Бой с тенью. Альтернативный истребитель Lockheed F-19 Stealth. США
Данный материал посвящен самолету, который никогда не строился и не разрабатывался и по сути являлся частью операции по сокрытию информации о создававшихся в это же время реальных малозаметных самолетах.
Довольно длительное время были распространены слухи, которые никто не мог ни подтвердить, ни опровергнуть: в США в соответствии с их лучшими традициями секретности (т.н. «черные программы») появился новый истребитель. Авиабаза Неллис (Nellis), штат Невада, известная также как «Зона 51», является местом базирования первого боевого подразделения, оснащенного новыми и революционными самолетами – истребителями F-19 – последними отпрысками семейства секретных самолетов компании Lockheed.
Примерно в середине 1970-х годов управление перспективных исследований министерства обороны США (DARPA – Defence Advanced Research Projects Agency) предложило компании Lockheed разработать проект нового истребителя, способного выполнять разведывательные полеты и подавлять систему ПВО противника. Новый самолет создан с использованием технологий, которые снижают его заметность и позволяют истребителю оставаться незаметным для радаров противника.
В компании Lockheed начали серьезно работать над проектом в 1975 году, который к этому времени получил кодовое обозначение Have Blue. Первый прототип нового самолета – XST – совершил свой первый полет в 1977 году с авиабазы Грум-Лейк (Groom Lake), штат Невада, и затем был переведен на авиабазу Неллис.
Первый экспериментальный самолет компании Lockheed был сравнен с проектами самолетов других американских компаний. Проекты сравнивались с серией реальных огневых испытаний, проведенных на испытательном полигоне ВВС Тонопа (Tonopah Test Range Airfield) с использованием новейших советских ракет «воздух-воздух».
Экспериментальный этап был прекращен, когда в 1981 году ВВС США перевели экспериментальную программу в производственную. Командованием ВВС США компании-производителю был выдан предварительный заказ на постройку двадцати самолетов, которые уже разработаны в качестве истребителей и получили обозначение F-19.
Стоит отметить, что в течение длительного времени о данном самолете не было практически никаких сообщений. Когда американцы хотят продолжить какую-либо программу в совершенном секрете, они делают это и делают это хорошо. Проектная группа, которая разработала F-19, безусловно, имеет в своем составе инженеров, которые участвовали в создании серии самолетов-шпионов, начиная с U-2 и продолжая SR-71 и TR-1. При создании F-19 использовались многие технические решения TR-1 и ряда других самолетов. Главным новшеством по сравнению с другими самолетами, очевидно, являются технологии малой заметности (т.н. стелс-технологии; Stealth technology).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ F-19
Командование ВВС США потребовало от конструкторов создать стелс-истребитель, способный выполнять следующие основные задачи:
- стратегический и тактический самолет-разведчик, способный действовать в зонах с сильным зенитным прикрытием;
- подавление районов ПВО противника, в частности ракетных батарей.
Из соображений экономии и простоты конструкции новая машина, чтобы ограничить конечную стоимость, должна включать в себя максимально возможное количество деталей, заимствованных из других самолетов. Еще одной отличительной особенностью самолета должно было стать соотнесение форм, обеспечивающих малую заметность, с возможностью перевозить самолет внутри фюзеляжа C-5 без отстыковки консолей крыла.
Согласно авторитетным источникам компания Lockheed должна была создать самолет со следующими характеристиками:
- один член экипажа;
- двухдвигательная силовая установка;
- фюзеляж, частично создающий подъемную силу (по форме фюзеляж должен был походить на несущий SR-71, в котором создание подъемной силы уже успешно реализовано).
Большие убирающиеся боковые аэродинамические поверхности (т.н. «усы») непосредственно связаны с треугольным крылом; при выдвижении они превращают общую компоновку машины в самолет с двойным составным треугольным крылом. Большая часть фюзеляжа самолета создает подъемную силу. Если взглянуть на F-19, то в виде сбоку он будет представляясь собой вытянутую линию, и по этой причине его трудно обнаружить.
