Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 08 июля 2015 года.
Содержание:
Корабли типа Minekaze являются не только первыми эскадренными миноносцами Императорского флота, разработанными и построенными в Японии, но и служат примером японской прагматичности. В отличие от своих союзников и противников, также располагавших значительным количеством устаревших эсминцев второго поколения, японцы своевременно провели модернизацию этих боевых единиц, превратив их во вполне боеспособные противолодочные корабли второго эшелона. Эскадренные миноносцы типа Minekaze не снискали победных лавров на просторах Тихого океана, но явились важным этапом в истории японского кораблестроения
Первый образец торпеды был разработан в 1866 году англичанином Робертом Уайтхэдом, проживавшим в Австро-Венгрии и работавшим директором на Технических заводах в Фиуме. Несмотря на скромные характеристики (дальность плавания торпеды образца 1866 года составляла всего 200 м при скорости в 6 узлов), новое оружие, названное в честь изобретателя «миной Уайтхэда», заинтересовало руководителей ведущих флотов мира. Окончательное решение о массовом принятии торпед на вооружение в Великобритании, Италии, Германии и России было принято после событий русско-турецкой войны 1877–78 годов – 15 января 1878 года турецкий сторожевой корабль затонул в течение двух минут после попадания «самодвижущейся мины» (вероятно, речь идёт о «мине Уайтхэда» образца 1871 года с дальностью плавания в 600 м и массой боевой части в 30 кг). Появление нового оружия потребовало создания новых кораблей-носителей.
«Истребитель миноносцев» или «эскадренный миноносец»?
Первым миноносцем принято считать британский Lighting, вступивший в строй в мае 1877 года. Поначалу эти корабли рассматривались как средство береговой обороны, но уже в 1884 году ведущие флоты Европы начали размещать заказы на строительство миноносцев дальнего плавания (другое название – «морские миноносцы») – более крупных боевых единиц, предназначенных для совместных действий с большими артиллерийскими кораблями далеко от баз. Потенциальная угроза «морских миноносцев» оценивалась столь высоко, что уже в феврале 1892 года на английской верфи Yarrow начинается строительство специальных кораблей для борьбы с ними. Авторство идеи создания нового типа кораблей, получившего название Destroyer (англ. – «истребитель»), приписывается будущему «отцу» дредноутов 3-му морскому лорду контр-адмиралу Джону А. Фишеру. Основной задачей «истребителей» являлось уничтожение миноносцев противника, вспомогательной – атака вражеских кораблей торпедами.
Дебют торпедного оружия в полномасштабных морских сражениях русско-японской войны оказался далеко не впечатляющим. В ночь с 23 на 24 июня 1904 года японские миноносцы выпустили по русской эскадре тридцать пять торпед (все мимо цели), в ночь с 10 на 11 августа – сорок четыре торпеды (снова безрезультатно). Несколько сгладили это разочарование результаты Цусимской битвы: выпущено четырнадцать торпед, попали в цель – шесть, потоплено три корабля. Неоднозначными были и результаты знаменитой атаки японских миноносцев на Порт-Артур в ночь с 26 на 27 января (8–9 февраля) 1904 года. С одной стороны, были выведены из строя русские броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер Паллада, с другой – «несмотря на идеальные условия для внезапной торпедной атаки», из шестнадцати торпед в цель попали всего три.
Оценив результаты русско-японской войны, ведущие страны мира приступили к разработке нового типа торпедных кораблей. В британском флоте они сохранили название «истребителей», но более точно их назначение отражали названия, принятые в германском и российском флотах («дивизионные» и «эскадренные» миноносцы соответственно). Эскадренные миноносцы (сокращённо – эсминцы) первого поколения представляли собой своеобразный гибрид морского миноносца и «истребителя» – увеличенный в размерах корабль с мощным торпедным вооружением и значительно усиленной артиллерией, состоявшей из трёх-четырёх орудий калибра 76–102 мм. Задачами эсминцев являлись торпедные атаки вражеских кораблей, защита собственной эскадры от миноносцев противника и ведение разведки.
