Битва за Крит: британское отступление

14
Битва за Крит: британское отступление

Битва за Крит: британское отступление

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

За пять дней боёв с 20 по 24 мая немцы, невзирая на потери в воздухе и на земле, смогли не только закрепиться на Крите и нанести поражение британскому флоту, но и объединить два важнейших плацдарма — у Малеме и южнее Кании. На аэродром Малеме регулярно доставлялись подкрепления, что позволило десантникам перехватить инициативу и шаг за шагом продвигаться вперёд. Британские войска всё ещё превосходили врага в численности и оснащении, но их командование всё сильнее запаздывало с ответными действиями и в конце концов утратило веру в победу.

25 мая: немцы занимают Галатас

Утром 25 мая на аэродроме Малеме были выгружены новые подразделения 85-го горного полка — 2-й батальон и 16-я рота, а также шесть горных пушек. Батальон был тут же направлен для наступления в район южнее Платаниаса. Примерно тогда же аэродром атаковали скоростные английские бомбардировщики «Бленхейм» и «Мэриленд» под прикрытием «Харрикейнов», пилоты доложили об уничтожении 24 транспортных «Юнкерсов». В свою очередь немецкие «Хейнкели» с раннего утра бомбили Канию, бухту Суда, а также британские опорные пункты и артиллерийские позиции.

Около 15 часов по лондонскому времени последовал сильный налёт пикировщиков на передовые британские части, после чего немцы начали атаку по двум сходящимся направлениям — от Сталоса на Галатас и от концлагеря по дороге на Канию. С запада вдоль приморского шоссе тремя группами наступал штурмовой полк полковника Рамке, южнее него по горам двигались 1-й и 2-й батальоны 100-го горно-егерского полка. С юго-запада британские позиции атаковала ударная группа «Кания» полковника Гейдриха (3-й парашютно-десантный полк), которая должна была выйти к побережью между Канией и бухтой Суда, отрезав британцам путь отступления на восток. За правым флангом группы Гейдриха действовала охватывающая группа — основные силы 85-го горно-егерского полка. Её задачей было через горы выйти к бухте Суда у Малаксы, а затем перерезать дороги на Ретимнон и Хора-Сфакион.

Немецкие горные стрелки в горах Крита. nzhistory.govt.nz

Немецкие горные стрелки в горах Крита. nzhistory.govt.nz

Двигавшийся вдоль берега штурмовой полк после тяжёлого боя овладел Галатасскими высотами, а 100-й горный полк наконец занял Кастельскую гору и ворвался в Галатас. Здесь немцам удалось освободить 80 пленных парашютистов, однако бои в городе продолжались до вечера. Тем временем группа «Кания» при поддержке авиации заняла радиостанцию южнее Кании, вышла на дорогу, ведшую из Кании в Суду, и овладела высотами у бухты Суда. Что же касается 85-го горного полка, то он потерпел неудачу, неожиданно наткнувшись на упорное сопротивление 8-го греческого полка у высоты 542,12 в районе Аликиану. Занять высоту немцам удалось только к вечеру.

В ночь на 26 мая 2-я новозеландская дивизия получила приказ оставить Галатас и отойти на новые позиции в 2 км западнее Кании. На рассвете 26 мая егеря 100-го горного полка заняли опустевший город.

26 мая: паника в британских штабах

После неудач 25 мая у генерала Фрейберга сдали нервы — ночью он приказал не только оставить Галатас, но и отвести все не задействованные в бою войска к бухте Суда. 26 мая в 11 часов утра командующий британскими войсками на Крите впервые запросил у командования разрешения на эвакуацию. Он сообщал Уэйвеллу, что «войска… достигли предела выносливости… с военной точки зрения наше положение является безнадёжным». Фрейберг уверял, что готов сражаться, но «плохо оснащённые, слабые и не мобильные силы более не смогут выдержать массированных бомбардировок, какие им пришлось выносить в течение последних семи дней». Кроме того, Фрейберг заявлял о том, что если не начать эвакуацию немедленно, то «трудности отвода этих сил скоро станут полностью непреодолимыми», то есть вся вина за гибель критского гарнизона ляжет на Уэйвелла.

