Беломорская эскадра или секретная эскадра императора Николая-2

15

Беломорская эскадра или секретная эскадра императора Николая-2

Факты:

В итоге в 1863 году была принята «Мониторная кораблестроительная программа», в рамках которой в том же году было начато строительство 10 однобашенных мониторов типа «Ураган» и двухбашенного монитора «Смерч». Одновременно с реализацией этой программы Морское министерство посчитало необходимым строительство более совершенных кораблей, в результате 9 марта 1864 года было принято решение о строительстве еще восьми броненосных судов. Из них два (будущие «Князь Пожарский» и «Минин») — «8-пушечные в 600 нарицательных сил», четыре (будущие броненосные башенные фрегаты типа «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Спиридов») — «4-пушечные в 350 сил» и два (будущие мониторы типа «Русалка») — «4-пушечные лодки в 220 сил».

Два корабля, получивших названия «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг», было решено строить по проекту Е-3, еще два, названные «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» — по незначительно отличающемуся проекту Е-2. В процессе постройки (с августа 1866 года) конструкция кораблей проекта E-2 была существенно изменена — они стали двухбашенными с увеличенной толщиной бронирования.

В 1883 году на Черном море заложено 3 броненосца типа «Екатерина», собственно, сама «Екатерина Великая», «Чесма» и «Синоп». Спустя некоторое время, а именно в 1889 году, заложен четвертый броненосец этой серии — «Георгий Победоносец».

В 1899 году, заложен крейсер «Баян», а спустя четыре года строятся еще 3 (три) крейсера по проекту «Баян» – «Адмирал Макаров», «Паллада» и новый «Баян».

1911 год на Черном море заложено три линкора типа «Императрица Мария». В 1913 году по схожему проекту закладывают четвертый линкор — «Николай-1».

О симметрии

Военные, особенно моряки, предпочитают симметрию. Одно орудие в башне, два орудия в башне, четыре орудия в башне, и заметим подобное размещение орудий с конца 19 века сохраняется и в первой половине века 21. А вот трехорудийная схема, активно применяемая в первой половине 20-го века, ушла в прошлое. При этом, были проекты суперлинкоров и с шестью орудиями в башне, но вот 5-и или 7-и орудий в башне не было.

 

Тройка?

На первый взгляд, российское кораблестроение (кроме индивидуальных проектов) тяготело к тройкам:

три броненосца типа «Полтава»,

три броненосца (броненосца-крейсера) типа «Пересвет», три крейсера типа «Диана»,

три броненосца береговой обороны типа «Адмирал Ушаков».

Идея тройственности на Руси / России была широко развита.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься

Русская тройка — это старинная конная упряжка, ставшая национальным символом России.

Ну и наконец, Москва – Третий Рим, и четвертому не бывать!

 

И каждая троица этих кораблей строилась долго, и денег было потрачено больше, чем если бы подобные корабли строили в странах Европы.

Сроки постройки броненосца — 39–40 месяцев — достигнутые балтийцами, находились на уровне показателей лучших иностранных заводов. Не уступало последним и качество работ. Наличие опытных корабельных инженеров, таких как В.Х. Оффенберг, К.Я. Аверин, Н.Н. Кутейников, позволяло Балтийскому заводу вести самостоятельное проектирование.

В этих условиях знания и энергия главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцова расходовались на решение организационных вопросов и бесконечные требования ускорения поставок. Достройка кораблей на воде неоправданно затягивалась, многие же из них превращались в настоящие «долгострои». Так, броненосец «Ослябя» строился Новым адмиралтейством 93 месяца, в результате чего опоздал на Дальний Восток к началу войны. Не лучшие результаты показывали и адмиралтейства Черноморского флота, удаленные от центров производства орудий и брони. Для постройки броненосца «Князь Потёмкин Таврический» Николаевскому адмиралтейству потребовалось более 88 месяцев.

(Российский флот Тихого океана 1894-1905)

Официальное объяснение – российские судостроительные мощности уступали европейским, вот и получалось – и срок большой, и денег потрачено больше.

 

Версия.

А если принять другую версию – российские судостроительные мощности не сильно уступали европейским, а все эти корабли — типа «Полтава», «Пересвет» и «Диана» строились не тройками, а четверками?

К категории «Я – четвертый» можно отнести и балтийские таранные броненосцы – «Николай-1», «Александр-2», и их уменьшенный вариант – «Гангут». Если однотипные «Николай-1» и «Александр-2» образуют бригаду, то почему бы не иметь пару «Гангуту»? Второй такой же дешевый и облегченный броненосец, скажем «Гренгам».

Четвертый корабль закладывался чуть позднее, строился по несколько измененному проекту и…. вступал в срок позднее. Таким образом, вместо 93 месяцев на постройку одного корабля, имеем 46-47 месяцев на постройку двух кораблей! Да, 6-7 дополнительных месяцев это много, но следует учитывать, что четвертый корабль мог достраиваться с некими изменениями.

