Англо-американский «Баран»
Решив в 1940 году производить собственные танки, канадские военные могли выбирать из множества образцов со всего мира: британских, американских и даже французских машин. Если среди пехотных танков они быстро подобрали подходящий прототип, то ни один иностранный крейсерский танк не удовлетворял требованиям канадской армии полностью. В результате на свет появился гибрид, сочетавший в себе американские, британские, французские решения, сдобренные канадским колоритом – самый мирный танк Второй мировой, ставший впоследствии известным как «Рэм».
Война с бюрократией
Ситуация с производством пехотных танков в Канаде была простой. Infantry Tank Mk.II к 1940 году уже не устраивал военных, а Infantry Tank Mk.IV был достаточно «сырой» конструкцией, вдобавок достаточно сложной для новорождённой танковой промышленности. Выбор пал на Infantry Tank Mk.III, который успешно запустили в серию на заводе Канадской Тихоокеанской Железнодорожной Компании (Canada Pacific Rail – CPR). С крейсерским танком дела обстояли сложнее. Заказ намечался внушительный: в отличие от «Валентайнов», которые Канада производила на экспорт, крейсерский танк предназначался для собственной армии. 13 августа 1940 года было решено, что Канада сформирует свою собственную бронетанковую дивизию, для вооружения которой требовалось… 1100 крейсерских танков.
Генерал-майор Эрнест Сансом (Ernest William Sansom) осматривает танки М3 драгунского полка Британской Колумбии. Эти танки устраивали канадцев только наполовину
С одной стороны, в Великобритании в это время работали над многообещающим Cruiser Tank Mk.VI, с другой – американцы как раз меняли свой нелепый Medium Tank M2 более современным Medium Tank M3. Сначала британцы настаивали на том, что все британские доминионы должны строить танки по британским образцам, но после осмотра канадских заводов генерал-бригадир Пратт пришёл к выводу, что вероятность успешного производства танков Cruiser Tank Mk.VI на этих предприятиях очень низка.
В конце концов, было принято решение сотрудничать с соседями с юга, несмотря на то, что их танк не полностью удовлетворял требованиям. Декларация Гайд-Парка (Hyde Park Declaration) 1941 года, подписанная американским президентом и канадским премьер-министром, гласила: «Мобилизуя ресурсы континента, каждая страна должна поставлять другой то, что она может производить лучше всего». Эта декларация устранила главное препятствие на пути канадско-американской кооперации: нехватку американской валюты в Канаде. Следуя декларации, канадская промышленность помогала американской военной промышленности, а программа ленд-лиза распространялась на канадские изделия для Великобритании.
К тому же, сама Великобритания согласилась к 30 октября 1940 года купить 3000 танков американского производства, когда ещё не были завершены чертежи новой машины. Несмотря на это, британцы не были полностью довольны даже концепцией. Предлагалось убрать командирскую башенку, увеличить башню и поставить дымовые гранатомёты. На будущее планировалась ещё более серьёзная переделка: отказ от 37-мм пушки, перемещение главного орудия в башню, использование литья вместо катаной брони и заклёпок. Из-за нехватки 75-мм пушек в канадский вариант танка решили поставить шестифунтовые пушки.
Чтобы облегчить разработку нового танка, между Американской паровозной компанией (American Locomotive Company – ALC) и Монреальским паровозным заводом (Montreal Locomotive Works – MLW) установили режим неограниченного обмена чертежами. В документации этот проект назывался «англо-американским крейсером», или обозначался как M3 или М4С. Летом 1941 года для танка предложили новые названия: Cruiser Tank Mk.X для танка с двухфунтовкой и Cruiser Tank Mk.XA – с шестифунтовой пушкой. Они также не прижились, но осенью у машины появилось новое имя: «Рэм» (Ram – англ. «баран») в честь символа 1-й канадской бронетанковой бригады. Варианты танка назвали «Рэм» Mk.I и «Рэм» Mk.II. Впрочем, ассоциации с Medium Tank M3 оставили свой след: в фотоархивах канадских учреждений нередко находятся фотографии «Рэмов», подписанные как M3, и наоборот.
