Вот какую интересную статью на русском языке нашёл для нашего сайта.
http://forum.boinaslava.net/showthread.php?9456-%C8%ED%F2%E5%F0%E5%F1%ED%E0-%F0%F3%F1%EA%E0-%F1%F2%E0%F2%E8%FF-%E7%E0-%E1%FA%EB%E3%E0%F0%F1%EA%E8%F2%E5-%E1%F0%EE%ED%E8%F0%E0%ED%E8-%E2%EE%E9%F1%EA%E8-%EF%F0%E5%E7-%C2%D1%C2
Вот и сам текст.
Бронетанковые войска Болгарии. Впервые болгары познакомились с новым видом боевой техники – танками, в 1917 г., когда группе офицеров, совершавших визит в Германию, продемонстрировали захваченные танки союзников. Однако экономическое положение страны – от поражения в 1-й Мировой войне, Болгария оправилась только к 1930 г., не способствовало скорому появлению в стране собственной бронированной техники. Первый шаг в этом направлении был сделан только в 1934 г. Болгарское военное министерство приняло решение приобрести в Италии 14 танкеток 14 Fiat-Ansaldo L3/33, артиллерийские тракторы Pavesi, зенитные орудия и другое армейское имущество общей стоимостью в 174 млн. левов на условиях кредита сроков на 6 — 8 лет. Собственно танкетки обошлись болгарам в 10.770,6 тыс. левов. Первый транспорт с техникой пришел в порт Варна 1 марта 1935 г. Именно этот день считается датой рождения болгарских танковых войск. Тогда же из Италии поступило 14 тяжелых грузовиков-транспортеров танкеток «Рада».
Все танкетки были направлены во 2-й автомобильный батальон в Софии. Из них была сформирована 1-я танковая рота. Она стало подразделением 1-го инженерного полка. Офицеры роты были из состава полка, то есть инженерами. Командиром 1-й танковой роты был назначен майор Борис Тенев Славов, другие офицеры – лейтенанты Тодор Стефанов Иванов, Ангел Стефанов Нерезов и Стоян Стоянов. В штате роты состояло 4 офицера и 86 рядовых. Стоит отметить, что болгарские танкетки были вооружены 8-мм пулеметами Schwarzlose вместо итальянских FIAT 35 или Breda 38. Именно этот калибр был стандартным на тот период в болгарской армии.
Вторая танковая рота, возглавил которую майор Славов, была сформирована в 1936 г. со штатом в 167 человек. Причем танков она не имела. 4 сентября 1936 года болгарское военное министерство подписало с британской компанией British Vickers-Armstrong соглашение о поставках в страну 8 легких танков Vickers 6-ton Mark E в однобашенной версии, с 47-мм орудием Vickers и одним пулеметом производства той же фирмы.
Танки обошлись болгарам в 25.598 тыс. левов, с учетом запасных частей и боеприпасов. Договор был утвержден правительством Болгарии через месяц – 4 октября 1936 г. Первые танки начали прибывать в начале 1938 г. По 4 танка направили в два взвода. В конце года 2-я танковая рота принимала участие в учениях вместе с моторизированным пехотным полком и моторизированной артиллерией. Обе танковые роты участвовали в 1939 г. в маневрах близ города Попово.
1 января 1939 г. обе роты были объединены в 1-й танковый батальон. Его командиром стал майор Тодор Иванов Попов. 1-ю роту (Ansaldo) возглавил лейтенант Иван Иванов Гюмбабов, 2-ю роту (Vickers) – лейтенант Тодор Стефанов Иванов. Батальон имел штаб, две танковые роты, отделение ремонта техники, всего – 173 военнослужащих. Формально батальон был приписан к школе офицеров запаса, однако, в реальности первая рота базировалась на южной границе – в Коларово и Карманлийско, а вторая рота – в районе Полски Трмбеш и Русенско, вместе с 5-й пехотной дивизией «Дунав».
В феврале 1940 г. болгарская армия получила по низкой цене из Германии 26 чехословацких танков Skoda LT-35, еще 10 ожидались в течение лета. Они составили матчасть 3-й танковой роты, командиром которой, был назначен капитан Александр Иванов Босилков. С 10 июля 1940 г. танковый батальон базировался в районе Лозена и Любимеца на границе с Турцией. Это не касалось его первой роты, принимавшей формальное (не воевала) участие в аннексии румынской территории Добруджа.
По соглашению с Германией от 23 апреля 1941 г., болгары приобрели 40 танков Renault R-35. Цена составила 2,35 млн. немецких марок. Трофейные французские машины находились в плачевном техническом состоянии и могли использоваться только в качестве учебных. Тем не менее, из них были сформированы четыре роты, составивших танковый батальон.
Весной 1941 г. Болгария объявила о проведении частичной мобилизации. Вскоре после этого, был создан 2-й танковый батальон, который вместе с первым батальоном, вошли в состав 1-го танкового полка. О его формировании было объявлено 25 июня 1941 г. в Софии. Он стал основой танковой бригады. В нее вошли штабные, разведывательные, броневые, мотопехотные, моторизированные артиллерийские, специальные моторизированные, медицинские подразделения и подразделения обслуживания. Полк был расквартирован в бараках 1-го кавалерийского полка и подчинялся армейскому штабу. Первым командиром танкового полка стал майор Тодор Иванов Попов.
