Первая тема о грузинской бронетехнике
потеряла свою актуальность, и в связи с изменениями и дополнениями открываю новую тему
Хотя раньше на вооружение поступили броневики, но начнем с танков Грузия получила первые танки уже после окончания ПМВ это были 30 Рено ФТ17
Потом вплоть до 1927 г. было получено еще 40 ед и был сформирован первый отдельный танковый полк
эти танки были модернизированы в 1929-30 гг до уровня NC-27
Сняты с вооружения в конце 1938, начале 1939 г.г.
Следующим образцом принятым на вооружение стал несколько модернизированный и доработанный Виккерс 6т. в однобашенном и пушечном (37 мм.) варианте, в 1931-33 гг было поставлено 26 ед. в 1933-35 г.г. 47 ед было собрано и произведено в Грузии.
с 1936 по 1938 производится новая модификация Виккерс 6т. Танк оснастили башней разработанной фирмой Бофорс, с более мощной 37 мм пушкой. и заменили двигатель на более надежный и не склонный к перегреву. Всего было выпущено 72 ед. Аналогично в 1937-38 г.г. были перевооружены и модернизированы 73 танка первой модификации
выводились в резерв в 1942-45 г.г.
в 1930 г. в единичном экземпляре купили легкий танк Виккерс Карден-Ллойд Mk.IA. На протяжении 1931-34 г.г. на его основе разработали малый легкий танк. После ряда испытаний грузинская армия отказалась принимать его на вооружение, однако он приглянулся армянским военным и в 1934-38 г.г. для армии Армении. Всего было произведено 70 ед.
Длина 3480, Высота 1600, Ширина 1570
Маса 4.5 т. дв. 74 л/с ск. 52 км/ч
броня 8-12 мм воор. 7,62 мм пулемет
В 1935-36 г.г. у фирмы Ландсверк были приобретены танки L-60 Geo в кол-ве 22 ед. одновременно была куплена лицензия на производство, в 1936-37 было произведено еще 48 ед.
Маса 9.0 т. дв. 140 л/с ск. 48 км/ч
броня 14-18 мм воор. 20 мм.
Снимались с вооружения в 1939-40 г.г.
Передавались в Армению (сформирован 2-й танковый полк)
в 1937 г. началось производство улучшенной модификации L-60 Geo II. Отличия от первой Мк. новая сварная башня разработанная фирмой Бофорс, немного усиленное бронирование и более мощный двигатель
в 1937-39 гг произведено 142 ед
Маса 9.8 т. дв. 160 л/с ск. 50 км/ч
броня 20-28 мм воор. 37 мм.
снимались с вооружения после ВМВ
в 1938 г, на базе малого легкого танка выпускавшегося для Армении был разработан бронированный транспортер-тягач JT 34/38.
Стали создаваться тн бронедрагунские (джавшандрагунта) эскадроны бронетранспортер был вооружен пулеметом винтовочного калибра и перевозил 4 человек (вкл. мех-вода)
в 1937- 38 годах чешский концерн Skoda-CKD совместно с грузинской фирмой Vazianis Karhana разработал средний танк (на базе проекта Skoda-CKD S-II-b/c) опытный образец был передан в Грузию в феврале 1938, после полуторагодовых испытаний и доработок танк пошел в серию под обозначением VKJ-39 Всего в 1939-40 годах выпущено 72 еденицы
Танки снимались с вооружения после ВМВ
БОЕВАЯ МАССА 16,5 т., ЭКИПАЖ, 5 чел.
Длина, мм 5380, Ширина, мм2440, Высота, мм 2390
1х47-мм пушка , 2 7,62-мм пулемета
Бр. лоб корпуса — 40 мм., борт корпуса — 30 мм., корма корпуса — 25 мм.
лоб башни — 45 мм., борт башни – 35-40мм., корма башни – 30 мм., крыша — 16 мм
днище — 12 мм
ДВИГАТЕЛЬ , бенз., 8-цил., жидк. охл., 270 л.с.
СКОРОСТЬ 46 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 280 км.
в 1938—1939 годах шведская фирмой Landsverk AB на шасси лёгкого танка Landsverk L-60. разработала ПТ САУ Landsverk L-62 Anti, в 1939 г. один образец был приобретен грузинской армией на основе этой машины был разработан танк по программе GMT (Georgian Medium Tank) в 1940 был произведен один опытный экземпляр
танк считался средним, но ни по массе, ни по бронированию таковым не являлся. Он после ряда испытаний был отклонен грузинскими военными, их не устроило слабое бронирование 18-25 мм, и маломощная коротоствольная пушка (16,5 клб.).
