2

12 июня – большой день в истории авиации, на который выпало сразу несколько знаменательных событий. Начнем по порядку. В 1909 году французский авиатор Луи Блерио на своем моноплане «Блерио-12» совершил первый в истории полет на летательном аппарате тяжелее воздуха с двумя пассажирами. Причем произошло это еще до знаменитого перелета Блерио через Ла-Манш, принесшего ему всемирную славу.

Одним из тех, кого он взял на борт, был известный бразильский воздухоплаватель, летчик и авиаконструктор Альберто Сантос-Дюмон. Этот полет стал важным шагом в переходе авиации из экспериментальной в практическую сферу.

К сожалению, Россия на этом этапе серьезно отставала от Западной Европы. Первый одноместный аэроплан русской конструкции впервые взлетел только в конце мая 1910 года, а первый полет с пассажиром состоялся 12 июня следующего года, ровно на два года позже полета Блерио. Его совершил Игорь Сикорский на своем аппарате С-5. В дальнейшем отставание удалось частично наверстать, а кое в чем даже выйти на передовые позиции.

Большой день в истории авиации

Взлет «Блерио-12» в его первоначальной конфигурации, когда самолет еще не имел киля

Большой день в истории авиации

«Блерио-12» при виде спереди. Самолет имел оригинальную силовую установку с английским мотором ENV мощностью 40 л.с. и цепной передачей от двигателя к винту

Большой день в истории авиации

«Блерио-12» в финальной конфигурации с развитым килем. Интересно, что элероны у этой машины размещались не на крыле, а по бокам фюзеляжа, под пилотским сиденьем, а руль высоты крепился отдельно от стабилизатора

Большой день в истории авиации

Блерио и его пассажиры в кабине «Блерио-12». Слева от пилота – Андре Фурнье, справа, в шляпе, – Сантос-Дюмон. Сидеть в таком «салоне», конечно, было некомфортно, но чего не сделаешь ради рекорда 

Большой день в истории авиации

 

Карьера первого экземпляра «Блерио-12» завершилась 29 августа того же года. Во время авиагонок на кубок Гордон-Беннета самолет разбился и сгорел, едва не угробив своего создателя. Блерио с трудом выбрался из обломков, когда на нем уже начал тлеть комбинезон.

Большой день в истории авиации

Тем не менее, вскоре авиатор построил второй экземпляр машины, внеся в конструкцию некоторые изменения. В частности, мотор (той же марки, но более мощный, в 60 лошадиных сил) теперь стоял по центру, а каркас фюзеляжа был сделан не из дерева, а из металлических трубок. Управление по крену осуществлялось перекосом крыльев (гошированием), как на большинстве ранних аэропланов Блерио.

Самолет приобрел английский летчик Клод Грэм-Уайт, назвавший его «Белым орлом» (см. надпись на киле). Позже его перекупило военное министерство Великобритании и передало для ознакомления и тренировки пилотов в Королевскую воздухоплавательную школу. Таким образом, этот аппарат стал первым британским военным аэропланом. Однако в школе машину сочли недостаточно устойчивой и отказались от дальнейших закупок.

Продолжим перечисление авиационно-исторических событий, выпавших на 12 июня. В 1911 году французский летчик Альфред Леблан на моноплане «Блерио-27» установил мировой рекорд скорости для аэропланов – 125 км/ч. Любопытно, что мировой рекорд скорости для паровозов составлял на тот момент 131,6 км/ч, причем он был установлен еще в 1854 году. До такой невиданной прыти разогнался английский паровик Bristol-Exeter locomotive №44, причем его достижение продержалось 80 лет.

Рекорд «Блерио-27» оказался куда более мимолетным, так как уже через четыре дня, 16 июня 1911 года, его побил француз Эдуард Ньюпор на своем аэроплане «Ньюпор-2N», развивший скорость 130 км/ч. А 21 июня тот же летчик на том же самолете достиг скорости 133 км/ч и стал первым в мире авиатором, летавшим быстрее паровоза.

Крупных и качественных фотоснимков «Блерио-27» времен его скоротечного триумфа, к сожалению, не сохранилось, зато, как ни странно, прекрасно сохранился сам самолет, выставленный в авиамузее английского города Хендон.

Большой день в истории авиации

Обратите внимание на козырек над мотором. Он предназначен для предохранения самолета и летчика от брызг отработанного касторового масла, которое при работе ротативных моторов просто выбрасывалось из цилиндров через выпускные клапаны и разлеталось на десятки метров.

Большой день в истории авиации

Верхнюю грань фюзеляжа между мотором и кабиной пилота образуют полуцилиндрические бензобаки. Вертикальное оперение не имеет киля и состоит только из руля поворота.


источники:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account