Австро-итальянская война 1866 года. Сражение при Лиссе

1

Данная статья выкладывается на сайт к 150-летию сражения при Лиссе.

Политика и причины войны

Пятидесятые и шестидесятые годы XIX века стали временем консолидации народов Европы в обособленные нации в рамках единых национальных государств. Там, где эти процессы начинались и протекали в более благоприятных условиях, уже вполне был виден положительный результат единства в виде стабильности экономического развития и роста благосостояния наций. Для мелких раздробленных государственных образований Италии и Германии в силу исторических, политических и экономических причин объединение в рамках общего государства стало возможным только после бурной эпохи наполеоновских войн и революций.

Быстрое развитие экономики Пруссии дало «железному» канцлеру Отто фон Бисмарку достаточные денежные средства и материальные ресурсы, чтобы приступить к объединению разрозненных германских земель под властью прусского короля. Противниками подобного объединения выступали правящие династии малых германских государств, которые не желали потери власти над «своими» наследственными землями. Так как самостоятельно противостоять Пруссии не могли даже самые большие и сильные из них, то естественной опорой им виделась Австрийская империя. Австрия, являясь германским государством, как и Пруссия, претендовала на главенствующую роль в объединении нации. Однако, поскольку Австрия являлась многонациональным государством с множеством внутренних проблем, в котором сами носители немецкого языка были меньшинством, особых возможностей для активных действий у императоров династии Габсбургов не было. Но и просто наблюдать за действиями соперников австрийцы не желали.

Ещё одной значительной силой на пути к национальному немецкому государству была Французская Империя Наполеона III Бонапарта. Франция и без того напрягала все свои силы в борьбе за мировое лидерство и новые колонии с Великобританией, чтобы допустить появление на своей восточной границе нового могущественного и агрессивного государства. Наполеон III был полон имперских амбиций своего великого предка, но по личным достоинствам был очень далёк от него. Великобритания, хотя и имела свои интересы в вопросе объединения Германии, предпочитала придерживаться своей общей для континентальных дел политики невмешательства – «блестящей изоляции».

В 1864 году Австрия и Пруссия в союзе выступили в войне против Дании за немецкие провинции в составе Датского королевства – Шлезвиг и Гольштейн. Для Австрии подобные действия были последней попыткой ограничить односторонние действия Пруссии. Для Пруссии же это была большая дипломатическая победа Бисмарка, который сумел решить часть своих проблем чужими руками. Победив Данию, союзники разделили новые земли. Формально под контроль Австрии перешёл Шлезвиг, а Пруссии – Гольштейн. Однако пруссаки предпринимали энергичные действия по включению обеих земель в подконтрольный им Германский Союз полунезависимых немецких княжеств и вольных городов…

Политическим центром объединения Италии выступило Сардинское королевство. Премьер-министр Сардинии, блестящий дипломат и умный политик, граф Камилло Бензо ди Кавур сумел заручиться в своей борьбе за новую единую Италию поддержкой французского императора Наполеона III. Для поддержания репутации династии Бонапартов нужны были яркие успехи во внешней политике. Особой реальной пользы от авантюр по захвату Мексики и прочих подобных начинаниях государство не получало, но отвлекало внимание французов от внутренних проблем и создавало иллюзию могущества Второй Империи. Совместное участие Франции и Сардинии в Крымской войне в 1854-1855 гг. скрепило союз.

Ещё с XVI-XVII веков монархи династии Габсбургов вначале на Испанском, а затем на Австрийском престолах сумели завоевать или поставить под свой контроль всю территорию Италии, кроме Сардинии и Рима. В 1859 году Франция и Сардиния в ходе быстротечной победоносной войны отняли от Австрийской империи в пользу Сардинского королевства область Ломбардию. С 1860 по 1862 гг. граф ди Кавур включил в состав Сардинии все итальянские земли, кроме Рима и австрийской Венеции. Наполеон III не позволил сардинским войскам занять Рим и тем самым разорвал союз с Сардинией.

Таким образом, к 1866 году для окончательного завершения процесса объединения Германии и Италии необходимо было устранить сопротивление Австрии. Два молодых европейских государства соединили свои силы. Прусские войска до объявления войны заняли Гольштейн и вторглись в Богемию. 17 июня 1866 г. страны объявили о нахождении в состоянии войны друг с другом. 20 июня Италия также объявила войну Австрии. До начала войны дипломатические усилия Бисмарка обеспечили нейтралитет России и Франции.

Целями Пруссии было военное поражение Австрии и устранение препятствий с её стороны в объединении немецких земель вокруг Пруссии. Италия по результатам войны должна была присоединить себе австрийскую Венецианскую область. Соответственно, задачей Австрийской империи было не допустить своего разгрома и сохранить территориальную целостность.

Война на суше

С 17 июня по 26 июля 1866 г. Австрия в союзе с Баварией, Саксонией, Баденом, Вюртембергом, Ганновером и несколькими более мелкими немецкими государствами вела боевые действия с войсками Пруссии и Италии. Значительное организационное и техническое превосходство прусской армии предопределило ход войны. 29 июня при Лангензальце поражение потерпела армия Ганновера. 3 июля австрийцы были разбиты при Садовой. Прусская армия вплотную подошла к Вене. Достигнув поставленных задач, Бисмарк не хотел рисковать успехом и был готов заключить мир с Австрией на выгодных условиях.

20 июня превосходящие силы итальянской армии вторглись в Венецию, однако 24 июня в битве при Кустоцце были разгромлены австрийцами. Потери итальянцев составили до 10000 человек. Поражение при Садовой заставило Австрию перебросить значительные силы для войны с пруссаками. Воспользовавшись этим, итальянцы вновь перешли в наступление, но, за исключением частей генерала Гарибальди, не достигли существенного успеха.