Рабочие собирают панели приборов для канадского танка
К зиме 1940-1941 гг. Канада начала готовиться к выпуску американского танка. Не имея опыта производства литой брони, канадцы наняли Мартина Преваля (Martin Preval), который ранее работал над танком SOMUA S 35 во Франции. Обстрел первых произведённых литых деталей показал, что по стойкости они ничем не уступают катаной британской броне. Было налажено обеспечение двигателями, трансмиссиями и другими агрегатами, которые не производили в Канаде, при этом представитель из США предупреждал, что достать трансмиссии будет трудно и лучше развернуть производство непосредственно в Канаде.
Были у танка отличия и от американской конструкции. Следуя британской системе вооружения, крейсерский танк строили с британской противотанковой пушкой. Она была значительно компактней 75-мм пушки M3 и помещалась в башню, которую разработали в Монреале на основе башни от A15 Cruiser Tank, но литую, как корпус. В конце концов, от исходной башни осталось настолько мало, что башня «Рэма» стала почти полностью оригинальной конструкцией.
Хорошо видно, где кончается американская конструкция и начинается канадская
Канадские конструкторы отказались от спонсона и на манер британских крейсерских танков переместили пулемётную башенку с крыши главной башни на крышу корпуса, сократив высоту машины. Диаметр башенного погона вырос с 54,5 (1380 мм) до 60 дюймов (1524 мм), что позволило установить более мощное вооружение. Новая башня, намного более крупная по размеру, использовала тот же механизм поворота башни марки «Логанспорт», что и американский танк. Он позволял совершить 3,5 оборота башни в минуту. В нишу башни поставили радиостанцию Wireless Set №9. Вдобавок к основному орудию и спаренному пулемёту, в башне разместили двухдюймовый казнозарядный миномёт для стрельбы дымовыми гранатами.
Изменений «ниже пояса» также хватало. Карданный вал, типичный для американских танков с радиальным двигателем, переместили, а водителя пересадили рядом с коробкой передач. Это позволило уменьшить высоту корпуса. Экономия веса за счёт использования литья вместо клёпки позволила увеличить толщину лобовой брони до 60 мм. Толщину брони пулемётной башенке тоже увеличили. Один такой танк обходился правительству в 89 000 канадских долларов.
Путь первых танков
«Рэм» планировали выпускать с 57-мм пушкой 6-pounder 7cwt Mk.III, но тут подвели британцы. К тому времени, как канадцы достроили прототип, танковой установки с шестифунтовкой ещё не было. Самой пушки тоже ещё не было, так как начать производство планировалось только в октябре 1941 года. На прототип и первые 50 серийных танков пришлось ставить пушку 2-pounder Mk.IX. Канадцы послали капитана Д.М. Люмиса в Великобританию, чтобы он каким-то образом ускорил разработку установки или хотя бы раздобыл документацию по ней. Люмис доложил, что конструкция «постоянно меняется». К тому же, не было гарантии, что британская установка, которую разрабатывали для Cruiser Tank Mk.VI, поместилась бы в башню канадского танка. В конце концов, в Монреале разработали собственную установку.
«Рэм» изнутри. Хорошо виден карданный вал, «визитная карточка» американских танков тех времён
Первый «Рэм» Mk.I вышел из ворот завода 30 июня 1941 года в ходе торжественной церемонии. 18 июля танк отправили в США, на Абердинский полигон. После тщательных испытаний «Рэм» вернули в Монреаль вместе со списком недостатков, которые следовало устранить. Тем не менее, танк американцам понравился: некоторые историки считают даже, что исследование канадского танка повлияло на разработку американцами своего Medium Tank M4, что маловероятно. Основные характеристики M4 были утверждены уже в августе 1940 года, а первая модель Medium Tank T6 была готова в апреле 1941 года – до того, как «Рэм» попал в Абердин. Так или иначе, в американской системе вооружений танк получил индекс M4A5.
