1

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь с вами давно вынашиваемой "техничкой", касаемой флота Великобритании, а именно – альтер­на­тивного "обычного" линкора "Нельсон". Он так и напрашивался – расставить башни по-обычному, посмотреть, каким он будет, а тут еще и в рамках ФАНа пришел к идее договорных сверхлинкоров (детальнее о них – ниже). Так и оформилась эта статья.

Вашингтонская ловушка

Британский ответ "Петру Великому" - "Виктория" (ФАН)

Линкоры, не "влезающие" в определенный для государства тоннаж, пришлось пускать на слом. Обиднее всего было делать это с еще не построенными кораблями.

Что это было за время! Великобритания, Россия, Франция – лидеры экономического развития в мире – надорвались во время ведения мировой войны, но не желали с этим смириться. Япония тоже не отставала, хотя и сама находилась в бедственном экономическом положении – прорыв за считанные десятилетия из Средневековья в Новое время стал тяжким грузом для экономики страны. США, молодой американский лев (или орел?) тоже не желали отставать от других, хотя имели и свои внутренние проблемы. Победив Германию, разрушив Австро-Венгерскую империю и погладив по головке Италию за то, что та вовремя сменила сторону, ведущие страны мира принялись бряцать оружием, и главным оружием среди них стали дредноуты. Россия уже достраивала своего гигантского "Петра Великого", способного один на один раздеребанить любой другой линкор мира, американцы принялись проектировать свой проект "Саут Дакота", японцы постепенно развивали свой "Нагато", британцы проектировали G-3 и N-3… Водоизмещение кораблей достигло и перемахнуло отметку 40 тысяч тонн, и через несколько лет могло достигнуть 50, а то и 60 тысяч. Продолжаться так не могло – слишком не готовыми к этому оказались ведущие страны мира. И по взаимной договоренности было решено созвать международную конференцию по ограничению морских вооружений, дабы дать экономикам стран мира время на передышку. В качестве места съезда был выбран Вашингтон – столица США.

Не описывая все детали подписанного в начале 1922 года Вашингтонского соглашения, стоит рассказать про то, как сказался договор на развитии линкоров. Помимо моратория на постройку кораблей на 10 лет (за редким исключением), ограничением тоннажа линкоров определенных стран и качественных максимальных границ допустимых новых линкоров (35 тысяч тонн стандартного водоизмещения, калибр орудий не более 406 мм), было введено понятие "сверхлинкора" (исключительно договорной термин). Под таковым подразумевался любой линкор с водоизмещением более 35 тысяч тонн, но менее 45 тысяч, с орудиями калибром не более 406 мм. Подобные корабли считались штучно, не учитывались в общем тоннаже, каждой стране-участнику было разрешено построить по одному такому кораблю. Россия уже имела один такой – "Петр Великий" вступил в строй незадолго до начала конференции. Таким образом, все флоты мира "уравновешивались" в создании 45-тысячетонных монстров.

Все эти корабли строились с помпой, считались гордостью своего флота и назывались соответственно. Японский сверхлинкор получил название "Мейдзи", в честь великой революции, положившей начало вестернизации государства. США построили одну из своих "Саут Дакот", переименовав ее с одобрения всех штатов в "Конституцию". Франция, с разрешения стран-участников договора, вместо одного гиганта достроила 2 линкора типа "Нормандия", заметно уступавших 45000-тонным кораблям. Италия, чья экономика оказалась разбита войной, прошедшей по ее территории, вовсе отказалась от постройки гигантов. Великобритания же на время отложила постройку своего сверхлинкора, предпочтя вначале построить два разрешенных ей 35-тысячетонных "вашингтонских" линкора, и лишь после этого, в середине тридцатых, приступила к проектированию сверхлинкора, названным уже на стадии проектирования "Викторией".

Проектирование и постройка

Британский ответ "Петру Великому" - "Виктория" (ФАН)

"Виктория" в начале 30-х

Построенные в середине 20-х годов линкоры "Нельсон" и "Родней" стали первыми "вашингтон­скими" линкорами с 406-мм артиллерией ГК и водоизмещением 35 тысяч тонн (на самом деле немного меньше). У них мощная защита сочеталась с неплохим (теоретически) вооружением, но все это далось недешево – для сокращения длины цитадели пришлось сосредоточить все три башни ГК в носовой части, а мощная ЭУ банально не "влезла" в договорные ограничения, в результате чего скорость "Нельсонов" ограничивалась 23 узлами, что было откровенно скромным показателем. Именно скорость хода стала главным пунктом, который решили дорабатывать при создании линкора "Виктория". Увеличение водоизмещения на 10 тысяч тонн потратили целиком на перенос одной из башен ГК в корму и увеличение мощности ЭУ для развития требуемой скорости в 28 узлов. Количество котлов увеличилось, из-за чего пришлось удлинить надстройку и добавить вторую дымовую трубу. Теоретический чертеж претерпел некоторые изменения, хотя корпус все равно остался достаточно полным. Архаичные подводные торпедные аппараты оставили.