26 июля в Никольсбурге Австрия согласилась на умеренные условия предварительного мирного договора с Пруссией. Излишнее усиление Пруссии могло спровоцировать вторжение Франции, а Австрия могла потерять Венгрию. Оставшись один на один с Австрией, Италия 10 августа пошла на перемирие, а 3 октября по Венскому мирному договору получила Венецианскую область.

Отдельно стоит упомянуть дружественную Австрии позицию Турции, которая сосредоточила значительные силы и готова была вступить в войну на стороне Австрии, если бы балканские государства напали на австрийцев, или итальянцы высадили десант на восточном побережье Адриатического моря.

Война окончилась победой для Италии и Пруссии. На пути к единству более не было препятствий.

Роль и задачи флота в войне Италии и Австрии

Во времена своего могущества итальянская Венецианская республика владела побережьем Хорватии и Далмацией. Адриатическое море было «венецианским озером». Политики молодого Итальянского королевства мечтали о возвращении этих славных времён. Без сильного и боеспособного флота достичь этого было невозможно. Особенно ясно это стало после того, как в 1849 году, во время войны Пьемонта и Австрии, флот последней сохранил Венецию для австрийцев.

Отсутствие общей для Италии единой сети сухопутных путей сообщения делало морской путь единственным дешёвым и быстрым способом сообщения. Морские коммуникации протяжённого побережья Италии также требовали защиты военного флота. Соответственно, аналогичные задачи по защите от высадки десанта и уничтожения своего транспортного, торгового и рыболовного флота стояли и перед флотом Австрийской империи. Фактически, от господства на Адриатическом море зависела судьба австрийских владений на Адриатике.

Флот Италии

С 1860 года Италия вкладывала в развитие флота огромные денежные средства – на уровне 12 миллионов фунтов стерлингов. В 1862 г. тогдашний военно-морской министр адмирал Карло Пеллион ди Персано принял стратегическое для развития флота Италии решение об отказе от строительства в качестве главной силы флота деревянных кораблей и переходе к комплектованию броненосцами. Длительные союзнические отношения с Францией и неготовность итальянской промышленности к строительству броненосных кораблей с нужной поспешностью обусловили выбор места постройки. Большинство новых итальянских броненосцев были спроектированы на основании уже вступивших в строй французских и строились на верфях Французской Империи. Кроме этого, в США были заказаны два корабля как образцы военных кораблей воюющей страны, а в Великобритании – самый крупный в итальянском флоте башенный броненосный таран.

Формально двумя сильнейшими итальянскими кораблями были деревянные броненосные фрегаты постройки американской фирмы «Уэбб» из Нью-Йорка – «Ре д’Италия» и «Дон Луиджи Ре ди Портогалло» (в основном известен под кратким название «Ре ди Портогалло»). Однако ввиду плохого качества строительных материалов и самой постройки, а также плохих мореходных качеств можно сделать вывод, что каждый из них не стоил 325 000 фунтов стерлингов, уплаченных итальянским правительством. Манёвренность кораблей оставляла желать лучшего, однако этот недостаток был вполне присущ большинству из первых броненосцев.

Железный двухбашенный броненосный таран «Аффондаторе» был построен в Великобритании на верфи Гаррисона и считался самими итальянцами самым боеспособным кораблём их флота. При проектировании и строительстве англичане старались в наибольше степени использовать весь опыт Гражданской войны в США. По сравнению с американскими низкобортными мониторами строителям удалость довести мореходность до приемлемого для Средиземного моря уровня. Недостатками корабля были утяжеление носа за счёт тяжелой башни и носового каземата и недостаточная манёвренность. Аналогичную 5-дюймовому броневому поясу защиту получили две башни системы капитана Кольза. Палуба была застелена плоской броней толщиной в 2 дюйма.

Следующая по силе четвёрка броненосцев – «Реджина Мария Пиа», «Кастельфидардо», «Сан Мартино» и «Анкона» – была спроектирована с учётом проекта французских кораблей типа «Прованс». Приоритет в выполнении французами итальянского заказа виден в сроках вступления в строй кораблей. Первые три броненосца Италия получила уже в 1864 году, а французский флот пополнился трёмя «провансами» только в 1865-м. Основное визуальное отличие заключалось в наличии у итальянских кораблей ярко выраженного тарана. Корпуса итальянских кораблей, в отличии от французских прототипов, были выполнены из железа и несли на себе кованую железную броню. Хорошая скорость сочеталась с неплохой мореходностью и манёвренностью. Корабли типа «Реджина Мария Пиа» составляли однородное быстроходное ядро итальянского флота.

Броненосный корвет «Принчипе ди Кариньяно» стал первым вошедшим в строй броненосцем собственно итальянской постройки. На 1866 год в постройке находилось ещё два броненосца, которые в дальнейшем войдут в строй как «Мессина» (1867) и «Конте Верде» (1871). Первоначально все корабли серии были заложены с 1861 по 1863 гг. как деревянные паровые фрегаты, но в ходе строительства перепроектированы в броненосцы. Слабая промышленная база в Италии и недостаток опыта строительства боевых кораблей привели к длительным срокам достройки.

Первые итальянские броненосцы «Террибиле» и «Формидабиле» сочетали малые размеры с хорошей манёвренностью. В архитектуре кораблей, построенных на французской верфи «Ла Сейн», хорошо прослеживается влияние первого мореходного броненосца Французской Империи «Глуар» и французских же броненосных батарей.

Пару «Палестро» и «Варезе», спроектированную итальянским инженером Джузеппе де Лука и построенную во Франции на верфи «Ла Сейн», иногда классифицируют как броненосные канонерские лодки или корабли береговой обороны с железным корпусом. Они отличались малой скоростью и слабым вооружением при хорошем бронировании.

