Барбетные броненосцы Испании (Gran Espana)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Продолжаю публиковать наработки по Армаде Испании, и сегодня речь пойдет о броненосцах конца 70-х – начала 80-х годов под флагом крупнейшей страны Пиренейского полуострова. Так уж получилось, что все эти броненосцы являются барбетными, так что и статья получает соответствующее название. Всего будет рассмотрено три типа кораблей.
Вступление
С гордостью заявляю, что на текущий момент вся ветка развития испанских броненосцев завершена. Во многом они спорные, крупноватые (особенно последние) и их, возможно, многовато, но так оно уже и будет. Причина весьма субъективная – получившийся расклад мне очень нравится, финальная пятерка кораблей шикарна, и «выкидывать» кого-то из канона мне неохота, хотя возможно, в процессе уменьшу их количество (что пока еще не факт).
А вот дальше начинается прямо таки песня Lost in darkness в исполнении одной рок-группы. Дело в том, что я таки добрался до того, чего хотел – дредноутов – но внезапно застопорился в непонятках, что же делать дальше. Определиться со схемой размещения башен ГК на первых дредноутах что-то все никак не получается, да и с количеством дредноутов тоже как-то не хочется дать маху, и в то же время «продешевить» будет тоже плохо – столько неопробованных позиций в этом плане, что аж дух захватывает…
По ходу статьи у коллег могут возникнуть вопросы по поводу схем бронезащиты и конкретных толщин брони. Так вот – если схемы я со временем и дорисую, то толщины брони, как по мне, определены очень примерно. Т.е. на такое водоизмещение и размерения пояс, к примеру, «Кристобаля Колона» можно было бы и толще сделать, а у «Кардинала Сиснероса» – наоборот, тоньше. Тут целиком сказывается тот момент, что до начала 90-х годов я себя довольно неловко чувствую с кораблями, их защитой и вооружением, и потому могут иметь место косяки. Так что если у кого будут мысли по поводу коррекции текущих ТТХ – я только за, если варианты покажутся логичными.
В статье я буду краток, ибо желание словоблудить у меня что-то улетучилось, и потому текст обещает быть нудным и тяжелым для восприятия, так что мучения коллег постараюсь свести к минимуму. Отмечу лишь, что о судьбах кораблей будет рассказано крайне мало, ибо для создания внятной истории нужно знать техническую часть, а она пока еще не вся прописана – в результате чего внятно прописать историческую часть пока что крайне сложно. К примеру, я могу указать, что «Кардинал Сиснерос» погиб в Первую испано-американскую, но толку с того, если когда я доберусь до «исторички», он у меня переживет войну? Альтернатива у меня как бы системная, так что пока что будет идти одна только «техничка».
Броненосцы [1] типа «Кардинал Сиснерос»
"Кардинал Сиснерос" собственной персоной. Барбетная установка, как по мне, очень даже удалась.
Уже во время постройки броненосцев типа «Девастасион» в Адмиралтействе началась проработка проекта броненосца совершенно иного типа. Если предыдущие корабли были двухбашенными броненосцами с умеренно большими пушками, то следующие корабли должны были стать ультимативными (по меркам того времени) кораблями, способными в одиночку бороться с вражескими броненосцами. Для этого им требовалась мощная бронезащита и колоссальной мощи вооружение, способное проламывать любую броню. Однако у судьбы отменное чувство юмора, и броненосцы этого типа в конце концов обрели иной облик.
