7 марта одному из крупнейших автомобильных концернов Германии стукнет 100 лет! Позади долгий путь, полный падении и взлетов.
Год 1916-й для Германии начался неудачно: она завязла в войне, которую сама же и развязала. Реальностью стали инвалиды-фронтовики на улицах городов, нехватка продовольствия и топлива. Работали только военные предприятия, и фирма, созданная в Мюнхене Карлом Раппом (Karl Rapp) 7 марта 1916 года, не была исключением. Появившееся чуть позже название Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные заводы») не слишком афишировало, что в цехах производились двигатели для военных самолетов. На Мюнхен же выбор пал потому, что там находился завод по сборке аэропланов Густава Отто (Gustaw Otto).
Все выше и дальше
На днях телеканал ARD показал документальный фильм Glanz und Elend ernes Weltkonzerns («Блеск и нищета мирового концерна»). О чем он? Голос за кадром:
«BMW извлекал выгоду из мировых войн…»
Не секрет, что во все времена во всех странах в военной промышленности были задействованы лучшие специалисты.
«Мозгом» BMW стал талантливый инженер Макс Фриц (Max Friz), чьи изобретения позволяли летательным аппаратам двигаться дальше, выше, быстрее. Германское командование заказало фирме 2 тысячи авиамоторов (такого количества самолетов не было тогда во всей Европе!). Конец Первой мировой застал BMW врасплох. 17 июня 1919 года в обстановке секретности прошли испытания: аэроплан, оснащенный новейшим мотором Макса Фрица, достиг высоты 9760 метров. Мировой рекорд!
немецкий инженер-механик и конструктор Макс Фриц
Одиннадцать дней спустя в Версале был подписан мирный договор, запрещающий Германии в течение пяти лет производить военное оборудование, в том числе и авиамоторы. Казалось, что дни BMW сочтены, ведь авиамоторы были главной и единственной продукцией предприятия. К счастью, подвернулся заказ на поставку тормозов для поездов. В 1923-м неутомимый Макс Фриц сконструировал первый мотоцикл BMW R32, ставший сенсацией на выставке в Париже. А в 1924-м вышел срок запрета и заводские цеха BMW заработали на полную мощность.
На самолетах с двигателями BMW были установлены десятки мировых рекордов! Гонщик Эрнст Хенне (Ernst Henne) стал самым быстрым мотоциклистом в мире — на моторе BMW, понятное дело. В 1927 году предприятие приобрело в тюрингском Айзенахе (Eisenach) завод вместе с лицензией на производство автомобилей под названием Dixi. На них вдоволь поупражнялись инженеры, прежде чем в 1932-м был выпущен первый «настоящий» BMW — модель 3/20.
BMW — модель 3/20
Время забвения
О годах нацизма в концерне предпочитают и сегодня не вспоминать. Нет повода для гордости в том, что самые лучшие в мире сверхмощные (2000 л. с.) авиамоторы BMW 801 были движущеи силой печально известных бомбардировщиков Junkers Ju 88, стерших с лица земли сотни деревень и городов.
авиамотор BMW 801
И совсем хотелось бы забыть, что в годы войны образцовое предприятие рейха имело даже «собственный» заводской концлагерь, где половина рабов были выходцами из СССР. Другая половина — критики режима, коммунисты, евреи… Минувшей осенью в местах тех обнаружили массовые захоронения. Многие ужаснулись: откуда? «Оттуда!» 93-летний Макс Маннхаймер (Max Mannheimer), бывший узник и, пожалуй, единственный оставшийся в живых свидетель, кто может сегодня рассказать, как это было.
Макс Маннхаймер в 1945-м и 2002-м годах
И тут явился Квандт
После войны цеха в Мюнхене лежали в руинах, завод в Айзенахе оказался недосягаем на территории ГДР. Союзники поначалу разрешили производить лишь маломощные мотоциклы с объемом двигателя до 250 куб. см. Несерьезно, если вспомнить, что для вермахта BMW выпускал знаменитые тяжелые R 75 с коляской, не знавшие равных на дорогах войны и на бездорожье. Пришлось все начинать с нуля. И выпущенный в 1954 году восьмицилиндровый BMW 502 принес лишь убытки — у населения не было денег, чтобы приобрести такую роскошь.
BMW 502
Mercedes-Benz намеревался уже проглотить конкурента, но в последний момент «вдруг» появился олигарх Герберт Квандт (Herbert Quandt) и приобрел третью часть (а позже и половину) акции BMW, совершив тем самым необходимое финансовое вливание. Находившееся на грани банкротства предприятие оказалось для него той самой курицей, несущей золотые яйца! Наследники Квандта владеют контрольным пакетом акций BMW, они одни из самых богатых людей Германии: состояние дочери Сюзанны Клаттен (Susanne Klatten) — 16 млрд. евро, сына Стефана Квандта — 13,2 млрд.
немецкий промышленник Герберт Квандт
Сегодняшний концерн BMW — самое крупное коммерческое предприятие Германии: 116 тысяч сотрудников производят ежегодно 2,12 млн. автомобилей. Оборот составляет более 80 млрд. евро! Что же касается имиджа фирмы, то автомобили BMW (вспомним, что BMW принадлежат и Mini, и Rolls-Royce) стали символом высокого качества, красоты, обеспеченности и успеха. Девиз фирмы «С удовольствием за рулем» сомнений не вызывает.
BMW отпразднует 100 лет выпуском заряженного гибрида BMW M1
В мире у BMW только один серьезный конкурент — автоконцерн Mercedes-Benz. Обоим же наступает на пятки Audi — еще один немецкий автогигант.
источник: Сергей Нечипоренко «Блеск и нищета BMW» «КОНТАКТ-ШАНС» 10/2016