Пока это, скорее, наброски и размышления к технической АИ.
Известно, что в основе разработки знаменитого "Hawker Siddley Harrier" лежал весьма и весьма прагматичный рассчет: возможность получить самолет, способный оперировать без аэродромов, в условиях тотальной войны. Британцы довольно пессемистично оценивали вероятность того, что их основные авиабазы в случае войны с СССР останутся нетронутыми, и хотели, чтобы RAF могли сражаться в небе даже если на всех британских островах не останется ни единой летной полосы.
Но предположим, что англичане решили пойти несколько дальше создания в 1969 году истребителя-бомбардировщика?
Я решил рассмотреть возможность создания среднего/легкого бомбардировщика вертикального взлета и посадки, способного нести бомбовую нагрузку до 5000 кг на дистанцию до 500 км с максимальной высокой околозвуковой скоростью.
Что нам нужно для вертикального взлета? Собственно, только одно: нам нужно, чтобы тяга двигателей самолета, направленная на подъем, превзошла его собственную массу. Ясно, что чем тяжелее самолет, тем больше должна быть тяга двигателей.
1) Для своего рассчета я взял четыре двигателя Pegassus 11 Mark 104. Каждый двигатель выдает тягу в 93 килоньютона максимальную. Общая тяга четырех двигателей составит порядка 372 килоньютона — или, переводя в кгс, 37933 кгс.
2) Собственная масса каждого двигателя — 1796 кг. То есть четыре двигателя будут весить 7184 кг. Вычитая массу двигателей из общей подъемной силы, получаем, что "свободная" нагрузка — 30794 кг.
Т.е. 30,79 тонн. Для начала неплохо.
3) Продолжим. Массу боевой нагрузки я взял за 5000 кг. Вычитая, получаем 25,79 тонн на, собственно, конструкцию (исключая двигатели) и топливо.
4) Масса конструкции. Ввиду невозможности провести точные рассчеты, я взял массу конструкции (без двигателей) за 15 тонн.
5) Итого у нас осталось приблизительно 10,79 тонн на авиатопливо. Я испытываю некоторые сомнения, что не очень быстрому самолету потребуются во время полета все четыре работающих "Пегассуса" (почти 372 Кн тяги — вдвое больше. чем у F-111!), поэтому предположил, что во время полета работают лишь два. Причем не на максимальной тяге, а приблизительно на 120 Кн общей.
Потребление топлива двигателем "Пегассус" составляет по наличным данным 0,76 фунта на фунт тяги в час. Тяга в полете (переведенная в фунты) составляет в среднем 26977 фунтов, что эквивалентно затратам топлива в 20502 фунтов на час полета.
Или 9299 кг.
Таким образом, мы видим, что час в воздухе наш ЛА (с бомбовой нагрузкой в 5 тонн) продержаться сможет. При скорости порядка 1100 км/ч, он будет обладать боевым радиусом порядка 450 км. Не слишком внушительно, но терпимо — тем более, что это не предел развития "Пегассусов", и достаточно скоро появится версия 14, имеющая максимальную тягу 106 Кн (что позволит взять на борт почти 6 тонн дополнительного топлива).
Кроме того, стартовую тягу можно увеличить приблизительно на 20%, закачивая в двигатели воду во время взлета и парения. Я бы предложил попробовать при этом подачу воды извне, накачиваемую мощной помпой по подведенному к системам парящего самолета патрубку, автоматически сбрасываемому при начале разгона.