Боевые оленьи упряжки

1

 

Данный материал выкладывается на сайт в преддверие 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Предисловие редакции: Многие наверняка слышали песню Михаила Пляцковского и Марка Фрадкина «Увезу тебя я в тундру»: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» Но немногие знают, что в грозные годы Второй мировой рогатым трудягам Севера довелось встать в ряды действующей армии… Возможно, этот материал может послужить толчком для создания колоритной «полярной» альтернативы.

Война вновь пришла в Заполярье в 1939 году. К этому времени, по мнению И.В.Сталина, для Финляндии настала пора платить по долгам 1920 года. Сразу после революции, 22 декабря 1917 года, ВЦИК РСФСР признал независимость этой провинции Российской империи примерно в границах Великого княжества Финляндского. Но этот шаг не избавил Россию от давления со стороны северного соседа: война, которую объявила Финляндия нашей стране 15 мая 1918 года, продолжалась де-юре до подписания Тартуского мирного договора 14 октября 1920-го, а де-факто — до 1924 года. Война велась при активной поддержке Эстонии и стран Антанты. Ее итог — поражение СССР и аннексия Выборгской губернии.

Последующие почти пятнадцатилетние дипломатические усилия, предпринимавшиеся с целью «скорректировать» северо-западную границу СССР, не дали результата, и в ход пошел «последний довод королей». С 11 сентября 1939 года на Крайнем Севере начинается сосредоточение войск, которые приказом Наркома обороны от 16 сентября сводятся в Мурманскую армейскую группу. 15 ноября группа была переименована в 14-ю армию; командующим назначен комдив Валериан Александрович Фролов. 17 лет его военной биографии пройдут в Заполярье [1].

Боевые оленьи упряжки

Ноябрьской оперативной директивой НКО 14-й армии предписывалось совместно с Северным флотом овладеть полуостровами Рыбачий, Средний, районом Петсамо (Печенга) и

«…не допускать подвоза живой силы и вооружений с норвежского порта Киркенес».

С поставленной задачей 14-я армия справилась блестяще, заслужив благодарность наркома маршала К.Е.Ворошилова и самого И.В.Сталина.

Однако первая военная зима преподала руководству РККА несколько серьезных уроков. Выяснилось, что лошади в зимних условиях Финляндии превратились в обузу для фронта; несмотря на требования десятой главы Полевого устава пехоты 1936 года, в армии не уделялось должного внимания лыжной подготовке, и бойцы в большинстве своем оказались не обученными ходить на лыжах; спешно сформированные из добровольцев лыжные батальоны и эскадроны не имели своей артиллерии и, будучи не в состоянии вести борьбу против укрепленных пунктов противника, несли неоправданные потери.

Основываясь на полученном опыте, В.А.Фролов предложил штатно применять в войсках традиционный северный транспорт — оленьи упряжки. Первые же попытки использования упряжек в январе-феврале 1940 года дали замечательный результат, и к началу Великой Отечественной под непосредственным руководством Фролова (теперь уже генерал-лейтенанта) были разработаны основные положения использования оленей в армии.

29 июня 1941 года немецкая армия «Норвегия» при поддержке финских войск нанесла удар на Мурманск, а 1 июля — на Кандалакшу с целью отрезать Мурманск и весь Кольский полуостров от страны. Войска Северного фронта под командованием Марки-ана Михайловича Попова не позволили врагу осуществить его стратегическую задачу. Последние атаки в сентябре-ноябре 41-го отбивал уже новый, Карельский фронт [2], командующим которым был назначен командарм-14 Фролов. Весеннее контрнаступление Красной армии в Заполярье не принесло весомых успехов, после чего наши части на два года перешли к обороне. Победную точку в полярной войне поставила Петсамо-Киркинесская наступательная операция 7-29 октября 1944 года.

…В ноябре 1941 года по решению Военного совета 14-й армии было сформировано три армейских оленьих транспорта («бригады»). Каждый из них включал 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Транспорт делился на три взвода, взвод состоял из трех отделений. Обслуживали транспорт 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Грузоподъемность транспорта была установлена в 40,5 тонн, взвода — 13,5 тонн, отделения — 4,5 тонны. Своя олене-транспортная бригада была также у Северного флота — она обеспечивала действия морской пехоты.

