Авианосцы и палубная авиация Японии (Ferrum Autem)
Продолжаю публиковать свои наработки по миру Ferrum Autem, и на очереди – японские авианосцы и палубная авиация. Пост будет комбинированный – в нем будет рассказано как про корабли-носители, так и про самолеты корабельных авиагрупп. На счет японской авиации я пока палубниками и ограничусь – с армейской что-то не ладится. В общем, поехали.
Японские авианосцы и их использование
Авианосцы и палубная авиация традиционно являются гордостью Японского Императорского флота. Многочисленные, с мощными авиагруппами и качественно обученными летчиками, они представляют серьезную силу на море и в отдельных случаях способны самостоятельно выполнять боевые задачи без привлечения линейных сил.
История японского авианесущего флота началась еще в начале X века Новой Эры, когда Япония уже числилась сильной морской державой, но еще не вышла в безусловные региональные гегемоны. Тогда авиация только зарождалась, но японские адмиралы быстро увидели в ней большие возможности и широкие перспективы, а главное – потенциал, который при грамотной реализации позволил бы империи закрепить за собой господство в Тихом океане. Японцы одними из первых приспособили гидросамолеты на нужды флота; первыми в мире они начали перестройку кораблей в авианосцы и гидроавианосцы, и первыми в мире они спустили на воду авианосец специальной постройки, идя в решении вопросов создания авианосных флотов наравне с американцами [1]. В результате этого в Японии сложилась мощная авиапромышленность и обширные теории об использовании самолетов, закрепленные постоянной практикой. Японцы одними из немногих сделали серьезную ставку на использование морской авиации, приравняв ее значение с ролью линкоров в завоевании господства на море. Это позволило им одержать множество побед и закрепило репутацию Японского Императорского флота в мире как высокоэффективного.
Особый акцент японцы сделали на развитии гидроавиации – их гидроавианосцы крупнее, чем у других стран, мощнее вооружены и несут больше самолетов. Сами корабельные гидросамолеты универсальны, и могут использоваться как для разведки, так и в качестве ударных бомбардировщиков-торпедоносцев. Также стоит отметить высокое качество подготовки летчиков японской морской авиации – ему уделяется значительное время, а японская школа подготовки летчиков отличается сложностью и требовательностью к новобранцам. Прошедшие подготовку летчики считаются элитой. Подобная расстановка приоритетов, впрочем, имеет и обратную сторону – в случае больших потерь быстро восполнить убыль в экипажах практически невозможно, из-за чего авианосный флот может попросту выбыть из войны или значительно ослабнуть в плане своей эффективности. Тем не менее, случаи подобного достаточно редки, и быстро сломить японскую палубную авиацию может только чрезвычайно сильный противник.
Авианосцы типа "Синано"
Водоизмещение: нормальное 24 980 тонн, полное 29 150 тонн
Размерения: 213,7×26,7×7,8 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 12 котлов, 80 000 л.с. = 28 узлов
Дальность плавания: 8000 миль (14 узлов)
Броня: палуба 20–50 мм
Вооружение: 8 120/50-мм зенитных орудий, 24 25-мм автомата, 72 самолета
Состав авиагруппы: истребители Nakajima NF4N, бомбардировщики Mitsubishi B3M
Экипаж: 1312 человек
Стандартный тип японских авианосцев. Отказавшись от мощной корабельной артиллерии и развитой броневой защиты, японцы увеличили численность самолетов на борту и значительно усилили ПВО корабля. Благодаря этому японские корабельные соединения получили мощную авиационную поддержку из числа истребителей и бомбардировщиков-торпедоносцев. Достаточно быстроходен, чтобы уклоняться от столкновения с линкорами и многими линейными крейсерами. Дешевы и просты в постройке, что позволяет достаточно быстро восполнять потери. Из недостатков можно упомянуть невысокую боевую живучесть, вызванную общим упрощением конструкции.
Гидроавианосцы типа "Мацусима"
Водоизмещение: нормальное 12 950 тонн, полное 15 200 тонн
Размерения: 186,3×19,5×7,8 м
Механизмы: 2 вала, 2 ТЗА, 8 котлов, 40 000 л.с. = 30 узлов
Дальность плавания: 8000 миль (14 узлов)
Броня: башни и щиты орудий 20 мм
Вооружение: 8 140/50-мм орудий, 4 120/50-мм зенитные пушки, 20 25-мм автоматов, 20 гидросамолетов
Состав авиагруппы: гидросамолеты Mitsubishi B3MT
Экипаж: 852 человека
Пример усиленного внимания японских адмиралов к авиации, одни из самых крупных гидроавианосцев в мире. Не имеют бронезащиты, но при этом обладают мощной артиллерией, аналогичной крейсерской, и многочисленной авиагруппой. Благодаря высокой скорости могут уклоняться от боя даже при столкновении с крейсерами, оборудованы системами быстрого подъема гидросамолетов на борт без полной остановки. Известны случаи, когда благодаря сочетанию качеств носителя гидросамолетов-торпедоносцев и мощной артиллерии "Мацусимы" одерживали верх над численно превосходящим противником [2]. Помимо функции гидроавианосца, при минимальных изменениях корабль может выполнять функции быстроходного транспорта, минного заградителя и носителя сверхмалых подводных лодок и диверсионных групп. Из-за всего этого считаются крайне удачным типом кораблей даже с учетом отсутствия серьезной бронезащиты.
Палубная авиация
Nakajima NF4N – стандартный тип японских палубных истребителей. Обладает хорошими летными характеристиками и неплохой живучестью, но достаточно сложен в производстве и пилотировании. В умелых руках является грозным оружием, но из-за сложностей в освоении молодыми пилотами существуют постоянные проблемы восполнения потерь. Несмотря на это, остается востребованным и любимым типом палубного истребителя.
Mitsubishi B3M – основной тип палубного бомбардировщика-торпедоносца. Сочетает в себе хорошие летные характеристики, высокую живучесть и относительную простоту производства. Является одним из лучших самолетов своего ранга в мире, позиционируется японскими адмиралами как главная ударная сила флота в воздухе. Используется береговой авиацией в качестве легкого бомбардировщика-торпедоносца или даже истребителя сопровождения, на случай чего турельные 7,7-мм пулеметы заменяются 13,2-мм.
Mitsubishi B3MT – поплавковкая модификация бомбардировщика-торпедоносца B3M. При несколько ухудшенных характеристиках по отношению к прототипу остается в целом удачным типом одномоторного гидросамолета, активно используется не только с гидроавианосцев, но и в качестве гидроавиации берегового базирования.
Истребитель NF4N из состава авиагруппы авианосца "Акаги".
Бомбардировщик-торпедоносец B3M из состава авиагруппы авианосца "Синано". Сбит русскими истребителями во время Великой Войны.
Гидросамолет B3MT с гидроавианосца "Касуга". Его торпедой был потоплен французский эсминец "Фантаск" во время Великой Войны.
Примечания
1) Подразумеваются США.
2) В будущем, возможно, какой-то пример подобного будет расписан детальнее.