Фрейберг явно лгал — он не мог не знать о том, что по сравнению с британцами силы противника ещё менее мобильны и куда хуже оснащены. Вдобавок немцы всё ещё уступали защитникам острова в численности и точно так же «достигли предела выносливости». Их утренние атаки на новые британские позиции у Кании были отбиты, а у Ретимнона британцы в этот день наконец одержали решительную победу, заняв здание фабрики оливкового масла. 82 немца попали в плен, лишь трём десяткам десантников из восточной группы удалось уйти в горы. Теперь в секторе Ретимнона немцы удерживали лишь деревню Периволия между городом и аэродромом, в руках англичан здесь скопилось свыше 500 пленных.

Британская 152-мм береговая батарея из состава 15-го артиллерийского полка в бухте Суда. George Forty. Battle of Crete

Британская 152-мм береговая батарея из состава 15-го артиллерийского полка в бухте Суда. George Forty. Battle of Crete

В Ираклионе обстановка также складывалась неблагоприятно для немцев. 25 и 26 мая все атаки на оборонительный периметр британского гарнизона закончились неудачно, парашютисты смогли лишь занять исторический Кносс к югу от города, где располагался неохраняемый полевой госпиталь. Именно в этот день командование 4-й воздушной армии в Греции решило, что операция на Крите провалилась, и запросило у Берлина разрешение на эвакуацию войск. Однако Гитлер приказал продолжать операцию любой ценой.

26 мая: приказ на отход

Лишь около полудня в секторе Кании немцам удалось добиться успеха, продвинувшись на стыке 28-го батальона со 2-м греческим полком. В результате 7-й и 8-й австралийские батальоны оставили Периволию и отошли к деревне Муринес. В 17 часов бригадный генерал Вэзи сообщил, что положение его 19-й бригады критическое.

На остальных участках британская оборона удержалась. Около 14 часов немцы слегка потеснили 19-й новозеландский батальон, но к 17 часам утерянные позиции были отбиты обратно. 21-й батальон также смог удержать свою оборону. Но вечером 26 мая Фрейберг решил оставить Канию и отвести войска на новый рубеж по дороге вдоль западного склона холмистой гряды в 1,5 км западнее гавани Суда (на английских картах он именуется «42-й улицей»). Фактически это был рубеж прикрытия эвакуации. 4-я бригада отводилась на юг к Стилосу для прикрытия дороги к Хора-Сфакиону на южном берегу острова.

Почему же британские войска начали отступать, не исчерпав всех возможностей сопротивления? Ведь и по численности, и по техническому оснащению даже 26 мая они всё ещё превосходили противника. Да, британцы устали, но точно так же устали и немцы. Сломались не солдаты — сломались командиры от бригадного уровня и выше. Под воздействием цепи неудач полковники и генералы оказались склонны преувеличивать возможности противника, а главное — потеряли веру в себя и своих солдат.

Новозеландские солдаты на Крите. nzhistory.govt.nz

Новозеландские солдаты на Крите. nzhistory.govt.nz

Отвод войск с позиций в районе бухты Суда был организован плохо, в результате многие части получили приказы на отход с очень большим запозданием, либо не получили их вовсе. Фрейберг сильно торопился с отступлением — уже днём 26 мая в его штабе в Суде вели сборы для перебазирования на южный берег Крита и жгли ненужные бумаги. Заметим, что это делалось до получения разрешения на эвакуацию Крита — вопрос об оставлении острова пока ещё решался, и не в Александрии, а в Лондоне.

26 мая: операция MAQ-3

Ещё утром 25 мая Средиземноморский флот адмирала Каннингема начал то, что следовало делать сразу же — операцию против вражеских авиабаз. Целью операции MAQ-3 стал итальянский остров Скарпанто (Карпатос), где базировались пикировщики 3-й группы 2-й штурмовой эскадры, а также транспортные «Юнкерсы», снабжавшие немцев на Крите. Атаковать остров должно было соединение «А» адмирала Придхем-Уиппела — линкоры «Бархэм» и «Куин Элизабет», сопровождаемые восемью эсминцами. С ним шёл авианосец «Формидебл», на котором удалось собрать 12 бомбардировщиков «Фульмар». Но главным ударным средством должны были стать 381-мм орудия линкоров.

