Линейный крейсер Kongo. Британский «лев» под японским флагом

21

Линейный крейсер Kongo. Британский "лев" под японским флагом

Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 21 мая 2015 года.

Содержание:

Когда линейный крейсер «Конго» вступил в строй, он считался наилучшим в своем классе на мировом уровне, что вызвало активные обсуждения в британском парламенте: «Почему страна, пусть и союзная, должна получать от английской промышленности более мощный корабль, чем его аналог на родине?»

Поворотным моментом для Японии стали конец XIX и начало XX века. В стремлении создать «Великую Восточную империю», японское руководство развивало вооруженные силы, полагая, что только мощный флот способен защитить островное государство от прямой агрессии и обеспечить его ресурсами. Для защиты островов Япония нуждалась в флоте линейных броненосцев, тогда как для охраны морских путей был необходим крейсерский флот. Согласно военной доктрине, флот должен был включать равное количество линейных броненосцев и крупных броненосных крейсеров. Оказавшись перед необходимостью обновления флота после появления дредноутов и ограниченными ресурсами, Япония, проявив свойственную ей практичность, решила строить линейные крейсеры. Это решение основывалось на реалистичной оценке сил вероятных соперников: британский и американский флоты значительно превосходили, а русский, напротив, уступал японскому. Линейные крейсеры позволяли защищать собственные пути от русских и наносить ущерб коммуникациям британцев и американцев при попытках блокировки Японии, учитывая малочисленность их сухопутных войск и удаленность Японии, риск высадки можно было игнорировать.

Сначала Япония пыталась проектировать корабли своими силами, но быстро заметила, что из-за небольшого опыта делает это медленнее, чем англичане строят новые корабли. Первый проект устарел после появления крейсера «Invincible», а второй — после постройки «Lion»:

.Японский проект № 1InvincibleЯпонский проект № 2Lion
Водоизмещение, тонн18650200781877529680
Мощность механизмов, л. с.44000410004400070000
Скорость, узлов2525,526,527
Основное артиллерийское вооружениечетыре 305-мм и восемь 254-мм орудийвосемь 305-мм орудийдесять 305-мм орудийвосемь 343-мм орудий

Осознав это, японцы обратились за помощью к англичанам – ведущим специалистам в данной отрасли. На рассмотрение японских адмиралов были предложены проекты фирм «Vickers» и «Armstrong». Несмотря на то, что фирма «Armstrong» уже имела опыт строительства кораблей для императорского флота, победу в конкурсе одержал проект «Vickers», разработанный сэром Джорджем Тэрстоном (впоследствии – создатель британского линейного крейсера Tiger). Проект Тэрстона представлял собой улучшенную версию британского крейсера Lion (в переводе с английского – «лев»).

Тактико-технические характеристики

Контракт с компанией «Vickers» был подписан 17 октября 1910 года (у некоторых авторов ошибочно фигурирует 1912 год). В соответствии с договором головной корабль строился в Англии, а остальные – в Японии. Всего было построено четыре линейных крейсера.

Линейные крейсеры типа Kongo

КорабльВерфьДата закладкиДата спуска на водуДата ввода в строй
Kongo«Vickers» (Барроу, Великобритания)17.01.191118.05.191216.08.1913
HieiВерфь ВМФ (Йокосука, Япония)04.11.191121.11.191204.08.1914
Haruna«Kawasaki» (Кобэ, Япония)16.03.191214.12.191319.04.1915
Kirishima«Mitsubishi» (Нагасаки, Япония)17.03.191201.12.191319.04.1915

