13

Предлагаю Вашему вниманию реконструкцию малоизвестного проекта В.Вахмистрова, автора легендарной системы” Звено”.

В первой половине 30-х годов В.С.Вахмистров предложил эскизный проект огромного самолета «Авиаматки» — летающего авианосца. Следует отметить, что это было время настоящей гигантомании – уже строился калининский К-7 (в 1932 г. рассматривалась возможность установить три истребителя на крыле К-7 с питанием из его баков), на чертежных досках обретали свой облик 12-ти моторный Г-1 (Д-1) С.Козлова и В.Болховитинова, в ЦАГИ под руководством Туполева проектировались сразу несколько гигантов…

“Авиаматка” и истребитель И-зе. Проект Вахмистрова.

«Авиаматка» Вахмистрова представляла собой моноплан, выполненный по схеме «летающее крыло» параболоидной в плане формы. Десять моторов (предположительно М-34 ФРН), попарно вращали пять тянущих винтов, и располагались по его передней кромке. Истребители должны были стартовать с верхней поверхности крыла, причем их большая часть должна была находиться, внутри несущей плоскости и подаваться, наверх специальными подъемниками, как на настоящем авианосце.

“Авиаматка” и истребитель И-зе. Проект Вахмистрова.

Машина рассматривалась также в качестве транспортного самолета и танкера-топливозаправшика.

“Авиаматка” и истребитель И-зе. Проект Вахмистрова.

В транспортном варианте предусматривалась аппарель для въезда и выезда в грузовые отсеки колесной и гусеничной техники. Сам люк находился на нижней поверхности крыла, которое в посадочном положении располагалось наклонно из-за использования традиционного для того времени шасси с высокими стойками основных опор.

“Авиаматка” и истребитель И-зе. Проект Вахмистрова.

Воодушевленный удачными опытами в рамках «Звена» Вахмистрова, не только выпускать с авиаматки, но и принимать самолеты в воздухе. Маршал М.Н.Тухачевский выдвинул тактико-технические требования на создание комбинированного (подвесного) сверхскоростного истребителя-звена (ССИ-З).

В целях ускорения процесса создания истребителя и его удешевления, в качестве базовой модели предлагалось использовать за основу лучший на тот период моноплан Поликарпова. В.С.Вахмистров остановился на И-16, сам же «король истребителей» Поликарпов чуть позже предложил для этой цели использовать ЦКБ-15 (И-17 образца 1934 г.) с двигателем жидкостного охлаждения. Проект подвесного истребителя получил обозначение «ПИ-17» или «ЦКБ-19п».

Из техзадания следовало изготовить новое крыло и горизонтальное оперение, для чего требовались минимальные усилия и сроки. Основным отличием являлось уменьшение площади крыла, у Вахмистрова с 14,54 до 10 м.кв. (причем у эскизного проекта, невооруженного рекордного варианта площадь крыла была меньше 5 м.кв), что позволяло значительно увеличить скоростные характеристики (до 550 км/ч). Посадка на землю предполагалась как аварийный вариант, при этом вахмистровский проект «И-Зе»- «Истребитель-Звена» имел крыло «обратная чайка» с посадочными лыжами в перегибах крыла и с механизмом остановки винта в горизонтальном положении во избежание его повреждения во время возможной посадки. Фюзеляжи базовых моделей практически оставались неизменными, предполагалось оснастить их убираемым в полете механизмом подвески, кабина пилота незначительно смещалась назад. Осуществление подцепки в воздухе, по расчетам, происходило на скоростях 180-200 км/ч. Авиаматка должна была нести пять таких машин.

“Авиаматка” и истребитель И-зе. Проект Вахмистрова.

Новый самолет-матку проектировали, истребитель даже начали строить, но неожиданно работы, которые курировал маршал Тухачевский, были прекращены. А еще через какое-то время маршал арестован. В конце 1937 г. был арестован и старший брат B.C. Вахмистрова. Как в этой обстановке уцелел сам Владимир Сергеевич — загадка. Его лишь «разжаловали» в марте 1938 г. из Главных конструкторов до руководителя конструкторской бригады его же КБ-29. Недостроенный самолет уничтожили. Следует отметить, что в западной прессе (в частности, “Air Enthusiast” No.84,) проект Вахмистрова «И-Зе» ошибочно приписывают Григоровичу, причиной тому вероятно послужили, как схожие литеры в обозначении, так и использование обоих в качестве подвесных истребителей /имеется в виду истребитель Д.Григоровича «И-Z» (И-Зет)/.

С уважением, Сергей Сыч

Рисунок: Сергей Сыч

Проекты самолетов СССР.

https://alternathistory.ru/blogs/serg

Благодарю уважаемого коллегу Redstar72, за помощь в сборе информации по данному проекту.

Источники:

А.Боровик .Неизвестный В.С.Вахмистров. К 70-летию боевого применения проекта «Звено-СПБ».

Владимир Котельников. Самолеты-гиганты СССР.

Подписаться
Уведомить о
guest

27 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account