Кроме броненосцев имелось 7 паровых винтовых фрегатов и 3 паровых винтовых корвета, а также 8 авизо и 3 канонерских лодки.

Если комплектованию флота новыми и достаточно удачными кораблями уделялось большое внимание, и затрачивались значительные финансовые средства, то организация подготовки и структура управления были совершенно не достаточными. Хотя моральный настрой итальянских моряков на окончательное объединение нации был достаточно велик, и рядовой состав был полон решительности, существовали крупные проблемы комплектации техническими специалистами. Механики плохо знали материальную часть, и паровые машины находились в плохом состоянии. Поскольку броненосный флот создавался с нуля, то большинство экипажей требовало обучения и значительной практики как по управлению своим кораблём, так и по действиям в составе эскадры. Учения по стрельбе и совместному маневрированию не проводились, хотя для этого выделялось топливо, провиант и боеприпасы. Среди офицеров из разных, ранее независимых, областей не было единства. Постоянные конфликты за руководящие должности и привилегии не позволяли установить достаточную дисциплину даже на уровне офицерского состава, не говоря уже о простых матросах.

Во главе всего это царства анархии стоял хороший политик, но слабый духом, нерешительный и совершенно не желающий рисковать своим положением и жизнью адмирал Карло Пеллион ди Персано. Адмиралу исполнилось 59 лет, всю сознательную жизнь он служил в Сардинском флоте: участвовал в Австро-Сардинской войне 1848 г., Крымской войне 1854-1855 гг., в 1859 году блокировал австрийскую Адриатику, а в 1860-м – обеспечивал действия Гарибальди на Сицилии. Особых достижений не имел, но и ничем себя не запятнал. С точки зрения итальянского короля, Персано был единственно возможным руководителем флота, и это оказалось главной и неразрешимой проблемой.

Надо сказать, что среди итальянских офицеров были подающие надежды, но в условиях сословной Сардинской монархии у них почти не имелось шансов изменить текущее положение. Несомненно, итальянцев можно назвать нацией мореходов, и до поступления на флот большинство матросов служили моряками на торговых или рыболовных судах. Плохи были не сами итальянцы, а политическая система нового единого государства.

Таким образом, несомненные достоинства итальянских кораблей и большой потенциал их экипажей сводились на нет плохой подготовкой, дисциплиной и командованием, и в целом боеспособность итальянского флота была невысокой.

Флот Австрии

В отличие от Италии, где ядро объединения – Сардинское королевство – располагало славной военно-морской традицией Генуэзской республики, Австрийская Империя всегда была сухопутным государством и содержала флот на Адриатике лишь по мере необходимости защиты своих владений: Венеции, Хорватии и Далмации. Флот этот никогда не отличался особыми силами или достижениями. Впрочем, господствуя в разрозненной Италии и гранича со слабой в морском отношении Турцией, в большом флоте особой нужды не наблюдалось.

Всё изменилось с началом борьбы Сардинии за объединение итальянских земель под своей властью и угрозой высадки сардинцев или их союзников французов на Адриатическом побережье. Наиболее быстрое и дешевое сообщение между владениями Габсбургов так же, как и итальянцев, проходило по морю и нуждалось в защите. Правительству Австрии в далёкой от моря Вене требовалось время, чтобы осознать это. Уроки первых войн с участием морских сил, начиная с 1848 года, привели к тому, что австрийцы обзавелись вначале парусными деревянными корветами по заказанному в Великобритании образцу, а затем перестроили их в паровые винтовые корабли.

Вероятнее всего, на этом развитие флота империи и завершилось бы, но удача улыбнулась австрийцам. Эрцгерцог (титул использоваться всеми членами династии Габсбургов) Фердинанд Максимилиан Габсбург был талантливым и увлеченным морем человеком. Но самое главное – будучи братом императора Франца-Иосифа I, Фердинанд Макс мог решать многие вопросы значительно быстрее и эффективнее, обходя бюрократические заторы.

До начала войн в Италии австрийским флотом командовали этнические итальянцы Венецианской области, а рядовой состав набирали из прибрежных областей итальянских владений, а также бывших венецианских колоний в Далмации. Языком общения был итальянский. После войны 1848 г. ситуация изменилась, и австрийцы стали назначаться на командные посты, а немецкий язык стал обязательным для офицеров флота.

Для проведения реформ и создания современного боеспособного флота из Дании был приглашён датский капитан граф Ханс Бирк фон Далеруп и некоторое количество иностранных офицеров, призванных заменить ушедших со службы итальянцев. В 1854 году эрцгерцог Фердинанд Макс стал во главе флота, а Далеруп находился у него в непосредственном подчинении. Была проделана огромная работа по реорганизации всего флота, включая дисциплину, систему подготовки, базирования и строительства. Главной стала победа над общественным мнением страны, которое не понимало и не могло понимать важность создания боеспособного флота.

К 1864 году, когда Фердинанд Макс покинул свой пост и включился в авантюру с завоеванием Наполеоном III Мексики, где и погиб, была создана здоровая атмосфера, позволяющая талантливым людям реализовывать свои способности и продвигаться по службе. Офицеры и матросы получали практический опыт в ходе походов по Средиземному морю и к берегам Южной Америки.

Ещё одним значительным достижением стало строительства флота на собственных национальных верфях из собственных материалов по проекту талантливого австрийского инженера-кораблестроителя Иосифа фон Ромако. Первоначально австрийцы планировали построить флот с опорой на деревянные паровые фрегаты, но заказ итальянцами во Франции броненосцев, а затем и опыт первых сражений броненосцев с началом Гражданской войны в США заставил сделать ставку на броненосные корабли.

