ЗАЯВКА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ:
Цепной книппель для стрельбы из нарезного орудия
Предлагаемое изобретение относится к области морской артиллерии.
Распространенной разновидностью боеприпасов в эпоху парусного флота являлись книппель или цепной книппель, предназначенные для нанесения повреждений парусному вооружению вражеского корабля. (См.рис)
Недостатком данного типа снаряда является малая дальность стрельбы. Данный снаряд использовался вплоть до начала 19-го века, когда прогресс в развитии артиллерии привел к созданию нарезных бомбических орудий. Со второй половины 19-го века широкое применение на флоте паровых машин сделало применение книппелей неэффективным.
Однако, в гипотетической ситуации, когда корабль, вооруженный нарезной артиллерией, должен будет вести бой с парусными кораблями, его огонь по парусной оснастке и рангоуту будет малоэффективен.
Указанные задачи решаются посредством применения специального нарезного книппеля.
Заявляемое устройство содержит: корпус снаряда, состоящий из стакана и головной части, цепи, связывающей части корпуса, вышибного заряда и взрывателя типа дистанционной трубки. (См. рис.)
Устройство работает следующим образом. Перед выстрелом выставляется дистанция подрыва. После выстрела снаряд движется, сохраняя обтекаемую форму на большей части траектории полета. После срабатывания вышибного заряда половинки корпуса снаряда разлетаются на длину цепи. Получившаяся конструкция наносит сильные повреждения такелажу и рангоуту вражеского корабля.
Ближайшим аналогом заявляемого устройства является шрапнель, изобретенная в 1803г. (См. рис.)
Существовала также шрапнель системы Гартца, где вместо круглых пуль использовались так называемые накидки, обрезки стальных трубок, залитые свинцом и соединенные короткими тросами. Шрапнель Гартца использовалась для стрельбы по аэропланам.
Эти накидки можно рассматривать как разновидность книппеля. Однако, их небольшие размеры не обеспечивают серьезных повреждений парусов крупного корабля, а тем более его рангоута.
Формула изобретения
1. Устройство цепного книппеля для стрельбы из нарезных орудий, отличающееся тем, что разделение поражающих элементов производится на конечном участке траектории полета снаряда.
2. Устройство цепного книппеля для стрельбы из нарезных орудий, отличающееся тем, что части корпуса снаряда являются поражающими элементами.
****
Для иллюстрации полезности данного изобретения приводятся приложения 1 и 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Область применения заявляемого устройства.
В романе С. Лысака «Одиссея адмирала Кортеса» российский траулер отправляется в прошлое чтобы грабить испанские золотые конвои. Траулер перемещается в Карибское море за несколько дней до того, как ураган утопит конвой.
Возникает проблема — как остановить испанские галеоны перед тем, как взять их на абордаж? Оказывается, в арсенале траулера нет подходящих средств. Обычные фугасные снаряды не годятся, так как топить испанские корабли нежелательно.
Заявляемое устройство прекрасно подошло бы для решения данной проблемы.
В третьей части романа отряд из 5-ти тринидадских кораблей топит 10 кораблей из эскадры адмирала Холмса. Причем, большую часть огневых задач решает радиоуправляемый вертолет. Проблема в том, что промышленность Тринидада не может обеспечить иновременный вертолет даже топливом, не говоря уже о запчастях.
Следующая проблема в том, что тринидадцам вовсе и не требуется топить английские корабли. Достаточно нанести серьезные повреждения их парусам, и они не смогут помешать испанцам высадиться в Порт-рояле. Сделать это можно при помощи заявляемого устройства, силами 2-х…3-х паровых бригантин. Причем, стрелять можно днем с дистанции 1 км без применения иновременных тепловизоров.
Важным преимуществом такого решения, кроме использования доступных технологий, является моральный аспект. Так как заявляемое устройство в какой-то степени является нелетальным оружием. И если пиратские корабли неукоснительно уничтожаются вместе с пиратами, то сохранение жизней военных моряков будет иметь очень благоприятные политические последствия. Тем более это верно в случае расстрела второй непобедимой армады.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Типовые характеристики переоборудованных кораблей.
Тринидадцы, застрявшие в 17-м веке, вынуждены использовать трофейные корабли местной постройки. При этом они проявляют похвальную изобретательность, но упускают некоторые более доступные и технологичные решения. В частности, колесный движитель, который намного проще смонтировать на готовом корабле, по сравнению с гребным винтом.
Тут уместно вспомнить, что первым пароходом, пересекшим Атлантику, был колесный пароход «Сириус» с парусным вооружением бригантины. (См. рис)
На наш взгляд, именно колесная бригантина будет оптимальным вариантом корабля для действий в Карибском море. (См. рис)
Характеристики:
-
- Длина/ширина 24/6м
- Силовая установка — два котла Блинова-Бельвиля и две ПМ двойного расширения с поверхностным конденсатором.
- Мощность машины- 100 лс.
- Скорость под парами 8 узлов.
Скорость в восемь узлов даже в 17-м веке не может считаться очень уж большой. Но «Донна Эстремадура» имеет качественное превосходство над парусными кораблями, так как имеет возможность идти против ветра и при отсутствии ветра.
Можно возразить, что в свежий бакштаг вражеский быстроходный фрегат будет иметь бОльшую скорость. Но кто мешает и на «Донне Эстремадуре» поставить паруса в помощь паровым машинам? Тогда и у нее скорость будет 10 а то и 12 узлов. Но не более 12 — это корпусная скорость. И еще — этот предполагаемый фрегат будет иметь хороший ход под парусами только пока не получит книппелей.
Вооружение:
-
- Четыре 87/18 нарезных орудия.
- Два пулемета Меркеля-Гатлинга.
Все вооружение и боеприпасы — местного производства.
Данное расположение вооружение принято для максимального усиления огня в нос и в корму. Что совершенно логично, так как морские бои предстоит вести, в основном преследуя или убегая от противника.
Тут интересно привести следующий расчет. Допустим, за «Эстремадурой» гонится кильватерная колонна из любого количества галеонов или фрегатов. Интервал между кораблями колонны — 1 кбт, скорость 5 узлов. Этот интервал корабль пройдет за минуту. Учитывая, что 87мм пушки имеют картузное заряжание, да еще и дымным порохом (значит — их надо банить), тем не менее, за минуту кормовые орудия выпустят 10 цепных книппелей. Они не нанесут фатальных повреждений головному кораблю противника, но паруса повредят. Головной корабль замедлит ход и вывалится из строя. На его месте окажется следующий корабль. И так далее. Буквально за несколько минут вся вражеская эскадра лишится хода.
Дополнительное оборудование бригантины —
Радиотелеграфный аппарат и ходовые огни в соответствии с МППСС-72.