В противовес немецкому Stug III, в апреле 1942 г, по инициативе НКВ началась разработка штурмовых противотанковых САУ. На ряду с конструкторскими коллективами МВТУ им. Баумана, НАТИ, ЦАКБ, Уралмашзавода, завода № 592, завода ГАЗ, ОКБ 38 свою САУ разрабатывали конструкторы НИИ-13.
Летом 1942 года НИИ-13 представил эскизный проект сразу нескольких вариантов истребителей танков на шасси из узлов легких танков Т-60 и Т-70. Проекты трех таких машин отличались друг от друга главным образом только вооружением.
Первая машина И13.73-СУ была вооружена 45-мм пушкой большой мощности разработанной в НИИ-13 в 1941 году,
которая была подобна принятой позднее на вооружение 45-мм пушке М-42.
Вторая машина под обозначением И13.75-СУ была вооружена двумя спаренными 45-мм пушками, такими же, как и на первой машине.
Третья машина под обозначением И13.76-СУ вооружалась 76-мм «самоходным» орудием со стволом 50 калибров, которое было переделано в НИИ-13 из дивизионной 76 мм пушки Ф-22.
Все артсистемы предполагалось снабдить специальной "вильчатой карданной рамкой облегченного типа" с противоосколочным щитком и телескопическим прицелом.
САУ оснащались четырехтактным, карбюраторным, шестицилиндровым двигателем ЗИС-80 (объем 5555 см3, мощность 73 л.с. при 2400 об\мин), который планировали форсировать до 108 л.с.
В декабре 1942 года доработанные проекты САУ представили на суд высшего руководства СССР, причем И13.76-СУ, оснащенная 76-мм пушкой Ф-22, очень понравилась Сталину, назвавшему ее «чрезвычайно интересной». И распоряжением ГОКО от 16 января 1943 г НКТП и НКВ предписывалось изготовить и предоставить на испытания к 15 февраля 1943 г опытные образцы двух боевых машин НИИ-13, которым присвоили условный индекс СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76 (Самоходная установка — истребитель танков соответственно с 45-мм и 76-мм пушкой).
Но в начале 1943 года выяснилось, что с производством форсированных двигателей типа ЗИС-80 имеются трудности, а двухдвигательный агрегат ГАЗ-203, стоявший в танке Т-70, никак не встает в моторное отделение новых машин. Требовалось перепроектировать моторное отделение и коробку передач. Но в условиях войны выпуск этого двигателя испытывал некоторые проблемы, поэтому решили использовать стандартный сдвоенный двигатель ГАЗ-203 от Т-70, но он не поместился в корпус. Тогда все надежды были возложены на дизельные В-3 (мощность 150—250 л.с. при 1700—1800 об\мин, что позволило бы на 10 мм увеличить броню со всех сторон) заводов «Ярославский» и «Двигатель революции», но они не смогли наладить их выпуск ввиду разрушенности своих помещений. Мечты о запуске в производство американских дизелей 110—160 л.с. также не оправдали себя.
В теории САУ-ИТ-45 должны были пробивать 50 мм брони с 500 метров, но к моменту их готовности на бумаге германская армия использовала танки Pz III с лобовой броней 70 мм (с учетом экранов), Pz IV с лобовой броней 80 мм, Pz VI Tiger с лобовой броней 100 мм, Pz V Panther с лобовой броней 80 мм под углом 55 град., что делало истребители танков СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76 не способными выполнять свои функции.
В связи с этим велись испытания по установке на данную ПТ САУ 57-мм пушку С-1-57 (аналог ЗИС-2), но расчёты показали, что для этого нужно заняться перекомпоновкой машины и доработкой некоторых деталей.
Проект был свёрнут осенью 1943, а корпус САУ-ИТ-45 был передан в Москву к НИИ-48 и использован как мишень для испытания снарядов.
Нужно отметить, что в ноябре 1943 г чешской фирмой ВММ была разработана, а в апреле 1944 г. запущена в производство и успешно применялась ПТ САУ Хетцер ср сходным внешним видом и концепцией в целом.
Но на этом история САУ-ИТ-45 не заканчивается. В НИИ-13 решили раз легкий истребитель танков не получается, необходимо на этом шасси разработать легкий танк поддержки пехоты.
В конце 1943 г был представлен проект такого танка.
Моторное отделение осталось без изменений, а на крышу была установлена башня по типу башни танка Т-80 но увеличенного размера в которой размещалось два человека. Вооружался танк 76 мм пушкой которая была подобна принятой в сентябре 1943 года 76-мм полковой пушке образца 1943 г (ОБ-25)
В боекомплект входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды.
Однако проблема с двигателем так и не была решена, и данный танк остался на бумаге.
Нужно отметить что американская САУ M8 Scott была по боевым характеристикам близкими к проектному танку НИИ-13.
Выпускалась данная САУ в 1942-1944 гг. в количестве 1778 шт, и успешно применялась на полях сражений Второй Мировой Войны.
И немного альтернативной истории. Если бы в СССР смогли наладить выпуск танка НИИ-13, он скорее всего получил бы индекс Т-90, а учитывая, что в 1943 г КБ завода №172 совместно с НИИ-13 разработали противотанковую пушку ИМ-1 со стволом переменного калибра 70/50 мм. в данной пушке использовался лафет сорокопятки, а следовательно ствол легко мог быть помещен в башню Т-90. В результате мог получится легкий истребитель танков способный снарядом массой 1,8 кг с начальной скоростю 1370 м/с пробить 140 мм броню на дистанции 750 метров при угле встречи 30°.
Источник — https://ziborov.livejournal.com/3025.html