В конце июля, 1-й танковый полк был переведен на новое место – в лагерь «Князь Симеон», в 10 км к западу от Софии. Главной проблемой танкистов стал недостаток радиооборудования, им были укомплектованы танки Skoda, однако почти полностью лишены Renault. Болгары вполне обоснованно считали, что это стало результатом саботажа со стороны французов, которые готовили танки к отправке на Балканы. В частности, этой точки зрения придерживался новый командир полка подполковник Гено К. Генов. Другой проблемой была неопытность болгарских танкистов – в боях им участвовать не довелось. На 15 августа полк насчитывал 1.802 офицера и нижних чинов.
В октябре 1941 г. у танкистов появился шанс отличиться. Танковый полк был направлен на восток Болгарии, к городу Ямбол, где намечались военные учения. И тут себя «показали» танки Renault 2-го батальона. Многие из них «встали» по пути к району маневров из-за механических поломок и дорожных условий. Фактически батальон в учениях участия не принимал. Гораздо надежнее оказались Skoda двух рот 1-го батальона и Vickers-ы отдельной 2-й танковой роты.
В конце 1941 г. бригада претерпела незначительные штатные изменения. Ее инженерная рота получила доселе отсутствовавшую мостовую колонну.
19 марта 1942 г. два взвода бригады участвовали в огневых испытаниях. Один взвод из 5 Skoda стрелял по целям на дистанциях 200 и 400 метров из 37-мм орудий и показал, по мнению болгарских и немецких наблюдателей, хорошие результаты. Танкисты из взвода Renault стреляли только из пулеметов, их экипажам по-прежнему не доставало опыта.
В марте 1942 г. бригада имела следующее количество боевой техники:
Штаб бригады: 3 Skoda LT-35 (1 танк с радиооборудованием)
— Штаб танкового полка: 2 Skoda LT-35 (1)
— I танковый батальон
штаб: 2 Skoda LT-35 (1)
— 1-я рота: 17 Skoda LT-35 (4)
— 2-я рота: 17 Skoda LT-35 (4)
— 3-я рота: 8 Vickers Mk. E и 5 Ansaldo L3/33
— II танковый батальон
штаб: 1 Renault R-35 (1) и 3 Ansaldo L3/33
— 1 — 3 роты: по 13 Renault R-35 (все без радиооборудования).
Разведывательный отряд: 5 Ansaldo L3/33
Интересно, что рота Vickers считалась не танковым, а наоборот, противотанковым подразделением.
Весной 1942 г. бригаде передали моторизированную батарею ПВО. Она имела 15 — 20-мм орудий и 15 легких пулеметов.
Немцы отмечали значительный прогресс в развитии бригады, однако германские советники отмечали и большие недостатки. Главным из них была матчасть бригада – тихоходные, лишенные радиостанций Renault R-35, в боевых условиях нельзя было применять в одном эшелоне: бригада могла быть задействована только по частям. Выход видели в полной замене французских машин – либо на Skoda, либо на танки немецкого производства с 75-мм орудиями. Также болгары нуждались в бронеавтомобилях для разведывательного подразделения, легких минометах для пехотного полка, мостоукладчиках для инженерной роты.
В период с 29 по 31 мая 1942 г., бригада принимала участие в учениях близ Софии, которые показали некоторое улучшение элементов взаимодействия танкистов и пехотинцев. Действия бригадной разведки, ряда других подразделений, были оценены как «плохие». Болгарское командование приняло решение: вызвать немецкого специалиста. 11 июля такой специалист прибыл в Софию. Это был подполковник фон Бюлов (von Bulow). Его главной задачей стала координация действий танкистов, артиллеристов и пехотинцев на поле боя. Постепенно усилия немца стали приносить свои плоды. Если на учениях в Димитрово, близ города Перник, в конце августа, старые проблемы бригады вновь дали о себе знать, то на маневрах в районе Стара Загора, с 14 по 20 октября 1942 г., «броневичи» показали себя по оценкам офицеров генштаба, «хорошо». Кстати, к этому времени, бригада насчитывала уже 3.809 бойцов и офицеров.
В конце 1942 г., болгары, озабоченные поставками оружия из Германии в Турцию, их традиционному противнику, обратились к немцам с просьбой о помощи в перевооружении их армии. Согласно плану, одобренному Военным министерством Болгарии и Верховным командованием Вермахта (OKW) 5 января 1943 г., предполагалось вооружить немецким оружием 10 пехотных дивизий, кавалерийскую дивизию и две танковых бригады. Почти сразу болгары и немцы разошлись в понятии «танковая бригада». Немцы настаивали, чтобы бригада имела один танковый полк с одним танковым батальонам. Болгары считали, что полк должен быть двухбатальонным.
