февраля 1892, спущен 23 сентября 1896, вступил 1.5.1898 , с 1917 по апрель 1918 переоборудован в десантный транспорт (Trasporto truppe) на верфи «Arsenale di Venezia» в Венеции и с 1918 на верфи «Arsenale di Taranto» в Таранто, вновь вступил 4 апреля 1918, исключен 12 июня 1920 и разобран на металл в 1921.
Водоизмещение нормальное 6 397,6 614 метрических тонн (6 296,6 510 длинных тонн) ,полное 7 057,7 128 метрических тонн (6 946,7 015 длинных тонн)(первое значение-для «Карло Альберто»,второе-для «Веттор Пизани») . Длина 99/105,7 м. Ширина 18,04 м. Осадка 7,2 м.
Бронирование-пояс — 150 мм
палуба — 37 мм
орудийные щиты — 50 мм
боевая рубка — 150 мм
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 8 паровых котлов,13 219—13 259 л. с. .Движитель 2 винта. Скорость хода 18,6 — 19,1 узлов. Экипаж 410—445 человек,максимум 28 офицеров и от 472 до 476 нижних чинов
Вооружение-12 × 1 — 152-мм/40,4 — 6 × 1 — 120-мм/40,14 — 57-мм,
6-8 — 37-мм(6-у «Карло Альберто»),2 пулемёта. Минно-торпедное вооружение-4 × 1 — 450-мм торпедных аппарата
Крейсера имели элегантный двухтрубный(трубы симметрично разнесены ближе к оконечностям) и двухмачтовый почти симметричный силуэт.
Силовая установка включала две вертикальные паровые машины тройного расширения, работающие на два вала и 8 шотландских котлов (Гардинер утверждает, что было 4 котла) с максимальной мощностью 13 000 л.с. Расчетная максимальная скорость-19 узлов. Дальность плавания на 10 узловом ходу-5400 миль. На испытаниях оба крейсера превысили контрактную мощность машин, но контрактную скорость превзошел лишь один . «Карло Альберто» показал скорость 19,1 узла при мощности 13 219 л.с. ,а «Веттор Пизани» только 18,6 узла при 13 259 л.с.
Корабли несли главный броневой пояс по ватерлинии толщиной от 150 мм на миделе до 110 мм на носу и корме. Середину корабля, до верхней палубы защищал верхний пояс, также в 150 мм. Карапасная палуба имела толщину 37 мм. Рубку защищали 150 мм бронеплиты, а у 152 мм орудий имелся 50 мм бронещит.
Основным вооружением крейсеров были 12 скорострельных пушек QF Cannone da 152/40 A Modello 1891 в одиночных установках. Они располагались вдоль бортов-восемь на верхней палубе,а четыре-по углам центральной цитадели в бронированных казематах. Бронебойный снаряд весом 45,4 кг имел начальную скорость 700 м/с. Вес самой пушки составлял 6600 метрических кг.
120 мм 40 калиберные орудия QF Cannone da 120/40 A Modello 1891 в одиночных установках стояли на носу и корме по одной, остальные 2-4 орудия- на главной палубе между 152- миллиметровками. Их 20,4 кг бронебойный снаряд имел начальную скорость в 645 м/с.
Противоминное вооружение- четырнадцать 57 мм QF Гочкисов и шесть или восемь 37-мм орудий Гочкиса QF .
Традиционно было также четыре 450 мм торпедных аппарата.
«Карло Альберто» отметил вступление в строй заграничными вояжами- в Южную Америку( вернулся 28 февраля 1899 года ) и на Дальний Восток (вернулся 1 июня 1900 года).
Южноамериканский круиз был самым интересным. Итальянцы собрали мощнейшую в тогдашней итальянской истории армаду в зарубежных водах. Океанская дивизия контр-адмирала Камилло Кандьяни в составе броненосного крейсера «Карло Альберто», бронепалубных крейсеров «Этторе Фьерамоска», «Пьемонт», «Догали» и «Калабрия» сконцентрировалась в районе Антильских островов для принуждения колумбийского правительства к выплате долгов.Это была первая попытка итальянских коллекторов выбить из колумбийцев убытки по делу Черрути.
Ситуация была простой и незатейливой-весьма предприимчивого итальянца назначили итальянским консулом в Колумбии,здесь он выгодно женился на племяннице губернатора провинции,обзавелся нужными связями и начал проворачивать выгодные гешефты. Сперва он поставлял американское оружие правительству,зарабатывая до 10 тысяч баксов(бешеные тогда деньги) на сделке,но затем зарвался и начал обеспечивать оружием сепаратистов.
В итоге правительство конфисковало всю его собственность,а сам он бежал в Европу. Там просудил в европейских судах все понесенные убытки. Только колумбийцы пропустили даже первый платеж, установленный арбитражем.
Итальянский интерес по делу Черрути выражался в 60 тысяч фунтов (300 тысяч долларов США)плюс долги кредиторам Черрути, образовавшиеся в результате срыва сделок . Обошлось,к счастью,без насилия. Колумбийцы ничего не могли противопоставить современным кораблям. В 1899 году долг был погашен.
Затем крейсер использовался в составе Средиземноморского флота. В 1902 года возил короля Виктора Эммануила III на коронацию британского короля Эдуарда VII и королевы Александры .Король пригласил сопровождать его в поездке Гульельмо Маркони ,чтобы в походе провести опыты с радиосвязью.