Работы продолжались и усиление: вооружения (из США были получены орудия М2 с дл. ствола в 31 клб.) и бронирования до 25-47 мм привело к увеличению массы танка с 14.5 т. до 18 т. это обстоятельство потребовало усиления подвески. Подвеске добавили по одному катку побортно.
В таком виде танк под обозначением GMT пошел в серию.
Танки производились в 1942-44 гг . Всего изготовлено 74 ед
масса 18 т., броня 25-47 мм Воор 75 мм. орудие М2 (31 клб.)
снимались с вооружения после ВМВ
в 1944-45 г.г. в рамках военной помощи было поставлено 77 ед танков Шерман М4А2 ранних Мк.
снимались с вооружения после ВМВ
По окончании Второй Мировой войны на вооружении Грузии находилось 350 танков
Из этого числа относительно современных было только 140 ед.
Около 70 М4А2 Шерман (ранней мк.) и около 70 GMT-42
Остальные, 140 Landsverk L60II и 70 VKJ-39 Окончательно и бесповоротно устарели, и требовали замены
Руководство танкостроительного отделения фирмы VAZIANIS KARHANA предлагало модернизированный образец танка GMT с установкой более мощной 75 мм. пушки. Однако предложенный вариант не удовлетворял военное ведомство. Тем более что по окончании войны была возможность приобрести недорого готовые танки
У военного ведомства было ограничение по весу танков, 20 т. Но хотелось приобрести и танки помощнее, в итоге для замены вышеназванных танков были выбраны два варианта, и в 1946-48 г.г. были приобретены
140 танков М-24 Чаффи
и 70 танков М4А2 с подвеской HVSS и 76 мм. пушкой
к середине 50-х годов устарели и GMT с Шерманами ранних Мк.
Для их замены в 1955-57 г.г. были закуплены 140 танков М-41 Уокер Бульдог
К началу 50-х годов в вооруженных силах Грузии сложилась парадоксальная ситуация
Все образцы танков стоящих на вооружении были либо устаревшими (М4 Шерман, М-24 Чаффи), либо легкими (те же М-24 Чаффи и недавно приобретенный М-41 Уокер Бульдог). Остро встал вопрос о материальной части бронетанковых войск, ибо ни один образец не представлял собой реальной силы.
Еще в конце 40-х была принята программа о реконструкции дорожной сети, и мостов, что бы снять ограничение в 20-30 т.
В то же время ведомство выдало заказ на средний (или ОБТ) танк
Рассматривались варианты: Центурион или М-47
Но эти образцы далеко переваливали за новое весовое ограничение в 40 т.
В конце концов, фирме VK было предложено разработать средний танк.
Концептуально за основу был взят М47 Паттон. Танк разрабатывался с учетом его эксплуатации на высокогорном ТВД, а также должны были быть учтены конкретные нюансы, а именно ограничение веса в 40 т. и то, что жд система в Грузии была узкоколейной.
Летом 1954 г. были готовы 2 опытных образца названных EJ-54
Танк имеет классическую компоновку, в кормовой части расположено силовое отделение, в центральной — боевое отделение и в передней части — отделение управления. Экипаж танка состоит из четырёх человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего.
Масса EJ-54 составляла 38 тонн.
Корпус и башня сварные, бронирование лба корпуса составляет 90-105 мм, лба башни — 127 мм(маска 140 мм.). На крыше башни, справа, установлена командирская башенка. Справа от пушки, находятся места командира, слева — наводчика и заряжающего. В днище корпуса имеется аварийный люк. Высокое расположение башни связано с тем, что в условиях гористой местности нижний угол вертикальной наводки должен был достигать -10 градусов
Поворот башни производится при помощи электрогидравлических приводов, также имеются ручные приводы, пользоваться которыми могут наводчик и командир танка.
Основным вооружением танка является 90-мм танковая пушка M36; ствол пушки — моноблок с навинтным казенником, дульным тормозом и эжекционным устройством для удаления из канала ствола пороховых газов. Затвор пушки — вертикальный клиновый полуавтоматический. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Механизмы наведения пушки имеют электромеханический и ручной приводы. Пульты управления электроприводами расположены у наводчика и командира танка.