Авианосец «Формидебл». С. У. К. Пак. Битва за Крит

Авианосец «Формидебл». С. У. К. Пак. Битва за Крит

Вечером 25 мая Каннингем вновь отправил к Криту штурмовой транспорт «Гленгайл». На нём находились части 16-й пехотной бригады, так и не высаженные 23 мая. На этот раз транспорт сопровождали крейсер ПВО «Ковентри», эсминцы «Стюарт» и «Ягуар». Кроме того, в ночь на 26 мая три эсминца («Нэпир», «Кельвин» и «Джакел») должны были пройти через пролив Касо, повторить поиск у северо-восточного побережья Крита, а затем обстрелять аэродром Малеме. Увы, перелом на Крите уже произошёл.

К восходу солнца 26 мая корабли Придхэм-Уиппела уже находились в 100 милях от восточной оконечности Крита. Около 5:30 четыре «Альбакора» и пять «Фульмаров» с авианосца «Формидебл» атаковали аэродром Скарпанто. На земле было уничтожено два немецких самолёта, ещё несколько повреждено. Ответные атаки немцев на английские корабли цели не достигли — потеряв один «Фульмар», англичане сбили два немецких бомбардировщика.

Около 13:00 по Лондону на уходящий в Александрию авианосец случайно наткнулись 20 пикировщиков Ju.87 из 2-й группы 2-й штурмовой эскадры, вылетевшие с аэродрома Тмими в Ливии для поиска войсковых транспортов у берегов Северной Африки. «Формидебл» был тяжело повреждён двумя 500-кг бомбами и на пять месяцев ушёл в ремонт. Ещё одной бомбой оторвало корму эсминцу сопровождения «Нубиен», но он уцелел и сохранил ход в 20 узлов. Таким образом, хорошо задуманная операция MAQ-3 принесла Королевскому флоту куда больший ущерб, нежели противнику.

26 мая: последние подкрепления на Крит

Во второй половине дня 26 мая немцы обнаружили у южного берега Крита шедший в Тимбакион штурмовой транспорт «Гленгайл». После 18:00 он и сопровождавшие его корабли несколько раз были атакованы пикировщиками, а в 19:50 появились торпедоносцы. Прямых попаданий немцам добиться не удалось, но транспорт получил серьёзные повреждения от близких разрывов, на борту погибло 11 человек, были разбиты три десантные баржи. После этого командир «Гленгайла» кэптен Паджет приказал поворачивать назад, хотя уже наступала темнота, а до Тимбакиона оставалось всего полсотни миль.

В итоге последним подкреплением, прибывшим на Крит, стали 750 человек 2-го батальона войск специального назначения и 150 т боеприпасов, доставленные в бухту Суда поздно вечером 26 мая на минном заградителе «Эбдиел» в сопровождении эсминцев «Хироу» и «Низам». В обратный рейс корабли приняли раненых, а также солдат из тыловых служб и моряков с потопленных в бухте судов — в общей сложности 930 человек.

Быстроходный минный заградитель «Эбдиел» — один из самых ценных кораблей Каннингема. С. У. К. Пак. Битва за Крит

Быстроходный минный заградитель «Эбдиел» — один из самых ценных кораблей Каннингема. С. У. К. Пак. Битва за Крит

Соединение «A», прикрывавшее этот отчаянный рейс, весь день 26 мая находилось к югу от Крита, а ночью вышло в район пролива Касо для встречи «Эбдиела» и эсминцев. 27 мая около 9 часов утра, уже возвращаясь в Александрию, соединение вице-адмирала Придхэм-Уиппела попало под удар немецких самолётов — это были 15 горизонтальных бомбардировщиков Ju.88 и He.111 с Додеканесских островов. В линкор «Бархэм» попала бомба, разрушив третью башню главного калибра, корабль вышел из строя на два месяца.