Впрочем, не исключены и неувязки – четвертый корабль достраивается раньше, чем третий (что и случилось с серией «Пересвет»)! И с изменениями оказывается как раз третий (или второй), в то время как четвертый оказывается без изменений.

Учитывая, что после русско-японской войны, заложенные линкоры имели те же названия что и погибшие корабли, получим следующие названия: «Измаил» тип «Пересвет», «Кинбурн» — тип «Полтава», насчет четвертой «богини» вопрос, могла быть и «Императрица Мария»….

Чистый вымысел? Или…

Накануне войны Морское ведомство отказалось от броненосных кораблей береговой обороны. Правда, по инициативе П. П. Тыртова в начале 1900 г. на верфи «Новое адмиралтейство» начали разбивку на плазе броненосца «по типу «Генерал-адмирал Апраксин» с целью «получения отряда из четырех однородных судов» для поддержки действий минного флота на Балтике.

Проект броненосца составлялся Д. В. Скворцовым по заданиям великого князя Александра Михайловича и отличался от прототипа большими размерами (водоизмещение 5985 т) и лучшими мореходными качествами за счёт наличия полубака. При максимальной скорости 16 уз броненосец вооружался шестью 8 орудиями в четырёх башнях, восемью 75мм орудиями в батарее и шестью торпедными аппаратами. Этот корабль, который предполагалось назвать «Адмирал Бутаков», всё же не был построен: на полную реализацию программы не хватило средств

(Российский флот Тихого океана 1894-1905)

Итак, имеем доказательство что было ТРИ корабля, а потом планировалось построить ЧЕТВЕРТЫЙ. Но, его не построили, хотя и хотели.

А почему только данная тройка? Мало ли в России было проект других кораблей — например крейсера Владивостокского Отряда Крейсеров — «Рюрик», «Россия», «Громобой»?

Ну с одной стороны можно найти четвертый корабль — «Рюрик-2», с другой стороны вся тройка это не один проект, это проект, вытекающий из предыдущего проекта. «Россия» — доработанный вариант «Рюрика», «Громобой» — улучшенная «Россия», «Рюрик-2» — каким должен был стать «Громобой».

Что со «Славой»-1.

А как же «Слава»?

Ведь это пятый корабль серии «Бородино» (заметим странность: первые серии русских кораблей – по четыре, потом по три, и вдруг сразу пять кораблей!)

Это утверждение очень спорное. Да, официально «Слава» — пятый броненосец серии «Бородино». Вместе с тем, «Славу» упоминают чаще как линкор, а не как броненосец.

— Четыре броненосца «Бородино», «Орел», «Суворов», «Александр-3» считаются не удачными, плохими, мол потонули в первом же сражении. «Слава» же напротив – прославилась в годы войны участвуя в нескольких боях.

— Корабли типа «Бородино» имели плохую остойчивость и переворачивались от нескольких повреждений в подводную часть. Что подтвердило Цусимское сражение – три броненосца перевернулось и затонуло. Напротив, «Слава» получила подводные повреждения, но осталась на плаву.

— Один линкор сильнее любого броненосца, и что бы противостоять линкору надо три броненосца. В то же время, достоверно известно, что «Слава» вела бой с двумя линкорами! Выстоять в бою с двумя линкорами может корабль только аналогичного класса – то есть другой линкор.

Из этого можно сделать вывод, что «Слава» — не серии «Бородино». Подтверждением является установка третей башни главного калибра на «Славу», в то время как однотипный «Орел» такую башню не получил. Так же отметим, что многие линкоры, заложенные в 20-30 годах, имеют по три башни главного калибра.

Заметим, что подобное (очень необычный 5-й корабль) произошло на крейсерах драгоценной серии. «Новик» и «Боярин», затем «Жемчуг» и «Изумруд», и наконец последний «Алмаз». Начинается все с «Новика», по его проекту чуть улучшенный «Боярин», затем улучшенные «Жемчуг» и «Изумруд». А затем, получаем «Алмаз». Который официально имеет слабое вооружение, но доходит до Владивостока, а в последствии получает не только сильное артиллерийское вооружение, но и может нести самолеты – в отличие от других «камушков».

Что со «Славой»-2

Но, предположим старая версия права, и «Слава» действительно из серии «Бородино». Но, если идти по тому же методу симметрии, то получаем что серия «Бородино» имеет не пять, а шесть кораблей! Шестой строился тайно. И тут снова возникают вопросы

А если серия «Бородино» — это не одна серия по 5 (или 6) кораблей, а две серии по 3 корабля?

Первая тройка «Бородино», «Александр-3» и «Суворов», вторая тройка «Орел», «Слава» и пусть будет «Кн. Владимир».

Абсурд или….

Первая тройка «Бородино» утонула в Цусимском сражении.

«Орел» и «Слава» выдержали ожесточенные бои («Орел» с японским флотом, «Слава» с немецким флотом), но остались относительно целыми. Они пережили бой!

«Орел» пытались затопить – в то время как другие русские корабли эскадры Небогатова как-то само затапливаться не захотели. Может была какая-то причина держать конструкцию «Орла» в секрете?

И какой же из этого вывод?