«Рэм» Mk.I прогнали через всевозможные испытания и в Канаде. Канадцы особенно беспокоились о возможном скоплении пороховых газов в боевом отделении, но стрельба из спаренного и башенного пулемётов одновременно со скорострельностью в 1000 и 500 выстрелов в минуту за четверть часа опасной концентрации газов не выявила. В отчёте было написано, что даже более высокая скорострельность ничем не грозит экипажу. При стрельбе из пушки 2-pounder со скорострельностью в 36 выстрелов за 15 минут количество скапливающихся газов возрастало, но работающий двигатель успешно высасывал газы через перегородку уже при 1000 оборотах в минуту. При заглушённом двигателе концентрация газов могла стать опасной, а для успешной установки более мощной пушки нужен был дополнительный вытяжной вентилятор.
Первый «Рэм» Mk.II был построен без хитростей. У второго серийного танка «Рэма» Mk.I просто заменили установку двухфунтовки на шестифунтовку – съёмная маска на болтах делала конверсию достаточно простой. Увеличение габаритов пушки отрицательно сказалось на работе экипажа. Теперь наводчику было трудно смотреть в прицел при наведении на цель, а места для планировавшегося стабилизатора не осталось. Пришлось переместить маховики наводки и рычаг экстрактора. Эти изменения не полностью устранили проблему, но танк всё равно был признан удовлетворительным. После испытаний 3 ноября 1941 года было дано разрешение на производство танка «Рэм» Mk.II.
Двигатель «Континенталь» R975-C1. Такие ставили на «Рэмы» средних серий
Расписание поставок от подрядчиков составлялось с расчётом, что MLW будет выпускать два танка ежедневно. Начало выпуска серийных танков ожидалось в сентябре или октябре 1941 года, и до декабря предполагалось выпустить 200 танков. Как часто бывает, эти планы не реализовались: в июле Отдел снаряжения и снабжения (Department of Munitions and Supply – DM&S) сообщил, что более 71 танка до конца года ждать не стоит. В дальнейшем прогнозы продолжали падать: 24 октября ожидали уже всего 48 собранных танков к концу года. Производственные проблемы усугублялись бюрократическими: не было ясно, кто должен заказывать части – британская сторона или канадская. Кроме того, «Рэм» не был приоритетным для американцев, и их компании неохотно расставались с двигателями и трансмиссиями.
К 2 января 1942 года 15 «Рэмов» худо-бедно прошли приёмку; ещё 39 танков были на ходу, но их сборка ещё не была закончена. Процесс сборки всё ещё не лишился проблем. Конструкцию танка постоянно модернизировали, и на MLW путали детали для новых и старых танков. Мастер вооружения (Master General of Ordnance – MGO) в ярости писал DM&S: «До сих пор ни один «Рэм» не прибыл в боеготовом состоянии». Письмо было написано 15 июня – к тому времени от «детских болезней» пора было бы уже избавиться.
Жалобы приходили и из канадских частей, куда танк начал поступать. Литьё было низкого качества, и литые элементы подвески ломались. Литая броня была немногим лучше: на учениях борт «Рэма», который тянул за собой мишень, был пробит двухфунтовкой с дистанции 275 метров. Разразился скандал: теоретически 60-мм броня была для пушки непробиваемой.
Прототип танка «Рэм» Mk.I выезжает с завода, 30 июня 1941 года
Вооружение тоже оставляло желать лучшего. Кучность у двухфунтовки была низкой, а спаренный пулемёт «Браунинг» быстро перегревался. Наводить пушку на цель было сложно из-за низкого качества поворотного механизма. На испытаниях наводчик попал в движущуюся цель на дистанции в 650 ярдов один раз из пяти, а с 1000 ярдов не смог попасть ни разу. Башня тряслась во время движения из-за большого люфта в башенном погоне. От интенсивной стрельбы трескалась люлька пушки.
