Бронетехника Византийской империи — бронеавтомобили, часть I (old)

1

Честно говоря не собирался заниматься серьезно чем-то до того момента, как разберусь с основными кораблями Византийского флота (хотя бы крупнее эсминцев) до конца ВМВ, но коллега Ansar02 со своими постами по бронетехнике поселил в моей голове стойкую мысль, что этой темой все же заняться стоит. Выбор "точки отсчета" был очевиден — Первая мировая с ее бронеавтомобилями и первыми экспериментальными "бронетракторами". А так как броневички я потихоньку уже обдумывал, то начну с них. Так как бронетехника не совсем мое, заранее извиняюсь за возможный откровенный бред, написанный ниже.

Вступление

История первых бронеавтомобилей Византийской Императорской армии тесно связана с англо-византийской войной 1904-1905 годов. Во время военных действий в Египте открылась острая нужда в мобильном, хорошо защищенном и вооруженном пулеметом транспортном средстве. Силами армейских инжнереов были сделаны первые попытки переоборудования гражданских автомобилей "Пегас" М14 в эрзац-броневики — с частичной бронезащитой двигателя, открытой кабиной, с экипажем в три человека (командир, сидящий на пассажирском сидении, он же наблюдатель, механик-водитель и пулеметчик, сидящий на переднем пассажирском сидении). Несколько десятков таких автомобилей стали ценным дополнением армии, но отсутствие бронезащиты кабины стало серьезным недостатком. В результате по инициативе командования Египетской армии в начале 1905 года константинопольскому заводу "Пегас" был выдан заказ на быстрое проектирование и постройку пробной серии из 30 единиц полностью защищенных броней автомобилей на базе все того же гражданского "Пегаса" М14. Новый вид вооружения получил неофициальное прозвище "θωρακισμένο αυτοκίνητο", или "бронированный автомобиль" (thorakisméno aftokínito, сокращенно Та). Спустя какое-то время заводская маркировка Та прижилась, и это название стало официальным уже при передаче броневиков заказчику.

Ta-1

Бронетехника Византийской империи - бронеавтомобили, часть I (old)

Бронеавтомобили Та-1 во цеху завода в Константинополе

Разработку нового для Византии вида вооружения возглавил молодой инженер Андреа Пластирас, который в свое время выступил инициатором вооружения автомобилей в Египте. Были разработаны несколько проектов, отличающихся в деталях (разные башни, двигатели), по которым построили 3 разных прототипа. Они различались между собой

— башнями различной конструкции (один из прототипов башни вообще не имел);

— разным вооружением (7,5-мм пулемет TVP 95 "Сальватор" или более легкий французский 8-мм "Гочкис"); 

— несколько иной конструкцией лобовой части корпуса (особенно у безбашенного варианта). 

Впрочем, визуально между собой оба варианта было тяжело отличить. Уже к середине 1905 года удалось провести испытания и определиться, какой из вариантов более выгоден (с пулеметом TVP-04 "Максим" и башней с шариковой опорой), но война к этому моменту уже завершилась. В результате "Пегасу" был выдан "ограниченный" заказ на 15 единиц и запасные части к ним. Кроме того, были изготовлены 12 единиц для России по частному заказу князя Михаила Накашидзе.

Бронетехника Византийской империи - бронеавтомобили, часть I (old)

Один из прототипов Та-1

В армии появление Та-1 по сути и не заметили. Их бронезащита могла остановить пулю, выпущенную из винтовки лишь со средней дистанции, мобильность позволяла вести эффективную разведку лишь по дорогам, и только удачно расположенное вооружение не вызвало нареканий со стороны экипажей. Все броневики в результате получил корпус граничар, где они были сведены в единственную роту в 12 машин (3 в резерве) и приписаны к 1-й Стальной дивизии. И хотя им не довелось участвовать в англо-византийской войне, Та-1 удалось поучаствовать в другой войне — византийско-персидской 1911 года.

Бронетехника Византийской империи - бронеавтомобили, часть I (old)

Та-1 в зимней окраске

Годы производства:    1906

Выпущено:                      15 единиц (+12 для России)

Боевая масса:                 2,95 тонны

Размерения:                   4,45х1,7х2,4м

Двигатель:                        4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 37 л.с.