27 мая: британцы уходят из Кании и Суды

Утром 27 мая генерал Уэйвелл сообщил Черчиллю о том, что Крит следует считать потерянным. Ответа он не получил, но в 15:50 своей властью отправил Фрейбергу разрешение на эвакуацию, однако тот начал отход ещё до получения санкции командования.

В 9 часов утра по Лондону 100-й и 141-й горные полки из последних сил атаковали Канию. К удивлению немцев, сопротивления они почти не встретили. Британцы попытались драться лишь на участке Сводной бригады, в итоге здесь была окружена и погибла большая часть не успевшего отойти Уэльского батальона. В это время британские арьергарды уже покидали Канию и отходили на Хора-Сфакион по единственной оставшейся дороге. Около 14 часов немцы вошли в город, взяв здесь много трофеев (в том числе 40 орудий), около 1000 пленных, а также топливо и продовольствие.

На правом фланге ещё до полудня 85-й горный полк занял высоту 507,5 и вышел на перекрёсток дорог южнее Суды, к исходу дня захватив до 300 пленных. Однако перехватить пути отхода на Хора-Сфакион немцам так и не удалось. Все атаки на новый рубеж обороны британцев по «42-й улице» потерпели неудачу, а 1-й батальон 141-го горного полка даже попал в окружение и вынужден был отходить, потеряв 121 человека (3 из них попали в плен).

Положение на «42-й улице» 27 мая (на схеме указаны номера батальонов). Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Положение на «42-й улице» 27 мая (на схеме указаны номера батальонов). Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Но даже успех в обороне не повлиял на решение Фрейберга отступать, хотя в пути на Крит ещё находился конвой А-31 с подкреплениями — два транспорта в сопровождении шлюпа «Окленд». Конвой был развёрнут обратно лишь во второй половине дня 27 мая.

Отвод войск из района Суды начинался с наступлением темноты. Командиром арьергарда был назначен генерал Уэстон, под его начало передавались 5-я и 19-я бригады, а также «Лэйфорс» — два только что высаженных в Суде батальона спецназа под командованием полковника Лэйкока. 5-я бригада отходила от Ай-Марины и Малаксы по дороге на Стилос, 19-я бригада — по прибрежному шоссе до Каливеса, а оттуда на юг к Нео-Хориону (здесь предполагалось соединение двух отходящих колонн, после чего в арьергард им вступал отряд Лэйкока).

От Нео-Хориона начиналась горная дорога к южному побережью, которая шла до деревни Комитадес, а далее поворачивала вдоль берега на Хора-Сфакион. В Сфакионе имелась небольшая закрытая гавань с каменным молом, где не могли причаливать крупные суда, но можно было грузить войска на шлюпки и катера даже во время шторма. С осени 1940 года дорогу через горы начали расширять и асфальтировать, но твёрдое покрытие удалось довести лишь до середины спуска к Комитадесу (далее она представляла собой узкую извилистую грунтовку).

28 мая: отступление через перевалы

Утром 28 мая немцы обнаружили, что перед ними никого нет. В это время штаб генерала Фрейберга уже находился в горной деревушке Аскифон в 10 км севернее Хора-Сфакиона. Фрейберг назначил генерала Уэстона командующим всеми британскими силами в западной части Крита и отдал ему приказ об эвакуации: 1000 человек должны быть погружены на корабли ближайшей ночью, 6000 человек — в ночь на 30 мая, 3000 — в ночь на 31 мая, 3000 — в ночь на 1 июня.

Немецкие горные егеря на подходах к бухте Суда. George Forty. Battle of Crete

Немецкие горные егеря на подходах к бухте Суда. George Forty. Battle of Crete

Первым рубежом прикрытия эвакуации стал северный вход в долину Аскифон, 4-я бригада должна была удержать его до вечера 29 мая. Следующим рубежом являлся перевал у Имвроса в южном конце долины — здесь разворачивался сводный батальон морской пехоты, который должен был держаться до вечера 30 мая. Последний арьергард составлял свежий батальон морской пехоты полковника Лэйкока — «Лэйфорс», который разворачивался на перевале у начала спуска к Комитадесу.