Зимой 1941-42 годов армейские оленьи транспорты работали с очень высокой нагрузкой. Потребовалось создать оленетранспортные подразделения и в войсковых соединениях. В связи с этим зимой 1942-43 годов было сформировано 4 дивизионных (бригадных) оленьих транспорта, каждый из которых насчитывал 605 оленей, 15 оленегонных собак, 130 грузовых и 70 легковых нарт. Его обслуживали 96 солдат и офицеров. Грузоподъемность такого транспорта составляла 18 т, взвода — 6 т, отделения — 2 т. Общая численность оленей в 14-й армии в годы войны колебалась от 3 до 5 тысяч голов.

Транспорты формировались в основном за счет оленей Ловозерского района Мурманской области. Часть оленей была получена из северных районов Архангельской области. В должности солдат-оленеводов проходили службу местные жители — саамы (они же — лапландцы или «лопари»), знавшие правила содержания и выпаса оленей, умеющие отыскивать ягельные пастбища, хорошо ориентирующиеся в тундре. Из Архангельской области призывали также ненцев и коми с их оленями. Оленьи упряжки привлекались для решения любых транспортных задач, находящихся в «оленьих силах». В нарту запрягалось 3-4 оленя — веером, на манер русской тройки. Три-пять грузовых и одна легковая нарты составляли «райду» (чем легче были условия пути, тем больше упряжек входило в райду). 2-3 легковые нарты привлекались для прокладки пути по снежной целине, их смена происходила каждые 1-1,5 км. По оленьей дороге райды проходили в сутки до 35 км, по бездорожью — до 25 км.

Боевые оленьи упряжкиБоевые оленьи упряжкиБоевые оленьи упряжки

Грузоподъемность нарты зависела от работоспособности оленей и состояния маршрута. В ноябре-декабре на нарте перевозилось 300 кг груза, в январе-феврале — 200, в марте-апреле — 100 кг. На одной нарте можно было перевезти 5000 винтовочных патронов (6 ящиков), или 10000 автоматных; 150 ручных гранат; 30 мин для 82-мм миномета или 12 мин для 107-мм горно-вьючного миномета или 6 мин калибра 120 мм; 40 снарядов для 45-мм ПТО, 10 снарядов калибра 76,2 мм; 4 снаряда для 122-мм гаубицы. Сами орудия перевозились в разобранном виде. Так, для перевозки 4-орудийной батареи 76-мм горных пушек обр. 1902-09 гг. с одним боекомплектом из 560 снарядов требовалось 315 оленей, 82 грузовых и 30 легковых нарт. Для перевозки 4-орудийной батареи 45-мм пушек требовалось 160 оленей, 40 грузовых и 8 легковых нарт. Боеприпасы транспортировали в заводской укупорке. На близкое расстояние 45-мм и 76-мм орудия, установленные на лыжи, перевозились в неразобранном виде.

Боевые оленьи упряжки

Орудийные расчеты следовали за нартами на лыжах, помогая оленям на крутых подъемах и спусках. Есть все основания полагать, что нарты использовались и в качестве «северной тачанки» — носителя станкового или ручного пулемета, изготовленного для стрельбы. Оленьи упряжки зачастую являлись единственным средством санитарной эвакуации. За время войны оленями 14-й армии было вывезено с поля боя 10142 раненых и больных. Одиночные легковые нарты использовались офицерами связи для доставки срочных донесений. Даже в авиации оленям находилось дело: они подвозили к снаряжаемым самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные машины. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на нарты. Всего в 1941-44 годах таким образом было вывезено 162 самолета.

Боевые оленьи упряжкиБоевые оленьи упряжки

Летом и осенью олени паслись на травянистых пастбищах, и только небольшая их часть использовалась на вьючных работах — в основном для перевозки боеприпасов. Нагрузка на вьючного оленя не должна была превышать 35 кг, что соответствовало 10 45-мм или 4 76-мм снарядам; 8 82-мм или 4 107-мм минам. При передвижении с вьюками по лесным тропам оленям спиливали рога, чтобы избежать ударов о стволы деревьев.