Поворотным событием в развитии нового класса кораблей стали события 22 сентября 1914 года, когда сразу три английских крейсера (Hogue, Aboukir и Cressy) были потоплены немецкой подводной лодкой в проливе Ла-Манш. После этого эсминцы стали использоваться для противолодочной обороны как корабли, наиболее пригодные для этой цели (из имевшихся). В ходе Первой мировой войны функции эсминцев существенно расширились – их стали использовать и для эскортирования конвоев (в том числе, для организации противолодочного и противовоздушного прикрытия), и в роли тральщиков, идущих впереди эскадры, и в качестве минных заградителей. Корабли времён Первой мировой войны принято считать вторым поколением эсминцев. Их основным оружием продолжали оставаться торпеды, артиллерийское вооружение рассматривалось в качестве вспомогательного, но количество и калибр артсистем неуклонно росли (чаще всего на корабле располагалось четыре-шесть орудий калибра 102–120 мм), а зенитное вооружение, по меркам 30–40-х годов, носило скорее «декоративный» характер (два-три пулемёта или одна-две пушки).
Третье поколение эсминцев своим появлением обязано усилиям ведущих мировых держав по ограничению морских вооружений. После заключения Вашингтонского соглашения от 6 февраля 1922 года, устанавливавшего ограничения по размерам линейных кораблей и авианосцев и их предельному суммарному тоннажу, правительства США, Великобритании, Японии, Франции и Италии подписали Лондонский договор от 22 апреля 1930 года, налагавший ограничения на лёгкие силы флотов. Основное влияние на создание нового поколения эскадренных миноносцев оказали установленные Лондонским договором квоты на строительство лёгких крейсеров – желание «сэкономить» тоннаж лёгких крейсеров породило доктрину об использовании в качестве лидеров эсминцев нового типа. В соответствии с Лондонским договором устанавливались и предельные квоты на суммарный тоннаж эсминцев (по 152 400 т – для США и Великобритании; 107 188 т – для Японии; для Франции и Италии пределы не устанавливались), а также их размеры (максимальное стандартное водоизмещение эсминца не должно было превышать 1880 т, а калибр его артиллерии – 5,1 дюйма (130 мм). Желание получить относительно мощный корабль в условиях ограничений по водоизмещению и калибру артиллерии заставили конструкторов увеличить количество орудий за счёт сокращения торпедного вооружения. В итоге основным вооружением эсминцев третьего поколения стала артиллерия (по четыре-шесть орудий калибра 120–130 мм), кроме того, с учётом возросшей роли авиации, существенно усилили ПВО новых кораблей (по четыре-пять орудий и автоматов калибра 37–76 мм). Возрастающая роль авиации и субмарин уже в 1935 году привела к закладке четвёртого поколения эсминцев, по сути, представлявших собой крупные эскортные корабли с развитым противолодочным и зенитным вооружением, способные при случае атаковать противника торпедами.
Эволюция эсминцев на примере ВМС Великобритании
Тип | Tribal | W | Duncan | Javelin |
---|---|---|---|---|
Год закладки головного корабля | 1907 | 1917 | 1931 | 1938 |
Водоизмещение, т | 855–1027 | 1325 | 1360 | 1690 |
Торпедное вооружение | Два 457-мм аппарата | Два трёхтрубных 533-мм аппарата | Один четырёхтрубный 533-мм аппарат | Два пятитрубных 533-мм аппарата |
Артиллерийское вооружение | Два 102-мм или три 76-мм орудия | Четыре 120-мм орудия | Четыре 120-мм орудия | Шесть 120-мм орудий |
Зенитное вооружение | Отсутствует | Одно 76-мм или два 40-мм орудия | Одно 76-мм, шесть 40-мм орудий и 6 пулемётов | Одно счетверённое 40-мм орудие и два счетверённых 12,7-мм пулемёта |
Скорость, узлов | 33 | 34 | 35,8 | 36 |
Развитие военной мысли значительно опережало темпы строительства новых кораблей, в результате чего во Второй мировой войне, наряду с эсминцами третьего и четвёртого поколений, активное участие приняли морально устаревшие, но всё ещё многочисленные эсминцы второго поколения. Одними из этих ветеранов были японские эсминцы типа Minekaze.