Генерал Рингель предполагал, что британцы будут отходить на Ретимнон, чтобы попытаться удержать восточную часть острова, поэтому его самые мощные 85-й, 100-й и 141-й горные полки оказались на дальнем левом фланге у северного побережья Крита. Теперь их пришлось разворачивать на юг.

Тем временем на рассвете 28 мая 5-я новозеландская и 19-я австралийская бригады начали отход на юг. Для его прикрытия у деревни Беритания были оставлены рота «Лэйфорс» и две роты 28-го батальона. Рано утром их атаковал правофланговый 2-й батальон 85-го горного полка. Встретив сопротивление, горные егеря обошли британский арьергард по горам и заняли Стилос. Здесь они захватили пленных и богатые трофеи — две подбитые «Матильды», несколько грузовиков и тягачей. Кроме того, немцы освободили 2000 пленных итальянцев.

Центральная часть Крита, дорога от Кании на Сфакию (Хора-Сфакион). Шкала высот указана в метрах. Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Центральная часть Крита, дорога от Кании на Сфакию (Хора-Сфакион). Шкала высот указана в метрах. Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Утром левофланговый 1-й батальон 85-го горного полка вышел к берегу бухты Суда, чуть позже 100-й горный полк вошёл в опустевший порт Суда. Около полудня немцы прошли оставленный без боя Нео-Хорион и в 13:30 атаковали британский арьергард у Бабали-Инн. К этому времени генерал Уэстон уже находился на перевале Имврос, а основные силы 5-й и 19-й бригад дошли до деревни Вирсес, где все дороги на Хора-Сфакион сходились в одну. От Имвроса начиналась самая сложная часть пути: шедшая вниз, к Комитадесу, дорога резко сужалась, а твёрдое покрытие кончалось, во избежание заторов здесь требовалось тщательное регулирование движения.

В этот день основная часть немецкой авиации уже переключилась на Ираклион и цели вне Крита. При этом основные силы немцев пока двигались вдоль побережья через Вамос, в противоположную от британцев сторону. Именно по этой причине морские пехотинцы Лэйкока смогли удержать свои позиции до ночи.

Если арьергардные британские части сохранили управление, то отступление основной массы войск превратилось в бегство. Части и подразделения перемешались, многие солдаты бросали винтовки и даже мундиры — днём 28 мая стояла сильная жара. Путь отступления был усеян брошенной техникой и амуницией. В полутора километрах от Аскифона, где начинался крутой подъём в горы, сапёры поторопились взорвать ущелье до того, как по ней прошли все войска, чем сильно затруднили продвижение арьергардов.

Ремонт британского грузовика по дороге на Сфакию. nzhistory.govt.nz

Ремонт британского грузовика по дороге на Сфакию. nzhistory.govt.nz

В ночь на 29 мая основные британские силы уже находились в долине Аскифон. На следующий день им оставалось преодолеть перевал у Имвроса, за которым начинался спуск к южному берегу Крита.

28 мая: эвакуация Ираклиона и брошенные союзники

Бригадный генерал Чеппел не имел прямой связи с Фрейбергом, поэтому приказ об эвакуации получил из Александрии по подводному кабелю. Эвакуацию назначили на ночь с 28 на 29 мая, войска должны были грузиться на эсминцы прямо в порту, где имелся большой причал. Не успевшим к погрузке подразделениям предписывалось отходить на Тимбакион.

28 мая немцы опять сбрасывали парашютистов и снаряжение у Ираклиона. Вплоть до вечера немецкие самолёты периодически бомбили город и британские позиции рядом с ним. Однако на земле активных действий десантники не предпринимали. Это позволило штабу генерала Чеппела спокойно подготовить эвакуацию, разработав маршруты и графики отхода к причалам. В отличие от района Суды, здесь царил порядок.