Жалобы приходили и на двигатель. «Континенталь» R975-EC2 оказался самым капризным из двигателей на танках семейства M4; вдобавок он не работал на британском 80-октановом бензине и требовал 87-октановый. На танках «Рэм» Mk.II двигатель заменили на R975-C1, но эта замена всех проблем не решила. Канадцы жаловались на низкое качество поставленных двигателей, живучесть которых составляла порядка 1500-2000 миль, и других агрегатов. Улучшенный вариант двигателя, R975-C4, оказался самым надёжным из тех, что ставили в «Рэм», но даже он оставлял желать лучшего, требуя в среднем 82,5 часов обслуживания на 100 часов работы.
Танки «Рэм» Mk.II на заводе. В центре машина из серии CT40101 – CT40437: бортовых люков больше нет, но остался «гриб» вентилятора. Из-за того, что установку шестифунтовки не закончили вовремя, 50 танков «Рэм» Mk.II уехали в Великобританию без пушек
Выговоры и жалобы, тем не менее, пошли на пользу. Танк модернизировался, а темпы производства росли – к июлю MLW выпускал 150 танков в месяц. Были планы увеличить выпуск до 300 танков в месяц с помощью американцев, но не тут-то было. Мощности MLW перевели на производство «Гризли», канадского варианта Medium Tank M4A1, и самоходных установок «Секстон» на его базе. Чтобы не тратить усилия, неиспользованный задел «Рэмов» пустили на выпуск первых «Секстонов». Последний «Рэм» Mk.II вышел из ворот завода 11 августа 1943 года. Всего MLW выпустил 1948 танков «Рэм», из которых 1671 отправили в Великобританию, при этом 100 потеряв в пути, а 277 оставили в Канаде.
В течение двух лет выпуска конструкция танка не стояла на месте. Метаморфозы начались достаточно быстро. Первые «Рэм» Mk.II уже отличались от «Рэм» Mk.I не только пушкой: у Mk.II пистолетный лючок на левом бортовом люке заменили вентилятором. Также у него появился прицел в пулемётной башенке. Пулемётчик в Mk.I должен был наводить пулемёт по следу трассирующих пуль, из-за чего ствол быстро изнашивался.
Танки «Рэм» Mk.II южноальбертовского полка. Танкисты добавили забашенные ящики для личных вещей. Англия, 1943 год
Начиная с танка с номером CT.40101, бортовые люки исчезли, но вентиляторы остались. Встречаются фотографии более ранних танков с заваренными люками и пистолетными лючками. Начиная с танка с номером CT.40438, бортовые вентиляторы исчезли, на их месте остались небольшие выпуклости. На танках этой серии также пропал пистолетный лючок в борту башни, который заменили пистолетной бойницей с пробкой. Начиная с номера CT.159503, на «Рэм» перестали ставить пулемётные башенки, а пулемёт перевели в шаровую установку во лбу корпуса, как на «Шермане». На этих танках также изменилась подвеска VVSS: поддерживающие катки отвели назад, тоже подобно «Шерману». Начиная с CT.159540, а также на танках CT.159534 и CT.159538, на «Рэм» Mk.II начали ставить удлинённое орудие 6-pounder Mk.V. У этой пушки ствол был более длинным и облегчённым, из-за чего на конце появился противовес.
«Баран» на прокачке
Думать об изменении вооружения танка начали почти сразу. Британская концепция танков включала в себя танки непосредственной поддержки (CS – Close Support), и в «Рэм» предлагали поставить ту же 75-мм пушку, или трёхдюймовую гаубицу. Затем аппетиты военных начали расти, и к танку начали примеряться к 3,7-дюймовой гаубице, а потом и к 95-мм. Тут обнаружилась проблема: для того, чтобы поставить орудия такой мощности, нужен был 70-дюймовый (1778 мм) башенный погон, под который пришлось бы переделывать весь танк; к тому же, в Канаде не было станков, на которых такой погон можно было бы обрабатывать. В конце концов, в 1942 году было принято решение не строить крейсерские танки непосредственной поддержки вообще.
