Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: North American NA-57

0

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: North American NA-57

В середине 1930-х годов Авиационный Корпус США (USAAC) выдвинул спецификацию на современный тренировочный моноплан, который могли бы использоваться для обучения и повышения летного мастерства военных летчиков. Компании North American было предложено в кратчайшие сроки спроектировать и построить подобную машину, на базе вполне успешной модели NA-16 с двигателем Wright R-975 мощностью 400 л.с. Задание было выполнено – самолет совершил свой первый полет в апреле 1935 года и сразу показал отличные легкие характеристики, близкие к параметрам современных ему боевых истребителей. Военные были полностью удовлетворены предложенным вариантом и 28 сентября 1935 года подписали контракт на первые 42 самолета под армейским обозначением ВТ-9 и внутрифирменным NA-19.

Для подготовки конкретно летчиков-истребителей был разработан вариант ВТ-9А (NA-19A), на котором установили фотокинопулемет и два 7,62-мм пулемета Browning, один из которых монтировался на капоте, а второй в задней кабине: всего было построено 40 самолетов ВТ-9А. Следующие заказы на 117 незначительно модифицированных ВТ-9В (NA-23) и 67 ВТ-9С (NA-29) были оформлены в 1936 году. С этого времени тренировочные самолеты North American прочно заняли свое место в армейской авиации США.

Большой интерес ВТ-9 вызвал и у морской авиации. Хотя он не совсем подходил для тренировок «палубников», его основные ТТХ вполне устраивали моряков. Контракт на 40 самолетов модификации NJ-1 (NA-28) подписали 14 декабря 1936 года. От своих сухопутных собратьев они отличались только двигателем Pratt & Whitney R-1340. Тем временем работа в конструкторском бюро North American продолжалась. Совершенствуя свою машину инженерами фирмы был разработан опытный вариант BT-9D. Его отличия заключались в измененных внешних панелях крыла, как у ВС-1А, и новом руле управления. Армия сделала заказ на 251 экземпляр под новым обозначением ВТ-14 с полностью металлической обшивкой и двигателем R-985-25 «Wasp Junior».

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: North American NA-57

В дальнейшем, развивая удачную схему самолета, фирма North American в 1935 году выпускает прототип следующей машины под обозначением NA-16. В окончательном варианте он получил двигатель Pratt & Whitney «Wasp», винт изменяемого шага и новую гидравлическую систему. Позднее было установлено убираемое шасси, а также предусматривался монтаж дополнительного радиооборудования и вооружения. Прототип успешно прошел испытания и был принят в доработанном виде на вооружение USAAC под обозначением ВС-1 (NA-36). Именно модификация ВС-1А (с прямой задней кромкой руля направления и измененным крылом) и приглянулась французам.

На тот момент l’Armée de l’Air была очень заинтересована в качественном самолете летной подготовки боевых пилотов. Изначально планировалось использовать Morane-Saulnier M.S.430 – учебный вариант истребителя MS.406, но до серийного производства дело не дошло. В 1939 году появилась новая модификация – MS.435, оснащенная двигателем Gnome-Rhone 9Kdrs. На испытаниях ее прототип показал вполне обнадеживающие характеристики и был рекомендован в серийное производство. Министерство авиации даже успело выдать заказ на 60 машин, который остался не выполненным так как первоочередной задачей промышленности был выпуск боевых самолетов. Это обстоятельство и привело к подписанию контракта на закупку американских North American NA-57 (ВС-1А).

Заказ на 230 экземпляров NA-57 был сделан французской закупочной комиссией в начале 1939 года. Компания North American в кратчайшие сроки взялись за его выполнение: осенью того же года первые учебные машины  были отправлены во Францию. Эти самолеты отличались от американских «собратьев» только двигателем Wright R-985-11 (450 л.с.) и небольшими мелкими доработками. Больше всего потребность в современных тренировочных самолетах ощущалась в морской авиации, куда и были направлены полученные из-за океана NA-57. В первой партии было 32 «американца» из которых 15 передали эскадрильи авианосца «Bearn» и еще 17 оставили в летной школе палубной авиации. Учитывая, что единственный французский авианосец не использовался по назначению, его учебную эскадрилью разместили на базе в NAS-Lanvéoc Poulmic (туда попали самолеты с бортовыми номерами 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 119, 120, 121, 122, 123).

Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: North American NA-57 

Сокрушительный разгром Франции летом 1940 года и стремительное продвижение немецких войск заставило перебазировать NA-57 на юг. 25 июня самолеты отправились своим ходом на базу Hyères, но 10 машин оказались в нелетном состоянии и их пришлось уничтожить. Но еще более удручающим оказался тот факт, что 79 американских учебных машин достались немцам целыми. Действительно, из 230 заказанных NA-57 во Францию успели доставить лишь 111 экземпляров и кроме собранных ранее 32 самолетов, все они находились в ящиках на складах французских портов Атлантического побережья. В таком виде они и достались победителям. Кстати, 198 NA-57 которые не успели отправить во Францию, были переданы ВВС Канады, где они успешно эксплуатировались до 1945 года под  новым обозначением – NorthAmerican «Yale» Mk.I.

