Боевые рубки кораблей Российского императорского флота времен русско-японской войны
Всем доброго времени суток. Я сегодня с еще одним преимущественно иллюстративным материалом. Посвящен он боевым рубкам боевых кораблей Российского императорского флота, конструкция которых, как мы все знаем, не выдержала испытаний войной (причем не только русско-японской, как показал опыт «Славы» уже в Первую мировую).
В свое время у Р.М.Мельникова в книге «Рюрик» был первым» я вычитал следующую версию появления на кораблях русского флота боевых рубок с грибовидными крышами, дословно гласившую:
«По чертежу от 26 июня 1893 г. в рубке устанавливались паровой штурвал, машинные телеграфы, переговорные трубы и индикаторы для стрельбы минами Уайтхеда и автоматической стрельбы из 152-мм орудий (видимо, имелись в виду приборы А.П.Давыдова для производства залпа из всех орудий при замыкании контактов прибора в рубке). Такое значительное насыщение рубки приборами управления вызвало предложение Н.Е.Кутейникова предварительно макетировать их взаимное расположение, но в МТК решили обойтись без этого.
Проработка по требованию МТК расположения боевых указателей в рубке выявила необходимость увеличения ее 152-мм (по проекту) визирных просветов.
Оставшийся за командира старший офицер «Рюрика» – капитан 2 ранга П.И.Серебренников предложил вместо крайне трудоемкого вырезания (почти на треть длины окружности рубки) отверстий в броне поднять над ней всю крышку рубки, увеличив просвет до 254 мм. «Это, – писал он в МТК 28 марта 1894 г., – значительно облегчит управление судном из рубки». Покорившая всех своей простотой конструкция была принята безоговорочно и в течение последующих 10 лет беспрепятственно распространялась на все новостроящие корабли.».
Вместе с тем, рассматривая чертежи и фотоснимки ряда кораблей, построенных до 1894 года (броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп», «Император Александр II», «Император Николай I», броненосные крейсера «Адмирал Нахимов», «Память Азова», бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов», броненосные канонерские лодки «Грозящий», «Гремящий», «Отважный»), я видел на них в качестве верхнего прикрытия рубок все те же злосчастные «грибные шляпки».
В свете этого родилась идея собрать воедино изображения боевых рубок кораблей русского флота конца 19-го – начала 20-го века для возможного использования в работе теми из коллег, кому это может понадобиться.
Относительно того, почему утверждение Мельникова расходится с фактами, особых теорий у меня нет. Так что приглашаю потенциальных заинтересованных высказывать свои предположения.
С уважением. Стволяр.
P.S. Кстати, что интересно, единственным кораблем, который строился еще во время русско-японской войны, но сразу получил уже усовершенствованную рубку, стал «Князь Потемкин-Таврический». На нем боевая рубка изначально не имела выступающего грибовидного свеса, края ее крыши загибались под прямым углом вровень с вертикальной броней основания, смотровые прорези в рубке имели ширину всего около шести дюймов (15,24 см), а в интегрированной в боевую дальномерной рубке и того меньше – около 4 дюймов (10,16 см). Также, судя по имеющимся изображениям, вход в нее прикрывался уже не отдельно стоящим броневым траверзом, а броневой дверью.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25