В военно-морской литературе описываются две спорные истории, связанные со строительством крейсеров класса Kongo. Одна из них утверждает, что между подписанием контракта с компанией «Vickers» и началом строительства прошел значительный промежуток времени из-за разногласий по вопросу вооружения. Однако, головной корабль был заложен через три месяца после подписания контракта, и возможно, 17 января 1911 года лишь официально считалась датой закладки, в то время как реальные работы могли начаться ранее. В соответствии с другой историей, изначально предполагалось строительство двух кораблей, но впечатляющий эффект от супергромадного крейсера-дредноута был столь велик, что японские адмиралы решили заказать еще два судна того же типа. Однако, возможно, японское руководство изначально планировало возвести четыре крейсера для оптимальной организации флота, учитывая необходимость иметь один корабль на ремонте, другой на переходе, а два — на патрулировании. Задержка в постройке могла быть вызвана подготовкой к локализации производства на японских верфях, так как, по имеющимся сведениям, при строительстве Hiei было использовано около 30% импортных деталей, а Haruna и Kirishima практически полностью изготовлены из японских материалов. Линейные крейсеры типа Kongo имели особое значение в японском судостроении: головной корабль проекта был последним крупным военным кораблем, построенным за границей, тогда как Haruna и Kirishima стали первыми судами, построенными частными японскими компаниями.

Линейный крейсер Kongo, 20 апреля 1913 года. Источник: tsushima.su

Линейный крейсер Kongo, 20 апреля 1913 года. Источник: tsushima.su

Конструкция корпуса

Согласно требованиям Морского Технического департамента Японии, корпус Kongo был значительно модернизирован. В частности, судно получило более выраженный развал бортов по сравнению с прототипом и клиперный форштевень, что улучшило его мореходные качества. В результате этих изменений размеры Kongo немного отличались от размеров крейсера Lion.

Основные геометрические размеры линейных крейсеров Kongo и Lion

.KongoLion
Полное водоизмещение, т2761029680
Длина, м214,8213,4
Ширина, м2827
Осадка, м8,48,4

На крейсере сохранились треногие фок- и грот-мачты, а также три дымовые трубы различных диаметров, однако их расположение было изменено. Трубы на Kongo были размещены более компактно. При этом труба меньшего диаметра, которая на крейсере Lion была носовой, на японском корабле стала средней. Фок-мачту и грот-мачту, которые первоначально стояли между носовой и средней трубами и позади кормовой трубы, передвинули вперед носовой и между средней и кормовой трубами соответственно, что частично уменьшило задымление мостика. Стоит упомянуть, что в отличие от Kongo, где все трубы имели одинаковую высоту, на других аналогичных крейсерах носовая труба была изначально примерно на два метра выше, чем остальные, что решило проблему задымления. На Kongo удлинение носовой трубы произошло только в 1920 году.

Энергетическая установка

Увеличение ширины корабля по сравнению с прототипом и перемещение труб было следствием существенной реконструкции энергетической установки.

Энергетические установки линейных крейсеров Kongo и Lion

.KongoLion
Водоизмещение, тонн2761029680
Количество валов44
Состав энергетической установки4 паровые турбины Парсонса и 36 котлов Ярроу4 паровые турбины Парсонса и 42 котла Ярроу
Мощность, установки, л.с.6400070000
Удельная мощность установки л.с./тонну2,322,36
Тип топливаУголь/нефтьУголь/нефть
Запас топлива, тонн4200/10003500/1135
Максимальная скорость, узлов27,527

Хотя мощность установки уменьшилась почти на десять процентов, благодаря улучшенной мореходности Kongo даже превзошел Lion по максимальной скорости. Высокая скорость этих крейсеров во многом обусловлена использованием смешанного топлива: нефть применялась для достижения максимальной скорости, а уголь — для экономичной. Сравнивать экономичность установок двух кораблей сложно: в большинстве источников дальность плавания японского крейсера составляет 8000 миль при экономичной скорости в 14 узлов, тогда как для английского — 2420 миль при скорости 24 узла. Также различалось размещение машинных и котельных отделений на кораблях. На крейсере Lion энергетическая установка делилась мидельной башней главного калибра на переднюю часть с двумя котельными отделениями и кормовую с котельным и машинным отделениями. В Kongo, из-за смещения башни за кормовую трубу, передняя часть установки состояла из трех котельных отделений, а кормовая — только из машинного. Хотя утверждение о большей экономичности японской установки спорно, отказ от размещения башни главного калибра между дымовыми трубами однозначно увеличивал угол обстрела и защищал надстройку от пороховых газов.

