Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Лазарев» — конец истории класса (Орлы Отечества)

4

Доброго времени суток, коллеги. Сегодня я вам представляю развитие темы русских броненосцев береговой обороны и их окончательный финал – броненосцы-мониторы времен Первой мировой войны, созданные для поддержки минно-артиллерийских позиций. Эта идея известна многим коллегам, многие ее вроде как (судя по архивам сайта) даже поддерживают, но максимум, что я видел на эту тему – это руси­фици­ро­ванные "Эребусы". Добавлю к ним свою поделку на эту тему.

Вступление

Корабли, о которых пойдет речь в этой статье, очень и очень спорные. С одной стороны – они не нужны, ибо вместо них лучше иметь один хороший боевой линкор, чем семь таких вот плавающих корыт, раскиданных по трем ТВД. С другой же стороны – для защиты МАПов линкоры уж больно дороги, им найдется и другое применение, а четыре монитора-ББО смогут одновременно выполнять семь задач в семи разных местах, чего один линкор (два или даже три, если брать совокупную стоимость всей серии ББОшек) сделать не сможет. Короче, в свете поставленных задач, ИМХО, мониторы будут адекватным решением с удовлетворительной эффективностью при сниженной цене. Так что таким ББО – быть!

Я не просто так "упустил" серию ББО типа "Адмирал Ушаков". Они тоже будут – но отличий намечается минимум, и отдельную статью под них создавать я считаю моветон, зато в статье о балтийских броненосцах (которая, скорее всего, будет сводная, ибо для Балтики корабли будут альтернативные, да не очень) они будут себя чувствовать очень даже неплохо.

И да, заранее прошу прощения у коллег за то, что светит в недалеком будущем. А светит им каша с названиями кораблей и их типами, отличимая от реальности. К примеру, у меня "Полтавы" как броненосцы оказались чуть более ранними и сменили названия на "Сисоя Великого", а собственно три "полтавовских" названия кораблей присвоены трем кораблям для Тихоокеанского флота, которые вообще неизвестно что. Название "Двенадцать Апостолов" у меня принадлежит к типу "Три Святителя", но внешне вы сможете найти этот броненосец под видом раскормленного броненосца "Победа". "Пересвет" и "Ослябя" станут однотипными с "Громобоем" броненосными крейсерами. Под названием "Евстафий", скорее всего, будет крыться "Ретвизан", ибо "Потемкин" будет не черноморским, а тихоокеанским большим мореходным броненосцем, а "Цесаревич" и "Ретвизан" будут его систершипами… Короче, запутаться легко. Я сам вчера быстро запутался. Но – благодаря этим "перестановкам" у меня получаются четкие, наследственные линейки развития кораблей для Балтики (ограниченная дальность плавания, упор на бронезащиту, постепенный переход на башенную артиллерию СК), Черного моря (умеренные броненосцы со скромной мореходностью и дальностью плавания, но достаточным вооружением и защитой) и Тихого океана (мощные мореходные броненосцы со строго казематным расположением артиллерии СК), а не метания туда-сюда, свойственные реальному флоту. И я считаю, что вероятные сложности восприятия – адекватная цена за логичный путь становления и развития русских броненосцев.

Последние из рода броненосцев береговой обороны

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" - конец истории класса (Орлы Отечества)

Монитор "Эребус" — ближайший аналог "Адмирала Лазарева"

После окончания проектирования "14-дюймовых" [1] сверхдредноутов на главных верфях России для Тихоокеанского флота в 1911 году командующий Балтийским флотом адмирал Николай Оттович Эссен поднял вопрос о постройке подобных кораблей для Балтики. Его расчет был прост – рост калибров дредноутов рано или поздно должен был дойти и до Германии, а имеющиеся в наличии 12-дюймовые линкоры [2], в случае боя на минно-артиллерийской позиции, не смогли бы противостоять германскому кораблю, и более того – не смогли бы эффективно вести стрельбу по тральщикам, ибо гипотетический германский дредноут по дальнобойности "доставал" бы до русского корабля с недоступных для последнего дистанций. Для Балтийского флота, действия которого опирались именно на минные и минно-артиллерийские позиции, подобный поворот событий был бы крайне нежелателен.

