0

Разработки зенитных ракет для военно-морского флота в Великобритании начались почти тогда же, когда и в США — в 1949 году, в рамках проекта "Stage 1" (программа развития управляемых противовоздушных средств в Англии). Но в отличие от США, экономическое положение Великобритании после мировой войны оставляло желать много лучшего: денег хронически не хватало, и разработки затягивались. Начатая как основная программа разработки амбициозной ракеты LOPGAP (аббревиватура от Liquid Oxygen / Petrol Guided Anti-aircraft Projectile — противовоздушный управляемый снаряд на жидком кислороде/керосине), проводившаяся фирмой Faerie Aviation Company, быстро была свернута в пользу более простых конструкторских решений. Постоянные сокращения бюджета и дефицит средств преследовали британское ракетостроение на всех его стадиях.

Armstrong Whitworth "Sea Slug" - боевой слизень на службе Короны

 

Остается только удивляться, каким образом при столь неблагоприятных условиях Великобритания сумела создать достаточно впечатляющую для своего времени зенитную ракету!

Поступивший на вооружение в 1961 году, "Sea Slug" был весьма оригинальным снарядом даже по меркам времен зари управляемого раектостроения.

Особо нестандартной была компоновка твердотопливных пусковых ускорителей. В то время как практически все нации размещали пусковые ускорители своих ракет сзади, отдельной ступенью, британцы поступили иначе. Четыре твердотопливных бустера "Гослиг" располагались в носовой части снаряда, вокруг центрального корпуса. Чтобы не повредить при запуске конструкцию ракеты, их двигатели были направлены под углом в 45 градусов от центральной оси. Такое расположение — характерное только для британской школы ракетостроения — было весьма нестандартным и сильно проигрывало в импульсе, но имело важное преимущество — стабилизация ракеты осуществлялась плавно, и ее полет после запуска был ровным и стабильным из-за "тянущей" направленности импульса. Разница в мощности бустеров компенсировалась вращением ракеты вокруг своей оси.

 

Такое решение позволило еще и сильно сократить длинуснаряда — длина "Sea Slug" Mk-I составляла всего лишь 6 метров, что — в сравнении с аналогичными ракетами того времени — было очень неплохим результатом.

Маршевый двигатель ракеты был жидкотопливным, работающим на смеси керосина и кислорода. Он разгонял снаряд до скорости 1,1 МаХа сразу же после отделения бустеров. На момент разработки, это был один из самых эффективных ракетных двигателей в мире, но из-за длительности доводки ракеты, двигатель успел устареть. Управление ракетой осуществлялось поворотом кормовых рулей.

Система наведения ракеты работала в режиме Beam-riding", т.е. ракета двигалась по лучу радара, направленному точно на цель, и ее автопилот удерживал ракету точно по оси луча. Целеуказание выполнял радар сопровождения Type 901 функционирующий на допплеровском эффекте и способный эффективно отслеживать цели. Система самонаведения отсутствовала — считалось, что на эффективной дальности применения ракеты (27 километров), расширение луча не будет настолько большим, чтобы создать проблемы с удержанием в нем ракеты.

Боевая часть ракеты была осколочно-фугасной и весила 91 кг.

Ракета имела три возможных режима наведения, заложенных при разработке снаряда:

LOSBR (Line Of Sight, Beam Riding) — был самым простым режимом наведения, использовавшимся при стрельбе по высоколетящим целям. При этом режиме, ракета использовала луч радара как приводной, и двигалась по нему до того момента, пока не срабатывал радиолокационный детонатор.

CASWTD (Constant Angle of Sight With Terminal Dive) — использовался для атаки низколетящих целей (вероятность встречи с которыми была осознана британцами раньше, чем кем бы то ни было). При этом режиме, ракета двигалась к цели с постоянным небольшим углом возвышения, и, достигнув определенной рассчитанной точки — пикировала на цель выходя в точку перехвата. Дальность была ограничена радиогоризонтом, но рассчетная вероятность перехвата была достаточно высокой.

MICAWBER (Missile In Constant Altitude While BEam Riding) — режим полета ракеты, использовавшийся при атаке надводных целей (кораблей). Режим полета напоминал CASWTD, но вместо резкого падения на цель, ракета переходила в плавное снижение и летела над водой к цели. Несмотря на техническую возможность, данный режим представлял немало проблем, связанных с отражением радарного луча от поверхности воды, и решить их полностью британцы не сумели. Опять же, 91-килограммовая боеголовка ракеты могла рассматриваться как эффективное оружие лишь против небольших катеров.

Пусковая установка "Sea Slug" была несомненно уникальной. Это была самая крупная пусковая установка зенитных ракет, когда-либо развернутая любым флотом. Еще при разработке, была выбрана очень неудачная в итоге концепция хранения снаряженных ракет внутри установки — де-факто, "Sea Slug" не подвешивались под направляющими, а лежали внутри решетчатой удерживающей конструкции.

Из-за габаритов установки, небольшие размеры собственно, ракеты, попросту не могли быть использованы. Пусковая перезаряжалась горизонтально, что вынуждало хранить ракеты в специальном ангаре и ограничивало боезапас.

