Бой с тенью. Образ истребителя MiG-19 на западе в начале 1950-х годов. Часть 2 Как иллюзия создала два фейковых самолета
Найденная в блоге американского моделиста Скотта Круиза (Scott Kruize; Сиэттл, штат Вашингтон) статья французского моделиста Жана-Франсуа Фулкониса (Jean-François Fulconis), которая, думаю, заинтересует коллег.
Содержание:
После дебюта истребителя МиГ-15 в небе Кореи западные специалисты с некоторым опасением и настоящим любопытством ожидали появления его преемника. В этом контексте у нескольких журналистов, работающих в авиационных изданиях Соединенных Штатов и Великобритании, возник соблазн попытаться представить самолет, который мог бы стать преемником знаменитого «пятнадцатого», ставшего, без всякого сомнения, неприятным сюрпризом для сложившегося на западе мнения о своем техническом превосходстве.
Как следствие с 1951 года на страницах журналов появились статьи с изображениями нового советского самолета, Представленная в статьях машина была обозначена как «MiG-19» и по некоторым «достоверным источникам» относилась к следующему поколению истребителей, которое в Советском Союзе были готовы запустить в серийное производство в ближайшее время.
С 1951 года и до момента, когда реальный истребитель МиГ-19 стал широко известен, воображение журналистов создало большое количество производных или вариантов «MiG-19».
В 1950-е годы теме мифического русского истребителя помимо многочисленных статей в различных газетах, журналах и энциклопедиях были посвящены несколько сборных моделей различных масштабов, игрушки и даже коллекционная карточка!
Все они представляли собой истребитель MiG-19, существовавший только в воображении их создателей.
MiG-19 как производная от Ta-183
Focke-Wulf Ta-183 представлял собой проект истребителя со стреловидным крылом, разработанный немецкими инженерами в конце Второй Мировой войны. Эта машина строилась и на момент захвата западными союзниками завода компании Focke-Wulf была очень близка к своему первому полету.
Советские эксперты смогли восстановить некоторую информацию о данном проекте и приступили к испытаниям в аэродинамической трубе, чтобы проверить теоретические расчеты стреловидного крыла. Результаты этих испытаний помогли при проектировании истребителя МиГ-15, но согласно официальной истории ОКБ МиГ несмотря на определенное сходство двух самолетов концепция Ta-183 не оказала непосредственного влияния на создание МиГ-15.
Когда в 1951 году в журнале Aviation Age Magazine была опубликована первая фотография истребителя MiG-19, то он сильно напоминал Ta-183. Общим для обеих машин было очень длинное и тонкое Т-образное хвостовое оперение.
Следуя за развитием истребителей тех лет MiG-19/Ta-183 вскоре подобно американскому перехватчику F-86D Sabre Dog «обзавелся» установленным в носу обтекателем радиолокационной станции. Часто MiG-19/Ta-183 изображался в качестве одномоторного самолета, но также были публикации, в которых силовая установка самолета была двухмоторной или смешанной, состоявшей из одного ТРД и одного ЖРД.
Сборная модель компании Aurora
Концепция с размещенным в носу обтекателем РЛС привела к созданию компанией Aurora ее знаменитой сборной модели. В июне 1953 года модель была выпущена на рынок под обозначением Yak-25 (еще один якобы советский самолет, мало что имевший общего с реальными истребителями Як-25 как первым опытным, так и вторым серийным) и лишь в следующем 1954 году после ряда изменений (шасси и установка нескольких ракет) модель получила обозначение MiG-19. Интересно отметить, что данная модель продавалась в таком виде (с несколькими типами коробок) до 1970 года!
MiG-19 журнала Air Trails
Air Trails был американским журналом для любителей авиации и моделистов, который был очень популярен в 1950-е годы. В июньском выпуске 1953 года (в том же месяце компания Aurora выпустила модель Yak-25!) этого журнала в статье «Информация из первых рук об истребителе MiG-19» (Inside Story of MiG-19) было представлено собственное видение советского самолета-истребителя.
В этой статье представлен самолет с такой же как у модели компании Aurora общей схемой, но с другими хвостовым оперением и силовой установкой (двухмоторная вместо одномоторной). Этот самолет выглядел более реалистичным, чем MiG-19/Ta-183 и обладал планером, размерности которого придавали ему большее сходство с советскими истребителями.
Особый интерес представляет то, как данный самолет был представлен, поскольку с позиций нашего 2008 года журналисты тех лет были весьма «изобретательными» и беспринципными в плане публикации ложной информации…
Выдержка из текста статьи:
«“Super-MiG”-19 – красивый истребитель, который общественности впервые был представлен прошлым летом в тушинском аэропорте на показе, посвященном Дню авиации, и в октябре прошлого года принял боевое крещение в Корее».
Данное утверждение будет особенно «приятным», если его сравнить с информацией, что реальный истребитель МиГ-19 (в качестве прототипа СМ-9/1) совершил свой первый полет в январе 1954 года и что на вооружение был принят в марте 1955 года (кодовое обозначение НАТО Farmer A)!
Модель компании Lindberg
В 1954 году компания Lindberg представила свою версию истребителя MiG-19. Вероятно, она частично была основана на сборной модели компании Aurora (те же масштаб и тип вооружения), но совершенно очевидно, что она представляла непосредственное воспроизведение концепции, представленной журналом Air Trails.
