Бронепалубный крейсер USS «Roanoke», 1882
После кризиса в отношениях с Испанией (инцидент "Вирджиниуса") в 1873, продемонстрировавшего опасную слабость американского флота, Конгресс наконец-то обратил внимание на плачевное состояние своих морских сил. Хотя финансирование по-прежнему было отрывистым и недостаточным — отгремевшая восемь лет назад гражданская война все еще давала о себе знать — все же, некоторые средства на ремонт и модернизацию старых кораблей и на постройку некоторого количества новых были выделены.
В 1874, воспользовавшись ситуацией, военно-морской секретарь Робсон запросил Конгресс о ассигновании средств на постройку нового крупного "крейсера-монитора для Западного Побережья". Такой корабль, по мысли Робсона, смог бы как защищать берега США от нападения, так и оперировать в открытом море, угрожая коммуникациям противника и его колониям. Конгресс, соблазнившись перспективой "двух кораблей в одном", все же выдал согласие, и выделил миллион двести тысяч долларов на постройку корабля такого типа.
Из-за инженерных и бюрократических проволочек, официальная закладка корабля состоялась лишь в 1876 году. Еще до этого, впрочем, началась заготовка компонентов на верфи Буршесса. В 1880 году, Конгресс принял окончательное решение, что новый корабль (поначалу обозначенный как "Thundeball") будет назван "Роанок".
Конструкция
Новый USS "Роанок" был крупным, глубоко сидящим кораблем водоизмещением около 6500 тонн. Он имел полную длину 88,5 метров и ширину около 18 метров; соотношение длины к ширине составляло всего 4,9. Корабль был целиком построен из железа; корпус имел срезы в носовой и кормовой части. Верхняя палуба была гладкой, с высоким фальшбортом. В ходе постройки, над ней была смонтирована навесная палуба — в основном с целью обеспечить хорошие углы обстрела противоминным орудиям.
В движение "Роанок" приводили две горизонтальные паровые машины "компаунд", общей мощностью 6800 л.с. Максимальная скорость составляла 16,5 узлов. Дым от топок десяти циллиндрических котлов отводился в две расположенные параллельно по бортам трубы. Запаса угля в 819 тонн хватало на 6400 км, хотя теоретически корабль был рассчитан на 1100 тонн угля.
Основной арсенал "Роанока" располагался в четырех открытых барбетных установках, расположенных в центральной плоскости по длине корабля. В каждом барбете размещалось 9-дюймовое (229-мм) нарезное дульнозарядное орудие Родмана, полученное путем вставки стального лейнера в гладкоствольную 11-дюймовку, казеная часть которой была усилена дополнительным металлическим кольцом. Орудийные станки могли подниматься и опускаться; однако, они не являлись в полном смысле этого слова "исчезающими", так как возможность снижения была предусмотрена только для увеличения стабильности во время перехода в неспокойном море.
Вспомогательное вооружение корабля было представлено восемью нарезными 60-фунтовыми казенозарядными пушками, по четыре на борт. Орудия стояли открыто на палубе рядом с барбетами, прикрытые только высоким фальшбортом, и были весьма уязвимы. В кормовой части стояло большое ретирадное 300-фунтовое орудие Пэррота, стрелявшее через коромовой порт. Кроме того, для защиты от минных катеров и ведения ближнего боя, корабль был вооружен десятью пушками Гатлинга на легкой навесной палубе.
Особое вооружение "Роанока" составляли расположенные вблизи ватерлинии порты для запуска управляемых по проводу торпед Хейгхта-Лэя. Торпеда выталкивалась в воду гидравлическим приспособлением, и направлялась с поста на навесной палубе; при этом, кабель управления свисал в воду с конца выдвижного семиметрового штатива. В кормовой части, корабль имел порт для буксируемой торпеды Гарвея (предназначенной в первую очередь для защиты от тарана) а в носовой, непосредственно над тараном — изготовленным из стали — размещалось отверстие для выдвижения шестовой мины.
Бронирование корабля состояло из стальной 25-миллиметровой броневой палубы, расположенной чуть выше ватерлинии, и имевшей скосы для прикрытия машин и механизмов. Скосы были изготовлены из трех сваренных вместе слоев стальных и железных плит, общей толщиной 75 миллиметров. Над скосами палубы располагался деревянный коффердам, разделенный на 84 заполненных пробкой отсека. Он был предназначен для сдерживания затопления при попадании снарядов. Дополнительную защиту обеспечивали расположенные вокруг жизненно важных частей угольные ямы.
