2

 (часть 1)

 

Эта статья посвящена старым крейсерам русского императорского флота, доставшимся в наследство молодой Советской республике. Большинство из них, подошли к критическому рубежу 22-25 г.г. (когда принимались решения об их утилизации) в весьма плачевном состоянии.

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

По сути, «в живых», то есть на ходу, оставался лишь бронепалубный «крейсер революции» «Аврора», и то, исключительно благодаря тому обстоятельству, что как раз перед самым большевистским переворотом, он прошёл плановый капремонт. Вообще, последние предвоенные годы (имеется ввиду, разумеется, ПМВ), как и по большей части во время оной, этот крейсер использовался преимущественно как учебный корабль, лишь изредка привлекаясь для выполнения боевых миссий. Тем не менее, это был реальный боевой корабль и наличие на его борту гардемаринов никак не сказывалось на его боеспособности – тем паче что экипаж крейсера, считался на флоте одним из лучших.

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

Помимо «Авроры», на долговременном хранении, имелся ещё один однотипный крейсер, точнее головной корабль данной серии, крейсер «Диана». Его техническое состояние тоже нельзя было считать катастрофическим. Проблема «Дианы» заключалась в отсутствии вооружения, полностью раздербаненного в ходе гражданской войны. А ведь именно её, а не «Аврору», при последней модернизации перевооружили новейшими 130 мм 55-калиберными пушками обр. 1911 года – теми самыми, что предназначались для вооружения так и недостроенных «Светлан».

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

В данной АИ, являющейся как бы продолжением статьи «Второе пришествие «Андрея Первозванного», я предлагаю свой вариант переделки крейсеров типа «Диана» в учебно-боевые корабли РККФ.

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

Такая переделка не будет стоить неподъёмно дорого или чрезмерно трудоёмко. По сути, модернизация будет заключаться в следующем:

1. Переборка машин и котлов с переводом последних на нефтяное отопление. Ну а поскольку паропроизводительность котлов у нас, надеюсь, существенно увеличится (при неизменной мощности уже порядком изношенных машин), мы сможем спокойно ликвидировать первое котельное отделение (вместе с первой трубой) ради размещения дополнительных бытовых помещений, дабы курсанты не стесняли экипаж. (Аналогичной процедуре подвергся в советское время крейсер «Коминтерн» бывш. «Кагул»). Максимальная скорость крейсеров типа «Диана» после этих переделок не должна упасть ниже 16 узлов, чего для учебных кораблей вполне достаточно. Что касается автономности и способности крейсеров к походам, та же «Аврора» в тяжелейшие 20-е спокойно совершала походы из Питера вокруг всей Скандинавии в Архангельск и обратно. Что, для учебного корабля очень даже не плохо.

2. С целью улучшения мореходности, заменим носовую оконечность на новую, с более высоким форштевнем (уже без торпедного аппарата) и большим развалом шпангоутов, превратив заодно старый и вполне бессмысленный таран в удобообтекаемый бульб.

3. Надстройки усовершенствуем сообразно требованиям к размещению нового вооружения, систем управления им и кораблём и, конечно, учитывая первостепенность нового назначения кораблей – обучения курсантов.

4. Вооружение. В конечном итоге (скажем, на 1934 год) это будет примерно так, как изображено на эскизе: 10 (по пять на борт) 130 мм пушек, как самых новых и лучших из доставшихся нам в наследство (задел по 130 мм орудиям имелся изрядный, всем хватит, да и технологии не утрачены) – тем более, ими же мы будем вооружать две первые «Светланы» (см. статью «Новые эскизы со старыми знакомыми»). В дополнение к основному калибру, установим уже аишную отечественную версию универсальных 102 мм спарок от итальянской фирмы ОТО в количестве трёх штук (одна спарка на баке, одна на юте и ещё одна на кормовой надстройке). И в довесок, опять-таки альтернативные зенитные автоматы «Виккерс-Терни» (тоже отечественные, изготавливаемые по лицензии с 1929 года) в количестве четырёх-пяти стволов (пара на верхней палубе, в районе кормовой надстройки, пара на носовой надстройке и ещё один перед носовой надстройкой – там, где в ходе последней модернизации «Авроры» в РИ, разместили 76 мм зенитную пушку Лендера-Тарнавского).

