Программа моторизации Красной Армии, которую начали реализовывать в 1929 году, предполагала создание трех типов тракторов — легкого, среднего и тяжелого. Наиболее благополучная ситуация была со средним трактором, предназначенным для перевозки орудий массой 6-7 тонн. В Харькове освоили выпуск немецких тракторов Hanomag WD Z 50, известных под обозначением «Коммунар». Наиболее совершенная версия тягача оказалась почти в 2 раза мощнее прародителя и в 2 раза быстрее. Вместе с тем, постепенно требования к тягачам росли, кроме того, Красная Армия остро нуждалась в тяжелых тракторах, способных таскать орудия большой мощности.
В результате на свет появился трактор «Коминтерн», разработанный в конструкторском бюро ХПЗ под руководством Б.Н. Воронкова. Новый тягач, созданный с использованием элементов шасси танка Т-24, изначально создавался как одноклассник «Коммунара». Масса прицепа выросла с 9 до 10 тонн, а максимальная скорость выросла до 25 км/ч. Вместе с тем, очень быстро потребовалась существенная переделка нового тягача. Одной из главных причин стали изменившиеся требования к машинам подобного класса. В результате к 1934 году, когда «Коминтерн» пошел в серию, он существенно изменился. Тягач стал длиннее, вместо открытой кабины он получил закрытую, на базе грузовика ЗИС-5. Сзади появился кузов, где размещался расчет орудия, а также боезапас. Максимальная скорость выросла до 30 км/ч.
«Коминтерн» стал первым советским гусеничным артиллерийским тягачом специальной разработки, который пошел в серию. Он стал первым быстроходным гусеничным артиллерийским тягачом тяжелого класса, не имея прямых аналогов в мире. Основной задачей машины стало использование в качестве тягача 203-мм гаубиц Б-4. Еще одной задачей «Коминтерна» стало использование в качестве танкового эвакуатора. Всего с 1934 по 1940 годы на заводе №183 было изготовлено 1798 машин данного типа. Они активно применялись и в годы Великой Отечественной войны. На 1 мая 1945 года в Красной Армии всё еще числилось 614 «Коминтернов», из них 547 в исправном состоянии.
До недавнего времени эти тягачи считались полностью утраченными. Ныне известно 3 «Коминтерна», из них 1 на ходу. Эта машина была восстановлена силами мастерской Евгения Шаманского. Впервые ее показали на международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны» в августе 2020 года. В настоящий момент «Коминтерн» можно видеть на выставке «Моторы Войны», где он стоит вместе с тягачами СТЗ-5 и «Комсомолец», также восстановленными в мастерской Евгения Шаманского. Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2.
На ходу
Наборный радиатор — вполне типовое решение того периода.
Кабина по типу ЗИС-5, но не совсем.
Кузов тоже непростой.
Бак пока по обходной технологии, будет позже полноценная система.
Ходовая часть.
Внутрянка.
видео с дзена можно посмотреть по ссылке — https://zen.yandex.ru/video/watch/62c696dfc12e246f3961804f?t=3
источники:
- текст и ссылка на видео — https://zen.yandex.ru/video/watch/62c696dfc12e246f3961804f?t=3
- фотографии и видео — https://yuripasholok.livejournal.com/12936285.html