Скорость, макс:              45 км/ч

Запас хода:                       120 км

Колесная формула:     4х2

Бронирование:               лоб 4,5 мм, борт 4,5 мм, корма 4,5 мм, крыша и днище 4,5 мм, башня 4,5 мм

Вооружение:                  1 7,5-мм пулемет (4000 патронов)

Экипаж:                             3 человека

Та-2 "Циклоп"

Бронетехника Византийской империи - бронеавтомобили, часть I (old)

Ta-2 Deig. A

В "Пегасе" не остановились на мелкосерийном выпуске Та-1 и продолжили разработку новых бронеавтомобилей. Если с "легким кавалерийским бронеавтомобилем" на время справились, то под вопросом осталась другая идея Пластираса — тяжелый пушечный броневик. Он не застал удачный второй штурм Александрии, но прекрасно помнил штурм первый, в котором войска несли большие потери и остро нуждались в непосредственной поддержке артиллерии в боевых порядках. Такая пушка должна была стать мобильной, и калибр ее должен был стать не менее 75мм. Тем не менее, первые наработки оказались невостребованными — война закончилась. Но все изменилось в 1910 году, когда очередное обострение отношений с Персией и сведения о том, что Багдад и Басра укрепляются с участием британских инженеров заставили армию обратить внимание на идею Пластираса. Были выделены деньги на постройку прототипа с убедительной просьбой не мешкать.

В качестве базы было выбрано шасси отечественного 5-тонного грузовика "Циклоп", который буквально недавно пошел в производство на Фессалоникском машиностроительном заводе. Корпус обшили броней, легкую горную 75-мм пушку с уменьшенным зарядом разместили в кузове за щитом (вместе с 7,5-мм "Сальватором"), боекомплект разместили под тентом между пушкой и отделением управления. После испытаний тяжелый бронеавтомобиль в январе 1911 года приняли на вооружение и заказали дополнительно 24 единицы для создания двух клибанарных рот. При этом испытания дали неоднозначные результаты — одни сетовали за неполную защищенность, другие жаловались на недостаточное пулеметное вооружение. Однозначно плохой признали проходимость перегруженного шасси. Тем не менее, в свете готовящейся (и начавшейся в марте) войны с Персией Та-2 "Циклоп" пришелся кстати, в основном благодаря своей пушке и бронезащите, способной выдержать на средней дистанции попадания из винтовок и пулеметов. Особенно полезными себя показали "Циклопы" во время осады Басры, сильно упрощая "прогрызание" обороны персов. В частях броневики получали имена собственные, преимущественно в честь мифических персонажей — "Атлас", "Цербер", "Гестия", "Зевс".

После первого опыта эксплуатации из боевых частей пришли отзывы со списком требуемых усовершенствований. Самыми главными среди них было увеличение мощности двигателей и оборудование кормовыми постами управления, так как из-за кормового расположения 75-мм орудия часто в бой приходилось идти именно задним ходом, а управление с помощью зеркал заднего вида или перископа было совершенно неудобным. Также в армии просили усились пулеметное вооружение бронеавтомобилей, так как чаще всего "Циклопы" вели огонь не из-за рядов своей пехоты, а прямо в ее первых рядах. Это также вызвало требование обеспечить полную защиту орудия и его прислуги со всех направлений. В результате с начала 1912, уже после конца войны года начали выпускаться броневики 2-й серии, получившие маркировку Ta-2 Deig. B (соответственно 1-я серия стала Deig. A), где сокращение Deig. означало "образец". На них оборудовался кормовой пост управления броневиком и устанавливался новый, более мощный 40-сильный двигатель. Была сильно расширена рубка, в ней разместили 2 спонсонных пулемета, боекомплект также скрылся за броней. Вместо щита 75-мм пушку стали устанавливать в небольшой башне. Экипаж возрос до 8 человек. В результате этих доработок вес броневика возрос до 8 тонн, что еще больше снизило его динамические характеристики. Положение не исправил даже новый двигатель. Таких "Циклопов" выпустили всего 12 штук. В армии их прозвали"печальной удачей" — высокая огневая мощь и защищенность сочеталась с низкой скоростью и ужасной проходимостью, что ограничивало возможности их применения. Дальнейшее развитие концепции тяжелых пушечных бронеавтомобилей продолжилось уже во время Первой мировой войны, и привело в середине 1915 года к созданию первых византийских танков.

Бронетехника Византийской империи - бронеавтомобили, часть I (old)

Ta-2 Deig. B

Годы производства:    1911-1912

Выпущено:                      36 единиц

Боевая масса:                 6,5 тонн

Размерения:                   5,9х2,3х2,8м

Двигатель:                        4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 30 л.с.

