1

В феврале 1928 года с немецким конструктором Фольмером, обладавшим значительным опытом в области создания и постановки на производство различных типов танков, был заключен договор на разработку маневренного колесно-гусеничного танка массой 8 тонн. Технический проект машины, который обошелся СССР в $70000, был принят у Фольмера в июне 1930 года. На машине с противопульным бронированием, выполненным из 8-мм и 15-мм броневых листов, предусматривалась установка двигателя конструкции Фольмера мощностью 125 л.с. Он должен был обеспечить танку максимальную скорость на колесном ходу 50 км/ч и на гусеничном 25 км/ч. Время перехода с гусеничного на колесный должно было составлять около 4 минут. Танк предполагалось вооружить модернизированной 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж машины должен был состоять из трех человек.

Поскольку чертежи танка Фольмера были получены после подписания договора на приобретение двух колесно-гусеничных танков американского конструктора Дж.У.Кристи и предоставления всесторонней технической помощи по ним, от постройки танка Фольмера отказались. Чертежи танка были переданы в Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА для дальнейшего использования, а массовыми колесно-гусеничными танками в СССР стали танки с подвеской системы Кристи.

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Проекты Тоскина

При организации серийного производства танков БТ отечественные конструкторы уже рассматривали варианты совершенствования машины. Еще в начале декабря 1930 года танковым отделом ХПЗ под руководством М.Н. Тоскина были представлены два проекта модернизации закупленных машин.

Первый проект представлял вариант танка массой 7,5тонн. Его предполагалось вооружить одной 45-мм или 37-мм пушкой и пулеметом ДТ, установленными в уменьшенной по высоте башне. Боекомплект должен был включать 90 выстрелов к пушке и 2520 патронов. В укороченном корпусе предусматривалась установка карбюраторного двигателя м-6 мощностью 300 л.с. Ходовая часть должна была быть выполнена по четырехкатковой схеме. На колесном ходу передние катки были управляемыми, задние — ведущими. Рачетная максимальная скорость на колесном и гусеничном ходу составляла 53 км/ч. Экипаж машины должен был состоять из двух человек.

Второй проект предусматривал создание танка, имевшего боевую массу 12-12,5 тонн, вооруженного одной 37-мм или 45-мм пушкой и двумя пулеметами ДТ (один пулемет устанавливался в лобовом листе рядом с механиком-водителем) с боекомплектом в 100 выстрелов к пушке и 2780 патронов к пулеметам. Проектировалась установка в танк карбюраторного двигателя М-17 мощностью 500 л.с. Броневую защиту предусматривалось изготовить из 6-, 10- и 13-мм бронелистов. В ходовой части предусматривалось использовать пятикатковую схему с двумя ведущими (задними) и управляемыми (передними) опорными катками колесного хода состороны каждого борта. Привод к ведущим колесам осуществлялся

"самостоятельной подвеской через две гитары, расположенные на одной оси".

Расчетная максимальная скорость танка на колесном ходу составляла 74 км/ч, на гусеничном — 53 км/ч. Экипаж должен был состоять из четырех человек.

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

второй проект Тоскина

При рассмотрении проектов НТК УММ постановил:

"1. Считать первоочередной задачей модернизацию существующего серийного образца.

2. по модернизации БТ:

— работы по БТ (утяжеленному типу) не прекращать. В узловых чертежах испраить все ошибки, как в части конструктивного исполнения, так и в расчетной."

В феврале 1931 г. Комиссией обороны эта задача была поставлена танковому отделу ХПЗ, московскому КБ Оружобъединения и НАТИ. В результате проведенных работ были разработаны варианты установки в танк 76,2-мм пушки Гарфорда, а также четырех 7,62-мм пулеметов ДТ. Боекомплект танка составлял 60 снарядов и 6000 патронов. Бронирование корпуса и башни было усилено за счет использования броневых листов толщиной 20, 25 и 45 мм. Ход дальнейших работ по этому направлению неизвестен.

Работы Дыренкова

6 июня 1931 года начальник вооружения РККА И. Уборевич и начальник УММ РККА И. Халепский утвердили "… задание на проектирование колесно-гусеничного танка типа Кристи". В этом образце предполагалось сделать следующее:

"I. Основным требованием является быстроходность, высокая проходимлсть по всем грунтам и высокий километраж службы до ремонта.

  1. Вес не более 14 т.
  2. Удельная нагрузка не более 0,35 кг/см2.
  3. Скорость на колесах по шоссе 70 км/ч, на гусеницах не ниже 40 км/ч. Преодолеваемые препятстви: подъемы — 30 град., крен — 30 град.
  4. Километраж службы до износа гксеничного движетеля и трансмиссии не менее 3000 км, на колесах — не ниже 10000 км.
  5. Живучесть мотора — не менее чем 500 часов работы.
  6. Проходимость: клиренс — 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м.
  7. Вооружение — 76-мм противоштурмовая (временно) и 37-мм орудия и 2 пулемета. Одно орудие и один пулемет размещаются во вращающейся башне, второе орудие может быть установлено не в башне.
  8. Боекомплект — 40 выстрелов к 76-мм, 100 выстрелов к 37-мм, 5000 патрон.
  9. Броня: лоб — 30 мм, борт — 13 мм, башня — 20 мм, корма — 20 мм, дно, крыша — 6 мм.
  10. Экипаж — не менее 3 человек.
  11. Запас хода — не менее 4 часов.