Схема эсминца типа Minekaze из американского военно-морского справочника времён Второй мировой войны. Вероятно, наличие на эсминце четырёх турбин указано ошибочно. Источник: coatneyhistory.com
История проекта
Требования к «стандартному эскадренному миноносцу» японские адмиралы впервые сформулировали в 1907 году: водоизмещение – 1000 т, скорость – 30 узлов (что предполагало использование турбин и нефтяных котлов), вооружение из одного 120-мм и двух 76-мм орудий, четыре торпедных аппарата. Не имея собственного опыта строительства эсминцев, японцы обратились за помощью к частным английским и немецким компаниям (первые два эсминца типа Sakura заложили в 1910 году в Великобритании), но уже в 1911 году японские инженеры приступили к разработке собственного проекта эскадренного миноносца, известного как F41. В соответствии с тактико-техническим заданием японского Главного морского штаба, новые эсминцы «предназначались для атаки линейных сил противника в любое время суток, защиты своих тяжёлых артиллерийских кораблей от атак эсминцев и постановки активных минных заграждений».
Из-за финансово-экономических и политических проблем старт проекта несколько раз откладывался (в конечном итоге финансирование строительства эсминцев началось только в 1917 году по программе развития военно-морского флота «Флот 8-6»). Проект был доработан с учётом опыта Первой мировой войны – основными требованиями к создаваемому эсминцу являлись вооружение из четырёх 120-мм орудий и шести 533-мм торпедных аппаратов, скорость хода не менее 39 узлов и большая автономность. Всего по проекту заложили 15 кораблей, строительство велось на верфи ВМФ (Maizuru Kaigun Kosho) в Майдзуру (10 кораблей) и верфи Mitsubishi в Нагасаки (5 кораблей). Эсминцы Minekaze и Sawakaze строились по бюджету 1917–18 годов; Hakaze, Okikaze и Yakaze – по бюджету 1918–19 годов; Akikaze, Hokaze, Shiokaze, Tachikaze, Nadakaze, Shimakaze и Yuraze – по бюджету 1919–20 годов; Namikaze, Nokaze и Numakaze – по бюджету 1920–21 годов. В специализированной литературе эскадренные миноносцы проекта F41 более известны как эсминцы типа Minekaze (по имени формально головного корабля), хотя иногда упоминаются как тип Sawakaze (по имени корабля, заложенного, спущенного и вступившего в строй первым). В советском «Справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» эсминцы указаны как тип Akikaze – вероятно, исключительно из желания расставить корабли этого проекта в алфавитном порядке. Все корабля типа Minekaze были названы в честь различных видов ветра, что закрепило за ними прозвище «Ветры Микадо» (Микадо – древний титул императора Японии).
Эскадренные миноносцы типа Minekaze
Название | Перевод названия на русский язык | Верфь | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата ввода в строй |
---|---|---|---|---|---|
Sawakaze | Ураган (дословно – «ветер, приносящий разрушения») | Mitsubishi | 07.01.1918 | 07.01.1919 | 16.03.1920 |
Minekaze | Порыв шквального ветра | Maizuru Kaigun Kosho | 20.04.1918 | 08.02.1919 | 29.03.1920 |
Yakaze | Ветер, летящий по воздуху стрелой | Mitsubishi | 15.08.1918 | 10.04.1920 | 19.07.1920 |
Hakaze | Ветер, приносящий воздушный удар | Mitsubishi | 11.11.1918 | 21.06.1920 | 16.09.1920 |
Okikaze | Океанский ветер | Maizuru Kaigun Kosho | 22.02.1919 | 03.10.1919 | 17.08.1920 |
Shiokaze | Прибой, смешанный с ветром | Maizuru Kaigun Kosho | 15.09.1920 | 22.10.1920 | 29.07.1921 |
Akikaze | Осенний ветер | Mitsubishi | 07.06.1920 | 14.12.1920 | 01.04.1921 |
Tachikaze | Порыв ветра, схожий с ударом меча | Maizuru Kaigun Kosho | 18.08.1920 | 31.03.1921 | 05.12.1921 |
Hokaze | Создающий напор ветер | Maizuru Kaigun Kosho | 30.11.1920 | 12.07.1921 | 22.12.1921 |
Shimakaze | Ветер, обдувающий остров | Maizuru Kaigun Kosho | 05.02.1918 | 31.03.1920 | 15.11.1920 |
Nadakaze | Ветер, беспорядочно носящийся над морем | Maizuru Kaigun Kosho | 05.02.1918 | 26.06.1920 | 30.09.1921 |
Yuraze | Вечерний бриз | Mitsubishi | 24.12.1920 | 28.05.1921 | 24.08.1921 |
Nokaze | Ветер, дующий над полем | Maizuru Kaigun Kosho | 01.04.1921 | 01.10.1921 | 31.03.1922 |
Namikaze | Порыв сильного ветра, набегающий волной | Maizuru Kaigun Kosho | 07.11.1921 | 24.06.1922 | 11.11.1922 |
Numakaze | Болотный ветер | Maizuru Kaigun Kosho | 10.08.1921 | 22.05.1922 | 24.07.1922 |
Корабли типа Minekaze стали первыми эсминцами, полностью разработанными в Японии. Невысокие темпы их строительства (в среднем, около двух лет) обычно связывают со сложной экономической и политической ситуацией в тогдашней Японии. Негативное влияние на темпы строительства оказывали и «отсутствие опыта и необходимость отработки технического процесса постройки кораблей этого типа» – головной корабль серии Minekaze был построен за 22 месяца, а абсолютным долгостроем стал Nadakaze, пробывший на верфи 31 месяц.