Линейный крейсер Kongo, июнь 1914 года. Источник: tsushima.su

Линейный крейсер Kongo, июнь 1914 года. Источник: tsushima.su

Вооружение

Японцы серьёзно пересмотрели артиллерийское оснащение крейсера Lion: это восемь 343-мм орудий, расположенных в четырех двухорудийных башнях, и шестнадцать 102-мм орудий, размещенных в бронированных носовой и кормовой надстройках. Калибр артиллерии главного и среднего калибра был увеличен, а также добавлены противоминные орудия. Согласно популярной версии, изначально на Kongo планировали установить 305-мм орудия в качестве главного калибра. Тем не менее, узнав конфиденциальную информацию от англичан о том, что «305-мм орудия обладают меньшими живучестью и скорострельностью по сравнению с 343-мм установками», японцы приняли решение оснастить свой корабль более новыми английскими 356-мм орудиями с длиной ствола в 45 калибров (экспериментальный образец был создан и испытан на британском полигоне в Ширнессе в марте 1911 года). Это позволило снабдить японский крейсер орудиями, у которых дальность стрельбы ограничивалась только горизонтом. Как правило, для ранних крейсеров типа Kongo указывают дальность стрельбы в 25000 м при угле возвышения в 20 градусов, хотя не стоит забывать, что построенный в Англии головной корабль обладал углом возвышения до 25 градусов (согласно разным источникам, угол возвышения для крейсеров, построенных в Японии, составлял 20 или 25 градусов).

Установка 356-мм орудия линейного крейсера Kongo. Источник: milday.ru

Установка 356-мм орудия линейного крейсера Kongo. Источник: milday.ru

Основные орудия располагались в четырех башнях, каждая с двумя орудиями: на кораблях Kongo и Hiei башни были многогранными, а на Haruna и Kirishima — округлыми. Все башни размещались по центральной линии корабля: две в передней части с повышением, одна центральная — за третьей дымовой трубой, и одна — в корме. Изменение позиции центральной башни за трубами позволило увеличить количество орудий, которые могли стрелять в корму, с двух до четырех. Это обеспечило не только количественное, но и качественное преимущество, потому что для эффективной корректировки стрельбы требовалось как минимум четыре орудия. Однако на японских крейсерах до 1917 года не было командно-дальномерного поста, что отрицательно влияло на их боевые возможности.

Среднекалиберная артиллерия крейсеров типа Kongo включала шестнадцать 152-мм орудий в одноорудийных казематах, длина ствола составляла 50 калибров. На каждом борту было установлено по восемь пушек с возможностью горизонтальной наводки на 130 градусов и максимальным возвышением в 15 градусов (масса снаряда — 45,36 кг, дальность стрельбы — 21000 м, скорострельность — 4-6 выстрелов в минуту). Увеличение калибра связано с опытом японского флота в русско-японской войне. Тем не менее, вопрос, зачем японцы установили бесполезные 76-мм орудия на своих крейсерах, остается без ответа. Противоминная артиллерия Kongo включала шестнадцать 76-мм орудий с длиной ствола 40 калибров (по две на каждой башне главного калибра, остальные восемь — вдоль бортов в средней части на палубе), а также семь пулеметов. Возможно, японцы изначально сомневались в необходимости этих орудий (на следующих трех кораблях ограничились восемью орудиями на палубе), но окончательно 76-мм орудия и пулеметы были сняты только в 1918 году. Установка зенитного вооружения также задерживалась: по четыре 80-мм зенитных орудия появились на крейсерах лишь в 1923 году. Загадкой остается и установка восьми 533-мм подводных торпедных аппаратов, в отличие от британского крейсера Lion, где их было всего два.

Бронирование

Крейсер Kongo сохранил принципиальную схему бронирования своего британского прототипа.