Впрочем, уже в ходе проектирования выяснилось, что Великобритания "уже не торт". Стандартное водоизмещение "Виктории" получилось меньше позволенного на 2,5 тысячи тонн – их планировали потратить на увеличение толщины бронезащиты, но в условиях экономического кризиса любая экономия была весьма желательной, а защита "Нельсона" и так признавалась достаточной. Из-за экономии корабль максимально унифицировался с теми же "Нельсонами", из-за чего в его проекте остались некоторые "пережитки" предшественников – в частности, 152-мм артиллерия располагалась по бокам от МО. По тем же причинам отказались и от развития ПТЗ, лишь несколько увеличив ее глубину. Ради экономии изначально отмели вариант с размещением 4-й башни ГК. В результате "Виктория" – самый мощный линкор Роял Нэйви – оказалась крайне консервативным кораблем, который во время достройки, к тому же, испытывал проблемы со своевременной поставкой нужных элементов. Да, Британия была уже однозначно не той "владычицей морей", способной строить линкоры десятками – мировой экономический кризис ударил по ней даже больнее, чем потери Первой мировой войны.

"Виктория" вступила в строй в начале 30-х годов, и до начала ВМВ успела побывать во всех океанах (кроме Северного Ледовитого) и претерпеть несколько модернизаций, в ходе которых постоянно усиливалась зенитная артиллерия (детально расписывать эти модернизации не буду). Продолжались они и в ходе Второй мировой войны, в которой "сверхлинкор" оказался даже более востребован, чем новые линкоры с 356-мм артиллерией ГК. Несмотря на неудачность 406-мм орудий, доставшихся ей с "Нельсона", "Виктория" множество раз выступала веским доводом в "спорах" с противником в Средиземном море, где она была выведена из строя боевыми пловцами итальянцев. Это помешало ей поучаствовать в неудачной охоте на "Бисмарка", но позднее она вернулась в северные воды и успела померяться главным калибром с "Тирпицем", пускай и кратковременно. "Виктории" удалось пережить Вторую мировую войну, но она не пережила упадок Британской империи. В результате все еще мощный линкор после 1945 года вывели в резерв, а в начале 50-х уже разделывали на металл – сказывался сильный износ механизмов за время войны. И хотя Великобритания еще успеет построить "могучие" линкоры с 406-мм главным калибром, именно "Виктория" станет символом последнего звездного часа флота "владычицы морей", оставшись в памяти британских офицеров как олицетворение затухающего могущества империи.


«Виктория», Armstrong Whitworth, Ньюкасл-апон-Тайн – 20.05.1926/13.09.1928/1930

Тактико-технические характеристики линкора "Виктория"

Британский ответ "Петру Великому" - "Виктория" (ФАН)

"Виктория" на момент вступления в строй

Водоизмещение:         42 250/47 930 тонн

Размерения:                   227,4х35,1х9,7 м

Механизмы:                    4 вала, 4 ТЗА, 16 адмиралтейских котлов, 160 000 л.с. = 28 узлов

Запас топлива:                5868 тонн нефти

Дальность:                        8700 миль (16 узлов)

Броня:                                 пояс 330-356 мм, траверзы 102-305 мм, палуба 95-159 мм, башни ГК 229-406 мм, крыши башен ГК 184 мм, барбеты башен ГК 305-381 мм, башни СК 25-38 мм, крыши башен СК 25 мм, барбеты СК 25 мм, рубка 165-356 мм, ПТП 38 мм

Вооружение:                   9 406/45-мм, 12 152/50-мм орудий, 6 120/40-мм зенитных пушек, 16 40/40-мм зенитных автоматов, 8 12,7-мм пулеметов, 2 610-мм торпедных аппарата, 1 гидро­самолет

Экипаж:                              52/1396 человек

От автора

Поскольку меня понесло совсем в далекие дали по другому своему хобби, мало касающемуся альтернативной истории, то публикация статей возможно приостановится, или будет происходить только за счет накопленного ранее материала.

Кроме того, судя по всему, мне предстоит перепиливать всю ту авиацию, что я уже сделал.

В качестве базового рисунка был использован рисунок "Нельсона" некоего Andrew Arthur-а, который идеально подошел мне по масштабу, и потому я не заморачивался с прорисовкой корабля с нуля.

Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account