Минуя утверждения сметы расходов рейхстагом, Фердинанд Макс заказал судоверфи Триеста первую пару броненосцев – «Саламандер» и «Драхе», причём первый из них вступил в строй всего через 15 месяцев с начала строительства. Будучи во многом уменьшенной копией французского «Глуара», эти корабли стали конструктивным стандартом и послужили основной для развития их проекта в последующих двух сериях (типы «Кайзер Макс» и «Эрцгерцог Фердинанд Макс»). Всего к началу боевых действий в той или иной степени готовности находилось 7 деревянных паровых винтовых батарейных броненосных фрегатов: «Драхе», «Саламандер», «Кайзер Макс», «Принц Ойген», «Хуан де Аустрия», «Эрцгерцог Фердинанд Макс» и «Габсбург». Кроме того, в составе флота числился 1 паровой линейный корабль, 5 паровых винтовых фрегатов и 2 паровых корвета.

Недостатками австрийских броненосцев являлись слабость паровых машин и плохая манев­ренность, однако корабли были построены со всей возможной тщательностью из качественных материалов с множеством достойных отдельного рассказа конструктивных решений. Почти хрестоматийным стал пример защиты от вредного воздействия коррозии внешней железной обшивки и брони и уменьшения опасности пожара деревянных корпусов. Корпус покрывали слоем свинцовых белил, затем покрывали тонкими свинцовыми пластинами и, поверх, слоем каучука. Лишь затем на оцинкованных болтах крепились пластины отличной брони заводов Штирии. Корабли вооружались устаревшими гладкоствольными 48-фунтовыми пушками, а заказанные Круппу 210-мм стальные нарезные орудия были задержаны правительством Пруссии из-за войны.

После восстания в Венеции, увольнения итальянских офицеров и реформ офицерский состав флота преимущественно составляли австрийцы, немцы, скандинавы и незначительное число итальянцев. Рядовой состав набирался из жителей Далмации и итальянских областей Венеции и Триеста. Благонадёжность матросов всегда оставалась под вопросом. Спасло ситуацию влияние личности адмирала Вильгельма фон Тегетгофа. Не будь реформ Фердинанда Макса, по всей вероятности, Австрия не сумела бы создать флот, но без Тегетгофа у австрийцев было бы мало шансов на победу.

Военные традиции семьи Тегетгофа привели его на военную службу. Выбор пал на Морской кадетский корпус в Венеции. Жесткая дисциплина в семье и материальные проблемы воспитали жесткий предприимчивый характер будущего адмирала. После пяти лет учёбы Тегетгоф начал службу гардемарином, изучал иностранные языки и особенности флотов Франции и Англии; был националистом, сторонником имперской власти и объединения германских земель под властью Австрии. После подавления национальных революций 1848 года, когда империя почти погибла в пламени национальных восстаний итальянцев, чехов и венгров, для немца Тегетгофа началась пора роста в чинах. В 1854 г., в звании лейтенанта, он получает под командование шхуну «Элизабет». Затем служба за рубежом и выполнение тайных миссий, знакомство с эрцгерцогом Фердинандом Максом и назначение в 1857 г. начальником отдела штаба флота. В октябре 1862 г. Тегетгоф командует дивизией из фрегата, корвета и двух канонерских лодок. В этот период особенно важным становится его умение правильно оценивать политическую, экономическую и военную ситуацию и действовать с возможной наибольшей эффективностью. Руководство отмечает отчаянную храбрость и находчивость офицера. В 1864 г., командуя двумя паровыми фрегатами, он отличился в войне Австрии и Пруссии против Дании, сумев выдержать бой против двух более мощных датских фрегатов и одного корвета. После гибели эрцгерцога Фердинанда Макса у адмирала появилось множество противников, в основном из-за его темперамента и яростных споров с руководством, которые брат императора прощал талантливому морскому офицеру. Но всё же, с обострением отношений с Италией и Пруссией, Тегетгофа назначили командующим австрийским флотом.

Особенностью организации флота Австрии было то, что он не был самостоятельным родом войск, а структурно входил и подчинялся сухопутным силам, что крайне отрицательно сказывалось на возможностях использования боевых кораблей. Ничего не смысля в морском деле, сухопутные генералы старались не рисковать кораблями, которые они считали слишком дорогими игрушками покойного Фердинанда Макса. Никто не хотел занимать столь опасный для карьеры пост командующего флотом, так как считалось, что итальянцев на море победить нельзя, да и незачем. Именно поэтому энергичному 47-летнему Тегетгофу и удалось стать во главе флота.

Несмотря на монархические националистические воззрения, австрийский адмирал славился своей справедливостью, уважением к подчинённым без различия к национальностям и вниманием к мелочам службы. Он всячески поощрял личную инициативу, умел прислушаться к чужому мнению и большое внимание уделял боевой и тактической подготовке. Даже в условиях постоянной нехватки средств на достройку броненосцев и приобретение топлива и боеприпасов, корабли Тегетгофа совершали манёвры под парами и парусами, проводили учебные стрельбы и опробовали различные тактические схемы боя. На борту флагманского броненосца «Эрцгерцог Фердинанд Макс» проводились каждодневные совещание и проработки планов ведения войны против итальянцев. Не менее тяжёлой была борьба с сухопутным командованием: генералы считали, что флоту достаточно защищать ключевые гавани и прикрывать фланг армии в Венеции, Тегетгоф же убеждал в возможности активных действий в Адриатическом море и уничтожения итальянского флота в решающем сражении, даже несмотря на почти трёхкратное превосходство итальянцев по тоннажу и артиллерии.