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

(«Аврора» после капремонта в 1917 году)

Кстати, поскольку кормовые «пом-помы» будут размещаться там, где скажем у той же «Авроры» стояли дополнительные шестидюймовки, а у «Дианы» как и было задумано изначально, трёхдюймовые пушки, мы сможем, со временем, на тех же самых позициях, вместо одноствольных автоматов «Виккерс-Терни», разместить более современные гнёзда со сдвоенными «пом-помами», которые уже к концу тридцатых, поменять на ещё более крутые спарки отечественной бофорсятины.

Будет в артвооружении крейсеров и одно вынужденное, но принципиальное отличие. На баке «Авроры», безусловно, сохранят в качестве революционной реликвии то самое шестидюймовое орудие с памятной табличкой… из-за чего в передней части корпуса, третью пару 130 мм пушек, заменят на универсальные, 102 мм спарки, доведя общее количество установок на корабле до четырёх, а количество 130 мм пушек соответственно уменьшится до восьми.

Поскольку курсантов надо будет учить и обращению с минно-торпедным вооружением, обязательно предусмотрим два простейших бортовых двухтрубных 450 мм ТА, минные рельсы и бомбосбрасыватели.

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

При таком наборе вооружения, на корабле, в мирное время, можно эффективно обучать курсантов, а военное, использовать крейсер как мощную самоходную плавбатарею, способную выполнять самые разнообразные оборонительные задачи. Примерный срок вывода кораблей из боевого состава – 1940-ой год. Но и после этого (учитывая складывающуюся международную обстановку) корабли, скорее всего, вовсе не спишут и даже не законсервируют, а используют в качестве плавбатарей. И наверняка, даже в таком качестве, они очень пригодятся во время ВОВ.

Учебные крейсера будут базироваться естественно по одному на Балтике и Чёрном море. Так же (если успеем), возможен вариант выкупа у Японии третьего однотипного крейсера «Паллада», модернизации его в том же духе и введения его в строй в качестве учебно-боевого корабля Морских сил Дальнего Востока.

Богини и Богатыри: не спешите нас хоронить. Часть 1.

И, напоследок, касательно возможных переименований, что тогда было модной тенденцией. Вряд ли у кого-нибудь рука поднимется переименовывать «Аврору» – «крейсер революции» как-никак! А вот «Диану», которую матросики за кампанию с «систершипом» «Палладой» в имперском флоте называли по-домашнему «дашкой» и «палашкой», скорее всего, ждёт новое имя. Ну, а учитывая, что учебный корабль априори предполагает наличие на борту большого количества молодёжи и сильной комсомольской организации, название «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодёжи) на мой взгляд, подходит как нельзя лучше.

ТТХ

«Диана» РИ

«КИМ» АИ

Водоизм (.)

6 897

6 900

Размерения (м)

126.8/16.6/6.6

130/16.6/6.6

СУ

3 ПМ/24 ПК

3 ПМ/16 ПК

Мощность СУ (л.с.)

12 200

12 000

Скорость (уз)

19.2

17

Дальность (миль)

3 700

3 000

Бронирование (мм):

Палуба

Скосы

Рубка

 

38

63

152

 

38

63

76

Вооружение:

ГК

 

 

ПМ (У) А

 

 

МА

ТА

 

8 (8х1) 152/45

С 1915 г.

10 (10х1) 130/55

24 (24х1) 75/50

С 1915 г.

4 (4х1) 75/50

6 (6х1) 37/23

3 (3х1) 381

 

10 (10х1)/130/55

 

 

6 (3х2) 102/47

 

 

5 (5х1) 40/39

4 (2х2) 450

 

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account