Заряжание пушки ручное, выстрелы унитарные.
Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель MB-837 жидкостного охлаждения., мощностью 630 л.с. При движении по шоссе танк развивает максимальную скорость 55 км/ч. Запас хода составляет 320 километров.
Полуавтоматическая трансмиссия состоит из главного фрикциона, коробки передач (шесть передач переднего хода и две — заднего) и механизма поворота, позволяющего совершать продолжительный поворот и делать разворот с малым радиусом. В приводе поворота используется гидрообъёмная передача.
Ходовая часть танка имеет шесть опорных и три поддерживающих катка с каждой стороны. Подвеска независимая, торсионная. Ведущие колеса заднего расположения. Гусеницы резино-металлические, со сварными траками.
Комплекс испытаний был завершен в декабре 1955 г. и было принято решение принять на вооружение под обозначением J-56 («J» Javshana — танк) Devi (Дэв мифическое существо — великан)
Производство было начато в июле 1956 г. Всего было заказано министерством обороны Грузии 142 ед. (с учетом 2 опытных экземпляров)
В октябре 1959 г. заказ был выполнен, кроме того 72 ед. заказаны были Арменией, этот заказ был выполнен в январе 1962 г.
Однако к моменту завершения производства встал вопрос о несоответствии требованиям армии танка М41 Уокер Бульдог, и встал вопрос о его замене. Сначала просто планировалось заказать еще одну партию J-56, но к тому моменту и он не соответствовал современным требования к ОБТ, и фирма VKHI разработала на его основе танк EJ-66.
Танк был модернизирован:
— новая 105 мм. пушка L7 стабилизирована в двух плоскостях наведения;
— усовершенствована трансмиссия, обеспечивающая шесть передач вперед и столько же назад;
— введены система защиты от ОМП.
— установлены более мощные двигатели «Испано-Сюиза» HS-101-2 мощностью 720 л.с., скорость соответственно выросла до 62 км/ч.
Производство модернизированных J-69 Devi II было начато в апреле 1969 г. Аналогично в 1970-72 гг модернизировали 140 ед. ранее выпущенных J-56.
Всего в 1969-72 гг было произведено 210 ед. J-69.
В 1979 все танки J-56/70 и J-69 были снова модернизированы:
— в систему управления огнем введены электронный баллистический вычислитель, новый прицел наводчика, ночной ИК-прицел;
Танки оставались на вооружении до 1997 г.
В середине 1980-х лимит по модернизации танков J-56/70 и J-69 был исчерпан, и командование вооруженных сил Грузии приступило к поискам нового образца ОБТ.
Британский основной боевой танк Виккерс Мк 7 был разработан вместе с Германией и представлен публике в 1985 году. При этом Виккерс Мк 7 разрабатывался преимущественно для экспорта.
Чуть ранее, в 1980 году, британская компания Vickers Defence Systems создала и представила публике ОБТ Вэлиэнт, который планировала продавать в других странах. Но ажиотажа он не вызвал, зато некоторые заказчики нашли его башню и систему управления огнём очень удачной, а вот ходовая часть Леопард-2 им показалась более подходящей.
Так и появился Виккерс Мк 7, весящий 54 тонн и обладающий традиционной компоновкой корпуса, защитой от оружия массового поражения, современной системой управления огнём и автоматической системой пожаротушения.
Литая башня от Вэлиант получила улучшенную защиту за счёт применения брони чобхэм в передней полусфере башни.
Внутри находились командир, наводчик и заряжающий, а на крыше размещались командирская башенка справа и люк заряжающего слева.
Литой корпус танка был позаимствован у Леопард-2 и получил дополнительную защиту в виде бортовых экранов.
Место механика-водителя располагалось спереди, там же, с правой стороны, находился его люк.
Механик-водитель вёл обзор с помощью специального прибора наблюдения, автоматически выбиравшего нужный перископ из имеющихся шести для наблюдения в заданном секторе.
В целом броня танка защищала от орудий среднего калибра и всевозможных фугасных снарядов и их осколков.
Поскольку Виккерс Мк 7 разрабатывался для экспорта, заказчику предоставлялась возможность выбрать подходящее вооружение.
По умолчанию танк комплектовался британской 120 мм нарезной пушкой L11, аналогичной устанавливаемой на Челленджер и боекомплектом 50 снарядов, но, заказчика, заинтересовала установка 120 мм гладкоствольной немецкой пушки Rheinmetall.
