12 июля, французская компания Naval Group спустила на воду головную субмарину нового поколения типа Сюффрен, построенную по проекту Барракуда. Думается это хороший повод узнать об этой субмарине поподробней.
Содержание:
История создания
С 80-х годов прошлого века основными ударными субмаринами французских ВМФ были атомные подводные лодки класса «Рюби» (Rubis-class). Даже в 20 м веке эти боевые корабли не представляли из себя чего то выдающегося. А через более чем 30 лет они уже окончательно устарели и потребовали замены. Именно их и призваны заменить субмарины класса Сюффрен.
В качестве исполнителя заказа была выбрана компания Naval Group, ранее известная под названием DCNS или DCN. В начале 10-х годов эта компания стала известной благодаря проектам своих футуристичных субмарин SMX-25 и SМХ-26 «Кайман». Так называемые субмарины будущего ни кто не заказал, но одного взгляда на эти проекты достаточно что бы понять что в DCNS работают настоящие специалисты своего дела, не боящиеся передовых инженерных решений.
История этой АПЛ началась ещё в конце 20-го века. В 1998 году «Французское правительственное агентство по оборонным закупкам» создало объединенную проектную группу, состоящую из представителей военно-морского штаба, инженеров компании DCNS, компании Техникатом (Technicatome) и Комиссариата по атомной энергии. Этой команде была поручена разработка новой атомной субмарины для Французского флота.
К 2006 году проект был полностью готов и 22 декабря 2006 года правительство Франции разместило заказ на 7,9 млрд. Евро. По этому заказу компании Naval Group и Areva-Technicatome должны были построить 6 атомных подводных лодок (АПЛ) класса Барракуда. В этом тандеме Naval Group несла ответственность за техническую сторону проекта а Areva-Technicatome должна была поставить атомную энергетическую установку для будущих субмарин.
Согласно подписанному контракту, первая АПЛ должна была начать морские испытания в начале 2016 года, а в 2017 году она должна была вступить в строй. Как часто бывает, со столь амбициозными проектами, в сроки компания не вписалась.
Особенности конструкции
Как для АПЛ Барракуды сравнительно небольшие корабли. Они имеют следующие технические характеристики:
- Размерения;
- Водоизмещение подводное – 5300 тонн;
- Водоизмещение надводное – 4765 тонн;
- Длина – 99,5 матра;
- Ширина – 8,8 метра;
- Осадка в надводном положении – 7,3 м;
- Высота по рубке – 15,7 м;
- Энергетическая установка;
- Тип энергетической установки – ядерный реактор К15;
- Мощность атомной энергетической установки – 150 Мватт (200 000 л.с.);
- Максимальная скорость в подводном положении – 25 узлов;
- Максимальная скорость в надводном положении – 14 узлов;
- Время работы ядерного реактора на одной заправке – 10 лет;
- Автономность – 70 суток;
- Глубина погружения:
- Рабочая – 350 м;
- Предельная – 400 м;
- Вооружение;
- Торпедные аппараты – 4 × 533 мм
- Экипаж – 60 человек (из которых 8 офицеров).
Это конечно, далеко не все характеристики этой АПЛ, но остальные засекречены.
Особенностью конструкции этих субмарин является водомётный движетель, а так же Х-образные рули высоты.
Вооружение субмарины
Не смотря на то что в качестве основного вооружения используются исключительно торпедные аппараты через них можно будет использовать довольно широкую номенклатуру оружия.
Так основным вооружение субмарин будут всё же торпеды калибром 533 мм, боезапас которых будет составлять 20 штук.
Кроме них, через эти же торпедные аппараты можно будет использовать:
- Крылатые ракеты Storm Shadow / SCALP а точнее её морской вариант — SCALP Naval;
- Противокорабельные ракеты Exocet SM-39
Экспортный вариант субмарины
Кроме АПЛ серии Барракуда, компания Naval Group подготовила ещё и дизель-электрический вариант своей субмарины, контракты на поставку которых уже заключены.
Так заключён контракт по поставку этих подводных лодок ВМФ Австралии, где они должны заменить субмарины типа Коллинз. Эти корабли получили название класс — Shortfin Barracuda.
Кроме Австралии, дизельные Барракуды планируется поставлять ещё и в Канаду. Договор на поставку был подписан в 2016 году. Там эти лодки должны заменить к 2030 году, субмарины класса Виктория.
Ну последним на сегодняшний день клиентом французов являются ВМС Нидерландов. Там они должны заменить подводные лодки класса «Морж». Правда этот контракт всё ещё висит в воздухе так как французы вынуждены конкурировать со шведским проектом подводных лодок А26 (Blekinge-class) и собственно с голландским проектом лодок от компании Damen Group.
Резюме
Как и с субмаринами класса «Рюби» уже на старте французские подводные лодки заметно уступают своим конкурентам. Я не сравниваю с нашими атомными флагманами, Сюффрен уступает даже британским субмаринам типа «Астьют», не говоря уже про американцев. По своим характеристикам эта субмарина больше напоминает дизельные подводные лодки чем атомные. Что косвенно доказывает популярность дизельной версии Барракуды.
Зачем французы на этот сравнительно заурядный корабль воткнули атомный реактор, бог весть. Но французские кораблестроители всегда шли своим ни на кого не похожим путём.