Действия сторон с 25 июня по 19 июля 1866 г.

Как упоминалось выше, 20 июня 1866 г. итальянские войска вторглись в австрийскую область Венеция, но уже 24 июня были разбиты австрийцами в битве при Кустоцце. 25 июня итальянский флот совершил переход из базы в Таранто в Анкону. Лишь четыре броненосца были готовы к немедленным действиям, в то время как остальные ремонтировались, довооружались, а их экипажи – интенсивно обучались. Утром 27 июня к Анконе подошла австрийская эскадра Тегетгофа в составе шести броненосцев и одного винтового фрегата. Ди Персано вывел свои четыре броненосца из гавани, но, потеряв около двух часов, так и не решился сблизиться с австрийцами. Корабли Тегетгофа ушли к своим берегам, так и не сделав ни одного выстрела. Австрийцы одержали важную моральную победу, которая воодушевила и сплотила австрийских моряков и заставила итальянцев сомневаться в собственном командире. После поражения на суше общественное мнение в Италии требовало восстановить честь страны в морском сражении. Сам же адмирал ди Персано, вероятно, желал только скорейшего подписания мирного договора и окончания войны. Такой вывод можно сделать из всяческих отговорок и проволочек, которые заполняли всё время итальянского адмирала.

Особенно интересны с точки зрения задач, поставленных правительством для флота Италии и Австрии, события 27 июня. На итальянский флот была возложена задача завоевания господства в Адриатическом море путём уничтожения или блокады флота противника. Затем он должен был разрушить единственную ведущую вдоль берега моря железную дорогу к Венеции и, тем самым, отрезать линию снабжения для австрийской армии. Австрийскому же флоту приказывалось не предпринимать никаких действий, которые подвергали бы его какому-либо риску. Он должен был охранять побережье Далмации и Истрии от десанта врага, но не более того. Как видно, адмиралы восприняли требования руководства с точностью до наоборот.

Лишь 15 июля под нажимом правительства и общественности ди Персано вывел итальянский флот в открытое море без каких-либо целей, задач и результатов, тем самым окончательно потеряв доверие и уважение своих подчинённых. Морской министр умолял ди Персано сделать хоть что-нибудь и выдвинул идею захватить австрийский остров в Адриатическом море под названием Лисса. В своей телеграмме ди Персано он писал:

«Неужели вы желаете сказать народу, народу, который в своем безумном тщеславии считает своих моряков лучшими в мире, что, несмотря на 12 миллионов, которые мы прибавили к его долгу, собранная нами эскадра неспособна встретить врага? Нас побьют каменьями. И кто когда-либо упоминал об австрийском флоте иначе как с презрением? Сделайте что-нибудь, сразитесь с австрийцами, высадитесь на их берегу, атакуйте Лиссу, только действуйте».

Ди Персано тут же затребовал не менее 5000 солдат для проведения высадки. Морскому министру, как и всем офицерам, была понятна недееспособность адмирала, однако заменить его было практически некем, так как выбор любого другого офицера расколол бы фактически сардино-неаполитанский, а не итальянский флот. Недавнее объединение ещё не привело к сложению единой нации, и вспыльчивые итальянские офицеры с севера и юга отказывались подчиняться друг другу. Так что, никого не устраивающий ди Персано оказался чуть ли не идеальной фигурой.

В то время, как итальянское правительство прикладывало максимум усилий для использования своего флота и выполняло малейшие капризы ди Персано, Тегетгоф фактически в одиночку боролся за саму идею использования флота в боевых действиях. В марте 1866 г., накануне войны, руководство вооружённых сил страны пожелало избавиться от надоедавшего своими постоянными хлопотами и запросами Тегетгофа. Ему была предложена длительная экспедиция на Дальний Восток. Лишь в мае кипучая деятельность адмирала при ограниченной – в основном, моральной – поддержке эрцгерцога Альберта привела к созданию эскадры, в которую на тот момент входило лишь пять законченных постройкой броненосцев. Поскольку обычная база в Венеции была под угрозой захвата, для размещения кораблей был выбран наиболее стратегически удобный рейд Фазано вблизи города Пола. Затем последовала всеобщая напряжённая работа по доведения флота до боеготовности, направляемая неутомимой энергией адмирала Тегетгофа. Эскадра пополнилась двумя новыми броненосцами, старым паровым линкором и восстановленным после пожара фрегатом. Используя опыт Гражданской войны в США, австрийцы усиливали борта своих деревянных судов железными цепями и обрезками прокованных рельсов. Понимая слабость своей устаревшей гладкоствольной артиллерии, основная ставка делалась на маневрирование с целью тарана и концентрацию огня нескольких кораблей по одной цели. Проводились даже ночные учения.

16 июля 1866 г. итальянский флот в составе 11 броненосцев, 6 винтовых фрегатов и корветов, а также 7 пароходов с десантом вышел из Анконы в сторону острова Лисса. Длина острова 16 километров, ширина 6 километров, берег скалистый и обрывистый, население около 5000 человек, главная гавань и порт – Сан-Джорджо. В годы наполеоновских войн остров был захвачен Великобританией и укреплён. После перехода в 1815 году под власть Австрии укрепления были усилены и построены новые. На острове располагался австрийский гарнизон в 1833 человека при 88 орудиях, в основном – устаревших малокалиберных гладкоствольных. Между континентальной Австрией и островом был проложен телеграфный кабель, по которому гарнизон сумел предупредить Тегетгофа о подходе итальянцев, до того как последним удалось перерезать его. Поскольку у итальянцев не было карты острова, то некоторое время ушло на разведку и составление схемы расположения батарей.