Виккерс Мк 7 имел ручное заряжание и очень современные для своего времени системы управления огнём Кентавр-1 и контроля вооружения, включающие в себя два лазерных дальномера, электронно-оптическую сканирующую систему и стабилизированный тепловизор Phillips UA 9090.
Вспомогательным вооружением являлся спаренный пулемёт калибра 7,62 с 2000 тысячами патронов в боекомплекте, а для дымовых завес на башни размещалось два многоствольных гранатомёта.
Двигатель MB-873Ka501 имел мощность 1500 л.с. и был позаимствован у Леопард-2 как и гидромеханическая трансмиссия НSWL-354/3, стоящая в одном быстро снимаемом блоке с ним.
Благодаря такой мощной силовой установке танк имеет максимальная скорость Виккерс Мк 7 достигает 80 км/час, а за чуть менее, чем 12 секунд, танк способен преодолеть 100 метров, стартуя с места. Запас хода по шоссе составляет 500 км.
Ходовая часть включает в себя знакомые по немецкому танку семь опорных катков с каждой стороны и четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо привычно расположено сзади.
Именно неплохие характеристики этого танка заинтересовали Минобороны Грузии. В 1989 г было подписано соглашение о производстве Виккерс Мк 7 под обозначением J-92 Domba (Зубр),
сборка велась на заводе VKHI в 1992-97 гг, всего было поставлено 352 ед.
Теперь Бронеавтомобили и Бронетранспортеры
в ПМВ основными броневиками были Остины
так-же грузинской армии перепало небольшое количество БА ФИАТ
Эти машины модернизировались и сохранялись на вооружении до середины 30х
В начале 30-х совместно с поляками на базе их wz/29 был разработан JM29/32 изменения коснулись ходовой и вооружения
Заменив Остины эти БА были на вооружении до окончания ВМВ
в 1936, на базе Ситроен 23U был создан неполноприводный легкий БА JM-36
в 1936 г купили лицензию на БА Панар 173, но французы продали только ходовую и бронекорпус, башню с вооружением грузины приспособили свою, точнее бофорсовскую
Производился с 1938 года.
Еще во время войны в Грузию для испытаний был передан экземпляр американского бронеавтомобиля М-6 Стегхаунд
Грузинским военным бронеавтомобиль понравился, хорошая броня, высокая подвижность, простота в обслуживании и ремонте, но не устраивала слабость вооружения
На протяжении 1944-45 в США велись работы по модернизации бронеавтомобиля, согласно грузинских техусловий
И в конце концов решено было использовать на бронеавтомобиле башню от американского (благо погон башни был одинаковый) легкого танка М-24 Чаффи с 75 мм пушкой
Бронеавтомобиль назвали "Нагази" (кавказская овчарка)
Масса броневика выросла с 13.9 т. до 15 т, скорость несколько снизилась с 89 до 80 км/ч
Но в целом получился очень неплохой бронеавтомобиль, с приличным бронированием, и хорошей огневой мощью
На протяжении 1946 – 1948 все JM35/37 были сняты с вооружения и заменены бронеавтомобилями Нагази (Стегхаунд Гео)
Эти броневики долго стояли на вооружении, в 1954 модернизировались.
Новый двигатель, прицельные приспособления, радиооборудование, и боеприпасы, но к началу 1970-х бронеавтомобиль устарел
По окончании ВМВ грузинскими военными было принято решении об увеличении тн «бронедрагунских» подразделений, но единственный транспортер для такого рода войск имевшийся у Грузии по причине малой вместительности уже не подходил. После рассмотрения и ряда испытаний , грузинскому командованию\ приглянулись полугусеничные бронетранспортеры М3, М5
Сразу после войны и до 1948 г эти БТР в немалых количества были закуплены и ими оснащались новые драгунские эскадроны и полки.
В начале 50-х были модернизированы и переоборудованы с заменой шасси, на колесное с колесной формулой 6х6
В конце 50-х начали формироваться парашютно-десантные войска, из отдельных рот, батальонов и эскадронов в отдельный сводный полк, Для усиления вооружения парашютистов требовался бронеавтомобиль одновременно легкий и хорошо вооруженный.
Министерство обороны заинтересовал бронеавтомобиль Панар AML-60
Однако грузинских военных не устраивал 60 мм гладкоствольный миномет в качестве основного вооружения
после ряда доработок (изменения формы сварной башни) БА оснастили 75 мм пушкой
и в таком виде приняли на вооружение в 1960 г. всего было получено и произведено 140 ед.
