Bell X-16, реактивный высотный разведчик, прототип, США
Модель и фотография Роберта Магид,
Robert Meguid
В общей сложности 28 самолетов были заказаны, но ни один не был завершен. Готовность первого X-16 составляла около 80 процентов, когда программа была отменена Военно-воздушными силами в 1956 году в пользу Martin RB-57. Несмотря на это, X-16 внес свой вклад в дальнейшее конструирование своим легким дизайном, и кроме того, послужил движущей силой развития высотного реактивного двигателя J57, модификации которого позже использовали Локхид U-2 и другие самолеты.
Во второй половине 1953 года Фэрчайлд, Белл и Мартин проводили исследования конструкции разведывательного самолета большой высотности для ВВС США в рамках проекта MX-2147. Все три конструкции использовали двигатели Pratt & Whitney J57. Проекты Белл и Мартин (B-57D) были выбраны для дальнейшего развития. Модель 67 Белла получила обозначение X-16. Полномасштабный макет (на фото) был завершен, один самолет был завершен лишь частично.
Крыло большого размаха (114,83 футов — 35 м) и удлинения (11,9) было значительно более лёгким и гибким, чем обычные крылья реактивных самолетов. Весь самолет был сделан как можно легче, чтобы выполнить свою миссию на дальность в 3000 миль без дозаправки, на 69 500 футов (21 184 м) над уровнем моря.
Двигатель
Pratt & Whitney J57 (обозначение компании: JT3C) является осевым турбореактивным двигателем, разработанным Pratt & Whitney в начале 1950-х. J57 был первым в классе 10 000 фунтов (45 кН) тяги в Соединенных Штатах. На основе J57/JT3C были разработаны турбореактивные J75/JT4A и турбовентиляторные JT3D/TF33.
Тип — Турбореактивный
Национальное происхождение — Соединенные Штаты
Производитель — Pratt & Whitney
Первый запуск — 1952
Количество построенных — 21 170 единиц
Основные приложения:
B-52 Stratofortress
B-57 Canberra
Boeing 707
Douglas DC-8
F-8 Crusader
F-100 Super Sabre
J57 на B-52D
Разработанные на основе:
Pratt & Whitney XT45
Варианты Pratt & Whitney JT3D/TF33
Развитые в Pratt & Whitney J52/JT8A
Pratt & Whitney J75/JT4A
Максимальная тяга :
11 700 фунтов (52,0 кН) сухой
17 200 фунтов (76,5 кН) с форсажной камерой
Коэффициент общего давления: 11.5:1
Температура перед турбиной: 1600°F (870°C)
Удельный расход топлива: 2,10 кг / (ч-фунтов), (214,2 кг / (ч · кН)) макс.
Тяга к весу : 3.32:1 (32,6 N / кг)
Турбореактивный двигатель J75 от U-2, сбитого над Кубой в 1962, на выставке в музее Гаваны
Lockheed U-2 Dragon Lady
Первый полет: 1 августа 1955
Введение в эксплуатацию: 1957
Количество построенных: 86
Статус: Активный
Основные пользователи:
ВВС США
Центральное разведывательное управление США
Китайская Республика, ВВС
НАСА
U-2 с диапазоном возможных полезных нагрузок
Келли Джонсон и Гэри Пауэрс перед U-2
TU-2S — двухместная реинкарнация TR-1B
Martin B-57 Canberra
Количество построенных: 403
B-57 ВВС США сбрасывает 750-фунтовые (340 кг) бомбы
Спецификация X-16, как она была когда-то задумана
Первый полет: N / A
Миссия: Высотный самолет-шпион
Основные достижения: Послужил отправной точкой для более успешной серии, самолетов-разведчиков U2…
Экипаж: один пилот
Длина: 60 футов 10 дюймов (18,55 м)
Размах крыльев : 114 футов 10 дюймов (35 м)
Высота: 17 футов 1 дюйм (5,2 м)
Площадь крыла: 102,19 м²
Пустой вес : 23 280 фунтов (10 582 кг)
Снаряженный вес: 36 124 фунтов (16 420 кг)
Двигатели : 2 х Pratt & Whitney J57-PW-37А тягой каждый по 4520 фунтов (20,11 кН)
Максимальная скорость: 480 узлов (553 миль/ч, 885 км/ч)
Дальность: 2867 морских миль (3319 миль, 5310 км)
Практический потолок: 71 832 футов (21 900 м)
Нагрузка на крыло: 160 кг/м²
Максимальный взлётный вес к весу пустого: 1:0,55
Дополнительная информация: Это была первая не-исследовательская модель, которой было присвоено обозначение "X", что должно было замаскировать цель миссии X-16.
Использована en.wikipedia.org, фото: x-planes, и др.
. Jenkins, Dennis R., Tony Landis and Jay Miller. American X-Vehicles: An Inventory – X-1 to X-50 (Monographs in Aerospace History No. 31: Centennial of Flight Edition). Washington, DC: NASA SP-2003-4531, June 2003.
. Miller, Jay. Lockheed Martin’s Skunk Works: The Official History. Leicester, UK: Aerofax, an imprint of Midland Publishing, 1995 (revised edition). ISBN 1-85780-037-0.
. Polmar, Martin. Spyplane: The U-2 History. St. Paul, Minnesota, USA: Zenith Press, 2001. ISBN 0-76030-957-4.