Броненосцы типа «Александр Баранов». Мир Турецкой Империи 1.9.
Броненосцы типа "Александр Баранов". Мир Турецкой Империи 1.9.
***
В действительности это броненосцы типа «Екатерина».
Россия проиграла русско-турецкую войну 1877-1878 годов. После проигрыша войны и 1-й революции, Российская Империя начинает развивать Дальний Восток. Корабли которые были заложены на Черном море, теперь строятся для Тихого океана.
***
Не осталась в стороне от увлечения барбетными кораблями и Россия, 80-е годы прошлого века стали периодом возрождения русского флота, и отечественные кораблестроители внимательно присматривались ко всем зарубежным новшествам, пытаясь (и не без успеха) перенять положительные черты любой идеи. Когда в 1882 году встал вопрос о постройке первого эскадренного броненосца для Черного моря, в качестве его прототипа рассматривались и британский "Аякс", и французский "Кайман", и отечественный “Петр Великий”, но в итоге получился оригинальный проект высокобортного корабля с тремя барбетных установках со спаренными 305-мм орудиями.
Такое сильное вооружение объяснялось удаленностью службы — на Дальнем Востоке подкреплений ожидать не приходилось. Поэтому русский броненосец должен был быть сильнее чем любой другой броненосец. Четверка русских броненосцев в огневом бою должна была противостоять 6 вражеским броненосцам.
Первоначально броненосец должен был называться "Екатерина Великая". Но по причинам "турецким" (т.е. неудачной войне с Турцией), броненосец получил новое имя — "Александр Баранов".
Как вздыхают любители альтернатив — "Баранов" должен был стать этаким русским "Бранденбургом", но заложенного на 10 лет раньше. Но контр-адмирал А. А. Пещуров настоял на увеличении автономности практически на треть и тем самым загубил артиллерию. "Здешним броненосцам придется действовать вдали от единственного укрытого порта Владивосток, и такой запас топлива совершенно недостаточен". По просьбе А. А. Пещурова МТК на заседании 20 августа изменил размерения корпуса. Наибольшую длину уменьшили с 97,2 м до 91,4 м, длина по ватерлинии составила 87,2 м. Ширину увеличили на 1.2 м, и она стала равной 18,9 м, а осадка возросла до 7.3 м. При этом проектное водоизмещение достигло 9217 тонн.
"Хороший запас топлива для здешних броненосцев я ставлю выше пары лишних пушек"- говорилось в его рапорте. В результате броненосец приобрел другой — "классический" вид (один из вариантов).
Броненосец "Баранов" в отличие от "Петра Великого" имел пушки с длиной ствола в 30 калибров против 20-калиберных могли пробивать значительно более толстую броню.
Для назначенной скорости 14 узлов требовались механизмы в 8000 л. с. Для увеличения запасов угля пришлось пожертвовать защитой. Броню борта уменьшили на один дюйм, и она составила в средней части корабля 14 дюймов (356 мм).
Уже в ходе постройки Морской Технический комитет решил вместо предполагавшейся первоначально цитадельной схемы бронирования, оставлявшей незащищенной почти 2/3 корабля, применить полный пояс по всей длине ватерлинии. К недостаткам можно отнести лишь установку вспомогательной 152-мм артиллерии (8 орудий) в не бронированной батарее в носу и корме, но подобная система применялась в это время на броненосцах всего мира. Необходимость защиты средней артиллерии была осознана только после появления скорострелок калибра 120-152 мм.
По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли как раз в устройстве барбетных установок. На “Баранове” орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На "Владивостоке" и “Петропавловск-Камчатский" выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на “Георгии Победоносце” применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов. Кроме того, на двух последних кораблях серии — “Петропавловске-Камчатском” и “Георгии Победоносце” — более мощными стали и сами орудия (305-мм с длиной ствола в 35 калибров).
Все четыре броненосца благополучно дослужили в дальневосточных водах до 1898 года, после чего вернулись на Балтику. Отсутствие врагов внешних (хотя и возникали напряженные моменты с Китаем и Японией), не мешало иметь врагов внутренних — у первой тройки броненосцев неоднократно возникали неприятности с машинно-котельной установкой. Проблема усугублялась слабыми ремонтными возможностями российских заводов на Дальнем Востоке.
В 1898 году в России был возрожден Черноморский флот (???). Поэтому 4-а первых океанских броненосцев должна была дослужить в теплом климате ("стариков теплое место"). Предлагалось существенно модернизировать “Владивосток”, “Петропавловск-Камчатский” и “Георгий Победоносец” с установкой четырех современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. Вполне разумно решили подождать вступления в строй новых кораблей.
“Владивосток” и “Баранова” исключили из списков флота в том же году. “Петропавловск-Камчатский” стал учебно-артиллерийским кораблем, вооруженным четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ. Он благополучно пережил мировую и гражданскую войны и был сдан на слом в 1922 году. “Георгий Победоносец”, также до вооруженный новыми шестидюймовками (всего 14 штук!), активно участвовал в 1-й мировой войне.