18 июля восемь сильнейших итальянских броненосцев начали бомбардировку укреплений Лиссы. Две батареи были разрушены, а форт Георг, защищавший вход в гавань Сан-Джорджо, – сильно повреждён. Два броненосных фрегата вошли в гавань, но, попав под перекрестный огонь береговых батарей, были вынуждены отойти. Согласно плану ди Персано, во время бомбардировки на восточной стороне острова должны были высадиться итальянские солдаты, однако этого так и не произошло – как уверяли итальянцы, из-за сильного огня расположенной на возвышенности австрийской батареи. К вечеру все итальянские корабли вновь собрались вместе, почти ничего не достигнув за день. Командиры отдельных отрядов имели по любому вопросу собственное мнение и игнорировали приказы адмирала ди Персано. За ночь австрийцы частично восстановили разрушенные укрепления и приготовились ещё раз отразить атаку.

19 июля итальянцы вновь повторили попытку подавить береговые батареи, но опять были отбиты австрийцами. Во второй половине итальянская эскадра пополнилась броненосцем «Аффондаторе» и двумя паровыми фрегатами. После очередной бомбардировки на острове осталось лишь восемь орудий, однако и итальянские броненосцы были частично повреждены, запасы угля и снарядов сильно уменьшились, а команды – истощены. В любом случае, положение защитников острова характеризовалось как критическое, и надежды удержать остров собствен­ными силами не оставалось.

На 20 июля 1866 г. у итальянского адмирала ди Персано были большие планы: подавить последние батареи, высадить десант, захватить остров и доказать своей стране собственную компетентность.

Сражение при Лиссе

19 июля Тегетгоф получил разрешение из Вены действовать осторожно, но по собственному усмотрению. Корабли были выведены в море, и их команды изготовились действовать согласно детальным инструкциям своего адмирала, опыту учений и собственному здравому смыслу. В основе плана Тегетгофа лежала простота, проистекающая из малого опыта его флота. Корабли были разделены на три отряда: первый отряд из семи броненосцев во главе с флагманским «Эрцгерцогом Фердинандом Максом» с самим Тегетгофом на борту; второй – в составе линейного корабля, пяти фрегатов и корвета во главе с коммодором фон Петцем; третий – из семи канонерских лодок. Все три отряда были выстроены в форме клина и следовали друг за другом, как бы образуя тройной шеврон. Корабли изначально были построены в этом порядке, чтобы не терять время на перестроение при переходе из походного порядка в боевой. Броненосцы должны были прорвать линию итальянских кораблей, а затем агрессивно таранить и концентрированным огнём обстреливать неприятельские броненосцы. Второй «клин» должен был действовать против итальянских фрегатов, а при столкновении с броненосцами – также пробовать протаранить их. Канонерские лодки предназначались для действий на флангах, обстреливая вражеские корабли. Бой должен был превратиться в свалку, в которой численное преимущество итальянцев было бы сведено к минимуму. Каждый австрийский капитан мог действовать по своему усмотрению, не ожидая особых указаний адмирала.

20 июля в 07:00 итальянский посыльный корабль «Эсплораторе» обнаружил идущих к Лиссе на скорости в 5 узлов австрийцев. К 10:00 ветер и дождь, мешавший кораблям обеих сторон, стих, и противники увидели друг друга. К этому времени десант на остров был отменён, а под командой Персано было собрано восемь броненосцев в кильватерной колонне направлением на юго-запад в следующем порядке: «Принчипе ди Кариньяно», «Кастельфидардо», «Анкона» под командо­ванием адмирала Вакки; «Ре д’Италия», «Палестро», «Сан Мартино», «Ре ди Портогалло», «Реджина Мария Пиа» под командованием ди Бруно и замыкал колонну, со значительным отставанием, броненосец «Варезе». Желание ди Персано перейти на двигающийся параллельно кильватерной колонне с внутренней стороны «Аффондаторе» привело к тому, что между первым и вторым отрядом образовался разрыв примерно в 1000 метров, а колонна растянулась на 6000 метров вместо планируемых 2000.

Броненосец «Формидабиле» из-за полученных при бомбардировках Лиссы повреждений ушёл в Анкону на ремонт. «Кастельфидардо» и «Ре ди Портогалло» имели проблемы с паровыми машинами и дали ход лишь к 10 часов, двигаясь до этого лишь на буксире. Итальянские деревянные корабли под командованием адмирала Альбини остались на юго-востоке от хвоста колонны на расстоянии примерно 3000 метров, и прямого указания участвовать в бою не получили. У итальянцев не было никакого плана сражения. Каждый из командиров должен был ориентироваться на сигналы с первоначально флагманского «Ре д’Италия». О том, что ди Персано перешёл на «Аффондаторе», капитаны кораблей не знали.

В 10:20 итальянцы повернули вначале на запад, а затем скорректировали курс так, чтобы занять позицию перпендикулярно австрийским кораблям. При этом итальянцы сблизились с Тегетгофом и, тем самым, потеряли преимущество своей многочисленной нарезной артиллерии.

В 10:43 с дистанции 900 метров с головного «Принчипе ди Кариньяно» открыли огонь. В 10:50 австрийские броненосцы отрезали отряд адмирала Вакки от основных сил. Первая линия Тегетгофа оказалась правым бортом к основной группе итальянских кораблей, и левым – к кораблям Вакки. Основная часть итальянской колонны повернула на левый борт, атакуя вторую линию австрийцев, состоящую из деревянных кораблей, которые по очереди атаковали концевые мателоты итальянской колонны. В результате началась свалка, в которой корабли проходили друг мимо друга, предпринимая попытки таранить врага и самому избежать подобного, и разряжая орудия в центр увеличивающегося густого облака, образуемого как дымом из труб, так и пороховым дымом. Единственным ориентиром служил серый цвет корпуса у итальянских кораблей и чёрный у австрийских. «Аффондаторе» предпринял две неудавшиеся попытки протаранить деревянный линейный корабль «Кайзер».