Бронирование линейного крейсера Kongo и его современников, мм

.KongoLionKing George VBlucher
Тип корабляЛинейный крейсерЛинейный крейсерЛинейный корабльБроненосный крейсер
СтранаЯпонияВеликобританияВеликобританияГермания
Основное вооружениевосемь 356-мм орудийвосемь 343-мм орудийдесять 343-мм орудийдвенадцать 210-мм орудий
Толщина брони, мм
Главный пояс127-229102-229152-30565-180
Верний пояс76-203
Палуба38-5125-6425-10550-70
Казематы15225-76140
Башни229229102-279150-180
Рубка152-254102-25476-279140-250

Основным элементом вертикальной защиты крейсера являлся главный броневой пояс (толщина в средней части – 229 мм). Главный пояс замыкался в носовой части траверзом (толщина – 127-152 мм), а в кормовой части – переборками, смыкавшимися позади кормового барбета (толщина – 152-203 мм). Выше главного располагался верхний броневой пояс, прикрывавший среднюю часть корпуса и доходивший до верхней палубы (толщина в средней части – 203 мм). Верхний пояс замыкался траверзами возле барбета главной башни (толщина – 152-254 мм) и позади барбета третьей (мидельной) башни (толщина – 152 мм). Толщина брони казематов составляла 152 мм, барбетов – 254 мм, башен главного калибра – 229 мм. Толщина брони носовой боевой рубки составляла 254 мм, кормовой рубки – 152 мм. Нетрудно заметить, что крейсеры получили большую защиту от продольного огня с носа, чем с кормы, что свидетельствует о планах использования кораблей для атакующих действий. Вертикальная защита линейных крейсеров Kongo и Lion являлась более слабой, чем у линкоров, но оставляла им шансы уцелеть даже в бою с дредноутами противника. Так, в ходе Ютландского сражения Lion сохранил плавучесть после попадания тринадцати 305-мм снарядов и взрыва в средней башне, а потери на однотипном Princess Royal после попадания тринадцати «тяжелых снарядов» составили 22 убитых и 81 раненый.

Значительно больше нареканий вызывает горизонтальное бронирования, которое английские моряки с горькой иронией прозвали «картонным». На Kongo толщина бронепалубы составляла всего 38-51 мм, что было значительно меньше чем, например, у германского броненосного крейсера Blucher. Недостаточность горизонтальной защиты дорого обошлась англичанам во время Ютландского сражения: линейный крейсер Queen Mary (тип Lion) затонул в результате попадания снаряда в погреб носовых башен через палубу (в результате взрыва боезапаса он разломился на две части и почти мгновенно затонул).

Точные данные о противоминной защите крейсеров отсутствуют, но известно, что подорвавшийся на германской мине крейсер Haruna получил серьезные повреждения, хотя остался на плаву и даже не потерял ход. В целом, бронирование крейсеров типа Kongo было характерным для линейных крейсеров – избыточным для боя с крейсерами противника и недостаточным для борьбы с линкорами.

На момент своего вступления в строй Kongo являлся самым совершенным линейным крейсером мира, что вызвало бурные дебаты в британском парламенте:

«Почему иностранная держава, пусть даже дружественная, должна получать от английской промышленности более мощный корабль, чем его отечественный прототип?»

Боевая служба во время Первой мировой войны

16 августа 1913 года крейсер Kongo начал переход в Японию, завершившийся 5 ноября того же года прибытием в Йокосуку – столь долгий путь, успешно проделанный кораблем, свидетельствует о высокой подготовке японского экипажа. Участие крейсеров типа Kongo в Первой мировой войне полностью соответствует японскому отношению к этому конфликту (захватив в начале войны германские колонии в Тихом океане, Страна Восходящего Солнца самоустранилась от активных боевых действий, игнорируя все призывы союзников по Антанте). По одним данным, Kongo участвовал в безуспешной погоне за германской эскадрой графа фон Шпее, по другим – совершенный им выход в центральную часть Тихого океана (с 26 августа по 12 сентября 1914 года) был связан с эскортными операциями. В дальнейшем японские крейсеры не принимали участия в активных боевых действиях (правительство Японии отвечало категорическим отказом на предложения союзников отправить корабли в Европу, сдать их в аренду или продать).

