Широкое и успешное применение немцами и союзниками различных типов бронетранспортеров в годы Великой Отечественной войны для быстрой и надежной переброски пехоты, перевозки ее на иоле боя с минимальными потерями в живой силе привели отечественных конструкторов к мысли о возобновлении работ по созданию специальных бронированных транспортных средств — бронетранспортеров на автомобильной базе.
Первые попытки создания бронетранспортера были предприняты горьковскими конструкторами в 1943 г. путем использования базы серийного бронеавтомобиля БА-64. Ими были разработаны и затем изготовлены на Горьковском автозаводе опытные образцы транспортного (десантного) варианта бронеавтомобиля БА-64Е с максимальным использованием забронированного пространств для размещения нескольких десантников. Впоследствии один из бронеавтомобилей БА-64Е был переделан в опытный образец штабного бронеавтомобиля БА-64Б.
В том же году Московский автозавод им. Сталина (ЗИС) по своей инициативе на базе полугусеничного автомобиля ЗИС-42 разработал и изготовил деревянный макет полугусеничного бронетранспортера ТБ-42. который был выполнен в натуральную величину. Согласно проекту бронетранспортер ТБ-42 предназначался для перевозки 14 десантников. Он имел боевую массу 8,5 г и двигатель мощностью 80 л.с. (59 кВт). В качестве основного оружия на машине устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ. Бронетранспортер ТБ-42 в основном удовлетворял требованиям того времени, но имел небольшую максимальную СКОРОСТЬ движения но шоссе — 30 — 35 км/ч. После осмотра комиссией макета бронетранспортера заводу ЛИС было предложено доработать отдельные вопросы но общей компоновке бронированного корпуса и внутреннего оборудования и разработать эскизный проект машины с учетом замечаний комиссии. 11осле утверждения проекта в ГБТУ предполагалось изготовить опытную партию бронетранспортеров ТБ-42 в количестве 5 машин к середине июня 1943 г. Однако, завод отказался от изготовления опытной партии машин ввиду дальнейшей невозможности использования базы полугусеничного автомобиля ЗИС-42 при создании бронетранспортеров из-за ряда конструктивных особенностей гусеничного движителя.
Донор для БТРа ТБ-42, полугусеничный грузлвик ЗИС-42.