Не сошлись стороны и в объемах поставок техники. Немцы, первоначально хотели ограничиться передачей своим союзникам 12 средних танков Pz. Kpfw. IV и 20 штурмовых орудий 20 StuG. III. Этого было явно недостаточно для перевооружения даже одной, уже существующей танковой бригады. Шефу германской военной миссии в Болгарии, полковнику Генерального штаба Гейнриху Гауде (Heinrich Gade) было поручено разработать для болгар новую схему организации танкового полка до 1 июля 1943 г.
Гауде рекомендовал оставить танки Skoda в танковом полку, а медленные и слабовооруженные Renault полностью убрать из него, сформировав из техники этого типа специальные подразделения поддержки пехоты армейского уровня. 8 Vickers полковник рекомендовал передать в артиллерийские части, в качестве бронированных машин артиллерийских наблюдателей. Роль Fiat-Ansaldo немецкий офицер видел как бронированные санитарные машины и транспортеры боеприпасов. Также Гейнрих Гауде заявил о необходимости создания в болгарской армии двух-трех батарей штурмовых орудий (54-55 StuG. III), что должно было повысить боевой дух и наступательные возможности болгарских войск.
Согласно предложениям Гауде структура танкового полка должна была быть следующей: штаб полка, два танковых батальона, в каждом из которых по две роты средних танков и рота легких танков. В ротах средних и легких танков предполагалось иметь один Fiat-Ansaldo ремонтного подразделения и один – для медиков. Полный состав полка выглядел так:
12 — Pz.Kpfw. IV
20 — StuG. III
37 — Skoda
14 — Fiat-Ansaldo
Уже весной 1943 г. план переформирования бригады начали приводить в действие. 41 офицер и 37 сержантов бригады 12 апреля отправили обучаться в немецкую танковую школу в Вюнсдорф (Wunsdorf) и на специальные курсы для экипажей Pz. Kpfw. IV и StuG. III в сербском городе Ниш.
Между тем, болгарское военное министерство в это время приняло решение отклонить предложение германских советников. В результате, Renault, вместе с 5 StuG. III должны были остаться во втором батальоне полка, а Skoda и Pz.Kpfw. IV – в первом батальоне. Остальные 15 StuG. III передавались в качестве отдельного подразделения артиллерийской бригаде танкового полка. Немцам, ничего не оставалось, как увеличить поставки Pz.Kpfw. IV с 12 до 43 единиц. Оставались в силе и договоренности по передаче болгарам StuG. III. По новому плану, согласованному сторонами 24 мая 1943 г., структура танковой бригады должна была быть следующей:
Штаб бригады
Штаб полка
— I танковый батальон (1, 2 средние, 3 легкая танковая роты)
— II танковый батальон (4 средняя, 5, 6 легкие танковые роты)
— III танковый батальон (7, 8, 9 легкие танковые роты).
Всего: 36 Skoda, 43 Pz. Kpfw. IV, 38 Renault.
10 июня 1943 г. в составе бригады была сформирована батарея штурмовых орудий. Главным инструктором стал немецкий капитан Небель (Nebel). Обучение шло плохо. Командир подразделения подполковник Генов постоянно жаловался немцам на «нехватку топлива, плохую погоду и нехватку грамотного персонала». В итоге на маневрах в районе Софии в августе 1943 г. «самоходчики» получили оценку «неудовлетворительно». Впрочем, с таким же успехом, на учениях сработала и вся танковая бригада.
Лишь 1 октября 1943 г. болгарское военное министерство приняло решение об официальном переименовании 1-го танкового полка в 1-у танковую бригаду. Танки Renault были выведены из ее состава – в дальнейшем их планировалось использовать против партизан. Все машины находились в городе Сливен, 10 танков затем были приданы 29-й пехотной дивизии со штабом в городе Вране (Vranje) в Сербии, в болгарской оккупационной зоне. Бронетехнику планировалось использовать против коммунистических партизан Иосипа Броз Тито.
После очередной реорганизации бригада имела три танковых батальона, по две роты Pz. Kpfw. IV в каждом и по одной роте Skoda. III танковый батальон был учебным. Произошло расширение инженерной роты до штатов батальона. В него вошло две саперных рота и рота мостоукладчиков. Запланированное расширение сигнальной роты до батальона до конца 1943 г. выполнено не было. По-прежнему не хватало обученных экипажей. Так роту из 14 Pz. Kpfw. IV приходилось только 55 танкистов – офицеров и рядовых, при том, что экипаж танка составлял 5 человек. В ноябре 1943 г., в виду невозможности решения этих проблем, немцы сменили куратора бригады по учебной части – вместо подполковника фон Бюлов (von Bulow) им стал майор Кагл (Kahl). Чуть позже его сменил волевой полковник Юнгенфельдт (Jungenfeldt).
Между тем, моральный дух бригады был невысоким. Немцы отмечали прорусские настроения среди ее солдат и офицеров, увлечение панславянскими идеями, которые еще более усиливались по мере поражений германской армии на восточном и итальянском фронтах. Более того, инструктора даже считали, что из нежелания воевать, некоторые болгарские офицеры бригады, саботируют учебный процесс.