Ещё утром 28 мая из Александрии в Ираклион вышло соединение «B» — три крейсера и шесть эсминцев. Теперь им командовал вице-адмирала Роулингс. Около 17 часов лёгкий крейсер «Аякс» был повреждён близким разрывом бомбы с итальянского бомбардировщика и отозван на базу, остальные корабли в 23:30 прибыли к Ираклиону. Из-за свежего ветра Роулингс решил не швартовать крейсера в гавани, а перегружать на них войска с помощью эсминцев.

Сухопутное командование и руководство базы хорошо организовали погрузку: отводимые с фронта войска заменялись арьергардами, которые вскоре после полуночи отошли на второй рубеж обороны. Всего было погружено около 4000 человек. Крейсер «Орион» принял 1090 человек, крейсер «Дидо» — порядка 500, на эсминцах разместилось в среднем по 400 человек. Эту идиллию портил один неприятный факт — британцы оставили греков. Об эвакуации им просто не сообщили — штаб Чеппела опасался, что из-за плохой подготовки греческие подразделения не смогут отойти организованно и в итоге задержат погрузку. В то же время, любая задержка могла поставить корабли под утренний удар итальянских и немецких бомбардировщиков. В итоге было решено бросить союзников на произвол судьбы.

Отвод британских войск прошёл для немцев незамеченным, отчасти потому, что на греческом участке фронта продолжалась стрельба. Лишь на следующее утро немцы обнаружили отсутствие противника и уже к полудню 29 мая без боя заняли пустой город, взяв около 500 пленных и освободив две сотни немецких солдат. Остатки греческих войск численностью около 2000 человек отошли на восток; вскоре половина из них сдалась, а остальные растворились среди местного населения либо ушли в партизаны.

Восточная часть Крита, дорога от Ираклиона на Тимбакион. Шкала высот указана в метрах. Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Восточная часть Крита, дорога от Ираклиона на Тимбакион. Шкала высот указана в метрах. Cavin Long. Greece, Crete and Syria

Вечером 29 мая несколько небольших итальянских транспортов в сопровождении пяти миноносцев высадили в бухте Сития на восточной оконечности Крита десант — 28-й пехотный полк. В этот же день группа итальянских торпедных катеров вошла в бухту Суда.

29-30 мая: трагедия в Ретимноне

В Ретимноне приказ на эвакуацию получен не был: из-за отсутствия шифров Фрейберг не стал посылать его по радио открытым текстом, а распорядился передать с лейтенантом Хейгом, который в ночь на 28 мая должен был выйти из Суды в Ретимнон на десантной барже с десятью тоннами снабжения и боеприпасов. Однако из-за неразберихи в штабе приказ не успели подготовить вовремя, в итоге командир гарнизона Ретимнона полковник Кэмпбелл об эвакуации так и не узнал.

Днём 28 мая, после занятия немцами Суды, к Ретимнону был отправлен моторизованный отряд подполковника Виттмана, сформированный на основе 95-го горно-артиллерийского полка. В него вошли и два танка Pz.III из 2-й роты 31-го танкового батальона, доставленные в бухту Кания 27 мая.

Пленные немецкие парашютисты на улице критского городка. George Forty. Battle of Crete

Пленные немецкие парашютисты на улице критского городка. George Forty. Battle of Crete

Сопротивление арьергардов 19-й новозеландской бригады на развилке дорог у Мег-Хорафии задержало продвижение немцев. Начать рейд на Ретимнон Виттман смог лишь после того, как во второй половине дня 28 мая основные силы 5-й горнострелковой дивизии заняли Вамос и развернулись на юг. Теперь немцам стало ясно, что дорога на восток открыта. Преодолев за ночь и утро 40 км, к полудню 29 мая немецкий отряд достиг Ретимнона, где встретил сильное сопротивление греков и лишь к вечеру соединился с десантниками капитана Видемана возле Периволии. На следующее утро отряд Виттмана вышел к остаткам группы майора Кроха. Австралийские войска (1-й и 11-й батальоны), находившиеся в районе аэродрома, сдались. Всего в Ретимноне погибло около 120 австралийцев, ещё порядка 1200 попало в плен. Потери немцев были гораздо больше — погибло не менее 550 человек, ещё 500 парашютистов попали в плен и были освобождены отрядом Виттмана.