В 11:00, защищаясь от «Ре ди Портогалло», «Кайзер» пошёл на таран итальянского броненосца. Оба корабля сцепились и обменялись залпами. Проходящий за кормой «Кайзера» броненосец «Реджина Мария Пиа» дал залп по деревянному линкору и поджёг его, тем самым вынудив выйти из всеобщей свалки и двинуться в гавань Сан-Джорджо. Две австрийские канонерские лодки и фрегат своим огнём и манёвром прикрыли отступающий линкор от тарана «Аффондаторе». Затем подоспели австрийские броненосцы «Хуан де Аустрия» и «Принц Ойген». «Аффондаторе» практически в упор разрядил в борт «Хуана» свои крупнокалиберные нарезные пушки, добившись трёх попаданий и разбив несколько броневых плит.

В 11:20 головной отряд адмирала Вакки повернул в левую сторону с целью атаковать деревянные корабли австрийцев, но был отогнан интенсивным огнем австрийских фрегатов «Донау», «Радецкий» и «Шварценберг». Австрийцы, считая флагманом «Ре д’Италия», сосредоточили все усилия четырёх своих броненосцев, чтобы расстрелять или протаранить его. Рассредоточение итальянских кораблей позволяло австрийцам добиться численного и тактического преимущества в центре развалившегося строя итальянцев. Дважды «Фердинанд Макс» с Тегетгофом на борту предпринимал попытку протаранить врага, но плохая манёв­ренность не позволяла сделать этого. Итальянцы старались помочь кораблю, который они, как и австрийцы, считали флагманом.

Броненосец «Палестро» маневрировал и стрелял по австрийцам, чем отвлёк на себя «Драхе» и «Фердинанд Макс». На палубе «Палестро» с целью увеличения оперативной дальности был сложен уголь, не вместившийся в угольные ямы. Попадание бомбы с «Драхе» привело к его возгоранию и пожару на итальянском броненосце. Другим несчастьем для итальянского флота стало разрушение то ли случайным, то ли метким выстрелом находившегося над водой и не защищённого руля «Ре д’Италия». Броненосец потерял возможность маневрировать. Со слов пережившего свой корабль лейтенанта Энрико Гвалтерио произошло следующее:

«Что до причины гибели корабля, то я считаю основной и единственной причиной то, что руль был уязвим и, следовательно, мог быть поражен вражеским огнем. Когда мы потеряли управление, то были отрезаны от остального флота… Мы попытались дать полный ход, чтобы избежать удара корабля, направившего свой таран в центр нашего корпуса, но поскольку мы получили удар в носовую оконечность от другого корабля, мы дали задний ход, стремясь продолжить хоть какое-то движение… но это остановило корабль… Корабль затонул с поднятым флагом. Офицер Разетти с саблей в руках не дал матросам спустить флаг. После удара мы дали залп всем бортом, и находившиеся на марсах стрелки открыли огонь из своего оружия. Команда начала прыгать в море, без криков и паники. Когда мы были уже в воде, то стали мишенью для нескольких ружейных выстрелов с австрийских канонерок, которыми были убиты два матроса, и еще два – ранены».

Дальнейшую судьбу итальянского корабля можно узнать из бортового журнала австрийского флагмана броненосца «Эрцгерцог Фердинанд Макс»:

«Столкновение с вражеским броненосцем произошло в 11:30, когда мы, развив полный ход, протаранили большой вражеский корабль, двигавшийся поперек нашего курса, в районе фок-мачты. Вражеский корабль тут же опрокинулся, и затонул спустя полторы минуты после удара».

В это время «Анкона» предприняла неудачную попытку протаранить «Фердинанд Макс», а также дала в упор холостой залп изо всех своих орудий. В горячке боя была пропущена команда зарядить их стальными снарядами или бомбами, и австрийский корабль не получил от этого залпа никаких повреждений.

В ходе боя произошло еще несколько столкновений между итальянскими кораблями, а возможно и австрийскими. «Анкона» столкнулась с «Варезе», а «Мария Пиа» – с «Сан Мартино». Столкно­вения привели к повреждениям, а на «Варезе» даже сместилось несколько плит брони.

К 12:10 адмирал Тегетгоф принял решение перегруппировать свои корабли, и отдал приказ о построении в три кильватерные колонны направлением на северо-восток. С внешней стороны, обращённой к противнику, построились броненосцы, за ними – фрегаты, в третью линию – канонерские лодки. Таким образом, первоначальное разделение на три отряда было сохранено. При этом линия австрийцев прикрывала вход в гавань Сан-Джорджо. На расстоянии около 1800 метров головой в противоположную сторону выстроились восемь итальянских броненосцев, за которыми, также линией, расположились деревянные корабли.

Персано оценил информацию о гибели «Ре д’Италии», пожаре на «Палестро» и серьёзных повреждениях «Сан Мартино» и «Варезе» как исключающую дальнейшее сражение. Итальянский флот, сохраняя строй, стал отходить в сторону Анконы. В 14:30 «Палестро» в результате внутреннего взрыва пошёл ко дну со своим экипажем, до конца сражающимся за свой корабль. Тегетгоф намеревался догнать врага и продолжить сражение, но четыре броненосца и два фрегата с трудом могли выжать не более 9 узлов. Погоня в такой ситуации была бессмысленна, и австрийцы двинулись в гавань Сан-Джорджо для исправления повреждений на случай продолжения боя на следующий день.