К 15 декабря 1943 г. немцы планировали, что в бригаде будет следующее количество бронетехники:
I танковый батальон: 28 — Pz. IV и 16 — Skoda
II танковый батальон: 28 — Pz. IV и 16 — Skoda
III танковый батальон: получение танков к этому времени не планировалось
разведывательное подразделение: бронеавтомобили – 13 x Sd. Kfz. 222 и 7 x Sd.Kfz. 223
Известны также данные о германских поставках БТТ Болгарии до 31 декабря 1943 г.:
Тип БТТ Заказано Поставлено
Sd. Kfz. 222 13 13
Sd. Kfz. 223 7 7
Pz. Kpfw. IV (lang) 91 46
Pz. Kpfw. I 25 —
Pz. Kpfw. III 10 —
Renault R-35 10 —
StuG. III L/48 55 25
Поставки Pz. Kpfw. IV были завершены к 3 сентября 1943 г.
В январе 1944 г., несмотря на «неучастие» сухопутных войск Болгарии во Второй мировой войне, бронетанковые части страны понесли первые боевые потери. 10 января 15-й воздушный флот ВВС США нанес тяжелый удар по Софии, принесший разрушения городской инфраструктуры и сотни погибших – военных и гражданских. Болгарское командование решило «рассредоточить» подразделения танковой бригады, справедливо опасаясь ненужных потерь. Артиллерийский полк перевели в Вакарел, танковый полк в Новихан (25 км от Софии), противотанкистов, разведчиков и инженерный батальон – Самоков, в 25 км от Софии.
В ходе январских бомбардировок подразделение штурмовых орудий потерь материальной части не имело. Однако погибло семь его военнослужащих. «Штурмовиков» вывели в Новоселце (24 км к юго-востоку от Софии), где StuG-и выполняли и роль устрашения местных прокоммунистических партизан.
Параллельно, в Хасково, в декабре 1943 г. началось формирование II подразделения штурмовых орудий. Его структура была следующей: штаб подразделения, штабная батарея с двумя StuG, три батареи, в каждой из которых по три взвода по две самоходки в каждом. Штурмовые орудия имели и командиры батарей.
В январе-феврале 1944 г. в 1-ю танковую бригаду было призвано 400 резервистов. Они должны были пополнить танковый полк.
В феврале 1944 г. из Германии пришло долгожданное пополнение. Правда, вместо обещанных 25 Pz. Kpfw. I, немцы поставили не нравившуюся болгарам французскую технику. Это были 19 легких Hotchkiss H-39 и 6 средних Somua S-35. Болгары приняли решение передать их в полицию и пограничным силам. Таким образом, технику задействовали в антипартизанских операциях.
Зиму и весну 1944 г., на фоне ухудшающегося для немцев положения на Восточном фронте, танковая бригада, провела в учениях. 10 мая был получен приказ – привести бригаду в полную боевую готовность в течение 5 дней. 1 июня Гауде направил рапорт командованию Вермахта (OKW) о ситуации в болгарской танковой бригаде. Готовность танкового полка он оценивал в 70 — 75 %. Полку не хватало технически грамотных специалистов – инженеров и ремонтников. Боеготовы на 85 % были танки Pz. Kpfw. IV, остальные можно было привести в порядок за две недели. Но из Skoda на ходу было от силы 20 танков. Остальные стояли из-за нехватки запасных частей. Лучше было с грузовиками – готовы были 85 — 90 % от общего количества. В целом общий вывод Гауде был следующим: до конца июля к реальным боям бригада готова не будет.
Кроме того, немцы предложили болгарам сменить командира бригады. По их мнению, полковник Генов не располагал необходимым уровнем технических знаний. Они также считали, что офицер был «протеже» умершего болгарского царя Бориса III. Однако, по всей видимости, главным было другое: Генов не проявлял должной «любви» к представителям Германской миссии в Болгарии, и часто игнорировал их «ценные советы».
Наконец, 12 августа бригада была признана готовой к участию в боевых действиях. Обучение танкистов по немецким канонам было завершено. Германские офицеры начали покидать бригаду, в которой осталась только 13 специалистов-связистов во главе с лейтенантом Ирмшером (Irmscher).
Германская техника прибывала в Болгарию в течение всего лета. Лишь в августе, с началом трений между союзниками, поставки стали сокращаться. 25 числа немцы приняли решение остановить состав с танками и боеприпасами для Болгарии, и передать матчасть и амуницию своим частям, сражавшимся на Балканах.
Более того, немцы разработали и секретный план по нейтрализации ставших опасными для них самих болгарских бронетанковых войск. Согласно плану Collins специалисты германской танковой школы в сербском городе Ниш, должны были действовать как настоящие диверсанты, приводя болгарскую бронетехнику в состояние технической негодности.
Всего было создано четыре «шпионские» группы:
1-я должна была действовать в районе Пловдива против II батальона штурмовых орудий.
2-я и 3-я: районы Пловдив и Пазарджик — против танкового полка.