Бронеавтомобили (в кол-ве 90 ед до сих пор на вооружении)
В начале 70-х для замены устаревших "Нагази" приобретались и производились БА Панар AML-90
но перевооруженные 90 мм. орудием Cockerill Mk. Geo.
БА приобретались и производились в 1972-77 гг., в кол. 340 ед (310 из них до сих пор на вооружении)
На рубеже 50-х / 60-х стало ясно, "Халфтраки", не соответствуют духу времени, они морально и физически стремительно устаревают. КБ фирмы VKHI в сотрудничестве с фирмами: немецкой Henschel Wehrtechnik GmbH и швейцарской SAURER AG разработало гусеничный бронетранспортер получивший обозначение JT-62 «Kolopi» (javshan-transporteri – бронетранспортер, Kolopi — коробка)
Проектно-конструкторские работы начались на заводе фирмы "Vazisnis Karhana", и в 1959 г из сборочного цеха выехал первый прототип бронетранспортёра, получившего обозначение ExJT-59.
Конструкция прототипа была относительно проста. Корпус выполнялся из стальных плит толщиной 10 мм и не имел крыши. Как видно, на первых порах конструкторы не далеко отошли от образцов бронетранспортеров времен войны. Двигатель и трансмиссия располагались в передней части машины перед местом водителя. В задней части машины были предусмотрены места для десяти солдат. Вход в бронетранспортер и выход из него осуществлялись через двухстворчатую дверь в кормовой стенке. Учитывая отсутствие крыши, десант в случае необходимости мог покидать машину, выпрыгивая наружу через борта десантного отделения.
Масса бронетранспортера ExJT-59составляла 11.5 т , длина — 5100 мм. ширина — 2300 мм. высота — 1850 мм.
В качестве силовой установки использовался 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель обьемом 11,6 дм', развивавший мощность 200 л.с. при 2000 об/мин. Гусеничная ходовая часть состояла из пяти двойных обрезиненных опорных катков на борт, резинометаллических гусениц, ведущих колес (спереди) и натяжных колес (сзади). Траки гусениц имели невысокие выступы — грунтозацепы, облегчавшие движение по мягкому грунту. Бронетранспортер развивал скорость до 55 км/ч.
Следующий прототип ExJT-60 проходил испытания в 1960—1961 гг. Из-за применения более толстых броневых плит (12-20 мм) масса машины увеличилась до 12,3 т. Длина корпуса равнялась 5450 мм, ширина — 2500 мм, высота — 1700 мм. В отличие от предыдущей модели корпус новой машины был полностью закрытым и самонесущим. На крыше устанавливался 12,7-мм пулемет М2НВ. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на четыре поддерживающих ролика.
В 1962 г. после интенсивных испытаний машин нулевой серии на полигоне, бронетранспортеры пошли в серийное производство, получив новое обозначение JT-62.
Низкопрофильный корпус бронетранспортера выполнялся методом сварки из листов стальной катаной брони максимальной толщины 20 мм и обеспечивал защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Верхний лобовой лист, установленный под значительным углом к вертикали, постепенно переходил в горизонтальную крышу с большими прямоугольными люкaми над десантным отделением. Борта корпуса располагались под большим наклоном и нависали над ходовой частью. В сильно скошенной кормовой стенке были предусмотрены две двери для посадки и спешивания десанта.
Слева в передней части корпуса находилось отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Справа от него располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Сразу же за ними находилось место командира, а справа позади моторно-трансмиссионного отделения распологалось место стрелка, обслуживавшего установленный на крыше 12,7-мм пулемет М2НВ. Кормовую часть корпуса занимало десантное отделение, рассчитанное на перевозку восьми пехотинцев-десантников с полной выкладкой.
На бронетранспортере JT-62 устанавливался 4-тактный 6-цилиндровый дизель "Заурер 4FA" мощностью 250 л.с. при 2400 об/мин. Коробка передач позволяла ездить на шести передачах вперед и одной назад. Максимальная скорость бронетранспортера 4K4FA достигала 65 км/ч.
В состав ходовой части применительно к одному борту, входили пять двойных обрезиненных опорных катков среднего диаметра с круглыми отверстиями между ступицей и ободом, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения.