Модель имела почти такие же планер, хвостовое оперение, одинаковый состав встроенного вооружения и двухмоторную силовую установку. Данная модель также была выпущена задолго до того как реальный МиГ-19 стал широко известен. В отличие от компании Aurora Пол Линдберг сменил упаковку и продал модель как «Русский реактивный истребитель» (Russian Jet fighter) без указания наименования, хотя в инструкции по сборке, которая входила в комплект модели, также как и прежде было написано типовое обозначение MiG-19.
У данной сборной модели существовало несколько вариантов упаковки. Один из последних вариантом модели «Russian Jet fighter» содержал в своем составе аэродромный тягач, представленный на картинке ниже.
Модель компании Bachmann
Bachmann является японской компанией по производству сборных моделей, специализировавшейся на железнодорожном моделизме. В 1950-х годах она в масштабе 1/200 выпустила большое количество моделей самолетов, которые представляли среднее между сборными моделями и игрушками.
Интересно отметить, что миниатюрная модель компании Bachmann очень была похожа на модель компании Lindberg и, вероятно, была либо копией последней, либо производной от первоначальной концепции, созданной журналом Air Trails.
Назад в СССР: советская версия «мига», которого никогда не было!
Эта история кажется невероятной, но она полностью правдива, и я могу доказать это, потому что у меня есть артефакт из моей собственной коллекции. В 1960-х годах советская компания по производству игрушек приобрела у компании Aurora пресс-формы модели MiG-19 для ее производства в СССР! И они запустили модель в производство на московском заводе MCCNE [национальное управление по производству и продаже игрушек из металла и пластика; речь идет о московском заводе «Юный техник» – byakin]. Сборная модель продавалась в странах Восточной Европы в типичной для коммунистического периода очень простой упаковке, на которой были приведены схематичный рисунок истребителя МиГ-15 и подпись «Сборная модель самолета МиГ-19».
Содержимым упаковки без всякого сомнения была модель MiG-19 от компании Aurora, хотя качество пластика, инструкции и декалей было далеко от качества сборной модели, изготовленной в США.
Если основные пластиковые части были изготовлены из стандартного полистирола, то маленькие детали такие как колеса или шасси скорее всего были выполнены из переработанного пластика, а фонарь кабины – из пластика зеленого цвета!
Также у советской модели отсутствовали неуправляемые ракетные снаряды, которые в американском оригинале подвешивались под консоли крыла.
Трудно себе представить, какова была реакция русских покупателей, когда у них появилась возможность приобрести эту сборную модель. Представляется крайне невероятным, что в Советском Союзе в 1960-х годах настоящий МиГ-19 был совершенно неизвестен. Вероятно, они думали, что производство советской сборной модели напрямую контролировалось КГБ, чтобы избежать разглашения военных секретов…
Странное совпадение, хотя, возможно, и не совпадение: ОКБ Микояна и Гуревича И-320*
Чтобы завершить эпическую историю MiG-19 – виртуального истребителя 1950-х годов – следует рассказать о реальном самолете, который был спроектирован и построен ОКБ МиГ в 1949 году и который по странному стечению обстоятельств напоминает сборную модель компании Aurora, т.е. предложенную журналом Air Trails концепцию истребителя MiG-19.
Этим самолетом был И-320 [у автора статьи ошибочно указан И-340, который в реальности был истребителем МиГ-17 с силовой установкой в виде двух осевых ТРД АМ-5 http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig17sm1.html — byakin] – двухместный двухмоторный опытный самолет с расположенной в носу радиолокационной станцией. Этой прототип всепогодного истребителя-перехватчика выполнял полеты в 1949-1950-х годах. Несмотря на отличия в силовой установке (двигатели были установлены не бок о бок, а один за и над другим) компоновочная схема И-320 была очень близка к фантомному MiG-19 особенно в отношении носовой части фюзеляжа, размещения пушек, крыла и хвостового оперения. Нос и крыло сборной модели компании Aurora похожи на И-320, но хвостовое оперение было совершенно иным.
Гипотеза
Осмелюсь высказать гипотезу о сходстве И-320 и MiG-19 журнала Air Trails. Мы можем себе представить, что в начале 1950-х годов некоторые фотографии прототипа И-320 – по доброй воле или нет – были переданы на запад. Мы всецело полагаем, что это было сделано добровольно, поскольку к этому времени И-320 в Советском Союзе в качестве боевого самолета уже не представлял интереса, но для спецслужб был интересным вариантом для оперативной игры в области пропаганды и дезинформации противника.
Таким образом, если у «хорошо информированного» журналиста, имеющего связи с «надежными военными источниками», была копия одной или нескольких фотографий И-320, то он мог легко создать MiG-19, как в 1953 году это сделали в журнале Air Trails.
Что касается сборной модели компании Aurora, то мы может предположить, что работники компании при ее создании позаимствовали у фотографии И-320 носовую часть фюзеляжа и крыло при сохранении общей концепции MiG-19/Ta-183, опубликованной в прессе в 1951 году.
Я прекрасно понимаю, что для человека, живущего в Европе в 2008 году, это кажется слишком простым, но на мой взгляд эта история правдоподобна и имеет право на существование. В конце концов сборные модели существуют для того чтобы реализовывать мечты, не так ли?
В заключение я хотел бы сказать, что меня очень интересует любая информация как о MiG-19, так и о других виртуальных самолетах, придуманных в XX веке и приписанных ОКБ Микояна и Гуревича.
Спасибо за проявленный интерес.
Жан-Франсуа Фулконис, Ницца, 11 июля 2008 года
источник: http://www.internetmodeler.com/2008/august/columns/nowandthen.php