Барбетные установки "Роанока" были защищены 250-миллиметровыми сталежелезными плитами. Кольца брони просто стояли на верхней палубе, вниз от которой шли только защищенные 25-мм плитами колодцы элеваторов боеприпасов. Броневая рубка была изготовлена из стали толщиной 220 миллиметров.
Карьера
Заложенный в 1876 на верфи Буршесса в Калифорнии, корабль был спущен на воду в 1879, и введен в строй в 1882 году. На момент своего вступления в строй, он был самым крупным военным кораблем американского флота, превосходя новый монитор USS "Neptune" и старый трехбашенный монитор USS "Titan" (бывший USS "New Hampshire", перестроенный в 1864-1865 из деревянного линейного корабля), уступая по размерам лишь строящемуся монитору USS "Hyperion".
Иностранцы, присутствовавшие на церемонии вступления корабля в строй, отмечали большие размеры, эффектный внешний вид корабля, и множество оригинальных и новейших технических решений, примененных в конструкции: электрическое освещение лампами Эдисона, телефонные аппараты для связи между отсеками, электрическую систему индикаторов в рубке, позволявшую капитану постоянно знать, куда наведены орудия. В то же время, артиллерия корабля, по единодушному мнению иностранцев, смотрелась просто анахронично. Лейтенант Корбшен с русского крейсера "Руслан" отмечал в своем дневнике: "осматривали сегодня новый американский крейсерствующий монитор USS "Роэноке". Выглядит крепко, но все портят пушки; такие же старые как на "Вещуне""
Будучи самым новым американским кораблем на Тихом Океане, "Роанок" привлекал особое внимание. В 1884, "Роанок" совершил большой переход через Тихий Океан, в связи с началом франко-китайской войны. Крейсер совершил большое демонстрационное плавание к берегам Эквадора, Тихоокеанской Конфедерации и Чили в 1887.
В 1889, "Роанок" был флагманом американской эскадры в конфликте с немцами за Самоа. Во время этой вялотекущей, закончившейся безрезультатно для обеих сторон конфронтации, американский крейсер 2 апреля 1889 вступил в перестрелку с германским броненосным корветом "Ганза" и безбронным крейсером "Бисмарк", и при поддержке других американских кораблей, сумел отогнать немцев от Апии. "Роанок" при этом получил три попадания, однако, не нанесшие особого вреда; немецкие корабли также пострадали мало. Позднее, "Роанок" безрезультатно пытался торпедировать немецкую канонерку "Адлер". Крейсер оставался у Самоа вплоть до завершения этой бессмысленной и нелепой необъявленной войны.
В 1890 году, "Роанок" вернулся в Сан-Франциско и был поставлен на верфь для ремонта и модернизации. Он был существенно переработан; навесную палубу демонтировали, орудия главного калибра получили защитные щиты, были установлены две мачты и бортовые казематы для противоминной артиллерии. Неэффективные аппараты Лея-Хейгхта сняли, заменив четырьмя торпедными аппаратами Уайтхеда (один носовой, два бортовых и один поворотный в корме) и заменили старые палубные орудия пятью новыми четырехдюймовками. Однако, его устаревшая артиллерия главного калибра так и не была заменена, что сильно ограничивало боеспособность корабля.
Вновь вступивший в строй в 1892 году, "Роанок" участвовал в интервенции на Гавайи 1893 года, поддерживая становление про-американской марионеточной республики. Вскоре после этого, он был выведен в резерв по экономическим соображениям.
В 1898 году, в связи с началом испано-американской войны, корабль был экстренно укомплектован для активной службы. Вместе с отрядом тихоокеанских мониторов, он совершил переход на Филиппины для отражения возможной испанской контратаки. Однако, принять участие в боевых действиях старому крейсеру уже не довелось, и в 1899 он был вновь списан, разоружен и переоборудован в учебный корабль. Обсуждался вопрос его новой модернизации — с вооружением четырьмя 203-мм 35-калиберными орудиями — но в конечном итоге, флот списал корабль в 1902 году, передав его в береговую оборону штата Орегон. В 1914 году, в связи с началом Первой Мировой Войны крейсер был вооружен как брандвахта, двумя 105-мм орудиями.
В 1917 продан на слом.