Всего в 1962-69 годах было построено около 680 бронетранспортёров.
На их базе разработан целый ряд вспомогательных машин:
- • машина управления
- • машина связи
- • передвижной пост управления артиллерийским огнем
- • передвижной пост управления огнем ПВО
- • санитарная машина
- • самоходный 81-мм миномет
производство которых продолжалось до 2009 г.
Тактико-технические характеристики бронетранспортера
Боевая масса, т:
JT-62 — 12.5
Экипаж, чел. 3+8
Габаритные размеры, мм.
длина корпуса 5200
ширина 2500
высота до крыши корпуса 1720
клиренс 420
Бронирование, мм 14-25
Вооружение 12.7-мм пулемет
Двигатель 3аурер 4FA. -тактный 6-цилиндровый дизель "Заурер 4FA" мощностью 250 л.с. при 2400 об/мин.
Удельная мощность двигателя, л.с./т 20,0
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода ло шоссе, км 450
Запас топлива, л 215
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.8
ширина рва. м 2,2
глубина брода, м 1,0
В середине 80-х КБ завода VKHI на основе БТР Jt-62 "Kolopi" разработало БМП которая в дальнейшем получило обозначение Jt-89 MELAKUDA (Лисичка)
БМП создана на базе бронетранспортера Jt-62. Разработка машины начата в 1983 г. Два прототипа машины переданы на испытания в 1987 г. С 1989 года начато серийное производство.
Всего до 1996 для ВС Грузии было выпущено 684 ед
Компоновка БМП классическая — двигатель и трансмиссия находятся в передней части бронекорпуса, справа; место механика-водителя впереди, слева. Десантное отделение расположено в кормовой части машины. Экипаж БМП включает: командира машины, механика-водителя и наводчика. Посадка и высадка десантников осуществляется через кормовые двери и люки в крыше отделения. Двери и люки, открывается при помощи гидропривода . В боковых стенках и кормовых дверях имеются смотровые блоки и амбразуры для ведения огня из личного оружия.
БМП оснащена двухместной башней, вооружённой стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой. В башне место командира БМП слева, место наводчика — справа. Привод башни электромеханический.
Бронекорпус и башня машины сварные, собраны из стальных бронелистов. Бронирование верхних бортов корпуса, бортов башни, и лобовой проекции башни выполнено по разнесенной схеме.
В базовом варианте бронирования, при боевой массе машины 18,2 т, обеспечивается в переднем секторе обстрела защита от 30-мм снарядов
Тактико-технические характеристики БМП
Боевая масса, т: JT-89 — 18,2
Экипаж, чел. 3+6
Габаритные размеры, мм.
длина корпуса 5200
ширина 2500
высота до крыши башни 2100
клиренс 420
Бронирование, мм 25-35
Вооружение 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет
Двигатель «Детройт дизель» 6V53T, V-образный дизель с турбонаддувом, мощность 300 л.с. при 2800 об/мин
Удельная мощность двигателя, л.с. 16,5
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода ло шоссе, км 450
Запас топлива, л 215
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.8
ширина рва. м 2,2
глубина брода, м 1,0
В начале 60-х, в США фирма Кадиллак Гэйдж разработала бронемашину «Коммандо» первая версия V-100 испытывалась в Грузии в 1966-67 гг, вторая V-150 в 1967-68 гг. которая и была принята на вооружение.
Этот вариант производился в 1969-76 гг. и полностью вытеснил из драгунских частей БТР-ы Халфтрак
БТР-ы модернизировались в 90-е, и 2000-е, и до сих пор на вооружении в качестве КШМ, санитарных, инженерно-технических и прочих
БА Панар AML-90 все таки не дотягивал до концепции «колесного танка». Еще в конце 70-х грузин заинтересовала машина АМХ 10 RC французского производства.
В 1982 г. Два экземпляра этой машины прошли испытания в Грузии и было принято решение прибрести этоn броневтомобиль. В 1989 начались поставки этого колесного танка, и к 1991 г. заказ на 80 ед. был выполнен
В начале 90-х на базе бронетранспортера MOWAG Piranha 6х6, был разработан БТР "Датуния"
Бронетранспортер производился в 1999-2007, заменил V-150 Коммандо
Сводная таблица по БТТ после ВМВ
Штаты грузинской армии от 1934-37 гг.
Штаты грузинской армии от 1948-55 гг.
Штаты грузинской армии от 1970-77 гг.