Бой у мыса Сарыч 5/18 ноября 1914 года
После трехдневного похода, имевшего целью уничтожение портовых сооружений в Трапезунде, осмотр прибрежных вод Анатолии и постановку минных заграждений у нескольких пунктов ее побережья, 1-я эскадра возвращалась в Севастополь. На пути, 4 ноября, возглавлявший эскадру, командуюший флотом получил из Морского генерального штаба уведомление, что "Гебен" находится в море. Топливо было на исходе, не позволяя предпринять специальных поисков "Гебена", и корабли продолжали свое движение.
Утром 5 ноября погода была тихая, легкий туман, горизонт дурной, в особенности W и N-W части. Порывистый ветер бросал клубы дыма движущегося флота прямо по курсу, лишь иногда открывая горизонт боковыми порывами. Эскадра шла в следующем походном порядке: Линейные корабли: "Евстафий" — флаг командующего флотом, "Император Николай I", " Император Александр III " — в одной кильватерной колонне.
Сзади линейных кораблей — подивизионно миноносцы (1-й дивизион — типа "Дерзкий", 3-й дивизион — типа "Лейтенант Шестаков", 4-й и 5-й дивизионы типа "Лейтенант Пушин". Крейсера — в дозоре в 3,5 милях от флота: "Алмаз" впереди, справа "Память Меркурия", слева "Витязь".
Ввиду тумана и дурной видимости горизонта, вероятность случайной встречи увеличивалась, причем все данные были за то, что противник обнаружится на небольшой дистанции, сразу выйдя из мглы.
Так как адмирал Эбергард знал о присутствии "Гебена" в море и не имел никакого основания быть убежденным, что встреча с ним не произойдет, то, сразу после рассвета произвел некоторые изменения в походном порядке. 1-й дивизион эсминцев, разделившись на два полудивизиона, двигался на траверзе «Евстафия» справа и слева. Остальные эсминцы по-дивизионно прикрывали соединение строем правого и левого пеленга и фронта с бортов и кормы. В 9.17 адмирал передал по эскадре следующий приказ: «При обнаружении неприятеля линейным кораблям строем фронта двигаться на него немного расходясь в стороны. Крейсерам «Память Меркурия» и «Витязь» принять в кильватер полудивизионы «Дерзкий» и «Пронзительный» и соответственно «Беспокойный» и «Гневный» и, брать неприятеля в клещи, имея задачей непременно сбить ему ход. Крейсеру «Алмаз» по обстоятельствам присоединиться к любому из крейсеров. 3, 4-й и 5-й дивизионы эсминцев остаются в охранении линейных кораблей.
В 12 ч 10 мин, находясь в 39 милях на SW от Херсонесского маяка (Ш 42"02' N, Д 33"5’ О) дозорный крейсер "Алмаз" обнаружил в 3,5 милях от себя два полускрытых дымкой силуэта. Сделав сигнал "вижу неприятеля", "Алмаз" вернулся к флоту, заняв место сзади «Витязя». На кораблях была пробита боевая тревога. Линейные корабли, увеличивая ход, покрылись густыми клубами дыма, перестраиваясь в строй фронта. Слева от «Евстафия» занял место «Николай I», справа – «Александр III». Крейсера совместно с эсминцами также густо дымя, начали широко расходиться в стороны, стремясь взять неприятеля в клещи.
Вскоре было замечено, что силуэты принадлежат "Гебену" и "Бреслау".
Сильная пасмурность, а также дым кораблей флота, стлавшийся низко, благодаря сырости воздуха, и направлявшийся к западу, препятствовали хорошему определению расстояния дальномерами. Первое достоверное расстояние было получено "Евстафием" — 40 кб! Но линкоры в это время еще не закончил своего перестроения. Наконец адмирал Эбергард потеряв терпение, приказал открыть огонь. "Евстафий" дал залп. Этот залп накрыл "Гебена", причем ясно видны были разрывы снарядов в его средней части.
"Гебен", по-видимому, лежавший на курсе Ost, продолжал идти на сближение до первого русского залпа. После попадания "Евстафия" он склонился вправо и приблизительно минуту спустя, открыл огонь из всех башен, сосредоточив его на головном корабле русского флота.
Бой начался! "Евстафий", по личному приказанию командующего, против артиллерийской организации, выстрелил первым по своему собственному прицелу 40 кб и не уведомил об этом "Николая", дававшего в то же время по радиосети расстояние 60 кб, то есть с заведомым перелетом в 20 кб.