II. Обязать начальника Артиллерийского управления в 5-месячный срок изготовить опытные образцы специальной танковой 76-мм пушки с полуавтоматическим затвором…

Производственное требование — при проектировании этой машины должны быть приняты все меры к использованию идущих или предполагавшихся в производстве агрегатов, частей и механизмов".

Осенью 1931 г. Н. И. Дыренковым был разработан проект модернизации вооружения танка БТ за счет установки 37-мм пушки во вращающейся башне и 76,2-мм пушки — в лобовом листе корпуса машины. Проект не был принят из-за малых размеров боевого отделения, неудачной конструкции агрегатов трансмиссии и приводов к двум парам задних ведущих колес.

Специальная комиссия «по проверке расчетов и оценки конструкций Д-4, Д-5 и Д-38» сочла данные решения неоправданными и работы по ним в существующем виде предписывала прекратить. Но в декабре 1931 г. начальник НКТ УММ Лебедев послал Н. Дыренкову письмо следующего содержания:

«Тов. ДЫРЕНКОВУ

Н.Т.К.

… декабря 1931 г.

Согласно решения НТКопг 21/10с.г. и Вашему пожеланию продолжить работы над усилением вооружения гусенично-колесных танков типа КРИСТИ путем установки в них 76-мм пушки. НТК поручает Вам завершить проэкт большой башни танка Д-38 второго варианта /с пушкой 76мм/, при условии ее установки на корпусе танка «БТ-КРИСТИ» без переделок последнего с исключением второй огневой точки в корпусе.

Эскизный проэкт большой башенной установки Д38 согласовать с КБ-3 ОРПО не позднее 10/2 с.г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НТК УММ РККА

/Лебедев/»

Таким образом, Н. Дыренкову давалась «зеленая улица» в создании танка, с корпусом БТ и большой башней, вооруженной 76-мм пушкой. Второй вариант модернизации колесно-гусеничного танка БТ конструкции Н. И. Дыренкова оказался более удачным. Танк, получивший название Д-38, был разработан в конце 1931 — начале 1932 гг. Ведущим инженером машины был Н. Гуленко. В январе 1932 г. был изготовлен опытный образец, причем гусеницы на нем были заимствованы от второго закупленного танка «Кристи» М. 1940, который находился в бюро на исследовании.

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Машина отличалась от серийного танка БТ-2 установкой вооружения и конструктивными изменениями корпуса, связанными с установкой новой башни. Были разработаны два варианта башни: сварная из плоских броневых листов и куполообразная, штампованная.

В качестве основного оружия на машине, согласно техническому проекту, предполагалось установить две пушки: 37-мм танковую и 76,2-мм противоштурмовую пушку «Гарфорда». Однако, в ходе опытно-конструкторских работ был изготовлен деревянный макет башни с установкой одной 76,2-мм противоштурмовой пушки. В отличие от макета, на опытном образце танка была использована 76,2-мм пушка ПС-3 (полковая пушка обр. 1927 г. с укороченным откатом), которая устанавливалась в цапфах на станине, приваренной к башне и имела максимальный угол возвышения 25град. Для ведения прицельной стрельбы использовался удлиненный телескопический танковый прицел обр. 1930 г., для которого в броне башни было сделано специальное окно. Подъемный механизм был сохранен от полковой пушки.

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Бронировка орудия на машине не устанавливалась. Справа от пушки автономно размещался 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект машины состоял из 50 выстрелов к пушке и 2700 патронов к пулемету.

25 марта 1932 году пушка ПС-3, установленная в башне конструкции Дыренкова на танке БТ, была испытана возкой и стрельбой. Из-за большого отката и чрезмерной реакции на погон испытания пришлось прекратить

«вплоть до готовности новой 76-мм танковой пушки укороченного отката».

Вместо запланированных на испытаниях 200 выстрелов было сделано лишь 50. Испытания же «улучшенной сварной башни», получившей индекс А-43, на танке Т-26 проходили в НИАП с 26 ноября по 5 декабря 1932 г. Эта башня была установлена на несколько переработанный корпус танка БТ. Большой размер круга обслуживания (погона) башни заставил нарастить длину подбашенного листа танка назад, что привело к установке кормового листа под большим наклоном.

Было выявлено большое количество недостатков как в конструкции самих башен, так и в конструкции пушки. Неудачный погон заставлял прикладывать на маховик поворотного механизма чрезмерные усилия, особенно при страгивании башни с места. Полковую пушку установить в башню не представлялось возможным из-за чрезмерной длины отката (до 900 мм). Уменьшить откат путем применения дульного тормоза АНИИ не разрешил. Поэтому башня А-43 испытывалась с пушкой «Гарфорда».