После окончания войны японцы планировали вывести линейные крейсера типа Kongo из боевого состава флота, но подписание в 1922 году Вашингтонского морского соглашения изменило их планы. В соответствии с этим соглашением, во-первых, устанавливался предельный лимит суммарного водоизмещения линейных кораблей (для Японии он составил 315000 тонн), во-вторых, вводился мораторий на замену существующих линейных кораблей новыми до 1931 года. Надо отметить, что Япония подписала соглашение только после ультиматума США, пригрозивших закладывать по четыре новых линкора в ответ на каждый японский. Вынужденные отказаться от амбициозной программы «8+8», предусматривавшей строительство восьми новых линкоров и восьми линейных крейсеров, японское правительство приступило к модернизации имевшихся кораблей (четыре линейных крейсера Kongo и по два линкора типов Fuso, Ise и Nagato). Кроме того, японцы проявили известную хитрость. Формально крейсер Hiei не вмещался в установленный лимит, и японцы переоборудовали его в учебный корабль, демонтировав кормовую башню главного калибра, всю среднюю артиллерию и даже бортовую броню. После модернизации в 1936-40 годах Hiei был возвращен в строй и воевал вплоть до своей гибели у острова Гуадалканал 13 ноября 1942 года.

Модернизация

Крейсеры типа Kongo предполагалось превратить в «быстроходные линкоры», существенно усилив их броневую защиту, хотя, по утверждению ряда источников, существовал и альтернативный проект по их переоборудованию в «торпедные линейные крейсеры». Согласно альтернативному проекту, планировалось убрать кормовые башни вместе с барбетами, а также все кормовые орудия из казематов, а на их место установить четырнадцать торпедных четырехтрубных аппаратов (по три – в спонсонах, остальные – открыто на палубе). Помимо этого, предполагалось значительно усилить противовоздушную оборону за счет установки двенадцати спаренных 127-мм и восьми 76-мм зенитных орудий. Трудно сказать, насколько серьезно рассматривался этот необычный проект, но реализован он не был (возможно, проект является шуткой одного из современных авторов).

Линейный крейсер Kongo, ноябрь 1928 года Источник: tsushima.su

Линейный крейсер Kongo, ноябрь 1928 года Источник: tsushima.su

Модернизация крейсеров осуществлялась в два этапа. Kongo прошел первый этап модернизации в 1929-31 годах, а второй – в 1936-37 годах (по его итогам он был переклассифицирован в линейный корабль). Основные усилия инженеров были направлены на усиление броневой защиты, что привело к существенному росту водоизмещения корабля.

Основные геометрические размеры линейного корабля Kongo до и после модернизации

.До модернизацииПосле 1-го этапа модернизацииПосле 2-го этапа модернизации
Полное водоизмещение, т276103178836700
Длина, м214,8214,8222
Ширина, м283232
Осадка, м8,48,549,7
Линейный крейсер Kongo, 21 ноября 1929 года. Источник: tsushima.su

Линейный крейсер Kongo, 21 ноября 1929 года. Источник: tsushima.su

Энергетическая установка

Первый этап модернизации носил косметический и во многом вынужденный характер: требовалось заменить 36 изношенных котлов Ярроу. По одним данным, Kongo, Haruna и Kirishima получили по шестнадцать паровых котлов «Миябара». По другим – на Kongo установили шесть основных котлов типа «РО» системы Морского Технического департамента со смешанным отоплением и четыре котла нефтяного отопления меньшей производительности. На кораблях сохранили смешанное угольно-нефтяное отопление, но пересмотрели пропорцию топливных запасов: запас жидкого топлива возрос с 1000 тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн до 2661 тонн. Максимальная скорость крейсера возросла до 29 узлов, а дальность плавания – до 9500 миль при скорости 14 узлов.

Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов сгорания, что позволило демонтировать одну дымовую трубу, и корабль обрел своеобразный двухтрубный силуэт. В ходе второго этапа модернизации четыре паровые турбины «Парсонс» прямого действия (непосредственно соединялись с валом гребного винта) заменили на четыре турбозубчатых агрегата, разработанных Морским Техническим департаментом, а смешанные угольно-нефтяные котлы – на восемь нефтяных котлов «Кампон». Использование редуктора, позволившее турбинам развивать большие скорости, более эффективное топливо (нефть), повышение температуры и давления рабочего режима существенно повысили эффективность энергетической установки (ее суммарная мощность возросла до 136000 л. с., что позволяло кораблю развивать скорость до 30 узлов). Дальность плавания возросла до 10000 миль при скорости 18 узлов и запасе топлива в 4500 тонн нефти.