Тактико-технические характеристики
Эсминцы типа Minekaze создавались под сильным влиянием германской кораблестроительной школы. Корабль имел узкий корпус (соотношение длины к ширине – 10 к 1), короткий полубак и смещённый с полубака мостик (между мостиком и полубаком устанавливался носовой торпедный аппарат). Конструктивно корпус имел смешанный набор с усиленными продольными связями, двойное дно (междудонное пространство частично использовалось для размещения топливных танков и масляных цистерн), разделялся на четырнадцать водонепроницаемых отсеков и не имел бронирования. Благодаря узкому корпусу эсминцы развивали высокую скорость, но обладали низкой остойчивостью. В ходе модернизации 1936 года на кораблях пришлось усилить продольные и поперечные связи возле машинного и котельных отделений, а также носовой оконечности.
Основные геометрические размеры эсминцев типа Minekaze
Стандартное водоизмещение, т | 1368 |
---|---|
Полное водоизмещение, т | 1680 |
Длина, м | 99,53 (по другим данным – 102,6) |
Ширина, м | 9,04 |
Осадка, м | 2,09 |
Расхождения в длине кораблей, вероятно, вызваны разными измерениями (по палубе и по ватерлинии).

Эсминцы типа Minekaze, 1924 год. Головной корабль – предположительно, эсминец Akikaze Источник: wiki.wargaming.net
Энергетическая установка
Эсминцы типа Minekaze оснащались двухвальными (часть источников, вероятно, ошибочно говорит о четырёхвальных) энергетическими установками, состоявшими из двух (по некоторым данным, двухступенчатых) турбозубчатых агрегатов Parsons и четырёх нефтяных котлов типа Kampon (в некоторых источниках фигурируют как «Ро-Го» или «малая версия»). Общая мощность энергетической установки составляла 38 500 л. с. Турбозубчатые агрегаты, разделённые продольной водонепроницаемой переборкой, располагались в одном машинном отделении, расположенном позади четырёх котельных отделений между орудием №3 и кормовым торпедным аппаратом. Все корабли на испытаниях показали свою проектную скорость (самыми быстроходными оказались Akikaze и Shimakaze, развившие скорость в 39,8 и 40,15 узла соответственно).
Результаты дальности плавания эсминцев оказались ниже проектных, что обычно связывают с «низкой экономичностью главных механизмов и неудачной конструкцией котлов». Фактическая дальность плавания при запасе топлива в 395 т нефти составляла 3600 миль при скорости в 14 узлов, 1550 миль – при скорости в 27 узлов, 900 миль – при скорости в 34 узла, и 700 миль – при скорости 37 узлов. Большинство источников утверждает, что в ходе модернизации 1936 года запас топлива на Minekaze сократили до 295 т (по другим данным – до 280 т).
Для обеспечения эсминцев электроэнергией использовались два штатных турбогенератора мощностью по 125 кВт и аварийный дизельный генератор мощностью 50 кВт.
Минно-торпедное вооружение
Несмотря на некоторое усиление артиллерии, основным вооружением кораблей типа Minekaze оставались торпеды. Орудия рассматривались как вспомогательное средство, а зенитным вооружением в значительной мере пренебрегали (считалось, что относительно тихоходные самолёты не представляют угрозы для таких манёвренных целей, как эсминцы).