Понимали это и в морском министерстве. В результате в конце 1911 года состоялось совещание МГШ, на котором решилась судьба будущих кораблей. Денег на хотя бы два 14-дюймовых дредноута для Балтики не хватало – все "съели" текущие кораблестроительные программы, да и многие, в том числе и сам Эссен, не видели смысла в постройке для задач по защите МАП дорогих и огромных сверхдредноутов, которым было бы явно "тесно" на Балтике. Совещание повторялось еще дважды, пока наконец не была выработана теория – для защиты МАП на Балтике достаточно иметь броненосцы береговой обороны с 356-мм артиллерией.

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" - конец истории класса (Орлы Отечества)

Один из первоначальных проектов броненосца береговой обороны. В качестве ЭУ планировалось использовать два дизеля мощностью по 2 тысячи л.с., но при этом скорость грозила упасть до неудовлетворительных величин.

Был объявлен конкурс, в котором участвовали 7 частных компаний и 11 самостоятельных проектов различных инженеров, включая иностранных. Среди них были и весьма оригинальные проекты, и просто увеличенные "Адмиралы Ушаковы", и даже проект казематного (!!!) броненосца. Несмотря на четкие и понятные пункты ТТЗ, подобные корабли были диковинкой для судостроителей того времени, и чувствовался откровенный кризис идей. В результате комиссия в составе членов МТК и МГШ приняла проект Балтийского завода, имевший массу достоинств. Во-первых, он максимально использовал уже существующие наработки – дымовые трубы, боевая рубка и вообще главная надстройка, башенная трехорудийная установка заимствовались у уже строящихся кораблей. Во-вторых, в качестве силовой установки использовались паровые машины умеренной мощности, испытанные временем на различных кораблях, и паровые котлы Шухова на полностью нефтяном отоплении, что сокращало экипаж небольшого корабля. В третьих, весьма остроумной и оригинальной была схема бронезащиты броненосца – основная броня сосредотачивалась в пределах цитадели, и состояла из надежно защищенных башни и рубки, умеренно толстого бронепояса и толстой для того времени бронепалубы; оконечности же оставались вовсе не защищенными. Инженеры Балтийского завода применили такой подход к защите корабля из-за того, что в случае боя на МАП дистанции стрельбы приближались бы к предельным, когда снаряды падают уже под все более и более крутыми углами и, соответственно, получают больше шансов поразить и пробить палубу, чем пояс. Корабли для корректировки ведения огня имели 3 дальномера – "линкорный" 6-м на вершине надстройки, 8-м в башне и 1,5-метровый в наблюдательном посту на топе мачты (который, впрочем, на максимальной дальности стрельбы не использовался). Не забыли балтийцы и про противоминную защиту – хотя вопреки устоявшейся в русском кораблестроени практике она представляла собой "экраны" незначительной толщины, не способные дать гарантию защиты от попаданий современных торпед и мин. Впрочем, серьезная ПТЗ от корабля и не требовалась по техзаданию, так что этот недочет не сочли важным. Артиллерия ГК размещалась в башнях, в целом похожих на линкорные, но с переделкой под больший угол вертикальной наводки (35 вместо 25). Помимо трех 14-дюймовых пушек, имелись также 8 "стандартных" 130/55-мм орудий в казематах, предназначенных для стрельбы по малым целям на близких дистанциях.

Постройка четырех балтийских броненосцев береговой обороны началась в мае 1912 года. При этом на заводе-авторе проекта заложили лишь один корабль, хотя планировали два – сказалась серьезная загрузка Балтийского завода другими заказами. Двойной заказ "перепал" Путиловской верфи, которая также была чрезвычайно загружена, хоть и не в такой степени, как балтийцы. Спустя месяц после этого в Архангельске, на Соломбальской верфи заложили пятый корабль – решение о его постройке для нужд защиты молодого развивающегося порта Мурманска было принято в кратчайшие сроки после знакомства командующего Северным флотом [3] В.В. Петровского с проектом корабля. К августу месяцу в Николаеве были заказаны еще два корабля – идея использования подобных кораблей в качестве защиты баз и в наступлении, особенно в вероятной Константинопольской операции, понравилась командующему Черноморским флотом А.А. Эбергарду. Мощное вооружение и относительно низкая стоимость броненосцев позволяли "выкроить" достаточно денег на их постройку из морского бюджета, разделенного на нужды четырех флотов и различных второстепенных флотилий [4].