Проект с самого начала получил название «Кардинал Сиснерос» [2], в честь знаменитого государственного и церковного деятеля старых времен, который поспособствовал реформам в Испании и в свое время позволил выйти ей в ряд самых сильных государств Европы. Финальный проект представлял собой могучий корабль в 15 тысяч тонн водоизмещением, вооруженный мощными 380-мм орудиями Онториа, которые уже вот-вот должны были начать проходить испытания. Так как сами установки без учета брони уже били все рекорды массы, решено было отказаться от башенной брони и использовать барбетные установки вроде тех, что применялись французами – благо, потепление отношений в конце 70-х годов между Мадридом и Парижем не только снизило вероятность войны между двумя соседними государствами, но и значительно увеличило экономические связи между странами, и инженеры часто ездили к «соседям» перенимать их опыт. В результате была разработана собственная барбетная установка под 380-мм орудие, с возможностью зарядки на любом углу горизонтального наведения и приплюснутым полусферическим броневым колпаком, который должен был выполнять функции защиты от осколков и легких снарядов. Последний за счет углов наклона и солидной толщины в 150 мм фактически обеспечивал защиту не хуже башни, но при этом был заметно легче, что несколько разгружало установку. Помимо орудий-чудовищ корабль получил дюжину 150-мм орудий для защиты от более мелких кораблей, против которых выстрелы 380-мм пушек были бы излишеством.
Однако незадолго до окончательного утверждения проекта Адмиралтейством пришли плохие вести. После франко-прусской войны и утверждения во Франции республики началось стремительное потепление обычно прохладных отношений этого государства с Испанией. Французы более не имели никаких претензий к Испании, а испанцы были только рады обезопасить свои северные границы, подружившись с могущественным соседом. Отношения улучшались столь стремительно, что на какое-то время в угоду развитию государства было решено несколько уменьшить военные расходы, а также перераспределить их в пользу крейсеров и канонерских лодок. Вместе с этим взгляд испанских адмиралов обратился на колонии, для защиты которых кораблей критически не хватало. Это поставило крест на титаническом варианте «Кардинала Сиснероса» – денег на постройку такого чудовища уже не хватало. Вместо огромного корабля решено было разработать новый проект, почти в два раза меньший по размерам, но все еще вооруженный 380-мм орудием – правда, всего в единственном числе. Помимо мощной пушки главным оружием корабля теперь должен был числиться таран – испанские адмиралы «прочувствовали» таранную тактику боя, хоть и рассматривали ее лишь как одну из возможных. Новый вариант «Сиснероса» уже не так поражал воображение, хотя и был довольно интересным по своим возможностям – при наличии всего одной большой пушки он имел на вооружении девять 150-мм орудий, что для колониального корабля или стационера было полезным бонусом, так как серьезных врагов на окраине мира пока не предвиделось. По этому проекту в 1876 году заложили два корабля.
Тем временем пришли новые плохие вести – на сей раз от концерна Hontoria. Мощная 380-мм пушка, которая должна была стать главным доводом Испании на море, провалила испытания, показав плохую живучесть и низкую точность стрельбы при повышенном риске разрыва. Перерабатывать ее конструкцию уже не было времени, да и денег для этого требовалось немало. Вместе с тем концерн тут же предложил Армаде новый образец артиллерии старых калибров – 305-мм и 150-мм пушки с длиной ствола в 30 калибров. Выхода не было – о броненосце с орудиями-монстрами пришлось забыть, а конструкцию предыдущей барбетной установки переделали под две новые 305-мм пушки. Из-за необходимости частичной переделки корпуса под новые требования постройка их затянулась, сказались на этом и затруднения с финансами. В результате корпуса удалось спустить на воду лишь в 1879 году, и почти сразу же на стапелях заложили еще два корабля по этому же проекту – Адмиралтейство посчитало необходимым постройку еще нескольких подобных единиц, а скорее всего – не желало или не могло себе позволить начинать разработку нового проекта.
Впрочем, «Кардинал Сиснерос» оказался достаточно удачным типом броненосцев. Сочетая в себе хорошие ходовые характеристики, мощную бронезащиту и неплохое вооружение, эти корабли в целом пришлись по нраву испанским морякам. Плюсом было и то, что при относительно небольшой высоте борта оси орудий ГК располагались на высоте 6,2 м от уровня ватерлинии, что было определенным прогрессом в сравнении с предыдущими кораблями. Большую часть времени они провели в заграничной службе в составе Карибской или Тихоокеанской эскадр, и на закате своей карьеры им даже довелось поучаствовать в Первой испано-американской войне, которую все четыре единицы встретили на Филиппинах. И хотя «Кардиналы» не получили прямого развития как броненосцы, наработки на их основе позднее пригодились при постройке бронепалубных крейсеров на экспорт и для Испанской Армады.
«Cardenal Cisneros», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1876/1879/1881
«Oceano», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1876/1879/1881
«Santisima Trinidad», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1879/1881/1883
«San Francisco de Asís», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1879/1881/1883
Водоизмещение: полное 8300 тонн
Размерения: 99,1×19,8×7,1 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8000 л.с. = 15 узлов
Запас топлива: 800 тонн угля
Дальность плавания: 3800 миль (8 узлов)
Броня (сталежел.): пояс 210–350 мм, траверсы 180–210 мм, палуба 50 мм, барбет 350 мм, колпак 150 мм, рубка 350 мм
Вооружение: 2 305/30-мм, 9 150/30-мм орудий, 14 50-мм пушек, 5 400-мм торпедных аппаратов
Экипаж: 513 человек
Броненосцы типа «Кристобаль Колон»
"Кристобаль Колон". Унылее только мои рисунки из предыдущей версии Gran Espana.
Эпоха экономии на армии и флоте в Испании продлилась недолго. В начале 80-х пришли вести из США – там, после долгого застоя в делах флота, начались какие-то подвижки и планировалась закладка новых кораблей, в то время как на Кубе [3] обострились противоречия между правительством и республиканским движением, а в мире началась колониальная гонка. Требовалось не только обеспечить экспансию, но и защитить уже завоеванное и освоенное – и среди прочих инструментов, которые могли обеспечить достижение обоих целей, был и флот. Броненосцы типа «Кардинал Сиснерос» хоть и удовлетворяли требования испанских моряков, но в общем представлялись недостаточно мощными кораблями. В результате сразу же, как Адмиралтейство получило дополнительное финансирование, началась разработка нового типа броненосцев.
Фактически конструкторы оказались на перепутье – в мире существовало множество различных типов броненосцев, и каждый из них обещал определенные преимущества в будущем. Несмотря на разногласия, в конце концов возобладала идея развить предыдущие типы испанских броненосцев в нечто новое и хорошо вооруженное. Фактически новый проект представлял из себя увеличенный «Девастасион», но с барбетными установками вместо башен и небронированным казематом в средней части корабля. По поводу последнего разразилась отдельная дискуссия – некоторые считали важным защитить каземат броней, другие же делали ставку на то, что тяжелые снаряды, не встретив брони, скорее всего пробьют каземат навылет, учинив лишь незначительные локальные разрушения. В конце концов возобладала вторая точка зрения, хотя в будущем предполагалось все же защитить каземат броней.
Всего заложили три корабля этого типа – два на главных верфях страны SECN, и один на Нервионской верфи в Бильбао. Постройка их шла достаточно медленно – несмотря на увеличение финансирования, Адмиралтейство вынуждено было тратить деньги на очень многие вещи, включая модернизацию инфраструктуры портов, постройку крейсеров и новых в то время миноносцев, создание производственных линий и запасов морских мин. Всего на постройку этих кораблей ушло в среднем 5-6 лет, после чего они пополнили состав Армады Эспаньола, сформировав новое ядро Флота Метрополии. Броненосцы типа «Кристобаль Колон» также оказались одними из немногих испанских крупных кораблей, которые никогда не покидали родные воды – даже в условиях Первой испано-американской войны эти корабли остались в Испании на случай визита американских кораблей [4]. После окончания войны они еще какое-то время оставались в строю, но уже в 1903 году всю троицу перевели в резерв, а в 1907 окончательно перевели в разряд небоевых кораблей. Тут их история разделилась – так, головной броненосец, «Кристобаль Колон», стал дистанционно управляемым кораблем-мишенью. Попав под обстрел «чемоданов» новейших дредноутов, он быстро пришел в негодность, и остатки его сдали на слом уже в 1911 году. Остальные корабли в том или ином виде дожили до 1920-х годов, после чего последовали за своим «старшим братом».
«Cristobal Colon», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1881/1885/1887
«Juan Ponce de Leon», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1881/1885/1887
«Fernando de Magallanes», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1881/1884/1886
Водоизмещение: нормальное 11 450 тонн, полное 12 100 тонн
Размерения: 114,8×20,8×8,4 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 12 цилиндрических котлов, 8600 л.с. = 15 узлов
Дальность плавания: 5600 миль (10 узлов)
Броня (сталежел.): пояс 210–380 мм, траверсы 210–350 мм, палуба 50–90 мм, барбеты 280–350 мм, колпаки 150 мм, рубка 350 мм
Вооружение: 4 305/30-мм, 10 150/30-мм орудий, 16 50-мм пушек, 5 400-мм торпедных аппаратов
Экипаж: 530 человек
Броненосцы типа «Мендес Нуньес»
"Мендес Нуньес" в типично испанском окрасе мирного времени. Нет, барбеты все же очень удались эстетически…
Несмотря на достаточную успешность проекта, броненосцы типа «Кристобаль Колон» не оказались однозначным решением вопроса о будущем линейных сил флота. При стрельбе дымным порохом тесный каземат плохо вентилировался, что в жарких условиях превращалось в настоящую пытку, а небольшая высота борта ограничивала возможности использования артиллерии главного калибра. То, что «Колон» был крупнее современных ему кораблей, а по факту не слишком превосходил их, также являлось причиной вполне справедливых нареканий. Следующий проект броненосцев однозначно требовалось строить высокобортными.
Не имея опыта в подобных делах [5], испанцы решили пойти по пути наименьшего сопротивления и взяли за основу крейсерский корпус, придав ему типичные пропорции броненосца. В качестве схемы бронезащиты была избрана французская, с полным поясом по ватерлинии, взамен предыдущей цитадельной схеме, которую повторяли на предыдущих кораблях. Произошли и качественные изменения – вместо сталежелезной брони было решено начать производить стальную по французской лицензии, бронеплиты для двух кораблей и вовсе закупались в самой Франции. Точные причины этого установить не удалось, однако в результате броненосцы типа «Мендес Нуньес» получили стальную броню, мало в чем уступавшую современным ей образцам сталежелезной. Изменился и состав артиллерии – вместо 30-калиберных орудий концерн Онториа предоставил флоту новые, 35-калиберные артиллерийские установки. Средний калибр в количестве 10 150-мм орудий разместили на верхней палубе, в открытой батарее, защитив их 30-мм щитами.
В целом проект получился достаточно удачным, хоть и имел ряд серьезных нареканий. Так, размещение орудий среднего калибра в батарее было явным недостатком – в случае попадания снаряда из строя выводились если не несколько орудий, то уж точно расчеты соседних пушек. Сама же батарея ничем, кроме щитов орудий, не защищалась. При этом у броненосцев имелись и несомненные достоинства – неплохие мореходные качества и дальность плавания, хорошая бронезащита, комфортные условия обитания даже в тропических широтах, для чего погреба и жилые помещения оборудовались дополнительной вентиляцией и изоляцией – в частности, на палубе был применен палубный настил толще обычного, а погреба орудий ГК обзавелись комплектом вентиляции, которому позавидовали бы любые иностранные броненосцы.
Судьба у броненосцев, головной из которых получил название «Мендес Нуньес», сложилась интересная. Они не получили прямого развития в испанском флоте в качестве броненосцев, в то же время став основой для будущих броненосных крейсеров, построенных для Армады Эспаньол и на экспорт. В 1892–1895 году всю четверку кораблей постепенно модернизировали по части артиллерии – орудия были переведены на бездымный порох и модернизированы для повышения скорострельности [6]. Начало испано-американской войны они застали на Кубе, где им довелось принять первый удар американского флота. Те броненосцы, которые пережили конфликт, пробыли в составе флота до 1908 года, когда были переведены в ранг учебных кораблей. Сложная военно-политическая обстановка второго десятилетия XX века оттягивала конец их истории, но после заключения Вашингтонского морского соглашения порядком поизносившиеся и уже не представляющие особой ценности корабли все же были отправлены на слом.
«Mendes Nunes», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1885/1888/1891
«Blas de Lezo», Sociedad Espanola Constructiones Navales, Ферроль – 1885/1888/1891
«Maria de Molina», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1885/1888/1891
«Don Juan de Austria», Sociedad Astilleros del Nervion, Бильбао – 1885/1889/1891
Водоизмещение: нормальное 11 500 тонн, полное 11 800 тонн
Размерения: 118,4×21×8,4 м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВДР, 16 цилиндрических котлов, 9000 л.с. = 16 узлов
Дальность плавания: 5000 миль (10 узлов)
Броня (стальная): пояс 210–380 мм, палуба 50–90 мм, барбеты 280–350 мм, колпаки 150 мм, рубка 350 мм, щиты орудий 30 мм, палуба 50-75 мм
Вооружение: 4 305/35-мм, 10 150/35-мм орудий, 18 50-мм и 4 37-мм пушек, 3 400-мм торпедных аппарата
Экипаж: 688 человек
Что альтернативного
Еще немного "Мендес Нуньес", на сей раз в защитной серой окраске. Испанский флот и в реальности, кстати, стал одним из первых, кто перекрасил свои корабли в защитный цвет.
По пунктам:
1) «Кардинал Сиснерос» является моим вариантом колониального броненосца. Да, броненосец получился жирноват (французские броненосцы-стационеры, к примеру, на 3 тысячи тонн легче), но в то же время он хорошо защищен и вооружен – настолько, что при некоторой толике удачи может сражаться с полноценными броненосцами I ранга. К тому же «Кардиналы» являются испанской вариацией на тему броненосных таранов, причем не самых плохих как по мне. Определенного прототипа при создании корабля не было, так что можно сказать, что это полностью уникальный корабль, хотя кое-какие идеи я позаимствовал у нашего «Гангута» и моего альт-крейсера «Нева».
2) «Кристобаль Колон» скучен до безобразия, но этот этапный корабль просто жизненно необходим для связи между тем, что было, и тем, что будет. По сути это испанский вариант британских «Адмиралов», с испанскими барбетными установками и некоторыми мелкими отличиями. Самый мой унылый испанский броненосец, ИМХО.
3) «Мендес Нуньес» является попыткой сделать из реального броненосного крейсера «Инфанта Мария Терезия» полноценный броненосец I ранга. Я бы мог расписать отличия «Мендеса» и «Инфанты», но не буду, так как полученный в результате корабль сохранил лишь некоторые внешние черты своего образца, а в остальном – это полностью уникальный броненосец. Отмечу лишь, что он перетерпел некоторую переработку в сравнении с опубликованным ранее вариантом – были заменены якорные принадлежности, проведена коррекция мелких ошибок и еще ворох каких-то мелочей, о которых я забыл. Как указано в статье, эти корабли станут прообразами будущих броненосных крейсеров Испании, но об этом будет тогда, когда я доберусь собственно до броненосных крейсеров.
Примечания
1) Вообще, и броненосцы, и дредноуты, и линейные корабли в Испании принадлежат к одному классу acorazados. Во избежание непоняток буду применять более привычную нам классификацию.
2) Если быть точным, то произносится название на испанском как «Карденал Сиснерос», но ради одной буквы решил не мучать коллег иным написанием/произношением.
3) На тот момент – протекторат Испании.
4) Испанцы действительно опасались подобного поворота событий в реальности, пускай это и было несколько бредово. Совершат ли американцы рейд к испанским берегам в альтернативе – я еще не решил.
5) В смысле, в постройке высокобортных броненосцев. Исключением является лишь «Эспанья» – но там, кхм, несколько особый случай…
6) Частично подобная модернизация имела место и в реальности – так, 140-мм пушки Онториа модернизировали с доведением технической скорострельности до 6 выстрелов в минуту, хотя из-за использования дымного пороха реальная скорострельность была в 2-3 раза ниже.
P.S. Что-то как-то кратко не получилось…