Armstrong Whitworth "Sea Slug" - боевой слизень на службе Короны

И все же, несмотря на все свои недостатки — "Sea Slug" был для своего времени неожиданно эффективным оружием. Результаты учебных стрельб демонстрировали стабильную вероятность поражения высоколетящей цели около 92% одной ракетой. Собственно, более одной ракеты по цели и не могло быть выпущено — ни один корабль британских ВМС не нес более одного радара наведения Type-901 из-за его больших размеров и конструктивной сложности.

Ракета поступила на вооружение в 1962 году. ее первыми и единственными носителями стали восемь эсминцев класса "Каунти", построенных в период с 1959 по 1970 год. Эти довольно крупные 5440-тонные корабли (изначально относившиеся к легким крейсерам) несли по одной спаренной пусковой "Sea Slug" на корме, и по одному радару Type-901. Боезапас составлял всего 24 ракеты. Впрочем, учитывая еще тот факт, что помимо дальнобойного "Слизня" на "Каунти" стоял еще и "второй ракетный калибр" — две пусковые установки ракет ближнего радиуса действия "Sea Cat" — ракетное вооружение эсминцев следует признать достаточно взвешенным и сбалансированным.

Базирование ракет "Sea Slug" было столь же уникальным как и их пусковые (и столь же неудобным). Ракеты хранились в ангаре, расположенном в центре корпуса корабля в разобраном виде. По тревоге, ракету подавали по центральному коридору на корму, по пути присоединяя к ней бустеры и заливая горючее. Схема хранения была рассчитана на ядерный боеприпас (который так и не появился), и оценивалась как "феноменально неудобная", хотя и бесспорно, надеждная в плане безопасности корабля.

Тем не менее, ограниченные возможности "Sea Slug" не устраивали уже ВМФ. Начатая программа разработки новой ракеты "Blue Slug" ему на смену была вскоре прекращена по финансовым соображениям, но военным удалось получить ряд конструкторских решений, и было решено подвергнуть "Sea Slug" масштабной модернизации.

Работы над улучшением ракеты велись капитально. Была полностью пересмотрена силовая установка — вместо сочтенного малопригодным для эксплуатации в море ЖРД был смонтирован твердотопливный ракетный двигатель "Foxhound", еще в процессе разработки смененный более современным "Deerhound". Вместо устаревших "Гослигов", в головной части ракеты смонтировали четыре ускорителя "Ретривер"

Все эти меры существенно подняли эффективность ракеты. Дальность поражения повысилась до 32000 метров, а скорость — до 1,8 МаХа

Но главные изменения были внесены в систему управления. Понимая недостатки наведения "по лучу", британцы переделали всю систему управления, заменив ее полуактивным самонаведением. Теперь ракета могла наводиться лишь на конечном участке траектории, что позволяло запускать сразу по две ракеты к одной цели. Эффективность комплекса выросла существенно, улучшились возможности поражения низколетящих целей. 91-килограммовая осоколочно-фугасная боевая часть сменилась стержневой.

В 1965 году, модификация ракеты Mk-II была принята на вооружение, быстро сменив Mk-I в арсенале.

Наэ том эволюция "Sea Slug" не остановилась. Вдохновленные опытом американского "Талоса", британцы начали работу над ядерным вариантом "Sea Slug". Ракета должна была иметь тактическую ядерную боеголовку "Gwen" (британская версия американской W54), мощностью от 0,5 до 2 килотонн. С атомной боеголовкой, "Sea Slug" мог бы эффективно поражать скопления бомбардировщиков и такие сложные и скоростные цели, как быстролетящие советские крылатые ракеты. Но по экономическим причинам, работа над ракетой (как и над всеми проектами тактических атомных ракет Великобритании) была остановлена в коцне 1960-ых.

В годы Фолклендской Войны, безнадежно устаревший "Sea Slug" все еще оставался на вооружении тех эсминцев класса "Каунти", которые не были списаны к 1982 году. В этой войне, "королевскому слизню" впервые довелось выстрелить по настоящему противнику. Но время его уже прошло — хотя эсминец HMS "Antrim" как-то выстрелил ракетой по аргентинскому самолету, поразить его "Sea Slug" уже не смог.

В дальнейшем, эта ракета использовалась в войне еще раз — во время обстрела аргентинского радара на аэродроме "Стэнли". Королевские ВВС, действующие с авианосцев, не сумели подавить радар, и тогда было решено атаковать позицию с моря. Запеленговав расположение радара системами РЭБ, эсминец HMS "Glamorgan" выпустил по его расположению "Sea Slug", и еще несколько ракет — по взлетно-посадочной полосе аэродрома, надеясь повредить стоявшие там самолеты. Эффект (если он вообще был) остался неизвестным, но впечатляющий яркий "фейрверк" взлетавших "Sea Slug" неплохо поднял боевой дух королевской морской пехоты, штурмовавшей аргентинские позиции.

Неудобный и неуклюжий, "Sea Slug" был ракетой, обреченной с момента появления. Еще до его принятия на вооружение, в 1961 году, ВМФ начал разработку "британского Талоса" — зенитной ракеты большого радиуса действия "Sea Dart". И тем не менее, хотя ракета считалась устаревшей уже в 1970-ых, "Sea Slug" оставался на вооружении аж до 1987 года! Списаны ракеты были только вместе с эсминцами "Каунти", которые их когда-то носили. Три корабля были проданы Чили, и сохраняли свои пусковые до 1990-ых, но к 2001 году последний "Sea Slug" был снят с вооружения.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account