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Только в начале 1933 г. в башне А-43 была смонтирована новая 76-мм пушка КТ обр. 1927/32 гг., представлявшая собой ту же «полковушку» с уменьшенной до 500 мм длиной отката. Конструкция башни была немного изменена, но кардинальных улучшений все же не последовало. Особенно угнетала теснота в боевом отделении. Так, при производстве выстрела заряжающему (он же – пулеметчик) приходилось буквально вжиматься в правую стенку башни и, «прерывая всякую возможность ведения стрельбы из пулемета», прижимать к себе левую руку (чтобы его не ударило откатывающейся казенной частью).

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Танк БТ со штампованным вариантом башни А-43 (кинокадр), 1932 г.

«Механизированный» спуск давал частые отказы, а производить выстрел со шнура в такой тесноте было невозможно. Угол обстрела из башенного пулемета был никуда не годным. Обзор – крайне ограниченным.

Отсутствие вентиляции могло привести к угару экипажа при ведении огня с закрытыми кормовыми дверьми башни. По окончании этих испытаний башня была забракована УММ.

Проекты ОГПУ и завода «Красный Путиловец»

В декабре 1932 г. состоялось совещание в НТУ УММ по вопросу установки 76,2-мм полкового орудия обр. 1927 г. в танк БТ без удлинения его корпуса (допускались небольшие переделки). Общий вид башни разрабатывал завод № 1, а укладка снарядов выполнялась заводом «Красный Путиловец». Однако дальше технического проекта этот вариант усиления огневой мощи БТ-2 не прорабатывался.

 

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

БТ с опытной башней завода «Красный Путиловец»   

Работы по усилению вооружения танка БТ-2 велись и в Автотанковом бюро (АТБ ЭКУ ОГПУ, возглавляемым И. А..Махановым. В 1932–1933 гг. ТО ЭКУ ОГПУ в Москве для танка БТ-2 был разработан проект новой башни с увеличенным погоном и 76,2-мм пушкой. Для наведения орудия использовались электромеханические приводы с оригинальным дифференциальным механизмом горизонтального наведения. В ходовой части  предполагалось использовать мелкозвенчатые гусеницы с коваными траками. Опытный образец башни был изготовлен московским заводом «Красный Пролетарий» в 1933 г. В последствии опытная башня с 76,2-мм пушкой была использована ленинградским заводом им. Ворошилова (завод № 174) при разработке модернизации вооружения легкого танка Т-26.

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

БТ с опытной башней АТБ ЭКУ ОГПУ и 76,2-мм пушкой ПС-3  

Кроме того, в начале 1932 г. на московском заводе «Красный Пролетарий» рассматривался вопрос о изготовлении штампованных «грибообразных» (полусферических) башен под установку 76,2-мм орудия и 7,62-мм пулемета ДТ. Однако из-за малой мощности штамповочного пресса, позволившего изготовить «грибообразную» башню из 6-мм брони вместо требуемой по техническим условиям — 11 мм, дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.

Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи

Эксперименты по усилению вооружения танков БТ показали необходимость в создании новой более просторной башни, и что сделать это на существующие корпусе танка было невозможно. Но против изменения конструкции корпуса категорически возражал Комитет обороны, поэтому все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 г., имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ. 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ 

Тип танка

Проект №2 инж. Тоскина*

Д-38

Боевая масса, кг

12000-12500

11500

Экипаж, чел.

4

3

Габаритные размеры, мм

Длина

6200

5350

Ширина

2640

2230

Высота

2430

2400

Клиренс

350

350

Вооружение

Пушки

1 х 37-мм или 1 х 45-мм

1 х 76,2-мм ПС-3

Пулеметы

2 х 7,62-мм ДТ

1 х 7,62-мм ДТ

Боекомплект

Пушки

100 выстрелов

50 выстрелов

Пулеметы

2780 патронов

2700 патронов

Приборы прицеливания

телескопический танковый прицел обр.1930 г.

телескопический танковый прицел обр.1930 г.

Бронирование, мм

Лоб корпуса

13

13

Борт корпуса

13

13

Корма корпуса

10

10

Башня

13

13

Крыша

10

10

Днище

6

6

Силовая установка

Тип двигателя

М-17, карбюраторный, 12-цилиндровый

М-5-400, карбюраторный, 12-цилиндровый

Мощность, л.с.

500

400

Общая мощность, л.с.

500

400

Трансмиссия

механического типа

3 передачи вперед и 1 назад

Ходовая часть

5 опорных катков (с приводом на 2 задних и двумя поворотными катками), переднее направляющее и 2 задних ведущие колеса

4 опорных катка (с приводом на задний и двумя поворотными катками), переднее направляющее и заднее ведущее колесо

Скорость, км/ч

На гусеницах

53

60

На колесах

74

90

Запас хода, км

На гусеницах

н/д

120

На колесах

н/д

200

Преодолеваемые препятствия

Угол подъема, град

30

35

Высота стенки, м

0,6

0,55

Ширина рва, м

2

2

Глубина брода, м

1

0,9

Средства связи

отсутствовали

отсутствовали

 

*- данные расчетные

Список источников:

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account