Не задерживаясь, Виттман двинулся дальше. По дороге немцы периодически встречали сопротивление греков, устраивавших завалы и стрелявших из зарослей. В вермахте такие действия по традиции именовались «бандитскими» — захваченных с оружием партизан расстреливали, а дома, находившиеся поблизости от места нападения, сжигали.

Ещё до полудня в 10 км западнее Ираклиона подвижный отряд встретился с дозором парашютистов, а через три часа достиг аэродрома в Ираклионе и двинулся дальше. Уже поздно вечером 30 мая немецкие мотоциклисты вышли к посёлку Иерапетра на южном берегу Крита, перед этим встретившись с передовым отрядом итальянского 28-го полка.

Итальянские пленные, освобождённые немцами на Крите, грузятся на суда для отправки на родину. George Forty. Battle of Crete

Итальянские пленные, освобождённые немцами на Крите, грузятся на суда для отправки на родину. George Forty. Battle of Crete

Не все австралийские войска в Ретимноне согласились сдаваться. Майор Сэндовер и капитан Хоннер с двумя сотнями солдат 11-го батальона решили пробиваться к южному берегу в надежде на эвакуацию. Поскольку приказ Фрейберга, предписывавший выходить к бухте Плака, получен не был, австралийцы решили идти на юго-восток в сторону Тимбакиона.

1 июня отряд Сэндовера и Хоннера вышел к прибрежной деревушке Айя-Галини, расположенной в 6 км западнее Тимбакиона. Здесь уже находились около 600 солдат из разных частей (в основном Хайлендеров и «Черной Стражи»), отступившие сюда из Тимбакиона, куда накануне вышли немецкие мотоциклисты. Солдаты ждали эвакуации, уверенные, что их не забудут.

Ночь на 29 мая: начало эвакуации в Хора-Сфакионе

Утром 28 мая из Александрии к Хора-Сфакиону вышло соединение «С» — 7-я флотилия эсминцев под командованием кэптена Арлисса. Увы, в её состав входили всего четыре корабля: «Нэпир», «Низам», «Кельвин» и «Кандагар». Для ускорения погрузки на эсминцы были взяты дополнительные вельботы. К полуночи корабли Арлисса подошли к Хора-Сфакиону и в 0:30 начали погрузку войск, одновременно доставив на берег продовольствие для оставшихся. На свежей волне перегрузка со шлюпок на эсминцы в открытом море шла медленно — до рассвета на борт удалось принять всего 744 человека. Вечером 29 мая они были благополучно доставлены в Александрию.

Сражение за Крит британцы проиграли, но на острове ещё оставались их войска, которые требовали эвакуации. В то же время опыт морских действий у Крита показывал, что атаки немецкой авиации неизбежно приведут к серьёзным потерям в кораблях. Перед адмиралом Каннингемом встал непростой вопрос — до какого предела следует рисковать крейсерами и эсминцами ради спасения людей?

Литература

      1. Битва за Крит [Д. А. Томас. Крит 1941 – битва на море. С. У. К. Пак. Битва за Крит]. Екатеринбург: Зеркало, 1997
      2. А. Гове. Внимание, парашютисты! Идея прокладывает себе дорогу. М.: Издательство иностранной литературы, 1957
      3. С. Роскилл. Флот и война. [Том I.] М.: Воениздат, 1967
      4. М. А. Брагадин. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1. Екатеринбург: Зеркало, 1997
      5. Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
      6. Дж. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939-июнь 1941. М.: Издательство иностранной литературы, 1959
      7. Cavin Long. Greece, Crete and Syria. (Australia in the War of 1939–1945. Series 1. Vol II). Canberra, 1953
      8. James Lucas. Alpine elite. German Mountain troops of World War II. London-New York-Sidney, 1980
      9. Peter D. Antill. Crete 1941. Germany’s lightning airborne assault. Osprey Publishing, 2005 (Campaign 147)
      10. George Forty. Battle of Crete. Ian Allan Publishing, 2001
      11. nzhistory.govt.nz

источник: https://warspot.ru/10847-bitva-za-krit-britanskoe-otstuplenie

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account