К 75-мм пушке вернулись в 1943 году. К тому времени танк устарел и постепенно уходил на вторые роли. Ещё весной обсуждался заказ 1000 75-мм пушек для этих танков. В августе было принято решение модернизировать 700 танков, снабдив их 75-мм пушками Ordnance QF 75 mm (шестифунтовки, рассверленные до калибра 75 мм): 600 для оперативного резерва и 100 для учёбы. Боевые танки модернизировались полностью, учебные лишь частично. 250 из 600 боевых танков снабжались приспособлениями для преодоления водных преград. Переделка танков происходила в Англии. Для учебных танков пушки производились в Великобритании, для боевых – в Канаде. Оставшиеся 900 танков не модернизировались.
Модернизированный «Рэм» Mk.II на учениях на базе Борден. На танке стоит удлинённая пушка 6-pounder Mk.V с противовесом. Бортовые люки заварены
Опытный танк с 75-мм пушкой вышел на испытания 21 апреля 1943 года. Испытания не прошли гладко: из 15 бронебойных снарядов, выпущенных из пушки, восемь застряло в стволе и их пришлось выбивать шомполом. Шесть осколочно-фугасных и восемь дымовых снарядов отстреляли без проблем. Только один из 16 снарядов, выпущенных по движущейся цели, поразил её, но и это было чудом, так как на танке всё ещё стоял телескопический прицел №33 для шестифунтовой пушки и тот самый неполноценный поворотный механизм «Логанспорт». Так или иначе, танк признали почти равным «Шерману». Вентиляция танка с двигателем, работающим на холостых оборотах, была оценена как удовлетворительная.
Более тщательные испытания провели с танком номер CT.159506 на полигоне в Лулворте. Это был самый совершенный из «Рэмов»: на нём стояли стабилизатор «Вестингауз», новый поворотный механизм «Логанспорт», дополнительная защита от пуль и осколков. Кроме того, на танке уже не было пулемётной башенки.
Испытания показали, что и новый механизм поворота башни оставляет желать лучшего. Плавность поворота башни у танка, стоящего на ровной горизонтальной поверхности, улучшилась, но под креном в 15° поворот влево был неравномерным. Перемена поворота слева направо тоже была непредсказуемой: иногда башня не начинала поворот обратно, пока рукоятку поворота не наклонили до 25-30°, а бывали случаи, что башня не поворачивалась вообще.
Отсутствие пулемётной башенки понравилось испытателям. Сектор обстрела был урезан вдвое, но у пулемётчика теперь было намного больше места. Видимость из оптического прицела пулемёта упала, но пулемётчику добавили перископ типа «Виккерс».
Передний «Рэм» относится к машинам из последней серии. На танке нет пулемётной башенки, а в башне стоит удлинённая пушка 6-pounder Mk.V. Задний танк имеет подвеску и пушку более раннего типа
Стабилизатор был, пожалуй, самым эффективным из новшеств. С ним танк мог уверенно поражать цели бронебойным снарядом с дистанции 800-1000 ярдов, осколочно-фугасным – с 900-1250, а пулемётом – с 400 ярдов при движении со скоростью в 12-15 миль в час (19-24 км/ч). Телескопический прицел сильно прыгал из-за работы стабилизатора, отчего наводчик не мог наводить пушку при езде по очень ухабистой дороге. Спусковой механизм был слишком тугим, и испытатели рекомендовали взамен электрический механизм соленоидного типа. Стрельба с закрытых позиций на расстоянии 2400-3500 ярдов была признана неудовлетворительной, так как маховик вертикальной наводки не был предназначен для такой точной работы.
В итоге танк испытатели одобрили. Перевооружению и модернизации был дан зелёный свет.
К началу сентября 100 пушек (34 Mk.V и 66 Mk.VA) прибыли на склад. Учебные танки ожидались в сентябре, но даже к концу августа не было ясно, какие машины будут модернизировать. Первоначально для этой цели выделили танки из серии CT.159402 – CT.159501, но семь из них (CT.159413, CT.159414, CT.159440, CT.159448, CT.159453, CT.159460, CT.159501) так и не попали в Англию. Была дана рекомендация установить оставшиеся пушки в танки из серии CT.159502 – CT.160193. Только 14 сентября спохватились, что для новой пушки нужен новый прицел, и канадские войска в Англии заказали 100 телескопических прицелов №50.