До 22:30 Персано находился возле Лиссы, и лишь затем его корабли взяли курс на Анкону. К 4 часам утра, после напряжённой ночной работы, на броненосцах эскадры Тегетгофа были исправлены некоторые повреждения. Вечером 21 июля австрийские корабли покинули Лиссу и 22 июля прибыли в Полу, где их встречали восторженные жители.

Результаты и последствия сражения

Поскольку ещё до начала сражения политики через посредничество Наполеона III договорились, что Венеция отойдёт к Италии, то на итогах войны морская победа Австрии не сказалась. Можно лишь отметить повышение международного военно-технического престижа Австрии, которое выразилось в заказах иностранных государств на постройку на австрийских верфях нескольких броненосцев.

Непосредственным и самым трагичным результатом самого крупного морского сражения с участием первых броненосных кораблей стали человеческие потери обеих сторон. Согласно официальным отчётам, австрийский флот потерял 38 человек убитыми и 138 ранеными, что можно считать малыми потерями по сравнению с битвами эпохи адмирала Нельсона. На итальянских кораблях было убито 620 человек и 161 ранен. Отдельно стоит заметить, что на долю двух погибших броненосцев пришлось 615 человек убитыми.

Наиболее ощутимым показателем сражения, на основании которого стороны сделали выводы о победе или поражении, стала потеря итальянцами «Ре д’Италии» и «Палестро». Даже без этой пары кораблей номинально флот Итальянского королевства оставался сильнее и, теоретически, мог продолжить борьбу за победу после некоторого ремонта и смены адмирала на более дееспособного. В ходе битвы, за исключением потерянных кораблей, остальные броненосцы не получили достаточно серьёзных повреждений, препятствующих их дальнейшему использованию. На «Реджина Мария Пиа» была разбита одна плита брони, и имелись повреждения от своевременно потушенного пожара. Броненосец «Сан Мартино» имел одно попадание с пробитием 4-дюймовой брони, но снаряд застрял в подложке. Кроме того, корабль дважды загорался, а при столкновении с «Мария Пиа» был повреждён таран, и образовалась течь. На «Кастельфидардо» гранатой была разрушена каюта капитана. «Анкона» имела много смещённых броневых плит, в основном, как результат столкновений с другими кораблями. У «Кариньяно» была разбита одна плита брони. Много броневых плит было потеряно, смещено или вдавлено в корпус на «Ре ди Портогалло». «Аффондаторе» затонул в гавани Анконы по возвращению итальянцев на свою базу – по всей вероятности корпус дал многочисленные течи по причине полученных в сражении сотрясений.

На австрийских броненосцах не зафиксировано ни одного возгорания или пробития брони. Сами итальянцы были потрясены столь плачевным результатом сражения, в котором они имели столь значительное численное преимущество как по суммарному тоннажу, так и по числу и мощности артиллерийских стволов. Специальная правительственная комиссия сделала верные выводы о причинах поражения: слабая подготовка личного состава, отсутствие руководства сражением со стороны Персано, пассивное поведение командующих отрядов (за исключением Вакки), соперничество среди офицеров. С другой стороны, была самоотверженная борьба экипажа «Палестро» с пожаром и гибель «Ре д’Италии» с поднятым флагом.

Победа же Тегетгофа была основана на правильном расчете и огромной работе по обучению офицеров и экипажей, поднятию боевого духа и сплочению людей разных национальностей в одну эффективную боевую машину. Меньшее количество австрийских броненосцев Тегетгоф компенсировал локальным преимуществом, проистекавшим из сосредоточения всех сил в одной ключевой точке сражения. Слабость устаревшей гладкоствольной артиллерии была устранена короткой дистанцией боя и ставкой на таран. Верно оценив свои слабые технические стороны, австрийский адмирал блестяще компенсировал их тактикой использования своих сильных сторон: слаженности, дисциплины, планирования. Можно сказать, что сражение прошло согласно плану Тегетгофа. Битва при Лиссе показала, как много зависит от человеческого, морального фактора, который до конца не был оценён современниками сражения.

Сразу после получения сообщения о победе Тегетгоф был повышен в звании. В дальнейшем только на его личном авторитете строилось само существование боеспособного флота Австрии. Преждевременная кончина выдающегося флотоводца привела к тому, что вскоре правительство страны потеряло всякий интерес к своим военно-морским силам. Ди Персано был предан суду, уволен со службы и разжалован. Только связи с королевским двором Италии спасли его от казни.

Выводы современников о тактике сражения броненосных кораблей в целом соответствовали уровню развития техники и тактики того периода. Нарезная артиллерия на боевых дистанциях не могла гарантированно пробивать броню. Организовать эффективное гибкое управление в ходе сражения на малых дистанциях также было невозможно, так как пороховой дым застилал всё поле боя и не позволял рассмотреть сигналы флагмана. В такой ситуации каждый командир корабля был вынужден действовать по собственному усмотрению, и сражение превращалось в свалку. В такой ситуации очень эффективным оружием становился таран. Однако если до середины 1870-х годов подобные выводы можно было положить в основу военной доктрины и практики кораблестроения, то позднее увеличение водоизмещения кораблей, повсеместное использование водонепроницаемых переборок, улучшение брони и артиллерии, значительное увеличение эффективной боевой дистанции требовало пересмотра тактики боя. Но, оставаясь последним крупным сражением броненосцев, Лисса породила всеобщее увлечение тараном и таранной тактикой. Строились специальные манёвренные броненосные тараны, а на учениях отрабатывались соответствующие тактические схемы. Лишь сражение при Ялу в 1894 году вернуло артиллерии роль главного оружия корабля.

источник: Максим ФЕРАПОНТОВ «АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1866 г. СРАЖЕНИЕ ПРИ ЛИССЕ» // «Арсенал-Коллекция» № 7’2015

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account