Из-за полного бездорожья практически любой боевой эпизод в Заполярье был связан с использованием оленьего транспорта. Например, в период с 16 по 23 февраля 1944 года 31-я лыжная бригада 14-й армии провела двухсоткилометровый рейд по тылам противника. Для сопровождения бригады было выделено 1370 оленей, 127 легковых и 248 грузовых нарт, на которых перевозились 4 76-мм горные пушки, 26 82-мм минометов, 9 станковых пулеметов, боеприпасы, средства связи, санитарное имущество. Через полгода, в октябре 1944-го, на первом этапе Петсамо-Киркинесской операции та же бригада в составе 126-го легкого горнострелкового корпуса совершила 70-километровый обходной марш-маневр по тундре и утром 10 октября отрезала пути отхода на запад группировке противника, оборонявшейся в районе Луостари. В составе корпуса было пять батарей 76-мм горных пушек и три батареи 107-мм горно-вьючных минометов. Материальная часть перевозилась в конных вьюках, а боеприпасы — на вьючных оленях. Артиллерия корпуса сыграла решающую роль в удержании захваченного рубежа, особенно при отражении многочисленных контратак. Норвежцы с освобожденных территорий выказывали искреннее удивление наличию в рядах Красной армии оленьих упряжек.

Вспоминает Яков Окатов, саам:

«Призывали нас в армию необычно. Пришла в село разнарядка мобилизовать несколько человек оленеводов с оленями. Помню, доехали до Ловоозера, оттуда на своих оленях куда-то под Мурманск, в воинскую часть. Там нас переодели в военную форму, и давай гонять строем. Получается плохо. Зачем оленеводу строевой шаг? Топтали мы снег, топтали, и тут приезжает офицер высоких чинов, разобрался во всем, избавил нас от мук уставных. Вернули нам наши малицы и направили в войска на нужное дело… К октябрю 1944 года я воевал в 126-м легком горнострелковом корпусе. Поскольку мы продвигались только по бездорожью, основной тяговой силой у нас были спины солдат, лошади и олени…»

Алексей Ледков, ненец:

«На подвозке боеприпасов носил малицу, а вот бегать и окапываться в ней было неудобно, на передовой надевал обычную форму… Немцы на оленях не ездили, финны ездили: запрягали одного оленя в корыто-сани и шли рядом, вели оленя под уздцы. Через голову перекидывали петлю, тягой служит веревка, оглоблей нет…. Олень — не лошадь, ничего не боится, даже если рядом рвутся мины».

Боевые оленьи упряжки

Северный олень

Северный олень — весьма небольшое животное: длина тела взрослых самцов («хирвасов») — 200-210 см, рост в холке 117-122 см, вес — около 150 кг. Самки («важенки») мельче — рост в холке около 100 см. Внешний вид оленей меняется от сезона к сезону. Хирвасы сбрасывают рога в ноябре-декабре. К началу весны зимний мех оленей выцветает на солнце так, что даже на фоне снега олени выглядят белесоватыми. В это время у самцов начинается рост новых рогов, но к маю рога обычно короче ушей. Летняя линька начинается в первой половине июня. Июль характеризуется интенсивной линькой зимней шерсти и быстрым ростом рогов, как у самцов, так и у самок. Сочетание беловатых участков длинной зимней шерсти с темно-се-рыми пятнами короткой летней делает оленей пестрыми. В августе мех оленей монотонного коричневато-серого цвета с беловатыми подхвостьем и шеей. Летняя линька непосредственно переходит в зимнюю. В конце августа или в начале сентября на боках оленя уже пробивается беловатая зимняя шерсть. Осенью олень характеризуется очень светлой шеей, у самцов — с длинной «гривой» снизу; беловатое поле через лопатку тянется по боку, постепенно суживаясь к бедру. Бока груди и брюхо — черноватые, спина — серо-бурая. Хвост и «зеркало» под ним — белые, голова и ноги одного цвета со спиной или несколько темнее. Ширина белой «стрелки» на боках различна, и, ближе к весне, по мере выгорания меха, она становится незаметной. Рост рогов заканчивается в августе. Хирвасы начинают чистить рога, сдирая о деревья покрывающую их кожу и шерсть («бархат») в августе — сентябре. Самки («важенки») чистят рога на месяц позже.

Рог взрослого оленя имеет форму серпа, обращенного острием вперед. Два нижних, самых больших отростка («боевые пурги») направлены также вперед. Остальные отростки отходят от ствола назад и вверх, образуя «корону», назначение которой — принимать на себя удары соперника в бою.

Саамские домашние олени по экстерьеру ничем не отличаются от местных диких оленей, кроме более разнообразной окраски шкуры (саамы различают несколько мастей оленей: белую, черную, «красную», серую). Их пестрота объясняется искусственным отбором особей с аномальной окраской меха для пошива красивой меховой одежды и обуви.