В фюзеляже самолета размещена силовая установка, состоящая из двух двигателей General Electric F404-GE-400, развивающих на форсаже тягу по 7000 кг. Двигатели расположены бок о бок в верхней части фюзеляжа, но фактически они находятся в зоне крыла. Хотя с нижней стороны сопла самолета закрыты непосредственно крылом, их конфигурация позволяет осуществить частичное отклонение по вертикали и обеспечивает наилучшие возможности для отклика со стороны машины.
F-19 должен стать первым истребителем, в котором конструкторы отказались от классических воздухозаборников в пользу установленных на поверхности фюзеляжа пластинчатых воздухозаборников. Два коротких и широких сходящихся киля вертикального оперения расположены в задней части фюзеляжа; между ними размещены двигатели силовой установки.
Убирающиеся стойки шасси должны быть такими же, как и установленные на F-18. В нижней части фюзеляжа размещены отсеки, в которых должны размещаться ракеты, предназначенные для уничтожения батарей ПВО противника, или разведывательное фотооборудование.
F-19 является одноместным самолетом; состав электронного оборудования и другие характеристики кабины экипажа остаются неизвестными. Что касается основных размеров, то следует сказать, что поскольку самолет можно перевозить с помощью C-5, т.е. его габаритные размеры будут соответствовать размерам F-18. Также не следует исключать, что консоли могут складываться.
В конструкции F-19 в больших объемах используются недавно разработанные композитные материалы, благодаря которым уменьшаются визуальное изображение и радиолокационный сигнал. Использование других ноу-хау направлено на то, чтобы ликвидировать термический след.
* * *
В настоящее время F-19, который до сих пор не получил собственного имени, используется для обучения пилотов, превратив авиабазу Неллис в своего рода подразделение боевой переподготовки. В настоящее время компания Lockheed изготавливает серию самолетов в целях подготовки определенного количества подразделений, предназначенных для уничтожения противовоздушной обороны противника.
По данным источников, подлинность которых мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, новый истребитель F-19 в скором времени может быть предложен некоторым странам НАТО, которые считаются наиболее верными альянсу. Западная Германия и Италия являются теми двумя странами, которые в полной мере могут использовать потенциал данного самолета. Тем не менее, остается несомненным тот факт, что если F-19 не будут переданы союзникам, то ряд аэродромов будет переоборудован таким образом, чтобы обслуживать самолеты данного типа. В настоящее время мы не можем с полной уверенностью говорить, но скорее всего F-19 способен развивать скорости М=2,0.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Lockheed F-19 Stealth (кодовое обозначение Have Blue)
Назначение: стратегический и тактический самолет-разведчик
Статус: на вооружении, засекречен
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателя General Electric F404-GE-400, развивающих тягу на максимальном режиме по 4800 кгс и на форсаже – по 7170 кгс (данное семейство авиамоторов имеет облегченный вариант для специальных самолетов)
Размеры:
размах крыла 7,8 м
размах крыла со сложенными консолями 5 м
длина 17,8 м
высота 3,6 м
Вес:
пустого (собственный с оборудованием) около 10 тонн
с максимальным внутренним запасом топлива, военной нагрузки (ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность») и разведывательным оборудованием и оборудованием радиоэлектронной борьбы около 15 000 кг (внешние нагрузки не предусмотрены)
Летные характеристики:
крейсерская (разведывательная) скорость больше М=2 (на коротких участках может быть больше)
радиус действия 700–1000 км
максимальный эксплуатационный практический потолок 20 000 м
Вооружение (самолет оснащен внутренним отсеком для вооружения):
• ракеты «воздух-воздух»
• противорадиолокационные ракеты «воздух-поверхность» с системами самонаведения
• полный комплект разведывательного оборудования, включая аппаратуру радиоэлектронной борьбы, средства противодействия системам радиоэлектронной борьбы и аппаратура противодействия ИК средствам
Примечание: со сложенными консолями крыла внутри фюзеляжа C-5A Galaxy на его нижней палубе можно разместить два F-19; на верхней палубе могут находиться пилоты и персонал группы снабжения. Шасси, такое же как у F-18, убирающиеся передние аэродинамические поверхности и отклоняемые выхлопные сопла позволяют выполнять операции с авианосцев (посадка, дозаправка, взлет)
источник: «Lockheed F-19» «S & D» 92