Торпедное вооружение эсминцев типа Minekaze, состоявшее из трёх двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов «Тип 6 модификация 1», было новаторским для японского флота (как по составу, так и по размещению). Применение поворотных аппаратов позволяло вести торпедный огонь по целям с любого борта, чем достигался выигрыш в мощи бортового залпа (правда, ценой некоторого усложнения конструкции). Носовой торпедный аппарат на эсминцах располагали между срезом полубака и мостиком, что позволило отказаться от стрельбы на носовых курсах из однотрубных аппаратов, располагавшихся побортно. При явном тактическом преимуществе такое расположение носового аппарата имело существенный конструктивный недостаток – в плохую погоду аппарат подвергался сильному заливанию. Торпедные аппараты оборудовались электроприводами наведения, но сохранили ручное заряжание. Впрочем, не стоит преувеличивать влияние медленного ручного заряжания на тактические характеристики эсминцев – как показал опыт двух мировых войн, определяющим для успеха торпедных атак был именно первый залп, так как второй залп производился крайне редко и, как правило, значительно позже первого. Боекомплект корабля состоял из двенадцати торпед «Тип 6» (масса боевой части – 203 кг; дальность плавания – 15,5 км при скорости в 27 узлов, 10 км – при скорости в 32 узла, 7 км – при скорости в 37 узлов). Для управления торпедной стрельбой использовался прибор «Тип 14» с двумя прицельными колонками. В соответствии с требованиями заказчика о возможности использования эскадренных миноносцев для «постановки активных минных заграждений», эсминцы типа Minekaze могли брать на борт до двадцати мин.
Артиллерийское вооружение
Артиллерия эсминца состояла из четырёх 120-мм орудий «Тип 3» (унитарное заряжание, длина ствола – 45 калибров). По одному орудию располагалось на носу и кормовой надстройке, два орудия – в средней части корабля (впереди и позади второй трубы). В целом, артиллерийское вооружение предполагало ведение трёх видов огня: ретирадного (при уходе от цели), курсового (при приближении к цели) и бортового. Конструкция кораблей типа Minekaze позволяла использовать для наиболее применяемых эсминцами видов огня (ретирадного и курсового) только по одному орудию. Ведение огня бортом для небронированных эсминцев являлось скорее исключением, кроме того, орудия в средней части (особенно орудие №2) имели узкие сектора обстрела, ограниченные дымовыми трубами и надстройками. На эсминцах Namikaze, Nokaze и Numakaze, строившихся по бюджету 1920–21 годов, орудие №3 перенесли на кормовую надстройку рядом с орудием №4.

Один из эсминцев типа Minekaze, строившихся по бюджету 1920–21 годов (орудие №3 перенесено на кормовую надстройку) Источник: fastpic.ru
Считается, что расположение 120-мм орудий на значительной высоте от ватерлинии допускало ведение огня в любую погоду. Однако, с учётом низкой остойчивости эсминцев, точность стрельбы при значительном волнении, скорее всего, была весьма невысокой. Дальность стрельбы из 120-мм артиллерии составляла 15 500 м, скорострельность – до 9 выстрелов в минуту, боекомплект – 180 снарядов на орудие.
Для управления артиллерийским огнём на кораблях использовали 2,5-метровые дальномеры «Тип В» и 60-сантиметровые прожекторы (на Minekaze прожектор был установлен на кормовой надстройке рядом с орудием №4).
Зенитное вооружение
Зенитное вооружение эсминцев типа Minekaze носило, в значительной степени, «декоративный» характер. По одним данным, оно состояло из двух 7,7-мм пулемётов Vickers, по другим – из двух-трёх 6,5-мм пулемётов «Тип 3» (выпускались в Японии по лицензии компании Vickers под японский винтовочный патрон). На вооружении эсминца Minekaze состояли 6,5-мм пулемёты (во всяком случае, именно их демонтировали с корабля в ходе модернизации 1940 года).

Эсминец Shimakaze, фото не позднее 1938 года. Из-за скрытого за шлюпкой орудия №2 корабль иногда ошибочно идентифицируют как Minekaze после модернизации 1943 года Источник: wikimedia.org
Изменения в составе вооружения в ходе эксплуатации
За время службы эсминец Minekaze прошёл четыре модернизации, три из которых отразилась на его вооружении.
В ходе модернизации 1927 года на эсминце установили два бомбосбрасывателя «Тип 3» (общий боезапас – 18 глубинных бомб).
