Белогвардейская «счастливая Хорватия» в годы российской Гражданской войны

13

Как правило, когда говорят о белых режимах периода Гражданской войны в России, чаще всего вспоминают Колчака, Деникина, Врангеля. Реже — Миллера и Юденича. Однако, режимов этих было гораздо больше. Некоторые даже и белыми назвать-то сложно — обыкновенная атаманщина или эсеры из «третьего пути». Но для понимания сути Гражданской войны необходимо исследовать и эти режимы.

Но вот «Хорватия» как раз представляет даже больший интерес. Нет, речь не о современном государстве Хорватия. История белой «Хорватии» тесно связана с личностью генерал-лейтенанта Дмитрия Леонидовича Хорвата. И с КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога), конечно же.

Белогвардейская «счастливая Хорватия» в годы российской Гражданской войны
С большим интересом шел я впервые к этому видному деятелю русского Востока. Его имя я слыхал еще в Омске как имя одного из наиболее подходящих кандидатов в диктаторы. «Сказочный король», — подумал я, увидев впервые этого красивого старика. (с) Г.К. Гинс. Сибирь, союзники и Колчак.

КВЖД де-факто было своеобразным «государством в государстве», с центром в «русском Харбине». И ещё в имперское время генерал Д.Л. Хорват осуществлял достаточно грамотное управление КВЖД (и, отчасти, осуществлял строительство). Хорват по образованию инженером, его специализацией на протяжении многих десятилетий оставались железные дороги. Так, Дмитрий Леонидович в 1880-е годы принимал участие в строительстве Закаспийской железной дороги, затем — руководил строительством Уссурийской железной дороги.

Ну и до 1917 года он де-факто управлял КВЖД. Д.Л. Хорват многими считался одним из самых культурных и компетентных представителей царской бюрократии, имел широкие международные связи. Есть даже сведения о том, что китайцы поставили памятник Хорвату еще при жизни, в 1915 году.

А потом случились революции, Гражданская война и интервенция. Хорват в этом бардаке преследовал главную цель: обеспечить хоть како-то порядок на вверенной ему территории (которой он управлял с 1903 года). С одной стороны, он не поддержал «борзых атаманов» Дальнего Востока, типа Семёнова и Калмыкова. А.В. Колчак потом на допросах 1920 года рассказывал, что Д.Л. Хорват «вёл себя странно»: придерживался политики примирения, осуждал репрессии даже против большевиков, поддерживал железнодорожников и не наказывал их за стачки.

      Генерал Хорват во Владивостоке, 1918 год.


Генерал Хорват во Владивостоке, 1918 год.

«…Хорват все время стоял на точке зрения законных норм борьбы. Вообще я не могу говорить об его борьбе с большевиками, так как в то время борьба только подготовлялась. В отношении железнодорожников, которые ему были подчинены непосредственно, он старался держаться странной политики примирения, успокоения и удовлетворения всех требований, которые выставлялись железнодорожниками…» (с) Протокол заседания чрезвычайной следственной комиссии по делу Колчака. (Стенографический отчет).

С другой стороны, Д.Л. Хорват призвал китайские войска для помощи в охране КВЖД. Одновременно, летом 1918 года Хорват объявил себя Временным Верховным правителем России (да-да, ещё до мейнстрима имени Колчака). На территориях «счастливой, благословенной Хорватии» нашли приют многие беженцы из числа противников советской власти, Харбин в дальнейшем будет одним из центров русской эмиграции на протяжении нескольких десятилетий.

      Карта КВЖД


Карта КВЖД

Современники отмечают, что Хорвата долго уговаривали принять сей титул, мол, ситуация требовала. Сам он вроде как большой власти не искал, но считался либерал-консерватором кадетского типа. Вскоре Дмитрий Леонидович признал «альтернативное» антибольшевистское правительство — Временное Сибирское правительство. Но одновременно он вел борьбу с еще одним правительством, «группой Дербера» во Владивостоке (да уж, развелось правительств).

Между прочим, Хорват был одним из претендентов на звание Верховного правителя России в ноябре 1918 года, когда Совет министров выбрал в итоге А.В. Колчака. Последний считал Хорвата очень авторитетным человеком в регионе, хоть и довольно «мягким», потому выдал Дмитрию Леонидовичу должность «Главнокомандующего в полосе отчуждения КВЖД».

«Это тип деятеля, в котором страна особенно нуждается. Наши политики сосредоточивают свое внимание прежде всего на формах. Их интересует республика, монархия, парламент. Генерал Хорват спрашивал меня, как налаживается транспорт в Сибири, где заказываются денежные знаки и чем они обеспечиваются; его интересовало самое существенное: элементарное условие государственности — состояние хозяйства. Такой именно руководитель правительственной работы нужен России…»(с) Г.К. Гинс. Сибирь, союзники и Колчак.

      Хорват и его правительство, 1918 год.


Хорват и его правительство, 1918 год.

Но колчаковская власть тоже пала, а генерал Хорват в 1920 году уехал в Пекин. Тут исследователи спорят и данные тоже неоднозначны. Одни считают, что и в эмиграции Хорват был признанным главой русских белых на территории КВЖД и Китая в целом. Официально он являлся представителем русских организаций Дальневосточного региона. Но есть и иная версия: генерал Хорват был фактически «почетно пленен» китайской администрацией.

Его «Хорватия» периода Гражданской войны, однако, может считаться одним из самых «безопасных» белых регионов. Туда уходили беженцы и там военачальник-железнодорожник пытался поддерживать относительный порядок…

Источник — https://zen.yandex.ru/media/dark_historian/belogvardeiskaia-schastlivaia-horvatiia-v-gody-rossiiskoi-grajdanskoi-voiny-60b3fb2e131e081190dccf2d

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account