30 танков, заказанных для учёбы, к 12 сентября так и не сдали: было принято решение учиться на «Шерманах». Танки опоздали и к учениям, которые начинались 22 сентября, а 4 октября срок сдачи передвинули на 15 декабря. Так как экономия ресурса более боеспособных «Шерманов» была очень важной, танки ожидали как можно скорее. Первые два «Рэма» c 75-мм пушками были готовы к 15 октября. Из-за проблем с амортизаторами и кулачками было рекомендовано подвергать испытаниям каждый десятый танк с такой пушкой.
Канада гордилась своим «мирным» танком. «Рэм» можно было увидеть, например, на почтовых марках
За день до запланированного окончания программы перевооружения, 14 декабря, был дан приказ программу отменить. К этому времени было уже понятно, что в бой канадские танки не пойдут, да и «Шерманов» теперь хватало для учёбы. Переделку 600 боевых танков так и не начали. 27 декабря был составлен перечень всех танков «Рэм» с 75-мм пушками: 29 переделали полностью, в 10 танках пушки поставили, но для окончания работы нужен был примерно один час для каждого танка, а ещё один опытный танк был в Лулворте.
К 7 февраля 1944 года 10 переделанных танков были посланы резервной группе «Е» канадских войск. Похоже, что они понравились, так как группа «Е» заказала ещё 19 танков. 22 апреля группа заказала ещё 15 «Рэмов» с 75-мм пушками, но получила отказ, так как танки такого типа кончились. В конце концов, группа «Е» смогла собрать у себя все переделанные танки кроме находившегося в Лулсворте. Интересно, что там танк был не нужен, и полигон был готов его отдать ещё 6 декабря 1943 года.
Ненужный танк
Ещё весной 1943 года было понятно, что модернизация «Рэма» не поспевает за новейшими «Шерманами». Узкий башенный погон не позволял радикально увеличить огневую мощь танка, капризный двигатель ограничивал его вес, да и «Шерманов» уже было достаточно. Монреальский завод, который едва мог производить 200 танков в месяц, не мог соперничать с американскими гигантами, поэтому канадские и британские части постепенно пересаживались на американские танки. «Рэмы» массово переделывали в машины артиллерийских наблюдателей, бронетранспортёры, огнемётные танки и другие спецмашины, но эта тема для отдельного рассказа.
Под конец войны в Канаде скопилось 258 бывших в употреблении «Рэмов», а также 47 абсолютно новых танков. Послужить после войны им не удалось: канадские нужды в бронетанковой технике были покрыты более совершенными танками M4A2E8, прибывшими из США. В июне 1946 года было принято решение переплавить все танки «Рэм» и машины на их базе, которые имелись на складах. В итоге 30 танков оставили в качестве мишеней для стрельбищ, а четыре отдали танковому училищу в Бэррифилд.
Немецкой разведке удалось собрать достаточно точные данные о танке, ни разу не встретив его на поле боя
44 машины (40 танков с 75-мм пушками, два танка артиллерийских наблюдателей и две БРЭМ) передали правительству Нидерландов, позднее доведя количество рабочих машин до 73 штук. В стране тюльпанов «Рэмы» дослужили до 1952 года, когда их заменили «Центурионами», а затем ненужные танки закопали в землю на оборонительной линии Эйсель, заменив орудия на пулемёты.
Подводя итоги, сложно назвать «Рэм» плохим танком: для своего времени 76 мм брони и 57-мм пушка были достаточно грозными аргументами на поле боя. Конструирование и производство такого передового танка на заводе, который до этого танков не производил вообще, было трудовым подвигом. Увы, мощности канадской промышленности не хватало для того, чтобы соперничать с потоком «Шерманов», производимым США, и вполне современному танку, созданному в кратчайшие сроки в самое опасное для своей страны время, так и не довелось повоевать.