Авиационные ретрошоу и восстановленные самолеты (ВВС Великобритании, до 1942 года)
1. Истребитель-биплан фирмы «Глостер», разработанный по спецификации, выданной британским Министерством Авиации в 1930 году, впервые поднялся в воздух в 1934-м, а начал поступать на вооружение в 1937-м. «Сонное царство» в авиационной промышленности Великобритании начала 30-х годов прошлого века ещё не было взбудоражено признаками приближающейся Второй мировой, поэтому самолёт был построен неспешно и без особых прорывов. Да, кабина уже была закрытой, да, в фюзеляже стояла радиостанция, но в остальном «Гладиатор» был типичным продуктом эволюции своих предшественников: подкосы и расчалки бипланной коробки, четыре пулемёта винтовочного калибра, неубирающееся шасси, полотняная обшивка…
2. Lockheed Hudson. Второй путь был, безусловно, более быстрым — тем более у англичан к тому времени за спиной была «заграница, которая нам поможет». В данном случае на роль патрульного самолёта вполне подходили переоборудованные гражданские машины, а американцы научились их делать превосходно.
3.
Бристоль «Бленхейм», начавший поступать в Королевские ВВС Великобритании в 1937 году, оказался основным английским фронтовым двухмоторным бомбардировщиком на начало Второй мировой войны. К этому моменту машина обладала явно неудовлетворительными боевыми возможностями — малая боевая нагрузка (540 кг), слабое оборонительное вооружение (четыре пулемёта винтовочного калибра), недостаточная скорость и отсутствие бронирования делали использование «Бленхейма» опасным и неэффективным. Тем не менее другие английские двухмоторники были не лучше, и «Бленхейм» честно тянул лямку до появления великолепного «Москито», будучи построен в 4422 экземплярах модификаций Mk.I, Mk.IV и Mk.V. Ещё 626 машин под именем «Болингброк» построили в Канаде, порядка 50 бомбардировщиков произвела по лицензии для своих нужд Финляндия.
Довольно необычным применением «Бленхейма» стала его переделка в ночной истребитель-перехватчик. На начало Второй мировой войны в роли «ночников» применялись обычные одномоторные истребители, успех которых зависел прежде всего от выучки лётчиков и их умения взаимодействовать с прожектористами — то есть обнаружение противника в любом случае производилось визуально. Применение первых авиационных радаров было ограничено их громоздкостью и сложностью эксплуатации. Всё это делало невозможным применение радиолокации на лёгких одномоторных машинах, и первым британским истребителем с радаром стал именно «Бленхейм».
Назвать грозной машиной самолёт, основным наступательным вооружением которого была четвёрка 7,7-мм пулемётов в подвесном контейнере под фюзеляжем, было бы большим преувеличением, однако на стороне бывшего бомбардировщика были и плюсы — большая продолжительность полёта, изрядный боекомплект, а главное — практически полная неуязвимость в ночной темноте. Сам факт присутствия в воздухе английских истребителей с радаром существенно уменьшил размах действий немецких ночных бомбардировщиков.