4-я – в районе Софии против I батальона штурмовых орудий.
Планировалось сосредоточить диверсантов в немецком военном лагере в Пловдиве. Однако уже в начале сентября происходившие в Болгарии события сделали осуществление немецкого плана невозможным. Пронацисткий режим в стране разрушался на глазах.
От Ниша до Приштины.
5 сентября, с 7 до 11 часов утра, 1-я танковая бригада прошла через сербскую границу. Роль пограничников выполняли немцы из 3-й роты 698-го батальона полевой жандармерии (Feldgendarmerie Detachment 698). Они насчитали 62 болгарских Pz. IV, других танков и бронеавтомобилей, 835 грузовиков и легковых автомобилей, часть из которых буксировали артиллерийские орудия, 160 мотоциклов, 4 топливных заправщика. Болгары расположились таким образом, чтобы перекрыть движение немецких войск по трассе София – Ниш. Фактически это был разрыв союзнических отношений. Именно с этого момента, началось разоружение немцев, находившихся в Софии.
8 сентября 1944 г. после переворота в Софии, Болгария официально объявила войну Германии. Правда, это не привело к моментальной вспышке боевых действий между бывшими партнерами – в течение нескольких недель болгары вели чистку армии, избавляясь от офицеров, связанных с бывшим царским режимом. Сменилось и руководство танковой бригады. Ее новым командиром стал генерал Трендафилов, принявший активное участие в свержении прогерманского правительства Болгарии.
К концу сентября танковая бригада находилась в составе 2-й армии, в районе болгарско-сербской границы. По планам союзников (СССР, Югославии и Болгарии), болгары должны были выбить нацистов с востока Сербии (регион Ниш – Лесковац) и Македонии. Освобождение Белграда, в свою очередь, брали на себя советские и югославские войска.
Наступление союзников в Югославии началось 28 сентября на огромном участке в 600 километров. 2-я болгарская армия под командованием генерала К. Станчева двигалась на к юго-западу от города Пирот, в направлении Лесковац – Ниш. Эту зону прикрывала 7-й горноегерская дивизия СС «Принц Евгений» (Prinz Eugen). 30 сентября передовые подразделения болгар, вместе с партизанами, сломав сопротивление четников и сербской пограничной стражи, вошли в населенный пункт Власотинце, в 14 км к югу-востоку от города Лесковац.
Однако в начале октября фортуна для болгар, сменила «милость на гнев». Неожиданным ударом, части «Принца Евгения» отбросили славян с занятых позиций, войдя 6 октября во Власотинце. Это привело к остановке болгарского наступления на Ниш. Началась подготовка к контрудару. Танковая бригада была выведена из оперативного резерва – ее задача состояла в нанесении поражения немцам в районе Власотинце – Бела Паланка и прорыве на север – в направлении Белграда. 8 октября болгарские танковые войска впервые в своей истории приняли участие в боевых действиях – несколько танков атаковали при поддержке артиллерии германские позиции к юго-востоку от Бела Паланка. Однако встретив сильный огонь 2-го батальона 13-го полка СС, танкисты повернули назад.
9 — 10 октября болгарские войска на востоке Сербии были пополнены новыми подразделениями и перегруппированы. 10 октября после интенсивной артиллерийской и авиационной подготовки, 60 болгарских танков нанесли удар по немецким позициям на берегу реки Морава. Начался штурм Власотинце. В город вошли 21 танк и болгарская пехота. Немцы, имевшие лишь несколько 50-мм противотанковых орудий, сдержать болгарский прорыв не смогли. ПТО были уничтожены, после чего 3-й батальон 13-го полка СС покинул Власотинце, начав отход на запад.
Утром 12 октября боевая группа из 12 болгарских Pz. IV атаковала немецкие позиции в районе Бела Паланка. Однако в отсутствии пехотной поддержки, танки стали легкой добычей немцев. В течении нескольких минут болгары потеряли пять танков, два из которых были подбиты расчетами 88-мм зенитных орудий Flak.
В этот же день, в 11 часов, основные силы танковой бригады, вместе с 15 болгарской пехотной бригадой и 47 партизанской дивизией Югославской народно-освободительной армии вошли в Ниш. Разведывательный батальон танковой бригады, пересек Мораву, поздно вечером по свободным мостам прошли другие подразделения бригады. 14 октября у деревни Меросина, танкисты наткнулись на штабную колонну 7 дивизии СС. Удар оказался неожиданным для немцев. Болгарские танки уничтожили много автомобилей и имущество немцев, отступавших из Ниша. Среди прочего, немцы потеряли и средства радиосвязи, установленные на грузовиках. Пехота танковой бригады атаковала штаб дивизии в Меросине, но получила мощный отпор. С тяжелыми потерями стрелки отошли назад. Однако немцы не стали задерживаться в деревни – начался их отход на северо-запад – к сербскому городу Кралево.