Осознавая важность быстрой постройки этих кораблей, морское министерство всячески стимулировало ускорение проведения работ, даже в ущерб строящимся дредноутам. Из семи заказанных кораблей к началу войны и в течении ее первого, 1914-го, года в строй вступили 2 балтийские единицы – "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Грейг". Путиловские верфи ввели в строй свою пару броненосцев в начале следующего года – сказалась задержка с поставками орудийных установок. В этом же году вступил в строй черноморский "Граф Орлов-Чесменский". Самыми главными долгостроями оказались "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Кроун" – в условиях ведущейся мировой войны возникли затруднения с поставками вооружения, да и острая необходимость в этих двух кораблях (североморском и втором черноморском) уже не чувствовалась. За время постройки всей этой серии броненосцев береговой обороны в их конструкцию были внесены единственные изменения – в 1915 были добавлены по три противоаэростатные (зенитные) 87/30-мм пушки. В остальном же корабли прошли войну без каких-то серьезных изменений.

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" - конец истории класса (Орлы Отечества)

"Адмирал Лазарев" в конце 1915 года

 

«Адмирал Лазарев» (БФ), Балтийский завод, Петроград – 13.05.1912/14.10.1913/09.08.1914

«Адмирал Грейг» (БФ), Адмиралтейский завод, Петроград – 13.05.1912/11.08.1913/10.09.1914

«Адмирал Чичагов» (БФ), Путиловская верфь, Петроград – 13.05.1912/19.09.1913/13.05.1915

«Адмирал Спиридов» (БФ), Путиловская верфь, Петроград – 13.05.1912/09.11.1914/23.07.1915

«Адмирал Кроун» (СФ), Соломбальская верфь, Архангельск – 20.06.1912/10.08.1914/09.07.1916

«Граф Орлов-Чесменский» (ЧФ), Николаевское адмиралтейство, Николаев – 30.08.1912/12.03.1914/14.07.1915

«Адмирал Бутаков» (ЧФ), Черноморский завод, Николаев – 30.08.1912/14.05.1914/03.04.1916

 

Водоизмещение:         полное 11 700 тонн

Размерения:                              112,9×25,7×5,6м

Механизмы:            2 вала, 2 ПМ ВТР, 6 котлов Шухова, 13 000 л.с. = 15 узлов

Запас топлива:                          500 тонн нефти

Дальность:                                    2100 миль

Броня:  пояс и траверзы 229-279 мм, барбет 305 мм, башня 203-330 мм, крыша башни 127 мм, казематы 102мм, рубка 406 мм, палуба 102 мм, ПТП 38 мм

Вооружение:  3 356/52-мм, 8 130/55-мм орудий, 3 87/30-мм зенитные пушки, 2 12,7-мм пулемета

Экипаж:                                        397 человек

 

В 1924 87/30-мм зенитные пушки заменены на 107/35-мм, кормовая зенитка установлена на специальную возвышенную площадку, вместо 12,7-мм пулеметов установлены 4 25/60-мм автомата.

Броненосцы эпохи дредноутов

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" - конец истории класса (Орлы Отечества)

"Адмирал Кроун" после модернизации в 1925 году.

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" планировались как корабли больше защиты, чем нападения, и потому до середины 1915 года почти ничем не отличались. Однако затягивающаяся Первая мировая война открыла еще несколько возможностей "Адмиралов", которые оказались даже более востребованными. Прежде всего, их мощная артиллерия как нельзя кстати пригодилась для поддержки приморского фланга русской армии в Курляндии, и особенно во время обороны Риги. При этом их малая осадка позволяла легко проводить их по фарватеру из Финского залива в Рижский, что делало эти ББО более выгодными для поддержки берега, чем старые броненосцы. В результате балтийские корабли разбились на две пары – "Лазарев" и "Грейг" практически не покидали Рижский залив, а "Чичагов" и "Спиридов" прикрывали ЦМАП в Финском заливе. К концу войны эти корабли оказались одними из самых активных на Балтике, не единожды вступали в бой с немецкими кораблями и заслужили в армии репутации "лучших друзей русской пехоты" за свои опустошительные артналеты по укреплениям противника.

Судьба черноморских "Орлова" и "Бутакова" складывалась несколько иначе – привлеченные к защите Николаева и Севастополя, им довелось несколько раз перестреливаться с турецкими дредноутами [5]. Позднее их начали использовать и в десантных операциях, где 356-мм артиллерия очень пригодилась – правда, оказывая скорее моральный урон турецким войскам. Пиком их военной карьеры в Первой мировой войне стала Босфорская десантная операция летом 1917 года, в ходе которой "Орлов" получил повреждения от огня германской артиллерии, а "Бутаков" подорвался на мине – к счастью, без фатальных последствий для корабля. После этого боевая активность черноморских броненосцев береговой обороны снизилась – возможностей применить их случалось все меньше и меньше, так как боевые действия переносились в глубину Малой Азии и Балканского полуострова.

После войны про эти броненосцы береговой обороны все почти что забыли. Вашингтонский договор обошел эти корабли стороной – как, впрочем, и иностранные аналоги. Балтийская четверка вместо активной поддержки минно-артиллерийских позиций стала заниматься обычной рутиной, не покидая вод Балтики, причем боевая подготовка, до войны традиционно напряженная, сошла на нет. Та же судьба постигла и североморского "Адмирала Кроуна". Иначе сложилась судьба черноморских "Графа Орлова-Чесменского" и "Адмирала Бутакова". В начавшейся греко-турецкой войне 1919-1922 годов Россия оказала решительную поддержку союзной Греции, и передала грекам для пользования в прибрежной зоне оба корабля. Они довольно активно использовались на приморском фланге греческой армии, и после окончания войны были переданы обратно России. При этом Греция, провозглашенная империей после присоединения побережья Малой Азии, выказала интерес в покупке одного или двух подобных кораблей, но в результате греки заказали на русских верфях два "облегченных" корабля с 305-мм артиллерией, а более тяжелые и дорогие 356-мм броненосцы береговой обороны остались в составе Российского Императорского флота.

Дальнейшая их судьба какое-то время была спокойной и размеренной. В 1924 году на них провели небольшую модернизацию – расширили внутренние помещения, заменили 12,7-мм "морские" пулеметы на новые 25/60-мм автоматические пушки [6], а 87/30-мм зенитки – на новые 107/35-мм орудия. Всего этого было достаточно для 20-х годов, и даже в начале 30-х можно было говорить об удовлетворительном уровне защиты броненосцев, но после стремительного развития авиации в 30-х годах и создания новых образцов вооружений назрела необходимость коренной модернизации.

Модернизация

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" - конец истории класса (Орлы Отечества)

"Адмирал Грейг" после модернизации в 1940 году.

Броненосцы береговой обороны модернизировались по остаточному принципу, после волны модернизации линкоров, и потому руки морского министерства "добрались" до них лишь в 1937 году. Имелись различные планы модернизации, вплоть до создания вариантов броненосцев, заточенных каждый под свой ТВД, но от них отказались в пользу унификации. После тщательного анализа был составлен план модернизации:

– расширение и укрепление надстройки;

— увеличение углов возвышения орудий до 40 градусов;

– замена всей СУО;

– ликвидация 130-мм казематной артиллерии;

– размещение новых спаренных 3 107/60-мм универсальных орудийных установок, 37/60-мм автоматов в количестве 12 стволов и 25/80-мм автоматов в количестве 8 стволов, обеспечение их достаточно эффективной СУО зенитного огня;

– установка булей;

– замена устаревшей паромашинной силовой установки на паротурбинную большей мощности, дабы сохранить скорость корабля на том же уровне;

– усиление бронезащиты палубы против бомб и снарядов вражеской артиллерии.

Также прорабатывался вариант с заменой паромашинной силовой установки на дизельную, но по неизвестным причинам от него отказались, несмотря на наличие двигателей нужной мощности.

Все это потребовало довольно значительных затрат средств, времени (завершилась модернизация в 1939-1940 годах), но главным врагом проекта стали малые размеры кораблей и малые объемы внутренних помещений. В результате в корабли кое-как удалось "впихнуть" все нужное вооружение и оборудование, но при этом компоновка их оценивалась как чрезвычайно тесная и неудобная. Тем не менее, главная цель модернизации – "подтягивание" характеристик броненосцев под современные требования – была достигнута. Спорная и дорогостоящая, она полностью окупилась в ходе Второй мировой войны.

 

Водоизмещение:         стандартное 12 295 тонн, полное 12 900 тонн

Размерения:                                  112,9×28,7×5,6м

Механизмы:         2 вала, 2 ТЗА, 4 адмиралтейских котла, 15 000 л.с. = 15 узлов

Запас топлива:                              500 тонн нефти

Дальность:                                        2500 миль

Броня:  пояс и траверзы 229-279 мм, барбет 305 мм, башня 203-330 мм, крыша башни 178 мм, рубка 406 мм, палуба 152 мм, ПТП 38 мм

Вооружение:  3 356/52-мм, 6 107/60-мм орудий, 12 37/60-мм и 8 25/80-мм зенитных автоматов, 2 12,7-мм пулемета

Экипаж:                                            385 человек

Третья Отечественная и конец истории

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Лазарев" - конец истории класса (Орлы Отечества)

"Граф Орлов-Чесменский" в 1944 году. На корабль установлены поисковые и артиллерийские РЛС.