В ходе второй модернизации в апреле 1940 года на корабле усилили противовоздушное и противолодочное вооружение – 6,5-мм пулемёты заменили на два спаренных 13,2-мм зенитных автомата «Тип 93»; установили два дополнительных бомбомёта «Тип 94» (общий боезапас – 36 глубинных бомб), а также гидрофон «Тип 92» и сонар «Тип 93 модификация 1». По сути, после модернизации 1940 года эсминец превратился из торпедно-артиллерийского корабля в универсальный.
Возросшая роль авиации и использование эсминца, в основном, в качестве эскортного корабля обусловило дальнейшее усиление его возможностей по противовоздушной и противолодочной обороне. Это было сделано в ходе третьей модернизации в 1943 году за счёт демонтажа неиспользуемого вооружения (демонтированы 120-мм орудие №3, второй и третий торпедные аппараты, дополнительно установлены четыре спаренных и два одноствольных 25-мм зенитных автомата «Тип 96», а также произведена замена сонара «Тип 93 модификация 1» на сонар «Тип 93 модификация 5»).
Данные о том, какие системы управления огнём были установлены на эсминце Minekaze, отсутствуют. Точно известно лишь то, что корабль не успел получить радиолокационную станцию, так как первая РЛС обнаружения воздушных целей и управления огнём («Тип 13») на эсминцах типа Minekaze была установлена лишь в феврале 1944 года (на Nadakaze), а РЛС обнаружения надводных целей («Тип 22 модель 4») – в декабре 1944 года (на Sawakaze).
Численность экипажа на эсминцах типа Minekaze составляла 148 человек.
В 20-е годы эскадренные миноносцы типа Minekaze оценивались как весьма неплохие корабли, превосходившие прямых соперников по скорости и как минимум не уступавшие им в вооружении. Однако из-за изменения тактических требований эсминцы, создававшиеся как торпедно-артиллерийские корабли, устарели уже к началу 30-х годов. Японцы вывели эскадренные миноносцы из основного боевого ядра флота, продолжая использовать их для охраны морских акваторий (по советской терминологии – «для охраны водных районов») и рыболовства, а также помощи в проведении боевой подготовки на флоте. Окончательно эсминцы предполагалось вывести из состава флота к 1945 году, а пока они интенсивно перестраивались с учётом новых задач (уже в 1937 году Yakaze переоборудовали в корабль управления радиоуправляемой целью; Shimakaze и Nadakaze – в эскортные корабли; Namikaze, Nokaze и Numakaze – в патрульные корабли). После начала Второй мировой войны эсминцы типа Minekaze использовались, в основном, для эскортирования конвоев.
Боевая служба
Вечный ремонт?
Эскадренный миноносец Minekaze формально вступил в строй 29 марта 1920 года, однако, судя по официальной хронологии, до конца декабря 1921 года «занимался боевой подготовкой во Внутреннем японском море». Возможно, затянувшаяся «боевая подготовка» являлась следствием множества «детских болезней» нового корабля, устранение которых заняло почти два года. Фактическим временем вступления в строй эсминца Minekaze авторы его официальной истории предлагают считать ноябрь 1921 года, когда он вошёл в состав Второго дивизиона эскадренных миноносцев Второй флотилии Второго флота (военно-морская база – Йокосука).
Свой первый дальний учебный поход корабль совершил в период с 19 по 30 августа 1921 года в Жёлтое море с заходом в Дайрен. После передачи Второго дивизиона эскадренных миноносцев в состав эскадры, действовавшей в китайских водах (1 января 1923 года), Minekaze переводится в Дзингтау. После непродолжительного совместного патрулирования с крейсером Yura у Дайрена (с 28 августа по 4 сентября 1923 года) эсминец в начале октября внезапно уходит в Куре, откуда возвращается в Дзингтау лишь 10 марта 1924 года. Причина ухода в Куре до конца неизвестна (по одним данным, у корабля возникли проблемы с котлами, по другим – с герметичностью корпуса). Косвенным свидетельством наличия каких-то проблем можно считать и тот факт, что корабль, вступивший в строй всего четырьмя годами ранее, после непродолжительного патрулирования у побережья Китая (с 19 марта по 16 апреля 1924 года) уже в мае ушёл на базу в Сасебо, где и находился в резерве с декабря 1924 по ноябрь 1927 года. В период с декабря 1927 по май 1928 года эсминец проходил модернизацию на военно-морской верфи в Сасебо, в ходе которой проводился текущий ремонт корпуса и механизмов, а также установка двух бомбосбрасывателей «Тип 3». За первые 98 месяцев своей «жизни» эсминец лишь в течение 36 месяцев использовался в качестве действующего корабля (при этом документально подтверждено выполнение служебных обязанностей в море на протяжении лишь одного месяца), проводя остальное время в резерве, на модернизациях и ремонте.