Отход «Принца Евгения» открыл для болгар дорогу в Косово. Согласно плану советского 3-го Украинского фронта, именно болгары должны были выбить немцев из этого сербского региона. Немцы, уходившие из Греции, между тем, были заинтересованы в сохранении контроля над Косово, так как путь войск группы армий «Е» пролегал по маршруту «Скопье – Приштина – Митровица – Кралево», то есть как раз через этот анклав. Роль «пожарной команды» против болгар играло импровизированное соединение полковника Лангера (Langer), состоявшее из нескольких пехотных рот, роты велосипедистов, противотанковой роты и гужевой артиллерийской батареи. Подразделения Лангера перекрыло перевал Преполац, в 36 км от Приштины. Тем самым они воспрепятствовали наступлению болгар в Косово и способствовали эвакуации германских войск из Греции.
К 17 октября танковая бригада находилась на юго-западе от трассы Прокупле-Куршумлия, там же был и ее штаб. Мотоциклисты разведывательного батальона бригады были направлены через Куршумлию к Рача, в то время, как группа под командованием майора Димитрова (12 бронеавтомобилей) двигалась на юг, на Куршумлийска Баня (18 км, на северо-восток от Падуево). В Куршумлиска Баня болгары наткнулись на силы сдерживания полковника Лангера. Атака пехотного полка 4-й пехотной дивизии, поддерживавшего танковую бригаду, была отбита, причем с большими потерями для болгар. Прибывшая в этот район 6-я пехотная дивизия, также наткнулась на ожесточенное германское сопротивление. Танки же не могли быть использованы по причине отсутствия нормальных дорог. Узкие горные тропы перевала не были приспособлены для движения тяжелой техники. Фактически болгарский план вторжения в Косово был провален. Группа Лангера в течение трех недель сдерживала болгарское продвижение, позволив основным силам группы армий «Е», нормально эвакуироваться из Греции.
1 ноября танковая бригада начала атаки с целью разрушения германских позиций на перевале Преполац. Основной удар болгары нанесли 3 ноября. На следующей день пехотинцы 4-й пехотной дивизии, смогли пробить германскую оборону и пробиться к перевалу Мердаре. На следующей день туда прибыли несколько танков бригады, с огромным трудом, доставленных к месту боев по горным тропам. Параллельно болгары с привлечением примерно 60 танков нанесли удар по Падуево, где оборонялся 734-й немецкий егерский полк. Бригада взяла Падуево 5 ноября. Потери были велики. Не менее шести танков уничтожили расчеты 88-мм зенитных орудий Люфтваффе вблизи городского вокзала.
От Падуево болгарская бригада начала преследование отступающих немцев по дороге на Приштину. Бригада наступала двумя колоннами – на Приштину и Митровицу. Движение вперед было медленным – в течение двух недель болгары проламывали немецкую оборону. К северу-западу от Приштины болгары напоролись на ожесточенное сопротивление 16 гренадерского полка немцев. Потери составили 12 танков. 21 ноября части танковой бригады были сосредоточены в местечке Белополь – оттуда был нанесен удар по Приштине. Столица Косовол пала в тот же день – болгары не понесли значительных утрат. После взятия Приштины, бригада уже на следующий день вошла в Косовска Митровица.
В конце ноября немцы, основываясь на собственных данных и на захваченных болгарских документах, выяснили, что танковая бригада по-прежнему сохраняет штаты и организацию, утвержденные летом 1944 г., а ее пехотные подразделения состоят из:
I моторизированного пехотного батальона – 1 тяжелой пулеметной роты, 3 и 6 пехотных рот.
II моторизированного пехотного батальона – 2 тяжелой пулеметной роты, 4 и 5 пехотных рот.
III моторизированного пехотного батальона, выполнявшего роль резервного, фактически маршевого пополнения для двух первых батальонов.
Тяжелые пулеметные роты имели две роты по два взвода, каждый из которых имел на вооружении 4 тяжелых пулемета. Пехотная рота насчитывала 165-170 бойцов, 9 легких и 3 тяжелых пулемета, 12 пистолетов-пулеметов и 13 грузовиков. Инженерная рота была увеличена до батальонных штатов. Батальон включал взвод саперов, инженерный штурмовой взвод и взвод мостоукладчиков. В зенитном подразделении имелось две батареи: тяжелых и легких орудий.
Освобождение Косовска Митровица стало последним этапом операций 2-й болгарской армии на территории Югославии. К началу декабря болгары начали собираться домой. 7 декабря Германское командование на Юго-Востоке давало следующее боевое расписание болгарской армии в Югославии:
Белградский регион:
2-я армия.
Танковая бригада
I батальон штурмовых орудий (в боях он не участвовал).
4-я, 6-я, 8-я, 12-я пехотные дивизии.
Части 24-й и 26-й пехотных дивизий.
Регион к югу от Белграда в Центральной Сербии:
1-я армия:
1-я и 2-я гвардейские пехотные дивизии.
2-z кавалерийская дивизия.
1-я, 2-я, 10-я, 14-я, 29-я пехотные дивизии.
II батальон штурмовых орудий.