Простой. В Российской империи тайно была построена еще одна эскадра. В момент войны, неприятель внезапно бы узнал, что российских кораблей больше, чем он предполагал. Базировалась условная «4-я эскадра» на Севере – в Белом море, одном из самых защищенных мест Российского флота, при этом не так уж и далеко от возможной помощи, и имеющей возможность быстро быть переброшенной хоть на помощь Балтийской, хоть Тихоокеанской эскадр.

Кстати, Белое море и Северный океан не были спокойными местами, противник что во время Северной войны, что во время Крымской войны сюда наведывался. И вот эскадра, которая должна была провести диверсию, встречает вместо пары канонерских лодок (а то и сторожевых миноносцев) пару броненосцев.

 

Возникает закономерный вопрос:

Почему же данная секретная эскадра («Беломорская эскадра», «Четвертая Эскадра», «Секретная эскадра Николая» не сыграла свою роль, для которой и была предназначена? Ведь началась война с Японией – и тут помощь была бы очень кстати. Почем корабли не были отправлены?

Отправлены.

Силы хотя и были разнотипными (броненосец, броненосец-крейсер, бронепалубный крейсер), но достаточно мощными что бы действовать самостоятельным отрядом.

Сначала (в феврале) эскадру не отправили так как ожидали войну в Европе (не стоит забывать, что другую эскадру, которая имела броненосец-крейсер, бронепалубный крейсер и крейсер 2 ранга — вернули). Затем, одновременно с приближением лета, было принято решение тайную эскадру отправлять через Северно-Ледовитый океан (т.н. Северный морской путь). Появление такой диверсионной группы существенным образом сказалось бы на русско-японской войне.

Представьте, если бы условные «Полтава», «Победа», «Аврора» (и возможно «Гангут») оказались бы на Дальнем Востоке в июле 1904 года

Адмирал Камимура понимает, что противостоит эскадре (имеется ввиду Владивостокский отряд крейсеров), которая превосходит его не только количественно, но и качественно. Адмирал Того, должен учитывать новую расстановку сил (у русских теперь 8 броненосцев!). И ведь это все на фоне переговоров о покупке Россией южноамериканских «экзотических» крейсеров… Кто знает, может у русских есть еще одна тайная эскадра?

 

В свете данных обстоятельств по-иному можно надо взглянуть на позицию адмирала Витгефта, который не торопился покидать Порт-Артур. Адмирал ожидал прибытия «Четвертой Тихоокеанской Эскадры», которая объединится с Владивостокским отрядом крейсеров. Сам Владивостокский отряд крейсеров ведь не зря затеял поход в Тихий океан вокруг Японии

Июльское крейсерство владивостокских крейсеров – это единственная операция отряда, проведенная за пределами Японского моря – в водах Тихого океана, на океанских сообщениях Японии, на путях, которыми шло питание страны и ведущейся ею войны необходимым сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями европейского, американского и австралийского происхождения.

Эта операция потребовала прохода русских крейсеров («Россия», «Громобой» и «Рюрик») через Цугарский пролив, который был кратчайшим путем для выхода в открытые океанские пространства.

(Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг.)

Но, время идет, а эскадры все нет и нет. Проходят все контрольные точки времени, а никаких известий нет или известия есть, но они не утешительны. Приходится признать, что «Беломорская эскадра» не прибудет, и приходится действовать без нее. Это сразу ломает русские планы. Если изначально, считалось что Владивостокский отряд без проблем подойдет к Корейскому проливу, а прорывающаяся Первая эскадра получит мощное подкрепление в Корейском проливе, то теперь японцы могут разгромить русские крейсера, и в Корейском проливе получат мощное подкрепление. Но делать нечего, и эскадра идет на прорыв, результат известен.

***

Кстати, может быть к исчезновению «Беломорской эскадры» японцы могут иметь отношение.

Многие русские моряки отмечали чуть ли не двойной состав японского флота. Ну двойное количество броненосцев – это перебор, а вот парочка дополнительных броненосцев могла бы и быть. А что – приобрели японцы перед самой войной итальянские крейсера («Ниссин» и «Кассуга»), могли же приобрести и парочку броненосцев? Наличие 2-х дополнительных броненосцев скрывалось – хотя бы по причине что их купили уже в военное время. Не будь «Беломорской эскадры», один из японских броненосцев, переименованный в «Ясима» мог объявиться официально (то, что истинный «Ясима» затонул японцы скрывали), но судьба распорядилась иначе. Узнав о наличии секретных / тайных русских кораблей, японцы сделали ответный ход – послали свои секретные / тайные корабли навстречу.

В ходе сражения корабли обеих сторон получили серьезные повреждения, и из-за сильного волнения победителей (за исключением Нептуна) не оказалось.

***

В России поскольку скрывали само наличие «Беломорской эскадры», признавать ее после гибели естественно не стали. Не было эскадры, а значит и потерь нет. А ведь Россия несла потери, и известие о том, что потери еще больше негативно бы сказалось как внутри страны, так и вне ее.

 

Продолжение следует….

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account