БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

18

О БМП-3 довольно много статей на страницах нашего ресурса. Однако с такого ракурса главную нашу боевую машину пехоты никто не рассматривал. Поэтому думаю она многим окажется интересна.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Я встречал два кардинально противоположных мнения: кто-то говорит, что БМП-3 — легендарная машина, очень перспективная и правильная с точки зрения конструкции.

Другие считают наоборот, дескать БМП-3 — это конструктивный промах, самая большая ошибка советских инженеров.

Предлагаю детальнее разобраться в этом вопросе и решить, наконец, БМП-3 — это легенда или советский конструкторский стыд!

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

В 1977 году Специальное конструкторское бюро машиностроения начало работы над «Объектом 688», который впоследствии превратился в серийный БМП-3.

Но произошло это не сразу — разработка, испытания и подготовка к производство продлились около 10 лет.

После принятия на вооружение массовый выпуск БМП-3 начался на Курганском машиностроительном заводе имени В.И. Ленина (ныне ОАО «Курганмашзавод»), где его производят по сей день.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Впервые широкая публика увидела новый БМП-3 во время парада на Красной площади 9 мая 1990 года. К тому времени машина уже успела хорошо зарекомендовать себя в воинских частях.

БМП-3 сильно отличался от предшественников БМП-1 и БМП-2. В первую очередь, различия касались корпуса и компоновки.

Это поколение БМП считается одним из самых хорошо защищённых и хорошо вооружённых. При этом БМП-3 сохранил плавучесть, как и его предшественники.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Уровень защиты действительно достойный. Лобовая броня выдерживает попадания бронебойно-трассирующего снаряда ЗУБР6 калибром 30 мм с дистанции 200 метров.

Крыша и борта выдерживают пулю Б-32 калибром 12,7 мм с дистанции 100—200 метров.

Более того, защиту можно еще усилить, установив дополнительные накладную броню.

Интересно, что для корпуса используют специальный боевой алюминий. Он настолько хорош, что из него же сделали башню. БМП-3 считается единственной машиной такого класса, у которого башня выполнена из особого алюминиевого сплава.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Основным орудием для БМП-3 является 100-мм пусковая установка 2А70, способная совершать до 10 выстрелов в минуту. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, 22 из которых находятся в автомате заряжания.

Возможна стрельба даже на плаву, а максимальная прицельная дальность составляет 4 километра.

С 2А70 спарена 30-мм пушка 2А72 скорострельностью 330 выстрелов в минуту, при помощи которой можно уничтожать даже низколетящие воздушные цели, например, вертолёты.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Третьим видом вооружения у БМП-3 являются пулемёты ПКТ 7,62х54. Два курсовых располагаются в передней части корпуса и управляются бойцами по бокам от водителя-механика.

Еще один, спаренный с пушками, находится в башне.

Вообще, на месте боевого модуля может быть установлены самые разные системы, включая средства ПВО.

На фотографии ниже вы видите муляж одного из курсовых пулемётов ПКТ.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

В движение БМП-3 приводится V-образным 10-цилиндровым дизельным двигателем УТД-29 мощностью 500 л.с.

Он сочетается с полуавтоматической коробкой передач — впервые в СССР на такой тяжёлой технике.

БМП-3 отличался от предшественников не только своим инновационным алюминиевым бронекорпусом, но и особой компоновкой.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Если у БМП-1 и БМП-2 двигатель располагался в передней части справа от места механика-водителя, то у БМП-3 его переместили в заднюю часть (как у классических танков), опустившись максимально вниз, чтобы обеспечить более или менее удобный выход десанта.

Именно с этим фактом связывается большая часть недовольства конструкцией БМП-3.

Посудите сами: теперь десантникам (а их БМП-3 вмещает 7 человек+3 члена экипажа) приходится как бы перешагивать через двигатель, чтобы выйти из машины.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Для этого в торце бронекорпуса есть две распашные двери. Но они очевидно слишком низкие, чтобы десантники могли быстро покидать бронемашину, правда?

Конструкторы, вероятно, хорошенько подумали, и нашли решение этой ситуации.

Для выхода десанта кроме задних дверей нужно было откинуть две створки в верхней части корпуса.

Вы их видите на фотографии ниже: они представляют собой две бронепластины, который откидываются в противоположные стороны.

Выглядит процесс посадки/высадки, конечно, не супер-удобно. Но это вынужденный компромисс.

К тому же, бронепластины защищали бойцов в случае обстрела при выходе.

А где же тогда находится топливный бак, спросите вы? А я отвечу: спереди.

На первый взгляд это решение кажется крайне спорным, и именно за это цепляются те, кто считает конструкцию БМП-3 непродуманной и даже глупой.

Странно размещать топливный бак там, где вероятность его пробития максимальная (ведь именно передняя часть обычно больше всего страдает от попадания вражеских снарядов), правда ведь?

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Но не спешите ругать конструкторов. Во-первых, броня спереди действительно хорошая, что снижает вероятность пробития топливного бака к минимуму.

Второй момент: довольно часто (например, в Израиле) борта танков дополнительно защищают бочками с дизельным топливом. Зачем?

Всё потому, что дизельное топливо неплохо гасит кумулятивные струи, позволяя обеспечивать дополнительную защиту экипажа, например, от попадания РПГ.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Да и топливный бак тут не просто бочка, а специальная пористая конструкция, которая крайне сложно воспламеняется. Она точно не более пожароопасна, чем двигатель, расположенный спереди у БМП-1 и БМП-2.

Кстати, на базе БМП-3 создавались и альтернативные по компоновке варианты. Например, БМП-3 «Драгун», двигатель у которого вернули в переднюю часть. Для тех, кому так привычнее.

Так что моё мнение вот какое: БМП-3 можно считать провалом только в том случае, если ты не особо разбираешься в военной технике.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Машина получилась крайне живучей. В настоящее время её эксплуатируют более полутора десятков различных стран, часть из которых не являются союзниками России.

Ирак, например, заказал не менее 500 единиц, в ОАЭ их практически 600. БМП-3 также есть в Корее, Кувейте и Венесуэле.

ОАЭ, кстати, использовал наши БМП-3 во время вооружённого конфликта с Йеменом.

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

А вот во время Первой чеченской войны БМП-3 показали себя неважно. Но опять же, вы можете остановиться на этой информации, или немного подумать о причинах.

Во время боевых действий у российской армии ощущалась нехватка танков, поэтому их заменяли БМП-3.

Понятно, что на роль полноценного танка БМП-3 не годится, хотя он и был энерговооружён и защищён гораздо лучше БМП-1 и БМП-2.

Отсюда и повышенные потери. Так что всему есть своё объяснение. А БМП-3, на мой взгляд, отличная машина. Согласны? Или я что-то упускаю?

БМП-3. Легендарная машина или грандиозный провал советских конструкторов?

Источник — https://dzen.ru/a/YX6knn56vRVv03zw

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account