Броненосные крейсера типа «Рюрик» — 1905 год
Всем доброго времени суток. Что-то вдруг потянуло от серьезных вещей, в которых с переменным успехом копаюсь в последнее время, к не столь возвышенным материям. 🙂 И буквально за день родился внезапный такой альтернативный кораблик. Да-да, «Баяну» опять не поздоровилось. 🙂
Честно говоря, не слишком хочется выписывать для него особую версию истории, поэтому решено было, что он из того же мира, где имели место крейсера, фигурировавшие в нижеуказанном материале:
https://alternathistory.ru/ubiitsa-bronepalubnikov-dlya-rossiiskogo-imperatorskogo-flota
По авторской задумке четыре таких крейсера строились вместо «реальноисторических» «Адмирала Макарова», «Баяна», «Паллады» и «Рюрика» с учетом военного опыта и особенно – практики эксплуатации их предшественников «Баяна» и «Богатыря». Один сооружался на Балтийском заводе, один на Галерном острове и два в Новом Адмиралтействе. Годы фактического начала строительства – 1905–1906, годы окончания постройки – 1909–1910. Получили имена кораблей, погибших во время русско-японской войны – «Рюрик», «Варяг», «Паллада» и «Россия».
Проект крейсеров типа «Рюрик» был разработан Балтийским заводом на основе его же проекта довоенных крейсеров типа «Баян». От последнего отличался увеличенными размерами и водоизмещением и уменьшенной скоростью при существенно усиленном бронировании и вооружении. Анализ опыта войны вылился, в частности, в ликвидацию почти всей малокалиберной артиллерии и появление на корабле трех бронированных дальномерных рубок – двух побортно на спардеке ближе к носовой части и одной на специально оборудованном мостике вблизи грот-мачты.
На приемных испытаниях все крейсера этого типа превысили контрактную 21-узловую скорость, развив 21,33 – 21,68 узла.
Характерной особенностью проекта стало размещение двух башен главного калибра в корме линейно-возвышенно. Данное решение, на которое хоть и не сразу, но все же согласился МТК, на деле показало себя вполне жизнеспособным. А позитивный опыт его апробирования позволил в последующем без лишних кривотолков применить аналогичную схему размещения артиллерии на русских дредноутах и турбинных крейсерах.
Между тем, из-за такого отличительного признака морские острословы порой обзывали данные крейсера «ретирадными». Но данная обидная кличка все же никак не вязалась с той реальной ролью, которую «Рюрик», «Варяг», «Паллада» и «Россия» сыграли во время Первой мировой войны.
Характеристики броненосных крейсеров типа «Рюрик»:
водоизмещение (нормальное/полное) – 10 000 / 10 750 т;
размеры – 140,89 (длина по ВЛ)/142,8 (длина наибольшая)/18,85 (ширина на миделе)/7,67 (осадка при полном водоизмещении) м;
мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 18 250 л.с.;
скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 21,5 узла;
запас угля – 750 (нормальный)/1375 (полный) т;
дальность плавания – 4000 миль на 10 узлах;
бронирование (броня хромоникелевая (палубы) и Круппа):
единый полный пояс (ширина 3,61 м, в центральной части в нижней трети начинает утоньшаться к нижней кромке) – 114–76 мм (центральная часть, 98,6 м) и 76 мм (оконечности, 42,29 м), траверзы центральной части пояса – 38 мм, карапасная палуба со скосами (нижняя) – 51 мм (карапасы и скосы) и 38 мм (плоская часть), батарейная палуба (вне каземата 152-мм орудий) – 25, барбеты ГК – 152 мм (до батарейной палубы) и 76 мм (от батарейной до нижней палубы), башни ГК – 152 мм (бок)/51 мм (крыша), каземат 152-мм орудий – 76 мм (бок, носовой и кормовой траверзы) и 25 мм (крыша (верхняя палуба в пределах каземата и его траверзов), пол выгородок орудий и разделительные переборки в каземате), дымоходы – 25 мм (между нижней и батарейной палубами и внутри каземата 152-мм орудий), боевая рубка – 203 мм (бок)/102 мм (крыша)/51 мм (пол), коммуникационная труба – 102 мм (до батарейной палубы)/51 мм (от батарейной до нижней палубы), дальномерные рубки – 51 мм (бок)/25 мм (крыша и пол);
вооружение – 3×2-203×45, 12-152×45, 4-47, 4 пулемета, 2-450-мм т.а. (подводные, 6 торпед).