После поражения 1940-го года ревизия авиапарка Aviation navale показала, что в строю осталось 18 NA-57 в летном состоянии: из 32 принятых на вооружения самолетов 10  уничтожили сами, 3 погибли при неизвестных обстоятельствах и только один был разбит в результате несчастного случая. Еще два «американца» оказались на складах в Касабланке, где их собрали, и они некоторое время базировались на авиабазе Хурибга (Марокко). По итогам ревизии было принято решения оставить «американцев» в учебных частях флота. Борта № 101, 109, 112 и 114 базировались в Шербуре (Секция обучения Шербура – Section dEntraînement de Cherbourg), самолеты с номерами 121 и 122 в Шартре (Секция обучения и связи Шартра), борта № 102 и № 127 – в Бресте, борта № 107, 115, 116, и 124 – в Мариньяне (подготовка резервных пилотов), борта № 117, 118, 122, 124 и 125 в Йер и борт  № 111 в Тулоне.

Поднимался вопрос и самолетах захваченных немцами. Формально все они были законными немецкими трофеями, но французы предложили за свой счет, на своих мощностях и используя имеющуюся у них техническою документацию собрать все NA-57, а в замен получить часть «американцев». После довольно длительных переговоров сошлись на том, что французская собирают и передают «Люфтваффе» 50 полностью готовых NA-57, а все остальные могут оставить себе. Работы проводились в Пюто, на заводе Morane-Saulnier в течении февраля 1941 года. Немцы сполна получили свою долю, тогда как Aviation navale смогла включить в свой состав дополнительно 24 укомплектованные машины. Всего, таким образом, в строю оказалось 44 NA-57 (два в Касабланке).

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: North American NA-57

Учитывая положительный опыт использования заокеанских учебных самолетов, все они были переданы в Секции обучения (Section d’Entrainement) трех морских округов Метрополии. Эти секции  получали по шесть NA-57, а еще 16 машин возвратились в Летную школу морской авиации (в Lanvéoc Poulmic), которая готовила в первую очередь летчиков палубных эскадрилий. Кроме того два NA-57 числились в Секции обучения Касабланки. Авиация Флота с большим удовольствием эксплуатировала «американцев» и именно благодаря их наличию удалось укомплектовать штаты двух истребительных эскадрилий флота отлично подготовленными летчиками, а в дальнейшем снабжать квалифицированными кадрами новые истребительные формирования: Esc.3АС, Esc.4АС и Esc.5АС.
 

К лету 1941 гола структура учебных частей Флота окончательно определилась. По 6 North Américan NA-57 было в SE Cherbourg, SE Brest, SE Hourtin и SE Marignane, 2 – в учебной секции Касабланки и 16 – в Летной школе палубной авиации. Последняя, за неимением под рукой реального авианосца, обзавелась сухопутным тренажером подготовки пилотов-палубников. В эти подразделения попадали курсанты летных школ первичной подготовки и проходили обучение в течении трех месяцев. График учебных вылетов был плотный, но далеко не всегда хватало авиационного топлива для выполнения полной программы подготовки. Тем не менее, секции обучения славились отличным обучением – флотские эскадрильи 1АС и 2АС считались одними из лучших во Франции. Не в последнюю очередь качество подготовки было связано с отличными характеристиками NA-57, которые приближались по своим ЛТХ к боевым машинам.

Учитывая, что спроса на палубных летчиков временно не было – единственный французский авианосец «Беарн» еще находился на Мартинике – Летная школа палубной авиации готовила обычных истребителей. Именно ее выпуски позволили укомплектовать имеющиеся флотские истребительные эскадрильи двойными штатами (по 28 машин). Некоторые технические проблемы возникали ввиду оснащения строевых частей самолетами с моторами жидкостного охлаждения (напомним, что на «американцах» стояли «воздушники»), но на качестве подготовки это не сказывалось. Тем временем региональные секции обучения готовили персонал для новых эскадрилий Флота: 3АС в Karouba, 4АС в Cherbourg и 5АС в Lanvéoc-Poulmic. Эти подразделения получали довольно устаревшие МВ.152 и Potez.631 еще довоенной постройки, но тем не менее могли успешно выполнять задачи локального ПВО французских портов. Со временем они получили новую технику.

Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: North American NA-57

Успешное использование американских учебных самолетов и отсутствие их французских аналогов заставило Министерство авиации  выдвинуть спецификацию на отечественную учебную машину повышения летного мастерства военных летчиков. Конкурс выиграл проект компании Morane-Saulnier – будущий MS.474.

Тем временем North Américan NA-57 продолжали летать. Несмотря на то, что авианосец «Беарн» в начале 1942 года прибыл на Средиземное море тренировки на нем не проводились – корабль встал на модернизацию. К сухопутному полигону в Lanvéoc Poulmic прибавился еще один в Тулоне, которому передали 12 «американцев» из SE Marignane и SE Hourtin. Обе этих базы получили задачу обеспечить авиагруппы «Беарна» и строящихся авианосцев подготовленными пилотами. Появление первых MS.474 во второй половине 1942 года (Флот заказал 70 этих машин) привел обратному процессу – NA-57 были вытеснены из летных школ палубной авиации в Секции обучения морских округов. К началу 1943 года в строю оставались 32 американских учебных самолета, причем ни один из них не был потерян в результате летных происшествий.

Интенсивная эксплуатация и отсутствие запасных частей проредили парк NA-57, но тем не менее они продолжали трудится на ниве подготовки морских пилотов. Секции обучения Флота теперь работали по ускоренным программам. «Американцы» постепенно заменялись на MS.474, но списывались лишь совершенно непригодном для полетов состоянии. Несколько самолетов продолжали числится в  Section d’Entrainement даже в 1945 году. Таким образом, можно говорить о том, что North American NA-57 не только принес значительную пользу с подготовке летного состава Aviation navale, но и дал толчок к разработке подобных машин французского производства.

 

Parafin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account