Традиционным саамским транспортом являлась «кережа» — плоскодонная лодка длиной в рост человека, запряженная одним оленем. К 20-м годам, с приходом на Кольский полуостров коми-ижемцев, кережа оказалась вытесненной санями «ненецкого типа» — нартами с веерной упряжкой из 3-5 оленей. Однако и кережа не исчезла совсем: ее развитием стала «волокуша», широко употреблявшаяся в годы войны для перевозки грузов и раненых. Правда, тягловой силой выступали, как правило, не олени, а собаки.

Боевые оленьи упряжки

Нарта самоедского (ненецкого) типа имеет цельнодеревянную конструкцию. Ее длина — 2-2,5 м, высота — 40-50 см, ширина между полозьями — 80-90 см. Передние концы полозьев загнуты до высоты сиденья и соединены поперечным «головочным вязком». В полозья с помощью бурава и ножа врезаны 3-4 пары «копыльев» — вертикальных стоек, соединенных в верхней части двумя продольными «нащепами». Нащепы соединяются поперечными вязками, поверх которых укладывается сиденье — доска (доски), застеленная оленьей шкурой. Длина сиденья составляет примерно половину длины нарты, сзади — невысокая спинка, справа — такой же высоты бортик. Грузовая нарта отличается от легковой (ездовой) копыльями: если у грузовой нарты копылья низкие (до 25 см) и установлены вертикально, то копылья легковой нарты длиннее (до 45 см) и установлены под углом, как в продольной, так и в поперечной плоскости. За счет поперечного наклона копыльев ширина сидения нарты составляет 50-60 см — меньше, чем расстояние между полозьями. Это придает саням поперечную устойчивость. Наклон копыльев назад в продольной плоскости амортизирует удары от полозьев: ко-пыло играет в этом случае роль рессоры.

Садятся в нарту с левой стороны, вытянув правую ногу и опустив левую на полоз; управляют ею с помощью вожжи и «хорея». В правой руке держат вожжу; она идет по левому боку передового оленя — вожака (который в упряжке всегда бывает крайним слева) к недоуздку на его морде. Перебрасывая и натягивая вожжу с соответствующего бока, вожаку задают направление движения. В левой руке держат «хорей» — шест длиной от 4 до 7 метров (в зависимости от длины тяжей) с набалдашником из оленьего рога. С его помощью ленивых оленей слегка подталкивают в зад, а непослушных — поколачивают по затылку.

Традиционная саамская кожаная упряжь в основном состоит из уже упомянутого недоуздка, хомута, пояса и тяжа. Хомут шириной 5-7 см одевается на шею оленя. К хомуту снизу крепится тяж, идущий между передних и задних ног к нартам. Ширина тяжа около 3 см, длина — до 6,5 метров. Пояс шириной 10-12 см свободно одевается вокруг груди и имеет вспомогательную функцию: фиксирует тяж, не давая тому запутаться в передних ногах оленя. Слева к поясу слева крепится крючок, на который укладывается вожжа при прямолинейном движении упряжки. Хомут скрепляют с поясом лямкой по левому боку. Задние концы тяжей собираются через костяные блоки и крепятся к поперечному ремню у концов полозьев нарт. Ненецкая упряжь имеет чуть более сложную конструкцию, позволяющую выводить тяж не за задними ногами, а под брюхом оленя, облегчая ему движение в веерной запряжке. Ее особенности можно видеть на нашем рисунке.

Саамское вьючное седло представляет собой две изогнутых дощечки, охватывающих бока оленя. Одна дощечка имеет в верхней части отверстие, вторая — «рогульку», шип специальной формы, фиксирующийся в отверстии. Под брюхом дощечки связываются веревкой, под седло на спину укладывается сукно и оленья шкура. Груз подвешивается на «рога» дощечек, разгружая тем самым бока оленя от сжимающих нагрузок.

Боевые оленьи упряжкиБоевые оленьи упряжки

установленный в Нарьян-Маре в 2014 году памятник бойцам оленно-транспортных батальонов


  • [1] С образованием 1 сентября 1941 года Карельского фронта В.А.Фролов назначен его командующим. 21 февраля 1944 г. генерал-полковник уступил свой пост К.А.Мерецкову, перейдя на должность заместителя командующего Карельским фронтом. С 15 декабря 1944 по 1948 г. и с 29 июня 1951 по 4 апреля 1956 г. В.А.Фролов командовал войсками Беломорского, а с мая 1949 по 29 июня 1951 г. — Архангельского военных округов.
  • [2] Образован 1 сентября 1941 года путем разделения Северного фронта на Ленинградский и Карельский.

источник: Андрей РЯБКОВ "Боевые оленьи упряжки" М-Хобби 4/2008

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account