Использование эсминца Minekaze с марта 1920 по май 1928 года
. | Продолжительность периода месяцев | Удельный вес использования, % |
Пребывание в составе действующих соединений | 36 | 37 |
Нахождение в резерве | 35 | 36 |
Прочее | 21 | 21 |
Модернизация | 6 | 6 |
Итого | 98 | 100 |
Корабль для обеспечения учебного процесса
В 1926 году Япония приступила к строительству нового поколения эсминцев (эсминцы типа Fubuki (в ранних советских источниках фигурируют как Hubuki), вооружённые шестью 127-мм орудиями, являлись, скорее, артиллерийско-торпедными кораблями). По мере поступления новых кораблей в состав флота эсминцы типа Minekaze всё чаще начинают использовать для решения вспомогательных задач. После завершения модернизации Minekaze он с мая 1928 по ноябрь 1931 года пребывает в составе Второго дивизиона эскадренных миноносцев (находящегося в распоряжении командующего военно-морским округом Сасебо) – осуществляет патрулирование в Корейском заливе, охраняет рыболовные промыслы и обеспечивает подготовку тяжёлых артиллерийских кораблей. С декабря 1931 по ноябрь 1935 года Minekaze и однотипный Sawakaze, входившие в состав Второго дивизиона эскадренных миноносцев, обеспечивали боевую подготовку палубной авиации авианосца Kaga из состава Первой дивизии авианосцев (на японском армейском сленге – «работали ловцами стрекоз»). В середине декабря 1935 года Minekaze ушёл на верфь в Куре для ремонта и модернизации (основное внимание уделили усилению конструкции корпуса возле машинного отделения, котельного отделения и носовой оконечности).
«Китайский инцидент»
После завершения модернизации в конце июня 1936 года Minekaze включают в состав Второго дивизиона эскадренных миноносцев Второй флотилии Второго флота (базируясь на Сасебо, дивизион проводит боевую подготовку в районе к юго-западу от острова Кюсю). Интересно, что в некоторых русскоязычных источниках Вторая флотилия фигурирует под названием «Второй эскадры» – вероятно, из-за неполного соответствия оригинальной и советской терминологии.
Возвращение устаревших эсминцев в состав боевого ядра Императорского флота было вызвано обострившейся ситуацией в Китае. Интересно, что в современной американской историографии существуют две даты начала Второй мировой войны: всем известная дата 1 сентября 1939 года фигурирует как начало войны в Европе, а «подлинным началом Второй мировой войны» считается 7 июля 1937 года. Именно в этот день японские войска (по заверениям японцев, проводившие ночные учения) столкнулись с китайскими войсками недалеко от Пекина на мосту Лугоуцяо (также известен как мост Марко Поло). Конфликт, известный в историографии под японским названием «Китайский инцидент», быстро перерос в бой с применением не только стрелкового оружия, но и артиллерии, и послужил предлогом для полномасштабного вторжения японцев в Китай.
Основные сражения развернулись к северу от реки Хуанхэ. 28 июля японские войска захватили Пекин, 29 июля – Тяньцзинь, 13 декабря – Нанкин. Несмотря на отдельные упоминания, в литературе нет достоверных подтверждений участия Minekaze во Втором Шанхайском сражении, длившемся с 8 августа по 8 ноября 1937 года. Более вероятно, что эсминец с относительно слабым артиллерийским вооружением был занят блокированием побережья Центрального Китая в период с 21 июля 1937 по 30 мая 1938 года. После прохождения в июне-июле 1938 года кратковременного докового ремонта в Сасебо корабль вновь участвует в блокаде побережья Центрального Китая (с июля по ноябрь 1938 года), что делает малоправдоподобными отдельные упоминания о его участии в захвате Кантона (ныне Гуанчжоу) в октябре 1938 года.
После захвата Кантона боевые действия на территории Китая затихли, что позволило японцам отозвать часть кораблей для отдыха и переобучения экипажей. После возвращения в Сасебо эсминец Minekaze в период с 22 марта по 2 апреля 1939 года «оперирует у побережья Северного Китая» (возможно, речь идёт об участии в учениях) в составе Второго дивизиона эсминцев (8 февраля 1939 года дивизион был передан в состав Первой флотилии Первого флота), а с конца апреля 1939 по февраль 1940 года – занимается боевой подготовкой у южного побережья Японских островов.