В период с 17 сентября по 23 октября 1944 г. танковая бригада потеряла 47 танков, в том числе 30 по техническим причинам в ходе марша середины октября от Ниша до Куршумлии. Значительное количество танков было потеряно в ходе атак на Падуево и не менее 12 во время боев за Приштину. Полные потери бригады не известны.
О потерях II батальона штурмовых орудий в болгарских источниках также не сообщается. Между тем, 28 октября он поддерживал атаки 6-го пехотного полка на позиции 11-й полевой дивизии Люфтваффе в Центральной Сербии.
В дальнейшем болгарские танкисты участвовали и в других операциях заключительного этапа Второй мировой войны в Европе. В феврале 1945 г. в составе 1 болгарской армии на юго-востоке Венгрии находился отдельный танковый батальон, имевший 35 танков Skoda и Praga (чехословацкого производства) и 4 танка Pz. IV. Боеготовы из них были 25. Батальон был в оперативном армейском резерве. 6 марта немцы начали свое последнее крупное наступление — “Fruhlingserwacht” (Весеннее пробуждение). 2 танковая армия в попытке отбить венгерские нефтеносные районы к юго-востоку от озера Балатон, нанесла удар и по болгарским частям, находившимся на северном берегу реки Драва. Вблизи Доньи Михоляц, немцы вынудили 3-ю болгарскую пехотную дивизию начать отступление. Командир 1-й болгарской армии генерал В. М. Любенов перегруппировал свои силы, направив на передовую резервы – пехотный полк и танковый батальон. 7 марта болгары при поддержке танков контратаковали немецкие 104-ю егерскую и 297-ю пехотную дивизии. Однако немцам удалось отбить большинство атак и даже нанести контрудар. Болгары потеряли 5 танков. Положение спасли две дивизии 133-го корпуса Красной армии, прибывшие на помощь болгарам. Ситуацию на этом участке фронта удалось стабилизировать. Больше танковый батальон, вооруженный устаревшими танками, в боях не участвовал.
На картах германского командования 26 апреля 1945 г. показано и местонахождение болгарской танковой бригады. Вместе с 10-й и 12-й пехотными дивизиями III корпуса 1-й армии, она противостояла частям 13-й горной дивизии СС Handschar, примерно в 25 км от хорватского города Вараждин. При этом известно, что в первой половине апреля бригады в этом регионе не было. Значит, она прибыла в район после 15 апреля.
Таким образом, болгарская танковая бригада, несмотря на скромный уровень боевой подготовки в 1943 — 1944 гг., сумела на поле брани доказать свою боеспособность, вынеся на себе тяжесть боев в Сербии и Косово в октябре-ноябре 1944 г. При этом, болгарским танкистам так не разу и не пришлось встретиться со своими германскими оппонентами. Именно поэтому, болгары в годы Второй мировой войны так и не имели ни одного танкового аса.
Поступления бронетехники в болгарскую армию (1934 — 1944 гг.)
1934 — первая половина 1935 г.
— закуплены в Италии и получены 14 танкеток Fiat-Ansaldo L3/33.
1936 — 1938 гг.
— в 16 сентября 1936 г. в Великобритании заказано 8 танков Vickers 6-ton Mark E. Получены двумя равными партиями – 4 января и 25 июля 1938 г.
1940 г.
— в феврале 1940 г. получено от Германии 26 танков Skoda Lt-35.
— летом 1940 г. Болгария получила и 10 танков Skoda S-II-a (T-11), ранее произведенных чехами для Афганистана.
1941 г.
— в апреле 1941 г. немцы поставили болгарам 40 трофейных французских танков R-35.
1943 г.
— Германия поставила 10 танков Praga Pz.Kpfw. 38(t). Заказ составлял 16 танков. К 15 июля 1944 г. поставки еще шести машин так и не были произведены.
— Из Германии получены легкие бронеавтомобили Sd. Kfz. 222. 5 поступили в начале года, еще 8 – во второй половине года.
— во второй половине 1943 г. немцы поставили 7 легких бронеавтомобилей Sd. Kfz. 223.
— в январе 1943 г. заключено соглашение о поставках из Германии 12 средних танков Pz.Kpfw. IV. Весной того же года заказ был увеличен до 43 танков, а к концу года – до 91 танка. До 3 сентября болгары получили 46 танков. Еще 42 Pz.Kpfw. IV получены в 1944 г. В общей сложности болгары получили 88 танков этого типа.
— в январе 1943 г. также был подписан договор о поставках в Болгарию 20 немецких штурмовых орудий StuG. III. Затем заказ был увеличен до 55 самоходок. 25 из них немцев поставили до конца 1943 года, еще 30 – в 1944 г.
1944 г.
— в феврале 1944 г. болгары получили из Германии 25 французских трофейных танков – 19 Hotchkiss H-39 и 6 Somua S-35. Однако есть и иные данные — S-35 поставлены не были, вместо них болгары получили 6 Pz.Kpfw. IV.