Так как коронация и связанные с ней торжества были отложены из-за болезни Эдуарда с 26 июня до 9 августа,итальянский король за это время успел сгонять в Кронштадт на встречу с коллегой, Николаем II .
16 августа крейсер участвовал в коронационном параде на Спитхедском рейде. На обратном пути Маркони испытал радиосвязь с британским берегом на дальнем расстоянии.В сентябре крейсер вновь был предоставлен для экспериментов.В итоге «Карло Альберто» перешел через Атлантику в Новую Шотландию,где из залива Глейс 15 декабря успешно передал радиосообщение в британский пункт Маркони в Корнуолле.
Во время венесуэльского кризиса 1902-1903 годов «Карло Альберто» вошел в эскадру ,которая вместе с британскими и немецкими кораблями блокировала побережье Венесуэлы,принуждая ее выплатить долги иностранным кредиторам.Итальянцы присоединились к эскадре последними -16 декабря.
В условиях сотрясавших Венесуэлу гражданских войн и мятежей обиженных коммерсантов нашлось достаточно и в Германии и в Британии и в Италии. Европейские коммерсанты успешно просуживали свои убытки в европейских судах и предъявляли требования к венесуэльскому правительству.Новый президент Сиприано Кастро ,захвативший власть в 1899 году выплаты прекратил.На десятки дипломатических депеш с Форин Офиса и прочих европейских дипломатий Кастро просто не реагировал,все они аккуратно складывались в мусорную корзину. Венесуэльский президент , впечатленный итогами испано-американской войны,очень надеялся ,что доктрина Монро защитит его от назойливых европейских кредиторов.
Увы,президент США Теодор Рузвельт толковал доктрину Монро более либерально- «если какая-либо страна Южной Америки плохо себя ведёт по отношению к любой европейской стране, пусть европейская страна отшлепает её».
После захвата или потопления венесуэльского флота , обстрелов береговых укреплений и блокады(в основном отличились немцы),Кастро согласился на арбитраж в Гааге и принял график платежей. А Рузвельт расширил доктрину Монро ,взяв на себя функции коллектора в Южной Америке для европейцев .
«Карло Альберто»«с победой» вернулся на родину в начале 1903 года.В 1907-1910 годах использовался как артиллерийский и учебно-торпедный корабль.
С началом итало-турецкой войны был снова мобилизован.В составе учебной дивизии обстреливал укрепления Триполи,Занзура ,Зуары и прочих портов Триполитании.Интенсивное использование артиллерии привело к износу стволов и в начале 1912 года вместе с большей частью флота крейсер вернулся в метрополию.После войны и до марта 1913 года служба корабля проходила на новоприобретенных островах в Эгейском море.
Для первой мировой войны боевой ценности он уже не представлял,поэтому в основном стоял в Венеции.В 1917 году его в Таранто переоборудовали в военный транспорт-была демонтирована броня,добавлена дополнительная палуба. 4 апреля 1918 года под новым названием «Зенсон» он вошел в строй.
Итальянцы планировали использовать его в операции по захвату австрийской базы в Пола.Операция не состоялась. 12 июня 1920 года корабль был списан и разобран на металл.
«Веттор Пизани» стал флагманом итальянской эскадры контр-адмирала Кандиани ,отправленной в 1900 году в Китай на подавление боксерского восстания.Там он посетил кроме китайских порты Японии,Кореи и Владивосток.В начале 1902 года крейсер вернулся на родину,но всего через год вновь отправился на очередную годичную тихоокеанскую вахту. 14 октября 1903 года итальянская миссия в Пекине успешно провела радиосвязь с кораблем у берегов Китая , одну из первых дальних радиопередач на корабль.
В итало-турецкой войне вел операции в Эгейском море и на Адриатике. «Веттор Пизани» был флагманом контр-адмирала принца Луиджи Амедео, герцога Абруцци . Всего через час после начала войны отряд герцога (крейсер и 5 миноносцев) встретил два турецких миноносца в Ионическом море . Один был обстрелян итальянцами и с 9 убитыми выбросился на берег. А второй ушел под защиту береговых укреплений в Превезе .Итальянцы блокировали порт,а герцог запросил разрешения на ультиматум с угрозой обстрела города при невыдаче корабля.Однако из-за протеста Австро-Венгрии,имевшей свои планы на эпирское побережье,в разрешении было отказано.
В середине апреля 1912 года крейсер принял участие в неудачном походе основных сил итальянского флота в Дарданеллы,а затем сопровождал в июле пять миноносцев во время не менее неудачного налета на те же Дарданеллы.
В первой мировой устаревший крейсер служил на Адриатике,участвовал в бомбардировке железной дороги у Рагуза Веккья летом 1915 года.Итальянцы тогда потеряли броненосные крейсера «Джузеппе Гарибальди» и «Амальфи«,потопленные австрийскими подлодками .В 1916 году крейсер перевели в ремонтные суда и 2 января 1920 года исключили из списков флота.13 марта его поставили на разделку.
Серия крейсеров типа «Карло Альберто» стала промежуточной ступенью по созданию итальянского типа линейного броненосного крейсера,выпущенного позднее рекордным тиражом «Джузеппе Гарибальди». В тени знаменитого потомка они получили достаточно короткую жизнь, хотя на службе имели место и боевые эпизоды,но обращает на себя внимание активное применение броненосных крейсеров для вышибания долгов из зазнавшихся латиноамериканских президентов.
Сами корабли оказались вполне удачными для своих задач.