Во второй половине 1939 года японцы решают перейти в Китае к тактике изматывания – императорские войска берут под контроль порт Хайкоу на острове Хайнань и ужесточают блокаду побережья Южного Китая. В рамках новой тактики эсминец Minekaze 20 марта 1940 года прибывает в Такао (остров Формоза), однако после недельного патрулирования у побережья Южного Китая (с 26 марта по 2 апреля 1940 года) возвращается в Сасебо для «текущего ремонта и модернизации». Как уже упоминалось, модернизация 1940 года превратила эскадренный миноносец Minekaze в универсальный корабль (хотя и с явным преобладанием противолодочного вооружения над противовоздушным), открыв новую страницу в его истории.
Эскортный корабль
После завершения модернизации в ноябре 1941 года Minekaze передали в распоряжение командующего Военно-морским районом Мако (в некоторых источниках фигурирует как Охранный район Мако). Корабль прибыл в Шанхай 5 декабря 1941 года и уже 8 декабря принял участие в захвате так называемого «международного квартала». Возможно, именно тот факт, что эсминец был привлечён к этой операции, и стал источником ошибочных упоминаний о его участии во Втором Шанхайском сражении и боях за Кантон. После окончательного захвата Шанхая Minekaze использовался для эскортной службы в районах, удалённых от эпицентра боевых действий. С середины декабря 1941 по июнь 1942 года эсминец базировался на Мако (Пескадорские острова) и сопровождал конвои вдоль китайского побережья. В июле-сентябре 1942 года Minekaze передали в состав Военно-морского района Такао, и, базируясь в Такао (остров Формоза), он сопровождал конвои, шедшие из Китая в Японию.
«Токийский экспресс»
В ходе Битвы за Гуадалканал японское командование начало вынужденно использовать устаревшие эсминцы для переброски грузов. В американской историографии эти регулярные рейсы получили название «Токийский экспресс». Участие Minekaze в «Токийском экспрессе» описано историками следующим образом:
18 сентября 1942 года эсминец включили в состав Флота Юго-Западного района.
25 сентября корабль прибывает в Рабаул.
28 сентября–20 октября эсминец осуществляет перевозки между Рабаулом и островом Шортленд.
23–25 октября и 26–28 октября Minekaze в составе транспортного соединения эсминцев совершает два рейса с Шортленда на Гуадалканал, в ходе которых перевозит около 240 т боеприпасов для стрелкового оружия, 100 солдат и офицеров.
В январе 1943 года эсминец возвращается в Такао.
В августе 1943 года Minekaze уходит на верфи в Куре для текущего ремонта и последней в своей карьере модернизации.
Гибель
10 февраля 1944 года в районе к юго-востоку от острова Формоза конвой, сопровождаемый эсминцем Minekaze, атаковала американская подводная лодка Pogy. Из шести выпущенных ею торпед две попали в Minekaze, ещё одна – в сухогруз Malta Marou. Получив серьёзные повреждения, эсминец затонул спустя 10–15 минут. К чести японских инженеров, отметим, что гибель корабля после затопления четырёх или даже пяти отсеков из четырнадцати – явление почти неизбежное, а пресловутые 10–15 минут до гибели являются вполне приличным результатом, свидетельствующим о неплохой живучести эсминца.
Корабли типа Minekaze являются не только первыми эскадренными миноносцами Императорского флота, разработанными и построенными в Японии, но и служат примером японской прагматичности. В отличие от своих союзников и противников, также располагавших значительным количеством морально устаревших эсминцев второго поколения, японцы своевременно провели модернизацию этих боевых единиц, превратив их во вполне боеспособные противолодочные корабли второго эшелона. Даже слабое противовоздушное вооружение эсминцев типа Minekaze, столь часто критикуемое специалистами, являлось скорее не просчётом, а осознанным выбором: японцы не ожидали появления больших воздушных сил противника в своих тыловых районах и предпочли сосредоточиться на более вероятном противнике – подводных лодках. Эскадренные миноносцы типа Minekaze не снискали победных лавров на просторах Тихого океана, но явились важным этапом в истории японского кораблестроения.
источник: http://warspot.ru/3453-korabl-vtorogo-eshelona