Вооружение

Модернизация вооружения корабля также производилась в два этапа. Модернизация орудий главного калибра осуществлялась за счет увеличения угла возвышения и разработки новых боеприпасов. Первая модернизация была произведена еще в 1924 году – максимальный угол был увеличен с 25 до 33 градусов, в результате чего дальность стрельбы возросла с 25800 до 29000 метров. В ходе модернизации 1929-31 годов максимальный угол возвышения довели до 43 градусов (дальность стрельбы возросла до 33000 метров), что позволяло Kongo вести бой в одной линии с линкорами типа Nagato, вооруженными 406-мм пушками.

Вторая носовая башня главного калибра линейного крейсера Kongo. Источник: navycollection.narod.ru

Вторая носовая башня главного калибра линейного крейсера Kongo. Источник: navycollection.narod.ru

К началу Второй мировой войны основным боеприпасом 356-мм орудий являлись бронебойные снаряды с дистанционным взрывателем «Тип 91» (масса снаряда – 673,5 кг, начальная скорость – 775 м/с). Дальность поражения такими снарядами составляла 25000 метров при подъеме орудия на 20 градусов, и 35450 метров – при 43 градусах. С изменением систем управления огнем перестраивалась и возникшая на месте фок-мачты «пагодообразная» надстройка, которая обрастала все новыми приборами управления стрельбой.

«Пагодообразная» надстройка линейного крейсера Kirishima. Источник: milday.ru

«Пагодообразная» надстройка линейного крейсера Kirishima. Источник: milday.ru

В ходе модернизации 1936-37 годов были демонтированы два 152-мм орудия из носовых казематов, а угол возвышения оставшихся довели до 30 градусов. Неуклонно усиливалось и противовоздушное вооружение корабля.

Зенитная артиллерия линейного корабля Kongo

.127-мм орудия80-мм орудия40-мм автоматы25-мм автоматы13-мм пулеметы
19234
19267
19328
1933848
1937820

В начале 1943 года на корабле демонтировали шесть 152-мм орудий и довели количество 127-мм зенитных орудий до двенадцати (шесть спаренных установок), а 25-мм автоматов – до тридцати четырех (семнадцать спаренных установок). Летом 1944 года количество 25-мм автоматов довели до девяноста четырех.

Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы в 1929-31 годах (их нельзя было использовать из-за пристроенных булей), а остальные – в 1936-37 годах.

Схема линейного корабля Kongo, 1944 год. Источник: wikimedia.org

Схема линейного корабля Kongo, 1944 год. Источник: wikimedia.org

Первое авиационное вооружение (один гидросамолет) появилось на Kongo в 1921 году. В 1929-31 годах свободное пространство между третьей и четвертой орудийными башнями использовали для размещения еще трех гидросамолетов типа «14», взлетавших исключительно с водной поверхности из-за отсутствия катапульты (по другим данным, к началу Второй мировой войны корабль все же ее получил). В 1933 году самолеты типа «14» заменили на тип «90».

Бронирование

В процессе модернизации основное внимание уделялось усилению горизонтальной и подводной противоминной защиты. По планам, горизонтальная броневая защита должна была противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях 20-25 км, а противоминная защита – взрыву 200-кг заряда.

Месторасположение машинных и котельных отделений сохранило двухэшелонное горизонтальное бронирование, но при неизменном 19-мм настиле на нижней палубе толщину верхней палубы увеличили с 38 до 63,5-102 мм. Основания дымовых труб прикрыли 165-мм плитами, вентиляционные шахты котельных отделений – 178-мм плитами, а вентиляционные шахты машинных отделений и подъемники боезапаса башен главного калибра – 102-127-мм плитами. Крыши башен главного калибра усилили установкой 76-мм плит поверх существовавшей брони такой же толщины.

Мероприятия по улучшению вертикальной защиты носили ограниченный характер – для артиллерийских погребов барбеты орудий главного калибра усилили установкой дополнительных 76-мм плит.

