Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
В свое время удивили фото сбитых "миражей", снятых фотоконтролем известной египетской эскадрильей "Черные вороны" во время сражений над Синаем в начале 70-х:
Ракурс какой-то странный — чуть ли не 4/4 и точно 3/4. На реактивных самолетах там по-идее такие должны быть угловые скорости, что и прицелиться не возможно и точно не попасть. Обычно стреляют где-то при ракурсе 1/4 — 2/4 — таких кадров большинство…
Тут наднясь случайно зашел разговор на другую тему — обсуждение показательных полетов F-22 "Рептора". "Пятое поколение" и все такое… Был там интересный момент — если снято точно в хвост, то заметно, что после полета по прямой, когда пилот переводит "Рептор" на вертикаль, происходит небольшая "просадка" самолета вниз, после чего он быстро набирает высоту.
Что б это значило? чего он "приседает"?
— Ха, так это порок компоновочной схемы. Вот, помнишь, "Мираж" III — классическая "бесхвостка":
Как самолет с нормальным хвостовым оперением делает "горку"?
Пилот тянет ручка управления на себя, стабилизатор — отклоняется вниз, на стабилизаторе — отрицательная подъемная сила, нос задирается (угол атаки увеличивается), растет подъемная сила крыла и самолет начинает набирать высоту.
А как это происходит у "Миража" III? У него рули высоты расположены на задней кромке крыла, где обычно стоят закрылки. Вот, пилот берет ручку управления на себя, и "закрылок", отклоняется в сторону, куда нормальный закрылок отклоняться не должен:
Получается, что часть крыла создает отрицательную подъемную силу. То есть общая подъемная сила крыла в этот момент резко уменьшается, да еще сопротивление такого крыла (а оно на больших скоростях создает основное сопротивление самолета) резко возрастает. "Мираж" III одномоментно теряет скорость и высоту — делает "просадку".
Потом по мере увелечения угла атаки, подъемная сила крыла начинает возрастать, и тогда "Мираж" переходит на набор высоты:
Теперь представим, что летит "Мираж" III, а за ним МиГ-21. Пилот "Миража" замечает МиГ и хочет уйти на высоту (или сделать резкий вираж — все равно, помнишь принцип Нестерова "В воздухе везде опора!"). "Рвет" ручку на себя и получается такая картина:
"Мираж" (синий) дает "просадку", а самолет с нормальным оперением — МиГ-21 "срывает дистанцию" и получает хорошее упреждение. "Мираж" набирает высоту и сам влезает в прицел с большим ракурсом, вот как на фотоконтроле:
На хвосте у "Миража"
Пилот "Миража" рвет ручку
Очередь. Хорёк
— Да, а что думали об этом на "Дассо"?
— А французы быстро сделали выводы и их следующий истребитель был уже нормальной схемы — "Мираж" F.1:
Правда, для всяких колумбий-попуасей "бесхвостки" продолжали выпускать, но уже как чистые истребители-бомбардировщики, всякие "Мираж" V или "Кфир" (даже без локатора).
— А причем тут "просадка" F-22 — он же нормальной схемы?
Давай посмотрим на схему:
Стабилизатор фактически является продолжением крыла, даже частично на него заходит. При отклонении он фактически работает как большой щелевой закрылок Фаулера. Эффект получается как у "бесхвостки", может только не такой выраженный. Особенно на малых высотах, где тяговооруженность "Рэптора" больше единицы. Но с ростом высоты, тяга двигателя уменьшается, воздух все хуже "держит" крыло, и эффект "просадки" будет все больше и больше. Идеальных самолетов нет, у всех есть недостатки и слабые места. Главные — их знать и уметь ими пользоваться.
Тогда будет вот так: