Автострадные агрессоры. Великобритания
Как известно, на начальном периоде проектирования танков основная проблема, заключалась не только в оснащении боевой машины мощной броней и вооружением. Наибольшие неудобства доставлял именно гусеничный движитель. Первые британские и французские танки обладали ужасающе низкой мобильностью, что каждый раз заставляло командование союзных войск буквально подтаскивать их на железнодорожных составах к переднему краю фронта. По документам запас хода этих машин составлял около 100 км, но без ремонта силовой установки и периодической замены вышедших из строя траков мало кто из британских “ромбов” мог похвастать таким пробегом.
В первые послевоенные годы ситуация мало изменилась. Приняты на вооружение в 1923 году средний танк Vickers Medium Mk.I и все его последующие модификации отличались не столько высокими боевыми качествами (хотя они действительно были выше, чем у ромбовидного Mk.V*), сколько низкой надежностью ходовой части. Экипажи “медиумов” частенько возили с собой парочку-другую запасных опорных колес и траков, поскольку на марше оба этих элементы испытывали повышенные нагрузки и разрушались не дойдя до 100-километрового рубежа.
Весьма кстати к этому времени подоспела концепция колесно-гусеничных боевых машин. Однако, в отличии от французов, английские конструкторы подошли к проектированию колесно-гусеничных машин с некоторой осторожностью. Вот что писал Хейгль в своем справочнике:
"В Англии стараются скорее сделать бронеавтомобили настолько проходимыми, чтобы они свободно могли преодолеть все трудности разведки. Дя танков же стремятся к такой прочности и быстроходности, чтобы их оперативная подвижность вполне удовлетворяла условиям будущей "броневой войны".
Несмотря на это как с бронеавтомобилями, так и с танками делаются опыты по разработке полноценных колесно-гусеничных машин."
Как только первые опыты во Франции прошли достаточно успешно, конструкторы фирмы Vickers стали прорабатывать возможности использования колесно-гусеничного шасси для более тяжелых машин.
Vickers Wheel-Cum-Track Tank
Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I из справочника Хейгля
Первой ласточкой был опытный колёсно-гусеничный танк, разработанный в 1926 году на базе Medium Tank Mk.II для повышения мобильности войск. Для обеспечения колёсного хода танк, получивший название Vickers Wheel-Cum-Track Tank, снабжался двумя парами крупных колёс в лобовой и кормовой частях. Главной задачей при его разработке было исследование возможности увеличения скорости передвижения танка, одновременно решалась проблема износа гусеничной ходовой части.
Рисунок габаритов Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I из справочника Хейгля
Переход с гусеничного на колёсный ход осуществлялся путём подъёма танка, на механических домкратах с отбором мощности от двигателя и опускания колёс ниже уровня гусениц и проходил всего 1 минуту. Передняя колёсная пара была управляемой. Также машина оборудовалась несколько видоизменённым капотом водителя.
Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I на колесном ходу (1926 год)
Первый экземпляр Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I прошел испытания с переменным успехом – управление танком при движении на колесах оказалось чрезмерно тяжелым, при этом скорость практически не увеличилась. Обе этих проблемы попытались решить на модифицированном танке Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, отличавшегося только увеличенным диаметром задних колёс. Однако, после непродолжительных тестов, был сделан вывод о бесперспективности данного направления.
Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I экспериментальная модификация на колесном ходу (1926 год)
Испытания этого колесно-гусеничного танка показали следующее: защищенность колес и подвески оказалась минимальной, на колесном ходу танк мог передвигаться только по дорогам с твердым покрытием, а средняя скорость составляла около 20 км/ч. Но при этом удавалось сохранить в целости гусеничный движитель. Поэтому в начале 1928 г. работы по колесно-гусеничному варианту были прекращены, а сам танк снова переделали в линейный.
Vickers-Wolsely Wheel Track Tank
В 1927 году фирма Vickers, используя узлы и агрегаты от грузовика Wolseley, попыталась создать легкий колесно-гусеничный танк. Внешне танк сильно напоминал бронеавтомобиль, оснащенный двумя типами шасси. Подъём и спуск гусеничной ходовой части проводился с помощью специальной механической передачи, имевшей привод от двигателя. На нем был установлен 120-сильный 6-цилиндровый мотор Wolseley, масса составила 7500 кг. Экипаж – 4 человека.
Vickers-Wolsely Wheel Track Tank на гусеничном ходу
Получившийся гибрид бронеавтомобиля и танка оказался не слишком удачным по вполне понятным причинам: низкая эксплуатационная надежность ходовой части и сложность механизма смены хода. С другой стороны инженерам удалось добиться повышения максимальной скорости хода, которая при движении по шоссе составила 40 км/ч на колесах и 25 км/ч на гусеницах. Вооружение из трёх 7,7-мм пулеметов тоже вряд ли признать слабым для того времени.
Vickers-Wolsely Wheel Track Tank на колесном ходу
По большому счету это был бронеавтомобиль, оснащенный двумя типами шасси. Хотя скоростные показатели этого "танка" оказались вполне приемлемыми, по остальным ТТХ он уступал как танкам, так и бронемашинам. Поэтому этот танк остался только на уровне прототипа и серийно не строился.
Vickers Wheel-cum-Track Machine/D3E1
Тем не менее, эксперименты в этом направлении было решено продолжить и 9-го июня 1927 года фирма Vickers подписала с Военным ведомством контракт Т6508 на поставку колесно-гусеничной бронемашины нового образца. Имея в своём распоряжении небольшой опыт с “медиумом” британские инженеры справились с задачей довольно быстро – 12 мая 1928 года фирма предоставила полностью готовый прототип танка, которому заранее присвоили номер Т838. В официальной документации этот танк проходил под названием Vickers Wheel-cum-Track Machine.
Vickers Wheel-cum-Track Machine/D3E1
Несколько позднее он получил армейский “бронеавтомобильный” индекс D3E1, хотя по основным показателям эту машину всё же следовало отнести к танкам. Решив не изобретать велосипед британские инженеры взяли за основу конструкцию обычного бронеавтомобиля, внеся ряд существенных корректив. Корпус прототипа D3E1 был почти полностью клёпаным и собирался на металлическом каркасе и листов катаной броневой стали. Лобовая часть корпуса, борта и корма имели толщину 8 мм, крыша и днище – по 6 мм. Компоновка танка предусматривала расположение бензинового двигателя Armstrong Siddeley V8 мощностью 90 л.с. в передней части корпуса.
Прототип Vickers D3E1 на колесном ходу во дворе предприятия Vickers Armstrong
Рядом был установлен топливный бак на 48 галлонов (181 литр) бензина, что обеспечивало запас хода до 193 км на гусеницах и 418 км на колесах. В свою очередь трансмиссия, включавшая механическую 4 скоростную (4 передачи впереди и 1 назад) коробку передач, располагалась в кормовой части корпуса. Такое техническое решение было вызвано расположением ведущих колес сзади, что значительно упрощало смену хода. Соответственно, отделение управления находилось спереди, справа от силовой установки.
Боевое отделение танка D3E1 было разделено на две части. Передняя секция предназначалась для установки мест командира танка и первого пулеметчика. На крыше устанавливалась одноместная башня в форме усеченного конуса с двумя бортовыми смотровыми приборами и небольшой наблюдательной башенкой. В её передней части предполагалась установка двух 7,71-мм пулеметов Vickers. Задняя секция боевого отделения была скорее “наследством” от бронемашин времен Первой Мировой войны. Высота этой части корпуса была ниже и на образовавшемся уступе разместили вторую башню цилиндрической формы с одним пулеметом Vickers. Для доступа к агрегатам трансмиссии и посадки в танк второго пулеметчика в кормовом наклонном бронелисте сделали двухстворчатые двери. Посадка в танк проводилась через большие прямоугольные люки в бортах корпуса. Полный экипаж состоял из четырех человек (механик-водитель, командир и два пулеметчика), но при необходимости он мог быть расширен до пяти.
Vickers D3E1 на колесном ходу
Гусеничная ходовая часть на один борт состояла из 8 опорных катков на пружинной подвеске, четырех поддерживающих колес, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса цевочного зацепления и гусеничной цепи со стальными траками. Колесная ходовая часть включала два моста автомобильного тип. Каждый мост оснащался подвеской на листовых рессорах и двумя одинарными колесами с бескамерными шинами из жесткой резины. Если на опытном варианте “медиума” колеса были спицованные, то колеса на D3E1 выполнили со штампованными дисками. При этом, задний мост был полностью убран в корпус. Машина имела новую систему смены хода, осуществляемую при помощи пары червячных передач (приводимых в движение двигателем) на каждый борт. При вращении вертикального червяка, по нему двигались ползуны, соединенные с жесткой рамой движителя и поднимали его. При перемене направления вращения гусеничный движитель опускался. Большим преимуществом такой схемы было то, что при смене движителя экипаж мог всё время находится внутри танка, не покидая свою бронированную машину.
Vickers D3E2 на гусеничном ходу
Испытания опытного образца D3E1, проведенные в течении всего 1928 года в MWEE (Mechanised Warfare Experimental Establishment), прошли с переменным успехом. Было выяснено, что при передвижении на колесах по дорогам с твердым покрытием скорость машины составила 48 км/ч. При этом машина неплохо управлялась и была не слишком сложной в обслуживании. С другой стороны недостатков оказалось больше. Езда вне дорог была практически невозможна на любом шасси — достаточно сказать, что клиренс с поднятыми гусеницами не превышал 20 см, а нагрузка на мосты автомобильного типа оказалась предельной. Помимо этого, длина гусеничной ходовой части была слишком мала для нормального передвижения по пересеченной местности. Максимальная скорость на гусеницах едва доходила до 20,92 км/ч, но самое главное — из-за высокой центровки и узкой гусеничной колеи танк был неустойчивым.
Vickers D3E2 на гусеничном ходу
При наличии таких недостатков прототип D3E1 был отправлен фирме для доработок, но никаких радикальных изменений конструкция этого танк сделать не позволяла. В результате, обновленный прототип D3E2 отличался только незначительно измененным корпусом и гусеничной ходовой частью. На этом модернизация закончилась.
Vickers D3E1 в экспозиции музея бронетанковой техники в Бовингтоне (вид спереди-справа)
Собственно, к этому моменту D3E1 и D3E2 полноценными танками уже не считались. В Королевском Танковом Корпусе сделали вполне здравый вывод, что при имеющихся ТТХ и чисто пулеметном вооружении колесно-гусеничные бронемашины фирмы Vickers для целей разведки, не говоря уже о поддержки пехоты и кавалерии, совершенно не подходят. С имеющимися недостатками и явно завышенной массой D3E1 и D3E2 не вписывались в требования для боевых машин этих классов. Таким образом, проект потерял поддержку и в скором времени был аннулирован.
Vickers D3E1 в экспозиции музея бронетанковой техники в Бовингтоне (вид сзади)
Оба опытных образца продолжали эксплуатироваться в RTC до 19 октября 1933 года. Затем второй прототип был отправлен для разделки на металл, а первый прототип без двигателя и вооружения стал экспонатом музея в Бовингтоне (впрочем, есть основания полагать что в музее находится D3E2).
Vickers D3E1 в экспозиции музея бронетанковой техники в Бовингтоне (вид на движители)
На просторах стран бывшего СССР эксперименты с британскими колесно-гусеничными машинами известны недостаточно хорошо. Больше 30 лет назад очень коротко о них было рассказано в рубрике "Наш танквый музей" журнала "Техника-молодежи" за 1979 год.Так в 10-м номере была опубликована статья Игоря Шмелева "Гусеницы или колеса", из которой читатели узнали о существовании бронемашин фирмы Vickers.
Английский колесно-гусеничный танк "Виккерс" 1926 г. (версия журнала "Техника-Молодежи")
Правда, здесь они именовались танками, а на цветной проекции с подписью "Английский колесно-гусеничный танк Виккерс, 1928 г." была изображена машина с большой конической башней и двумя пулеметами.
Vickers Convertible (версия советского издания справочника Хейгля)
По многим признакам она напоминала D3E1, но однобашенная схема несколько сбивала с толку. Вполне возможно, что внешний вид реставрировался по советскому изданию справочника Хейгля 1936 года, в котором данная машина числилась как Vickers Convertible.
Танкетки Carden-Loyd
Помимо тяжелых машин британские конструкторы экспериментировали и с более легкими машинами — танкетками. Хотя первопроходцем в этой области был майор Мартель (полное имя – Sir Gifford Le. Q. Martel), построивший в 1925 году на собственные средства первый в мире сверхлегкий танк, больший опыт строительства колесно-гусеничных танкеток был у капитана Дж.В.Карден (J.V.Carden). Основав вместе с капитаном Лойдом (Loyd) в 1926 году фирму Carden-Loyd Tractors Ltd., Карден разработал модельный ряд своих машин, многие из которых были переделаны в колесно-гусеничные варианты.
Carden-Loyd Mk.I
Изначально Карден намеревался построить гусеничное небронированное транспортное средство, вместимостью один человек и массой до 700 фунтов (317,5 кг). В дальнейшем построенный прототип стал известен под названием Carden-Loyd One Man Tankette.
“Пехотная” машина имела следующую компоновку: в передней части корпуса устанавливался двигатель мощностью 14 л.с. и трансмиссия от грузовика Ford T, отделение управления находилось в средней части, радиатор – сзади. Сам корпус имел коробкооборазную форму и был полностью клёпаным. Из-за особенностей размещения агрегатов танкетки место водителя пришлось расположить над мотором. Перед ним располагались тормозные барабаны, педали и рычаг управления.
танкетка Carden-Loyd Mk.I
Ходовая часть, в целях улучшения плавности хода, проектировалась многокатковой с блокированной подвеской. Применительно на каждый борт имелось по 14 опорных катков без подрессоривания, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двойным направляющим желобом. Интересно, что в первом варианте танкетки гарантийный пробег для гусеничных цепей определялся всего в 20 миль (32,19 км), правда затем его все же увеличили до 80 миль (128,75 км). Вероятно, этого считалось достаточно для “одноразовой” переброски пехоты к месту боевых действий.
танкетка Carden-Loyd Mk.I
Первая демонстрация “пехотной машины” состоялась на полигоне под Кенсингтоном в 1925 году и благодаря рекламе широко освещалась в британской прессе. В то же время Карден обратился к Дж.Мартелю с просьбой оказать содействие в механизации армии, после чего был направлен к генерал-майору Пеку (C.S.Peck) из Военного ведомства. На чиновника данные, представленные конструктором, произвели хорошее впечатление и программа развития танкеток получила официальное одобрение.
8 ноября на полигоне в Кемберли (Camberly) был показан прототип танкетки Carden-Loyd Mark I. От первого варианта он отличался только незначительно измененной передней частью корпуса (появился спрямленный лобовой бронелист) и сдвижной бронированной надстройкой, напоминавшей клиновидный щит с наклонным верхним бронелистом. Помимо этого, появилась возможность установки одного пулемета пехотного калибра, например Lewis или Vickers. Полный вес танкетки вырос с 1000 до 1600 кг. По всей видимости, второй прототип также был небронированным.
танкетка Carden-Loyd Mk.I*
В скором времени протоип был доработан и получил обозначение Carden-Loyd Mark I*. Полностью сохранив конструкцию от варианта Mark I разработчики решили обратиться к опыту Мартеля и сделать танкетку колесно-гусеничной. Для этого, по бортам устанавливались колеса автомобильного типа с подвеской на листовых рессорах и подъёмными механизмами. В кормовой части корпуса крепилось третье колесо меньшего диаметра, предназначавшееся для поворота машины. Таким образом планировалось повысить скоростные качества танкетки и сберечь ресурс гусеничных цепей.
учения Экспериментальных Механизированных Сил
Изделия фирмы Carden-Loyd Tractors Ltd. весьма заинтересовали Военное ведомство, однако принимать на вооружение столь “сырые” машины армия не спешила. Для изучения потенциальных озможностей новых боевых машин в 1927 году был сформирован Экспериментальные Механизированные Силы, в состав которых вошли танкетки Мартеля и Кардена. В течении двух ближайших лет обе Carden-Loyd Mark I принимали участие в маневрах британской армии, пока в начале 1930-х гг. их не утилизировали.
Carden-Loyd Mk.II/Carden-Loyd Mk.III
Следующей модификацией в модельном ряду танкеток конструкции инженеров Кардена и Лойда стала Carden-Loyd Mark II One Man Tankette (также известна как Carrier №2).
Основой для неё послужил вариант Mark I у которого была изменена ходовая часть. Отказавшись от 14 опорных катков на борт, которые не обеспечивали удобства при передвижении и лишь усложняли процесс сборки, были применены 4 катка с резиновыми бандажами и подвеской на листовых рессорах.
Корпус танкетки был полностью заимствован у предыдущей модели – он собирался из стальных листов при помощи болтов, заклёпок и уголков. Двигатель и трансмиссия от грузовика Fort Model T (14 л.с.) располагались в передней части. Сидение водителя размещалось над двигателем, органы управления – перед ним. Радиатор устанавливался в кормовой части корпуса и не оснащался никакой защитой. Бронирование не превышало 4-6 мм.
Carden-Loyd Mark II
Вооружение танкетки Mark II могло включать один 7,71-мм пулемет Lewis или Vickers, который устанавливался в передней части клиновидного бронещита.
Вслед за Mark II появилась очередная модель “переходного” типа – Carden-Loyd Mark III One Man Tankette. Фотографий и точного технического описания этой танкетки, по всей видимости, не сохранилось.
Carden-Loyd Mark III
Согласно имеющимся данным Mk.III полностью соответствовал Mk.II, за исключением колесно-гусеничной ходовой части. Колесная составляющая была явно заимствована от модификации Mk.I* и включала два бортовых колеса автомобильного типа (с пневматическими шинами и листовыми рессорами) и одно рулевой заднее колесо.
Опытные образцы танкеток Mk.II и Mk.III проходили испытания в 1927-1928 гг., но на вооружение британской армии не принимались. Опытным путем было установлено, что концепция одноместной бронемашины явно не соответствует текущим требованиям. Водителю было трудно одновременно управлять танкеткой, вести наблюдение и, в случае необходимости, вести огонь из пулемета. В связи с этим работы были переключены на двухместный вариант, прототип которого был испытан в 1927 г.
Carden-Loyd Mk.IV/Mk.V
Дальнейшим развитием сверхлегких танков, строившихся фирмой Carden-Loyd Tractors Ltd., стали двухместные модификации Mk.IV и Mk.V. Отличительной чертой прототипа Carden-Loyd Mark IV Two Man Tankette (Track & Wheel) был корпус новой конструкции, имевший “корытообразную” форму с боевым отделением без крыши. Командир машины и механик водитель размещались плечом к плечу, как на опытной двухместной танкетке образца 1926 г. С правой стороны корпуса, за двойным бронещитком, устанавливался 7,71-мм пулемет, обслуживание которого вёл командир.
Король Георг V присутствует на учениях Экспериментальных Механизированных Сил (на переднем плане Carden-Loyd Mk.IV)
Двигатель и трансмиссия располагались в носовой части корпуса. Силовая установка осталась “фордовского” типа, мощностью 14 (по другим данным – 22,5) л.с. и жидкостной системой охлаждения. Трансмиссия также осталась вполне стандартной: ручная коробка переключения передач, карданный вал, редуктор и барабанные тормоза. Ходовая часть почти полностью соответствовала варианту Mk.III. Применительно на один борт гусеничная часть состояла из четырех опорных катков с резиновыми бандажами, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и сдвоенного направляющего желоба, поддерживавшего верхнюю гусеничную ветвь.
Carden-Loyd Mk.V
Колесная часть состояла из двух ведущих колес с пневматическими шинами, установленными по бортам с внешней стороны, и заднего управляемого колеса малого диаметра. Крутящий момент на колеса передавался при помощи цепной передачи от ведущих колес гусеничной части. Подвеска опорных катков была блокированной. Гусеница – мелкозвенчатая, состояла из стальных траков шагом 3,175 см и шириной 13,34 см. Впоследствии такая конструкция траков была признана наиболее удачной и применялась на следующих модификациях вплоть до Mk.VI включительно. Первый опытный экземпляр Mk.IV был построен в 1928 году и передан в эксплуатацию Экспериментальным Механизированным Силам (Experimental Mechanised Force – EMF). Впоследствии был выпущен один опытный образец из мягкой стали В11Е1, сейчас известный как Carden-Lloyd Mark IVa Mild steel. От первого варианта он отличался только модернизированной ходовой частью, в которой вместо верхних желобов были введены два поддерживающих ролика.
смотр Экспериментальных Механизированных Сил (справа Carden-Loyd Mark V*)
Модификация Carden-Loyd Mark V Two Man Tankette (регистрационный номер МK8372) также появилась в 1928 году и представляла собой незначительно модернизированный вариант Mk.IV, у которого все три колеса имели одинаковый диаметр. Кроме того, был демонтирован лобовой сдвоенный бронещиток. В скором времени появился вариант Mark V* (заводской номер Т929 и армейский MT9724) с улучшенной подвеской, где опорные катки в качестве упругих элементов имели так называемые рессор-балансиры.
Carden-Loyd Mark V*
Картер дифференциала устанавливался без защитного бронекожуха. В отличии от Mk.IV танкетки модификации Mk.V выпускались предприятием Vickers-Armstrong. В конце 1928 года эта корпорация, являвшаяся монополистом по производству вооружений для британской армии, поглотила небольшую фирму Кардена и Лойда, вовремя рассмотрев в танкетках неплохой коммерческий потенциал.
Обе танкетки в 1928 году были переданы EMF с целью проверки их возможностей в роли разведывательных бронемашин, но официально на вооружение не принимались. Более того, данные о полном количестве танкеток Mk.IV и Mk.V расходятся. Например, в монографии R.Icks “Carden-Loyd Mk.VI” утверждается, что всего было построено 8 таких машин (включая прототип), переданных в батальон “C” Королевского Танкового Корпуса. Им были присвоены заводские номера от Т249 до Т256 и армейские MK8369 – MK8376. Там же прилагается единственная известная фотография Mk.IV с номером MK8374 и названием “Crusty”. Однако, часто встречается информация о том, что номера этой серии принадлежали танкеткам модификации Mk.V*. Не исключено, что “четверки” были впоследствии модифицированы до уровня Mk.V* – это отчасти объясняет путаницу с регистрационными номерами.
Carden-Loyd Mark V*
Таким образом, опытных “пятерок” с колесно-гусеничной ходовой частью было выпущено 2 штуки: первой была Mk.V с бронекорпусом и номером MK8372, а вторая была изготовлена из мягкой стали и имела номер MT9724. С серийными Mk.V* ситуация пока не ясна, но точно известно, что часть машин была переделана в различные экспериментальные варианты.
Две танкетки с серийными номерами T413-T415 (армейские ML8708 — ML8709) были доработаны под установку приборов дымопуска и обозначались как Carden-Loyd Smoke Producer. Дымовая труба была выведена через задний левый угол корпуса.
Один Mk.V* был переоборудован в вариант с усиленным бронированием “Infighter” (дословный перевод – рукопашный боец). Машина имела регистрационный номер МТ8387 и бортовой код “5b”. Отличительной чертой этой модификации был модернизированный корпус и чисто гусеничная ходовая часть. Надстройка была изменена, получив более толстую лобовую броню и бронещиток пулемета. Можно сказать, “Infighter” стал прообразом для крупносерийного варианта Mk.VI.
Carden-Loyd Mark V*
Также в единственном экземпляре была построена танкетка для Швеции. Данные об этой машине также неоднозначные. Часто утверждается, что экспортный Mk.V* был построен в 1927 году, а шведы приобрели его в 1931 году, что не совсем соответствует действительности в отношении года выпуска этой машины. Как и модификация “Infighter” данная танкетка не оборудовалась колесным движителем, а её гусеничная ходовая часть была максимально приближена к Mk.VI. Наибольшие изменения коснулись только конструкции корпуса, который получил высокую надстройку из катаных бронелистов без крыши и вырезом под пулемет в носовой части. По шведским данным масса экспортного Mk.V* составила 1400 кг, скорость – 45 км/ч. Танкетка получила обозначение Traktor nr.52 и вооружалась пулеметом m/14-29.
Вместе с единственным образцом Mk.VI эта танкетка использовалась для транспортировки лыжников и как разведывательная бронемашина. В 1939 году Mk.V* передали в танковый музей (Pansarmuseet, Axvalla), где она находится до настоящего времени. Судьба остальных танкеток пока остаётся невыясненной.
тягач Scammell с танком А6Е1
Vickers-Armstrong Mk.E/Vickers 6-ton
В заключение хотелось бы сказать, что с появлением трехосного полноприводного тягача повышенной проходимости Скаммель и танка Vickers Mk.E с мелкозвенчатой гусеницей из марганцовистой стали, выдерживающей пробег в 4800 км, британцы охладели к колесно-гусеничным танкам. Крейсерские танки с подвеской Кристи, строились исключительно в гусеничном варианте.
Тактико-техническая характеристики колесно-гусеничных танков
ТИП ТАНКА | Vickers-Wolsely Wheel Track Tank | Vickers Wheel-cum-Track Machine/ D3E1 | Carden-Loyd Mk.I* | Carden-Loyd Mk.III | Carden-Loyd Mk.V* | Vickers Wheel-Cum-Track |
БОЕВАЯ МАССА, кг | 7500 (7600) | 9500 | 1600 (1600-2500) | 1600 (1600-2500) | 1600 (1130-1350) | 13717 |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 (3) | 4—5 | 1 | 1 | 2 | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм | ||||||
Длина | (5200) | 5330 (5080) | 2250 (3200) | 2250 (3200) | 3200 (3020) | 5183 (5290-6400) |
Ширина | (2300) | 2400 (2290) | (1400) | (1400) | 2000 | 2762 |
Высота (на колесах/на гусеницах) | (3000) | 2500 (2130/2340) | (1500) | (1500) | 1200 (1020-1200) | 2730 (2700-2900) |
Клиренс (на колесах/на гусеницах) | н/д | (160/150) | (1,3*) | (1,3*) | 0,228 (0,26) | (0,450) |
ВООРУЖЕНИЕ | ||||||
Пушки, мм | — | — | — | — | — | 1 х 47-мм QF3 |
Пулеметы, мм | 3 х 7,71-мм Vickers | 3 х 7,71-мм Vickers | 1 х 7,71-мм Lewis | 1 х 7,71-мм Lewis | 1 х 7,71-мм Lewis | 3 х 7,71-мм Vickers |
БОЕКОМПЛЕКТ | н/д | н/д | н/д | н/д | 3000 патронов | 111 выстрелов и 2250 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | механический прицел | оптические пулеметные прицелы | оптический прицел | оптический прицел | оптический прицел | телескопический орудийный прицел |
БРОНИРОВАНИЕ, мм | ||||||
Лоб корпуса | 8 | 8 (12) | (9) | 6 (9) | 9 | 12 (15) |
Борт корпуса | 8 | 8 (12) | (9) | 6 (9) | 9 | 8 |
Корма корпуса | 8 | 8 (12) | (9) | 6 (9) | 9 | 8 |
Башня/рубка | 8 | 8 (12) | (9) | 6 (9) | 9 | 12 (15) |
Крыша и днище | 8 | 6 (8) | (6) | 4 (6) | 4 (6) | 4 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | ||||||
Двигатель | карбюраторный, Wolseley | Vickers-Armstrong, бензиновый, 8-цилиндровый, воздушного охлаждения (6-цилиндровый, водяного охлаждения) | Ford Model T, бензиновый, жидкостного охлаждения | Ford Model T, бензиновый, жидкостного охлаждения | Ford Model T, бензиновый, жидкостного охлаждения | Vickers-Armstrong, бензиновый, 8-цилиндровый, воздушного охлаждения |
Мощность, л.с. | 120 | 90 (135) | 14 | 14 (22,5) | 22,5 | 90 |
Общая мощность, л.с. | 120 | 90 (135) | 14 | 14 (22,5) | 22,5 | 90 |
ТРАНСМИССИЯ | механическая | механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП [4 скорости вперед и 1 назад] | механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП | механического типа: однодисковое сцепление, барабанные тормоза, дифференциал, ручная КПП [2 скорости вперед и 1 назад] | механического типа, ручная КПП [2 скорости вперед и 1 назад] | механическая, 4-скоростная КПП (кроме того, планетарный редуктор на 2 скорости (2 передачи назад)) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||||||
гусеничная часть (на один борт) | 16 опорных катков сблокированных в 8 тележек с амортизацией на металлических пластинах, 8 поддерживающих роликов, задние ведущее колесо | 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо | 14 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо | 4 опорных катка, переднее ведущее и заднее направляющее колесо | 4 опорных катка, переднее ведущее и заднее направляющее колесо | 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележк, 1 натяжной ролик, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо |
колесная часть | формула 4х2, задние ведущие колеса | передний управляемый и задний ведущий мост автомобильного типа, подвеска на листовых рессорах, колеса со штампованными дисками и бескамерными шинами | заднее направляющее колесо и два передних ведущих колеса | заднее направляющее колесо и два передних ведущих колеса | заднее направляющее колесо и два передних ведущих колеса | передний управляемый и задний ведущий мост автомобильного типа |
СКОРОСТЬ, км/ч | ||||||
На колесах | 40 | 48 (72) | н/д | (50) | 50 | н/д |
На гусеницах | 25 | 21 (24) | 32 | 32 (39) | 35 | 42 |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км | ||||||
На колесах | н/д | 418 | н/д | н/д | н/д | н/д |
На гусеницах | н/д | 193 | 120 | 120 | 160 | 193 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | ||||||
Угол подъема, град. | н/д | (35) | н/д | (40) | 25 (40) | (45) |
Высота стенки, м | н/д | 0,5 (0,46) | н/д | (0,40) | 0,41(0,46) | 0,7 (0,8) |
Ширина рва, м | н/д | 2 | н/д | (1,17) | 1,22 | 2 |
Глубина брода, м | н/д | 0,6 (0,8) | н/д | (0,40) | 0,61 (0,40) | (1,2) |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | отсутствовали | отсутствовали | отсутствовали | отсутствовали | отсутствовали | (радиостанция) |
В круглых скобках данные из справочника Хейгля
* — так в тексте, возможно 0,13 м
Список источников:
- Хейгль. Танки, часть 1 (справочник 1936),
- Исаев А.В. Большая ложь маленького человечка,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/medium_mk.2.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/vickers-wolseley_wctt.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_d3e1.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/carden_loyd_mk1.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/carden_loyd_mk2.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/carden_loyd_mk4.htm,
- http://www.armourbook.com/forum/flud/boltalka/2008-08-28/80_let_tanketke_kardenllojjd_mk._vi/page/1.html.