Весь боевой путь броненосцев береговой обороны России в Третьей Отечественной войне оказался столь насыщенным, что не представляется возможным описать его полностью. Потому будет дана лишь краткая характеристика боевого пути каждого из кораблей:

"Адмирал Лазарев" встретил и провел всю войну на Балтике, несколько раз вступал в перестрелки с немецкими кораблями, часто обстреливал берег. Активно действовал за ЦМАП в Финском заливе, из-за чего часто подвергался опасностям. Потоплен 20 октября 1943 года во время налета германской авиации управляемыми авиабомбами типа "Фриц-Х".

"Адмирал Грейг" всю войну действовал в паре с "Адмиралом Лазаревым". Как и свой систершип, расстрелял свои орудия к концу 1942; во время налета 20 октября 1943 года был тяжело поврежден (попадание бомбы "Фриц-Х" полностью разворотило носовую оконечность) и сел на мель. Восстановлен и вновь введен в строй 18 августа 1844 года, однако уже 4 сентября был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул после 3 попаданий.

"Адмирал Чичагов" и "Адмирал Спиридов" использовались для защиты ЦМАП в Финском заливе и изредка привлекались для обстрелов берега, зато часто становились целью германской авиации. Дожили до конца войны.

"Адмирал Кроун" привлекался для поддержки армии в Норвегии, потоплен 21 сентября 1942 года во время боя с германским линкором "Тирпиц" близ Печенгской губы. Из-за гибели на мели ушел под воду лишь по уровень верхней палубы.

"Граф Орлов-Чесменский" на протяжении всей войны использовался для поддержки приморского фланга армии, многократно подвергался атакам германской авиации и артиллерии. С освобождением Греции перешел в Средиземное море и поддерживал греческие и сербские части во время их наступления в Далмации. Дожил до конца войны.

"Адмирал Бутаков" привлекался к обстрелам побережья с самого начала войны, потоплен 13 октября 1941 года при переходе из Севастополя в Одессу во время атаки германской авиации, получив около 12 бомбовых попаданий и 5 торпед.

После войны оставшиеся корабли этого типа еще прослужили во флоте какое-то время, но их время уже заканчивалось. Все проекты модернизации кораблей, способных перемолоть противника у берега своими мощными пушками, так и не были реализованы. России все еще были нужны подобные броненосные корабли прибрежной зоны – но гораздо меньших размеров. Речные мониторы водоизмещением в 3-4 раза меньше, чем у "Адмиралов", имели гораздо большую функциональность и меньшую стоимость, хоть и не несли столь чудовищных пушек. В результате постепенно последние броненосцы береговой обороны начали выводить из состава флота. Последним стал "Граф Орлов-Чесменский", каким-то образом продержавшийся во флоте до 1959 года. На нем и закончилась история русских ББО как класса – в 1960 году специальным указом морского министра весь класс был упразднен как "не имеющий перспектив развития и не представленный ни одним кораблем в составе флота". Тем не менее, память о них какое-то время еще жила — полупогруженные останки "Адмирала Кроуна" покоились на месте его гибели вплоть до 1972 года, пока наконец не были разделаны на металл.

Примечания

1) Подразумеваются альт-"Измаилы". Будут они определенно не такими, как в реальности – с линейной схемой расположения башен я уже "наигрался", и буду пилить линейно-возвышенные дредноуты. По крайней мере, начиная с "Измаила" точно.

2) Скорее всего, это будут совсем не "Севастополи".

3) Северный флот планируется к созданию где-то именно в это время – в 1911-1912 годах, до того будет существовать особая Северная флотилия, составленная в основном из крейсеров и небольшого числа кораблей береговой обороны.

4) Флоты – Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский, Северный. Флотилии – различные речные и второстепенные, вроде Каспийской, Корейской (реки Ялу) и Амурской.

5) Которых будет поболее одного "Гебена", а будут еще и достроенные до ПМВ британские заказы.

6) Фактические доведенные до дюймового калибра пулеметы "Максим".

Подписаться
Уведомить о
guest

55 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account