В качестве противоминной защиты борта Kongo были оборудованы булями с целью увеличения живучести корабля, а также создания дополнительного запаса плавучести. Внутри були заполнялись водонепроницаемыми стальными трубами, предназначенными для погашения энергии подводного взрыва. Внутри или поверх обшивки корпуса навесили от трех до четырех слоев 25,4-мм плит из высокопрочной стали «HT» (High Tensile steel), а возле котельных отделений установили дополнительные 76-мм продольные переборки. В результате модернизации общая масса брони возросла с 6606 до 10478 тонн.

В ходе модернизации 1936-37 годов существенно усовершенствовали систему борьбы за живучесть. По обоим бортам корабля оборудовали систему быстрого контрзатопления, состоявшую из двадцати отсеков, а также систему нормального затопления из двадцати шести отсеков (вместимость систем – 500 и 1500 тонн соответственно). Посредством затопления первой группы отсеков крен корабля уменьшался на 5,5 градуса, а при затоплении второй группы отсеков – на 7,7 градуса.

Мероприятия по усилению бронирования и установке системы контрзатопления существенно повысили живучесть линкоров типа Kongo. Так, в ходе боев за остров Гуадалканал в ноябре 1942 года линейный корабль Hiei сохранил плавучесть, получив более сотни попаданий 152-мм снарядов, четырех торпед (две с – американских эсминцев, еще две – с самолетов-торпедоносцев) и налета бомбардировщиков B-17 (в итоге корабль затопила сама команда). Однако принятые меры оказались недостаточными для защиты кораблей от нового американского вооружения. Так, 14 ноября 1942 года линкор Kirishima потерял ход после попадания девяти 406-мм снарядов с американского линкора South Dakota (интересно, что наиболее слабым элементом бронирования линкора оказалась вертикальная защита, изначально бывшая сильнейшим элементом его бронирования). Как показала судьба линкора Kongo, недостаточной оказалась и противоминная защита.

Линейный корабль Kongo, 19 января 1937 года. Источник: tsushima.su

Линейный корабль Kongo, 19 января 1937 года. Источник: tsushima.su

Боевая служба в годы Второй мировой войны

Линкор Kongo принимал активное участие в пяти военных кампаниях во время Второй мировой войны. В трех из них (битве за Малайский барьер (январь-март 1942 года), захвате Филиппин (декабрь 1941-май 1942 года) и битве за Соломоновы острова (август 1942-февраль 1943 года) корабль, в основном, осуществлял огневую поддержку десантов, причем делал это довольно успешно. Так, обстрел линкорами Kongo и Haruna американских позиций у аэродрома Хендерсон-филд на острове Гуадалканал 13-15 октября 1942 года получил превосходную оценку даже у настроенных антияпонски авторов «Всемирной истории войн» Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи:

«В результате этих действий японцы установили эффективный контроль над морскими пространствами вокруг Гуадалканала».

В марте-апреле 1942 года все линкоры типа Kongo принимали участие в рейде в Индийский океан (в основном, осуществляя прикрытие японских авианосцев). Kongo участвовал и в сражении при Лейте – возможно самой трагической битве императорского флота во время Второй мировой войны (17-25 октября 1944 года). Ему удалось уцелеть и в битве в море Сибуян (23-24 октября), и в сражении у мыса Энганьо (25 октября), которые свелись к непрерывной бомбардировке американской авиацией японского флота, практически не имевшего поддержки с воздуха. По наиболее распространенной и несколько «обидной» для Kongo версии американцы попросту не обратили на него внимания, сосредоточившись на уничтожении супердредноута Musashi и авианосцев. Корабль взял курс на родную базу и 21 ноября 1944 года погиб в результате попадания, по разным данным, от одной до трех торпед с американской субмарины Sea Lion. Таким образом, можно сказать, что линейный крейсер Kongo был рожден британским «львом», а убит – американским.

И линейные крейсеры, и линкоры типа Kongo являлись весьма удачными представителями своих классов. Однако проблема состояла в том, что сами эти классы не вполне соответствовали реалиям Второй мировой войны – линейные крейсеры оказались невостребованными из-за отсутствия полномасштабной крейсерской войны, а линейные корабли, оказавшиеся беззащитными против авиации и подводных лодок – из-за отсутствия крупных артиллерийских сражений между линейными флотами.

источник: https://warspot.ru/3200-britanskiy-lev-pod-yaponskim-flagom

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account