Этим самым "Евстафий" сбил стрельбу всех остальных кораблей и не позволил открыть прямо "бешеного" огня со всех судов бригады. "Николай" же взял неверное расстояние вследствие плохой видимости "Гебена" из-за тумана и дыма бригады. Следствием этого поначалу была нерешительная стрельба, причем и "Николай" и "Александр" стреляли с неверной установкой прицела. То же случилось и с огнем средней артиллерии, который пустили по 12" прицелу. "Евстафий" хорошо различал противника. На "Николае" его видела хорошо лишь носовая башня. На "Александре" не видели противника совсем.
"Гебен" сосредоточил свой огонь на "Евстафие". Его первый залп дал перелет, причем один из снарядов пронизал дымовую трубу "Евстафия". Второй – снова перелет. Третий — два попадания.
Однако с увеличением скорости до 16 узлов на «Евстафие» и до 23 узлов на «Александре» и «Николае» дистанция стала уменьшаться. Наконец все три русских линкора точно определили дистанцию, которая составляла уже 32 кабельтова. Кроме того, боковые мателоты шли несколько расходящимся строем, постепенно включая в действие и остальные башни ГК. Но через несколько минут «Гебен», обильно дымя, начал понемногу отрываться от линкоров, и вот здесь сказалось огневое преимущество русских. Против шести двухсотвосьмидесяток и семи стопятидесяток левого борта, действовали восемь русских двенадцатидюймовок, из которых шесть были новейшие пятидесятидвухкалиберные. Немного позже к ним присоединились еще шесть таких же. И это не считая средней артиллерии "Евстафия".
Миноносцы правого полудивизионна, сделали попытку выйти в атаку на «Гебен», но шедший следом за ним крейсер «Бреслау» огнем своих пушек отогнал их. На помощь эсминцам пришел, ненмного отставший «Витязь», открыв ответный огонь. Корабли описывали сложные эволюции, стараясь занять выгодную позицию по отношению к противнику.
Пытающийся прикрывать своего «старшего брата» «Бреслау», вертелся как наскипидаренный, среди вздымавшихся вокруг него белопенных кустов разрывов. Сдерживая своим огнем эсминцы, он уже имел несколько попаданий от «Витязя».
У «Гебена» поначалу дела шли блестяще. Добившись попаданий в «Евстафий», он перешел на беглый огонь и буквально завалил своего противника снарядами. Русский броненосец, не смотря на полуснесенный мостик, поврежденную носовую башню и разгоравшийся пожар в правом носовом каземате, упрямо отстреливался отворачивая в стороны и сбивая прицел "Гебена".
Однако вырвавшиеся почти на траверз «Николай» и подходящий с другой стороны «Александр» заставили «Гебен» резко отвернуть. Оказавшийся на его пути «Память Меркурия» шарахнулся в сторону. И тут же полудивизион эсминцев, вынырнув из клочьев тумана, всадил в левый борт борт немца сразу четыре торпеды. Еще пять прошли мимо, едва не зацепив по пути «Бреслау», а заодно «Витязя» и «Гневный». Немецкий крейсер запарил и снизил ход. Еще немного спустя, левая средняя башня «Гебена» от попадания подпрыгнула на катках, выплеснула из себя сноп пламени и перекосилась, уткнувшись в настил палубы растопыренными стволами своих орудий. Затем двенадцатидюймовый снаряд вскрыл палубу крейсера у правой средней башни и лопнул в котельных отделениях. Над морем заревел вырывающийся из поврежденных котлов пар. Следующая порция русских снарядов разнесла вторую дымовую трубу, искорежила до неузнаваемости кормовой мостик и снесла тыльную броню возвышенной кормовой башни. Окончательно потеряв ход, крейсер беспомощно закачался на волнах накренясь на левый борт и садясь носом. С «Николая» замигали ратьером. Немного погодя, на носовом мостике «Гебена» ответно замигал прожектор. Еще через несколько томительных минут, опасливо поводя стволами стодвадцаток, к умирающему исполину подошли эсминцы 5-го дивизиона с «Витязем» и стали снимать команду.
В 12 ч 57 мин "Гебен" резко повалился на борт и скрылся в воде.
Эскадра выпустила следующее количество 305-мм снарядов: "Евстафий" — 16, "император Николай I" — 32, " Император Александр III" — 38.
"Гебен" получил шесть 305-мм попаданий и 18 — снарядами среднего калибра, коими на нем убило 12 офицеров, 143 матроса; ранило — 7 офицеров, 52 матроса, произведен пожар и повреждения. Мины оставили отметину на главном поясе, свернули форштевень и вывели из строя носовые кочегарки.
Продолжение следует…