Штат болгарской танковой бригады на 01.07.1944
Штаб бригады
отделение сопровождения (моторизированное)
Танковый полк
Штаб бригады
Штабная танковая рота, с сигнальным и инженерным взводами
Танковая ремонтная рота (моторизированная)
I танковый батальон
две роты средних танков (в каждой 15 Pz. IV)
Рота легких танков, 16 x Skoda Pz. 35(t)
II танковый батальон
две роты средних танков (в каждой 15 Pz. IV)
Рота легких танков, 16 x Skoda Pz. 35(t)
III танковый батальон
две роты средних танков (в каждой 15 Pz. IV)
Рота легких танков, 16 x Praga Pz. 38(t)
Пехотный полк (моторизированный)
Штабная рота (моторизированная), с сигнальным, инженерным и мотоциклетным взводами.
I пехотный батальон (моторизированный), с сигнальным взводом (моторизированный)
три пехотных роты (в каждой 9 легкими и 2 тяжелыми пулеметами)
Рота тяжелого оружия.
Минометный взвод – 4 80-мм миномета
Противотанковый взвод, 3 50-мм орудия.
Пулеметный взвод – 8 легких и 1 тяжелый пулемет.
II пехотный батальон (моторизированный)
(аналогично I батальону)
III пехотный батальон (моторизированный)
(аналогично I батальону)
Танковый разведывательный батальон с сигнальным взводом
Рота бронеавтомобилей, 18 x Sd. Kfz. 222/223
Две мотоциклетных стрелковых роты, в каждой 18 легких и 4 тяжелых пулемета.
Рота тяжелого оружия (моторизированная).
Минометный взвод (4 80-мм миномета)
Противотанковый взвод (3 37-мм орудия)
Инженерный взвод
Танкоремонтный взвод
Танковый артиллерийский полк
Штабная батарея, взводы – сигнальный и наблюдателей.
I Танковый артиллерийский батальон с сигнальным взводом (моторизированным)
3 легких артиллерийских батареи (моторизированных), с 4 150-мм гаубицами и 2 тяжелыми пулеметами в каждой
II Танковый артиллерийский батальон с сигнальным взводом (моторизированным)
Две тяжелые артиллерийские батареи (моторизированные). В каждой – 4 150-мм гаубицы и 2 тяжелых пулемета.
Противотанковое подразделение (моторизированное) с сигнальным взводом (моторизированным).
Две противотанковые роты (моторизированные) — по 9 50-мм ПТО и 3 легких пулемета в каждой.
Тяжелая противотанковая рота (моторизированная). Имела шесть 75-мм орудия и 3 легких пулемета.
Подразделение противоздушной обороны (моторизированное) с сигнальным взводом (моторизированным).
Тяжелая батарея ПВО (6 — 88-мм орудий и 2 легких пулемета)
Средняя батарея ПВО (9 – 37-мм орудий и 1 тяжелый пулемет)
Легкая батарея ПВО (12 – 20-мм орудий и 4 легких пулемета)
Инженерный батальон (моторизированный) с сигнальной ротой (моторизированной)
Две инженерные роты (по 9 легких пулеметов в каждой).
Рота мостоукладчиков (длина – 94 метра, допустимая масса – 16 тонн), имела 8 легких пулеметов.
Сигнальная рота (моторизированная)
Артиллерийская рота (моторизированная)
Рота (моторизированная) ремонта транспортных средств.
Медицинская рота (моторизированная)
Военно-полевой госпиталь (моторизированный)
Отделение санитарных автомобилей (всего 12 машин)
Рота военной полиции (моторизированная)
Отделение полевой почты (моторизированное)
Три отделения средних грузовиков, грузоподъемность каждой – 60 тонн.
Легкое транспортное отделение, грузоподъемность 40 тонн.
Бригада насчитывала в общей сложности 9.340 бойцов и офицеров.
Материальная часть бригады состояла из:
140 танков, 8 тяжелых полевых гаубиц, 12 легких полевых гаубиц, 27 зенитных орудий, 36 противотанковых орудий, 40 минометов, 192 тяжелых пулеметов, 378 легких пулеметов, 245 пистолетов-пулеметов, 6.485 винтовок.
Развитие болгарских войск. 1939 — 1944 гг.
Род войск/Численность 1939 1941 1942 1944
В штабах 4.992 7.120 11.377 12.073
Пехота и пограничные войска 33.891 44.380 81.449 83.803
Танковые войска — 3.809 4.508 8.988
Артиллерия 11.489 15.320 18.499 19.465
ПВО 764 2.680 4.427 6.576
Кавалерия 5.359 5.634 7.123 6.956
Инженерные войска 5.903 7.119 8.973 12.281
ВВС 4.240 7.697 16.917 18.920
ВМФ 2.024 5.298 6.303 7.918
Трудовые войска 903 1.245 1.538 1.554
Всего в войсках 72.250 93.153 166.111 182.621
Численный состав болгарских танковых войск. 1941-1944 гг.
1941 1943 06.09.1944
Высшие офицеры 1 1 1
Офицеры 165 185 368
Младшие офицеры 399 730 1.451
Младшие командиры 39 99 207
Рядовые 3.206 3.494 6.962
Всего 3.809 4.508 8.988