7

Война еще раз показала, что для буксировки противотанковой, дивизионной и малокалиберной зенитной артиллерии, а также тяжелых минометов, обычно действующих на переднем крае под обстрелом противника, нужен малогабаритный, быстроходный гусеничный тягач с пулеметом для самообороны, типа довоенного «Комсомольца», но более подвижный, надежный, с бронезащитой в походном положении не только экипажа, но и всего орудийного расчета. Его маневренность при смене огневых позиций в условиях быстротекущего боя не должна уступать противостоящим танкам и САУ.

АТП-1. Проект. СССР. 1944г.

Проект полубронированного артиллерийского тягача 1 на базе шасси легкого танка Т-70М, для буксировки противотанковых орудий, получивший обозначение АТП-1, был разработан конструкторским бюро завода №40 в Мытищав в конце 1944 года. Проект был рассмотрен и одобрен, было утверждено создание опытного образца машины. Однако вскоре завод получил задание по организации серийного производства тягачей Я-12 и Я-13Ф, в связи с чем все работы по созданию опытного образца АТП-1 были свёрнуты.

Сохранилась только фотография деревянного макета.

АТП-1. Проект. СССР. 1944г.

Артиллерийский тягач имел компоновку с передним расположением отделения управления и совмещённого с ним боевого отделения, и задним — моторно-трансмиссионного отделения и грузовой платформы. Экипаж состоял из двух человек — механика-водителя и командира (выполнявшего также функции стрелка), размещавшихся в бронированной кабине соответственно слева и справа.

Бронирование машины — частичное, защищавшее отделение управления и, очевидно, моторно-трансмиссионное отделение. Грузовая платформа была открытой, при необходимости на неё мог устанавливаться закрытый брезентовый тент.

Вооружение машины состояло из одного 7,62-мм танкового пулемета ДТ, установленного на шаровой опоре в лобовом бронелисте корпуса справа.

Подвеска машины — индивидуальная торсионная. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из переднего направляющего колеса, четырёх опорных катков, заднего ведущего колеса (выполнявшего также функцию опоры) и двух поддерживающих катков малого диаметра.

АТП-1: полубронированный артиллерийский тягач
Экипаж, чел. 2
Разработчик Завод №40
Годы разработки 1944
Броня стальная катаная, противопульная
Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ
Тип подвески индивидуальная торсионная.

Вернулись к этой идее только на пороге 1950-х годов, когда поступление на вооружение Советской Армии новых 85- и 100-мм противотанковых, 57-мм зенитных пушек и 160-мм минометов потребовало и соответствующих условиям их применения мобильных и хорошо защищенных средств тяги. И снова эту работу поручили ММЗ, главный конструктор которого Н.А.Астров, создатель аналогичного по назначению тягача «Комсомолец», хорошо знал специфику проектирования и использования машин такого типа. Проект был продолжением концепции АТП-1.

К работе над новым артиллерийским тягачом с максимальным использованием автомобильных агрегатов, получившим заводской индекс «561», приступили в начале 1951 года. Машина создавалась в двух вариантах: с двухтактным дизелем ЯАЗ-204Б мощностью 110 л.с. и с четырехтактным карбюраторным двигателем ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с. В 1954 г. на вооружение был принят вариант тягача с двигателем ЗИЛ-123Ф

В начале 1954 года на ММЗ началось серийное производство АТ-П, продолжавшееся по 1962 год.
АТП-1. Проект. СССР. 1944г.

В армии эта машина в основном использовалась в качестве быстроходного тягача для 100-мм полевой пушки БС-3 обр.1944 г. Полубронированный, а потом и полностью бронированный, с оборонительным вооружением и высокой подвижностью АТ-П для ее буксировки подходил как нельзя лучше. Кроме того, в 1954 году был разработан (главный конструктор проекта И. Д. Картын) и в 1957 — 1961 годах выпускался «командирский» вариант машины — артиллерийский подвижный наблюдательный пункт (АПНП-1, изделие «563») — полностью бронированный, с мощной рацией и с курсопрокладчиком. Несколько позже на базе АТ-П была построена мощная прожекторная установка для освещения переднего края — АПНП-2 (изделие «565», главный конструктор проекта И. Д. Картын). Серийно она не выпускалась. На последние серии АТ-П ставился силовой агрегат ЗИЛ-152ФМ — с однодисковым главным фрикционом и синхронизированной (на второй — пятой передачах) коробкой передач, спроектированных для будущего ЗИЛ-130. Был также разработан и испытан двухступенчатый планетарный механизм поворота, но его не осваивали, да и вряд ли он был очень нужен.

В целом тягач АТ-П завоевал хорошую репутацию и нашел широкое применение в Советской Армии в 1950 — 1960-х годах как многоцелевое тяговое, транспортное и боевое средство. Машину сняли с вооружения только в сентябре 1998 года.

Альтернатива.

Все сложилось по другому. АТП-1 был запущен в производство в начале 1945г. Машина успела повоевать во время Квантунской операции и в Корее. Как и во многих прочих больших и малых военных конфликтах ХХ века.

АТП-1. Проект. СССР. 1944г.

Модификации:

— Легкий БТР;
— Машина передовых наблюдателе и авианаводчиков;
— Носитель ПТРК и ПЗРК;
— Легкий САУ с 107 мм безоткатным орудием.

АТП-1. Проект. СССР. 1944г.

Реконструкция: Сергей Сыч

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account