Скорость, макс:              20 км/ч

Запас хода:                       120 км

Колесная формула:     4х2

Бронирование:              лоб 7,5 мм, борт 7,5 мм, корма 7,5 мм, крыша и днище 3 мм, башня (щит) 7,5 мм

Вооружение:                  1 75-мм облегченная горная пушка (40 снарядов), 1 7,5-мм пулемета (5000 патронов)

Экипаж:                             5 человек

 

Deig. A (1911) – базовая модель, всего 24 единицы;

Deig. B (1912) – развитие базовой модели, с тесной рубкой и спонсонными 7,5-мм пулеметами, полностью закрытой башней вместо щитовой установки, кормовым постом управления и 40-сильным двигателем, масса возросла до 8 тонн, всего 12 единиц;

Ta-3 "Кунави"

После успеха в 1911 году тяжелого пушечного броневика началась разработка нового легкого пулеметного. Прежде всего Пластирас (тот самый, который разрабатывал еще Ta-1 и Ta-2) взял за основу шасси недавно выпущенного автомобиля "Пегас" М21 с достаточно мощным 40-сильным двигателем и хорошими динамическими характеристиками. Вооружение из двух пулеметов разместили в башне, доставшейся от Та-1, и в корпусе. Бронезащита набиралась преимущественно из 5-мм листов, кроме лба корпуса (7,5 мм) и крыши с днищем (3 мм). Особенностью нового броневика должно было стать сменное вооружение — облегченная 37-мм пушка с возможность установки как в башне, так и в корпусе в любом бронеавтомобиле. Штатным же вооружением оставались 7,5-мм пулеметы. Разработка велась ускоренными темпами, что позволило представить новый бронеавтомобиль к испытаниям уже в начале 1912 года. Кроме стандартной маркировки броневик получил название "Кунави" — "Куница".

Новые легкие броневики понравились военным, прежде всего из-за своей высокой надежности и хороших маневренных характеристик. Впрочем, также имелись много замечаний. Возможность установки 37-мм пушки усложнила общую конструкцию бронеавтомобилей, но эффективность самой пушки в бою признали ничтожной. После результатов первых обстрелов оказалось, что на близких дистанциях броня "Кунави" почти не держит выстрелы из винтовок, огонь же из пулеметов (в силу чисто статистическиой особенности — больше выстрелов значит больше попаданий) становился для броневика смертельно опасным. Башенка с пулеметом оказалась тесной (из-за дополнительных подкреплений для использования 37-мм пушки). Пулемет, расположенный в корпусе, имел крайне ограниченные углы обстрела и в бою становился практически бесполезным — в то время как второй пулемет с широкими углами обстрела броневику не помешал бы. В начале мировой войны эти особенности целиком проявили себя, в результате первоначальные планы по расширению производства "Кунави" пришлось свернуть, сделав ставку на новые перспективные разработки.

"Кунави" выпускались двумя сериями. Первая стала самой массовой — всего выпустили 60 единиц. В начале 1914 на броневик установили полную круговую броню в 7,5мм, а также усиленный до 45 л.с. двигатель. Кроме того, полностью отказались от возможности установки 37-мм орудия, что несколько облегчило конструкцию и освободило место в башне. Серия получила маркировку Deig. B. Всего было выпущено 12 таких машин. Также серия В стала основой для разработки следующего легкого пулеметного бронеавтомобиля для Византийской Императорской армии, но их разработка шла уже в условиях ведущейся Первой мировой войны.

Бронетехника Византийской империи - бронеавтомобили, часть I (old)

Ta-3 Deig. B "Кунави"

Годы производства:    1912-1914

Выпущено:                      72 единицы

Боевая масса:                 3,9 тонны

Размерения:                   4,6х2,05х2,17м

Двигатель:                        4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 40 л.с.

Скорость, макс:              45 км/ч

Запас хода:                       120 км

Колесная формула:     4х2

Бронирование:              лоб 7,5 мм, борт 5 мм, корма 5 мм, крыша и днище 3 мм, башня 5 мм

Вооружение:                   2 7,5-мм пулемета (8000 патронов) или 1 37-мм пушка (80 снарядов) и 1 7,5-мм пулемет (3000 патронов)

Экипаж:                             3 человека

 

Deig. A (1912) – базовая модель, всего 60 единиц;

Deig. B (1914) – усовершенствованная базовая модель с 45-сильным двигателем и круговой 7,5-мм броней, отказ от установки 37-мм пушки, всего 12 единиц;

От автора:

В общем, как-то так. Надеюсь, что не совершил критических ошибок, из-за которых вся проработанная "линейка" броневиков до 1925 года окажется никуда не годной. На очереди статья про экономику Византии в начале XX века, Константинопольская битва или же первые танки Византийской Императорской армии.

arturpraetor
Подписаться
Уведомить о
guest

80 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account